Конспект урока по литературе. А.П. Платонов "Неизвестный цветок". Урок доброты. (6 класс).
Ход урока.
1. Оргмомент (Приветствие )
2. Актуализация знаний.
Портрет (фото) писателя на слайде. (слайд №1)
- Ребята, вы, конечно, узнали, перед нами портрет писателя Андрея Платонова. Выразительный взгляд, высокий лоб, мужественное лицо говорят о том, что этот человек пережил немало трудностей. Давайте вспомним интересные факты его биографии, ответив на вопросы.
3. Проверка д/з.
- Когда и где родился писатель? (Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова, в 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию, взяв псевдоним Платонов).
- Как вы понимаете термин псевдоним? Какими псевдонимами пользовался Платонов в юности? (Псевдони́м — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего. Псевдонимы, которыми пользовался молодой Платонов, разнообразны: А. Фирсов, А. Вогулов, Елпидифор Баклажанов, Иоганн Пупков, Фома Человеков ).
- Расскажите, как складывается судьба писателя в 20-е годы. (Он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии. После окончания войны возвратился в Воронеж, стал студентом Политехнического института. Затем судьба кидает Платонова то туда, то сюда: он работает электриком, пытается заниматься опытным овощеводством, помогает возводить плотины и электростанции, рыть колодцы и пруды).
- Чем занимался писатель в годы ВОВ? (Во время Великой Отечественной войны Платонов был военным корреспондентом. Однажды был контужен и всю ночь оставался под земляным завалом. С фронта его привезли на носилках, еле живого.)
4. Изучение нового материала.( Подготовка к анализу текста).
- Спасибо! …Сегодня мы с вами продолжаем знакомится с миром мудрой платоновской прозы. Ребята, сейчас перед вами на экране появятся высказывания известных людей, которые помогут вам определить тему нашего урока. (слайд №2) Вы верно догадались, тема нашего урока «Урок доброты» (слайд №3) по сказке-были Платонова «Неизвестный цветок», которую вы должны были прочитать дома. Произведение было написано в 1950 году. Эту сказку Платонов посвятил своей дочери Марии. (слайд №4)
- Почему наш урок так называется, и почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? Давайте ответим на эти вопросы после работы с текстом.
5. Работа с текстом по вопросам. (Осмысление прочитанного)
- Как вы думаете, почему произведение называется «Неизвестный цветок»?
- Верно, образ неизвестного цветка является главным в сказке-были. Сейчас мы с вами создадим портреты цветка, опираясь на текст. Почему портреты? Т.к. один портрет будет словесный (выписать из текста слова о цветке), а другой – портрет-рисунок (нарисовать с помощью интерактивной доски). (Работают 2 человека)
- Ребята, а мы с вами продолжим составлять портрет цветка, работая с текстом. Давайте найдем, как автор и другие герои (девочка Даша и пионеры) отзываются о цветке. Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? Ответ найдите в тексте. (Ей было грустно. Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат).
- Почему Даша помогла цветку? (Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)
- Что же сделали ребята для цветка, как помогли ему? Докажите текстом.
- Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?( Они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде»).
- Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки).
- Какие душевные качества проявили пионеры, помогая неизвестному цветку? (Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота).
- Какова главная идея произведения? (Чтобы выжить и быть счастливым, надо много трудиться. Помоги ближнему, и он тебя отблагодарит, подарит радость. Твори добро, заботься о ближнем, умей быть милосердным и проявляй сострадание.).
- Молодцы! Наши «художники» уже закончили составлять портреты. Давайте проверим. Теперь я попрошу желающего рассказать о неизвестном цветке, опираясь на проделанную нами работу. (слайд №5) (Рассказ о цветке).
- Ребята, перед чтением мы поставили вопрос: почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? Давайте попробуем дать ответ. Каковы особенности жанра сказки?( Зачин, повторы, постоянные эпитеты, волшебство, чудеса.) (Отвечает заранее подготовленный ученик).
- А что характерно для жанра были? (Реальность, правда, то, что могло быть на самом деле.)
- Итак, жанр произведения выбран не случайно. Именно сказка учит своего читателя добру и состраданию чужому горю. Именно в сказке добро всегда побеждает зло!
- Ребята, я попрошу вас вспомнить произведение, изученное ранее, похожее по сюжету на сказку-быль А. Платонова «Неизвестный цветок». (В. Катаев «Цветик-семицветик».)
6. Рефлексия.
- Ребята, может быть вы слышали такое высказывание: «Цветы – глаза Земли». (слайд №6) Люди во все времена восхищались красотой цветов, заботились о них и охраняли от небрежного отношения. Давайте прочитаем эти строки (слайд № 7 ):
Остановись, послушай голос ветра
И посиди у озера в тиши...
Важнее экологии планеты
Есть только – экология души.
Андрей Платонов затрагивает в своем произведении такую важную тему, как экология души. Если экология – это наука об условиях мирного сосуществования всего живого на планете Земля, то экология души – это забота о красоте и развитии человеческой души.
- Если кто-то из вас смотрит 5-й канал (Санкт-Петербург), то должны знать, что каждый четверг организаторами проводится акция «День добрых дел» (слайд №8), с целью помочь тяжело больным детям. Интересно то, что символом этой акции является разноцветный цветок, очень похожий на нашего сегодняшнего героя. Ребята, как вы думаете, почему он разноцветный? (Неоднородность жизни, у каждого она складывается по-своему; непохожесть людей друг на друга.)
- Ребята, я уверена, прочитав произведение Платонова «Неизвестный цветок», каждый из вас задумается, что может сделать, чтобы вокруг нас стало меньше "неизвестных" зовущих голосов. Ваши ровесники, ученики 6 класса из города Петрозаводска, создали видеоролик. Давайте его посмотрим. (Просмотр видео)
- Я раздам вам цветы (из бумаги) и предлагаю на каждом из лепестков написать те качества, которые вы открыли для себя, прочитав произведение. (Пишут под музыку Е. Доги «Вальс цветов». Затем зачитывают и обсуждают.)
7. Итоги.
- Ребята, я надеюсь, что сегодняшний «Урок доброты» помог вам задуматься над важными жизненными ценностями, поверить в добро и стремиться творить добро. Думаю, вам захочется познакомиться и с другими произведениями Платонова, который видел, как тревожно живётся людям в этом мире и хотел добавить в него доброту, милосердие, сострадание. А знаете ли вы, что 17 февраля объявлен Днем спонтанного проявления доброты. (слайд №9)
8. Домашнее задание. (слайд № 10)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.