Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)
Оценка 4.9

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
19.02.2018
Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)
Данный урок является 5 уроков в теме раздела "Кровь.Кровообращение".Целью урока является освоение знаний по строению сердца, его работе, а также рассмотрение кругов кровообращения.Весь урок проходит с интеграцией (с литературой), для выявления познавательного интереса к теме.работа с учебником как самостоятельное добывание знаний так же приводит к активизации и осмыслению материала.
урок отправить d.docx
Тема: «СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА. КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ.  (урок в 8классе).  Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний­ комбинированный. Цель урока:Изучить строение и работу сердца, роль сосудов и кругов                   кровообращения в организме человека. Задачи:                                                                                                       образовательные: ­создать условия для формирования у детей представлений о строении сердца;                   формировать понятия­ перикард, миокард, эпикард,эндокард, электрокардиограмма,  створчатые клапаны ца; познакомить с отличительными признаками растительной и  животной клеток; ­ проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической культурой по  вопросам здорового образа жизни; ­создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать  выводы; Развивающие: ­развивать познавательный интерес к теме, навыки к устной и письменной речи, память,  мышление,   самостоятельное мышление, направленное на формирование  санитарно­ гигиенических понятий. ­развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения  занимательного материала, создание проблемных ситуаций; ­развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь; ­развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся. Воспитательные: ­формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, чувство  коллективизма, уверенности в своих силах. ­ формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения; ­ пропагандировать здоровый образ жизни; ­ воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия. Личностные УУД: ­внутренняя позиция школьника; ­учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу; ­ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ­самоанализ и самоконтроль результата; ­способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: ­поиск и выделение необходимой информации; ­применение методов информационного поиска; ­способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ,  сравнение). Коммуникативные УУД: ­формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный  вопрос, аргументировать; ­умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять  сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: ­контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; ­коррекция; ­оценка. Методы: репродуктивный, наглядно­демонстрационный, частично­поисковый. словесный – беседа на основе знаний учащихся; наглядный – демонстрация  наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций; исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к  знанию; Методические приемы: логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов; организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся; технический – использование наглядности, интерактивного оборудования. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учителя, диск «Анатомия», муляжи, таблицы» Строение  сердца», « Круги кровообращения»,  кардиограммы сердца больного и здорового человека. На столе учителя: цветок антуриум, лев, фонендоскоп. 1. Организационный этап.   ХОД УРОКА.     (5 минут). (Слайд 1) Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем совершать экскурс в тему «кровь и  кровообращение» и прежде чем отправиться дальше предлагаю откорректировать наши  знания в виде индивидуальных вопросов 2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.(Слайд 2) Задание 1 (индивидуальный опрос) Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма). Жидкая соединительная ткань – … (кровь). Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген). Плазма крови без фибриногена называется – … (сыворотка крови). Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты). Учитель: Кто готов ответить? Пока обдумываются ответы на вопросы, мы с вами поразмышляем над следующей  проблемой­ (проблемный вопрос – групповая работа) В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном  море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых  кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и  “гаванями”.  Ответ:( Правильно: Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг). Учитель: Проверяем ответы Сверка на слайде №3 Учитель: Следующие 5 вопросов кто готов ответить? Слайд №4 Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо  содержание гемоглобина в них, – … (анемия). Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор). Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – …  (иммунитет). Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – …  (вакцина). Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или  белком, – … (антитела). И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм  жертвует какой то частью для спасения целого.  Учитель: О каком процессе говориться? Ответ: Фагоцитозе. Человек заболел. По характеру и месту боли врач подозревает, что у него воспаление  червеобразного отростка. Больному делают анализ крови. Предположите, почему врач  решил оперировать больного? Ответ: Анализ крови показал повышенное содержание лейкоцитов. Учитель: Слушаем ответы на  вопросы и сверяем их с ответами на слайде (Слайд  №5)Оценивание ответа) 3. Мотивация. Создание проблемной ситуации. (Слайд6).  Учитель: Посмотрите внимательно на предметы, расположенные на столе и слайде  Перечислите их. Ответ: антуриум, лев, фонендоскоп. Учитель: Что объединяет эти предметы? Ответ: Сердце Учитель: Докажите, почему вы так решили?( Слайд 7) Ответ: Декоративное растение антуриум имеет лепестки красного цвета, которые срослись  в форме сердца. Традиционно считают, что лев­храброе животное ,и про смелого человека говорят, что у  него сердце льва. Фонендоскоп­ медицинский прибор для прослушивания работы сердца и лёгких. 4.Постановка темы и цели урока. (Слайд 6,7,8) (Учитель:  «Пусть каждый день и каждый час новое для вас добудет. Пусть добрым будет ум  у вас и, разумным сердце будет.»(Слайд 8) ­ Что такое сердце? Что мы хотим узнать о нём? Ответы учащихся. Учитель: Что перекачивает сердце? Кто помогает перекачивать? Значит тема урока­ Строение и работа сердца. Круги кровообращения.( Слайд 9) Записываем тему в тетрадь. Учитель: А теперь посмотрите на слайды(№ 10­11)и сравните, совпали ли наши цель и план урока?   1. познакомиться со строением и работой сердца, 2. выяснить роль сосудов   3. уметь  различать круги кровообращения Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому, отправляемся вперёд – изучать  наше сердце. 5.Актуализация знаний. «Сердце подобно жернову, дающему муку, когда засыпано достаточно зерна, но стирающемуся,  когда его не подсыпают»  К.Вебер.( слайд12) Камень твёрдый? Яблоко с багрово­красной кожей? Может быть, меж рёбер и аортой Бьётся шар, на шар земной похожий? Так или иначе, всё земное Умещается в его пределы Потому что нет ему покоя, (слайд 13) Много произведений, песен посвящено сердцу. Может кто­нибудь знает какие....(М.Горький­  смелое сердце Данко, песни Ротаро ­каменное сердце и т.д.) Какое бывает сердце? Давайте приведём прилагательные к данному слову. Ответы учащихся ( слайд 14) Включается биение сердца( запись) Прислушайтесь: чтобы ты не делал, спал. Ел, бежал, прыгал­  всегда раздаётся приглушённый ритмичный стук сердца­ это бьётся твоё сердце. А кто знает какого оно размера? Какой формы?( Слайд 15) Сожмите руку и вы увидите какой формы и какого размера оно. Давайте посмотрим, где оно расположено? Демонстрация макета грудной полости. Сердце находится за грудиной. Несколько сдвинуто влево, массой 300грамм, в околосердечной  сумке, называемой  перикардом. (Слайд 15) А как вы думаете, для чего она нужна сердцу? Ответ: В ней находится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его  сокращениях. Запишем в тетрадь­ околосердечная сумка­перикард. Стенка имеет слои­ давайте выясним какие и сколько, для этого поработаем с учебником – стр.80 Кто нашёл? Читаем и выписываем в тетрадь: Околосердечная сумка­перикард наружный соединительно­тканный слой­эпикард  средний мышечный слой­ миокард эпителиальный внутренний слой­ эндокард ( слайд 16) Давайте , разберёмся из чего же состоит наше сердце? Вопрос :Что мы видим? Ответы: Две половинки( левая и правая) Слайд 17 Что они содержат? Ответ: предсердия и желудочки. Они соединены непрерывно или их что­то отделяет? Ответ: Клапаны­ двустворчатый в левой половине сердца и трёхстворчатый в правой половине  сердца. Вопрос: Для чего они нужны? Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь  двигаться в одном направлении. Смотрим дальше рисунок сердца: при выходе крови из сердца , с чем она сталкивается?  Ответ: С клапанами Вопрос: Как они называются? Ответ: Полулунные Вопрос: Зачем они нужны? Ответ: Движение крови в одном направлении.                     Болит, болит, страдает, плачет                      И рвётся сердце из груди                     Его пинают словно мячик                  Но всё же бьётся.......погляди. Оно работает! Сердце во время сокращения желудочков совершает вращательные движения, поворачиваясь слева­ направа и меняя свою форму­ из элипсодного в круглое, плотное – ударяет верхушкой сердца о  грудную клетку в области 5 межрёберного промежутка. Сердце­ неутомимый мотор , за день твоё сердце сокращается почти 10000 раз и перекачивает за  час около 3оо литров крови. На один удар сердце затрагивает столько энергии, что её хватило бы,  чтобы поднять груз массой 200 г. на высоту 1 метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот  груз на высоту 20­этажного дома. Знаете ли вы, что:(слайд 19) 1. Различна частота сердечных сокращений ­ у детей до года­до 200 ударов в минуту; до 10 лет­ 90 ударов; с 20­60 лет­ 60­70 ударов; после 60 лет­ 90­95 ударов. 