«Внешняя политика Петра I. Северная война»
Цель урока: охарактеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII столетия, рассказать о ходе Северной
Войны, создании в России армии нового образца и ее превращении в
европейскую супердержаву
План урока:
Выдающиеся личности: Е.И. Украинцев, Карл XII, М.М. Голицын, Я.В. Брюс, И.С. Мазепа, Ф.М. Апраксин.
Важнейшие даты:1700-1721 гг. – Северная война, 1700 г. – поражение русских под Нарвой, 16 мая 1703 г.- основание Санкт-Петербурга, 28 сентября 1708 г.-сражение у д. Лесной, 27 июня 1709 г.- Полтавская битва,1710г.- взятие русскими Риги, 1711г.-Прутский поход, 27 июля 1714г.- сражение у мыса Гангут, 1720г.- победа русского флота при Гренгаме, 1721г.- Ништадский мир.
Оборудование урока: карта « Россия в XVII в.- 1760-х гг.», атлас,
Ход урока.
- Почему Петр отправился в поход на Азов? (Россия обязана была вести военные действия против Турции.)
- Почему первый Азовский поход закончился неудачей?(Для осады Азова необходимо было иметь флот.)
- Каковы были цели Великого посольства
I. Изучение нового материала.
1. Учитель сообщает: этот урок мы посвятим изучению « Северной войны «, которая сделала Россию великой европейской державой.
Работа с картой. Учитель показывает на карте побережье Балтийского моря, Территорию России, Швеции, Дании, Саксонии и Польши, направление первых ударов шведских войск, места постройки флота, основания Петропавловской крепости.
Работа с классом. Ответы на вопросы.
- Какие страны вступили в Северный союз?(Россия, Дания, Саксония.)
-Почему Петр объявил войну Швеции именно 9 августа? (8 августа было заключено перемирие с Турцией.)
-Как Петр готовил Россию к войне? (Объявил первый рекрутский набор, нанял иностранных офицеров.)
Заполнение таблицы учениками в тетрадях. Таблица заполняется на уроке по ходу рассказа учителя.
Основные сражения Северной войны.
Год и место сражения |
Результаты |
1700 г., ноябрь, Нарва |
Поражение русских войск |
1701г., декабрь, Эрестефер под Дерптом |
Победа русских войск под командованием Шереметьева |
1702г., октябрь |
Взятие Нотебурга (Орешек) |
1703г., весна |
Падение Ниеншанца |
1704г. |
Взятие городов Ям, Копорье, Дерпт, Нарва |
1708г., июль, Головчино |
Поражение русских войск под командованием Репнина |
1708г., август, Доброе |
Победа русских войск под командованием Галицина |
1708г., сентябрь, Лесная |
Победа русских войск над корпусом Левенгаупта |
1709г.,июнь,Полтава |
Разгром армии Карла XII |
1710г. |
Взятие Риги, Ревеля, Выборга |
1713г., январь, Фридрихштадт |
Победа русских войск |
1714г., июль, м. Гангут |
Победа русского флота |
1714г. |
Захват Аландских островов, высадка на побережье Швеции |
1720г.,июль, о. Гренгам |
Победа русского флота |
2.Работа с учебником. Самостоятельное чтение отрывка § 42, с. 22-описание Нарвского сражения.
Диспут. Предложить ученикам высказать свое мнение о причинах проигрыша Нарвской битвы.
Учитель сообщает: В самом начале войны Карл XII добился капитуляции Дании, выхода ее из состава Северного союза. Разбив русские войска под Нарвой, Карл счел, что Россия не является серьезным противником, и перебросил большую часть своих войск на территорию Польши. В 1706г. Польский король Август также капитулировал. Королем Польши стал ставленник Швеции Станислав Лещинский. Россия потеряла последнего союзника. КарлXII готовился к походу на территорию России- было выбрано южное направление, поход на Украину, там шведы надеялись получить помощь от украинского гетмана Мазепы.
3. Мнение историка. Ключевский считал, что реформаторская деятельность Петра не велась по заранее обдуманному плану, все его социально- экономические преобразования были вызваны необходимостью обеспечить возможность ведения военных действий на современном европейском уровне.
Самостоятельная работа с учебником (42, с.19,21,23). Вычислить информацию, относящуюся к преобразованию армии, и записать в тетрадях:
-рекрутские наборы-окончательный переход к регулярной армии,
-строительство заводов наУрале, переплавка колоколов на пушки,
-поиск денег-прибыльщики.
-основание Санкт-Петербурга и Кронштадта,
-строительство флота на Олонецкой верфи,
-подготовка офицерских кадров (Навигацская школа).
Работа с картой и контурными картами. Ученикам по выбору учителя предлагается самостоятельно показать на карте места первых побед русской армии, место основания Санкт-Петербурга, путь, по которому флот переправлялся на Балтику.
4. Чтение дополнительного материала.
Учитель зачитывает отрывок событий накануне Полтавского сражения(метод. пос.).
Работа с контурными картами. Учитель показывает путь армии Карла XI на Украину , места сражений.
Работа с учебником. Изучение хода Полтавской битвы на вклейке.
Учитель сообщает: Разгром корпуса Левенгаупта не позволил обеспечить шведскую армию продовольствием. Трехмесячная осада Полтавы успехом не увенчалась, шведские войска были измотаны.к тому же русская армия имела превосходство в артиллерии. Тем не менее, Петр шел на риск, решившись дать шведам генеральное сражение- генеральное сражение всегда чрезвычайно опасно, здесь можно было все выиграть или все проиграть, а русские войска никогда еще не выигрывали генерального сражения. Накануне Полтавской битвы Меньшиков на виду у шведской армии взял Батурин, резиденцию украинских гетманов, что, разумеется, повлияло на моральный дух войск. Петр выбрал для своих войск выгодную позицию, в сражении умело маневрировал, не бросал в бойI
Сразу все войска, лично ходил в атаку. Потери противника были огромны-8 тысяч убитых, 3 тысячи раненых, 16 тысяч пленных. Карл XII, бросил остатки своей армии и бежал к турецкой границе.
Работа с учебником. Чтение текста с. 28 –описание обеда, данного Петром пленным шведским офицерам.
Диспут. Вопросы классу для общего обсуждения:
-Почему Петр назвал шведов своими учителями?
- Сравните обращение Карла и Петра к войскам перед битвой? В чем разница? Слова, какого полководца кажутся вам убедительными и почему?
5. Доклады. «Боевые действия русского флота у мыса Гангут» и «Морское сражение у острова Гренгам».
6.Работа с учебником. Чтение материала о завершении Северной (45, с. 42-43 ).
Учитель сообщает: по условиям Ништадского мира к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии с Выборгом, острова Эзель и Даго; Россия уплатила Швеции 2,5 млн. ефимков, оставила оккупированную территорию Финляндии и обещала сохранить привилегии прибалтийского дворянства.
Значение Северной войны было огромно: Россия получила выход к Балтийскому морю, статус «великой державы», закаленную армию, новые земли в Прибалтике и возможность активизировать свою внешнюю политику на других направлениях.
III.Итог урока
Северная война началась с разгрома российской армии. Однако Петр сумел сконцентрировать силы страны, создать боеспособную армию. Возросшее военное и экономическое могущество России вылилось в разгром шведов в Полтавском сражении. Россия становится гегемоном в Восточной Европе, одной из «великих держав» Европы.
Домашнее задание
1. §8,45.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.