2.За 70 лет сердце сокращается 2,5 млрд. раз, этой работы достаточно, чтобы поднять  железнодорожный состав на гору Монблан ( выс.5000 м) Рассмотрим же работу сердца на примере одного сердечного цикла. Начертим таблицу( слайд 20) Открываем стр.62­63 учебника Батуева. 9 работа в тетрадях ­ заполнение таблицы) Проверка таблицы  (слайд21) Фазы работы сердца Продолжитель ность фазы Перемеще ние крови Сокращение (систола) предсердий Сокращение (систола) желудочков 0, 1 сек 0,3 сек Расслаблен ие 0,4 сек Из предсерди я в желудочки Из желудочко в в артерию и аорту Из вен в предсерди Положен ие створчат ых клапано в открыты закрыты открыты (диастола) сердца я и в желудочки Итак, сердечный цикл проходит 0,8 сек. Этот сердечный цикл послушаем с помощью  фонендоскопа. Наука о работе сердца­  кардиология. Кардиограммы позволяют определять  здоровое или больное сердце. Перед вами кардиограммы, рассмотрите их. Работу всех клеток сердечной мышцы можно сравнить с добровольной согласованной работой  сплочённого коллектива. Однажды выдающийся врач эпохи Возрождения Везалий вскрыл труп,  чтобы установить причину смерти. Каков был его ужас и  всех присутствующих, когда после  вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо бьющееся сердце( слайд 22) Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человек и приговорила к паломничеству в  Палестину, откуда он не вернулся. Неужели такой выдающийся врач, принял за мертвеца живого  человека? ( Конечно же нет)( слайд 22) Почему же сокращалось сердце? Вспомним какой мышцей образована сердечная и каковы её особенности. Сердечная мышечная поперечно­полосатая ткань обладает качеством нервных волокон,  самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы.И это свойство называется автоматией  сердца. Итак, сердце­насос, который перекачивает кровь. А кто помогает провести кровь по всему  оганизму? Ответ: Сосуды. Вопрос: Какие они бывают­ найдём ответ в учебнике на стр.81 Кто нашёл, зачитываем и пишем схему. ( слайд 23) Кровеносные сосуды­ вены ( к сердцу)     / капилляры ( пронизывают все органы)     \ артерии( от сердца) И куда же дальше течёт кровь? Непрерывно, благодаря кругам кровообращения. Вопрос: Какие мы знаем круги бывают? ( слайд 24) Ответ: Большой и малый . Вопрос: Какой был первый круг? Ответ: Большой и  открыл его Гарвей в 1628 году. Малый круг был описан в трудах испанского врача Сервета. Итак, давайте разберёмся и вспомним как проходит кровь в большом круге кровообращения.Для  этого ответим на вопросы слайда, рассматривая рисунок учебника –стр.82 ( слайд 25) • • • • 1.В каком отделе сердца он начинается? 2.По каким сосудам кровь поступает к органам тела? 3.В каких сосудах происходит газообмен? 4.По каким сосудам кровь поступает в правое предсердие?  Ответы учащихся Составляем схему БКК( слайд 26) Левый желудочек­­­аорта­­­артерии­­­капилляры органов­­­­вены ( нижняя и верхняя  полые)­­­­ правое предсердие. Теперь разберёмся с малым кругом кровообращения­ у каких организмов он впервые  появился­ земноводных( с выходом на сушу) Вопрос: Как он называется? Ответ: Лёгочный. Ответим на вопросы и составим схему малого круга( слайд 27­28) 1.В каком отделе сердца он начинается? 2.По каким сосудам кровь течёт в лёгкие? 3.Какая кровь(артериальная или венозная)     течёт в этом  сосуде? 4.Где происходит превращение венозной крови в артерии? 5.По какому сосуду и в какой отдел сердца кровь возвращается в сердце?   Схема МКК: Правый желудочек   ­  лёгочные артерии­капилляры лёгких­ лёгочные вены­ левое предсердие. Запишем домашнее задание.( слайд  29)                       6.Закрепление изученного. Проверим наши знания по данной теме( слайд 30­31)  1.Сердце человека:а)3­х камерное    б)2­х камерное     в) 4­х камерное 2.Значение клапанов сердца: а)защитная функция  б)обеспечивают питание сердца  в)обеспечивают движение крови в одном направлении 3.Сердце обладает автоматизмом­ это значит: а)сокращается и расслабляется с участием нервной системы б)способно сокращаться без участия нервной системы в)приспосабливается к изменяющимся условиям среды 4.Какой сосуд выходит из левого желудочка: А )аорта  б)вена   в) нижняя полая вена 5.Какие мышцы образуют сердце: а)поперечно­полосатые   б) гладкие  задание №2:К данным терминам соотнесём понятия: • • • • • • • • Термины                                 Понятия 1.перикард         а)раздел медицины, изучающий.. 2.миокард          б) внутренний слой 3.кардиология  в) наружный серозный слой 4.эпикард           г) околосердечная сумка 5.эндокард        д) средний мышечный слой 6.артерии           е) сосуды, несущие кровь от  7.вены                    сердца                                   ж) сосуды, несущие кровь к                                               сердцу  Ответы:Задание №1  1­в, 2­ в, 3­б.4­ а, 5­ а. Задание №2     1­г, 2­д, 3­а, 4­в,5­б,6­е, 7­ж. Рефлексия. (слайд 32) Урок окончен, всем СПАСИБО.

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)

Открытый урок " Строение и работа сердца.Круги кровообращения.(8 кл, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018