Открытый урок и презентация по литературе. Урок доброты по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок". (6 класс)
Оценка 5

Открытый урок и презентация по литературе. Урок доброты по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок". (6 класс)

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
русская литература
6 кл
25.07.2018
Открытый урок и презентация по литературе. Урок доброты по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок". (6 класс)
Конкурс. Урок А.П.Платонов. Неизвестный цветок..docx

Конспект урока по литературе. А.П. Платонов "Неизвестный цветок". Урок доброты. (6 класс).

Ход урока.

1.   Оргмомент (Приветствие )

2.   Актуализация знаний.

Портрет (фото) писателя на слайде. (слайд №1)

- Ребята, вы, конечно, узнали, перед нами портрет писателя Андрея Платонова. Выразительный взгляд, высокий лоб, мужественное лицо говорят о том, что этот человек пережил немало трудностей. Давайте вспомним интересные факты его биографии, ответив на вопросы.

3.     Проверка д/з.

  - Когда и где родился писатель? (Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова, в 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию, взяв псевдоним Платонов).

 - Как вы понимаете термин псевдоним? Какими псевдонимами пользовался Платонов в юности? (Псевдони́м — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего. Псевдонимы, которыми пользовался молодой Платонов, разнообразны: А. Фирсов, А. Вогулов, Елпидифор Баклажанов, Иоганн Пупков, Фома Человеков ).

 - Расскажите, как складывается судьба писателя в 20-е годы. (Он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии. После окончания войны возвратился в Воронеж, стал студентом Политехнического института. Затем судьба кидает Платонова то туда, то сюда: он работает электриком, пытается заниматься опытным овощеводством, помогает возводить плотины и электростанции, рыть колодцы и пруды).

 - Чем занимался писатель в годы ВОВ? (Во время Великой Отечественной войны Платонов был военным корреспондентом. Однажды был контужен и всю ночь оставался под земляным завалом. С фронта его привезли на носилках, еле живого.)

 

4. Изучение нового материала.( Подготовка к анализу текста).

- Спасибо! …Сегодня мы с вами продолжаем знакомится с миром мудрой платоновской прозы. Ребята, сейчас перед вами на экране появятся высказывания известных людей, которые помогут вам определить тему нашего урока.  (слайд №2) Вы верно догадались, тема нашего урока «Урок доброты» (слайд №3) по сказке-были Платонова «Неизвестный цветок», которую вы должны были прочитать дома. Произведение было написано в 1950 году. Эту сказку Платонов посвятил своей дочери Марии. (слайд №4)

 - Почему наш урок так называется, и почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? Давайте ответим на эти вопросы после работы с текстом.

5. Работа с текстом по вопросам. (Осмысление прочитанного)

 - Как вы думаете, почему произведение называется «Неизвестный цветок»?

- Верно, образ неизвестного цветка является главным в сказке-были. Сейчас мы с вами создадим портреты цветка, опираясь на текст. Почему портреты? Т.к. один портрет будет словесный (выписать из текста слова о цветке), а другой – портрет-рисунок (нарисовать с помощью интерактивной доски). (Работают 2 человека)

- Ребята, а мы с вами продолжим составлять портрет цветка, работая с текстом. Давайте найдем, как автор и другие герои (девочка Даша и пионеры) отзываются о цветке. Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? Ответ найдите в тексте. (Ей было грустно. Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат).

- Почему Даша помогла цветку? (Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)

- Что же сделали ребята для цветка, как помогли  ему? Докажите текстом.

- Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?( Они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде»).

- Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки).

- Какие душевные качества проявили пионеры, помогая неизвестному цветку? (Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота).

 - Какова главная идея произведения? (Чтобы выжить и быть счастливым, надо много трудиться. Помоги ближнему, и он тебя отблагодарит, подарит радость. Твори добро, заботься о ближнем, умей быть милосердным и проявляй сострадание.).

 - Молодцы! Наши «художники» уже закончили составлять портреты. Давайте проверим. Теперь я попрошу желающего рассказать о неизвестном цветке, опираясь на проделанную нами работу. (слайд №5) (Рассказ о цветке).

- Ребята, перед чтением мы поставили вопрос: почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? Давайте попробуем дать ответ. Каковы особенности жанра сказки?( Зачин, повторы, постоянные эпитеты, волшебство, чудеса.) (Отвечает заранее подготовленный ученик).

- А что характерно для жанра были? (Реальность, правда, то, что могло быть на самом деле.)

- Итак, жанр произведения выбран не случайно. Именно сказка учит своего читателя добру и состраданию чужому горю. Именно в сказке добро всегда побеждает зло!

- Ребята, я попрошу вас вспомнить произведение, изученное ранее, похожее по сюжету на сказку-быль А. Платонова «Неизвестный цветок». (В. Катаев «Цветик-семицветик».)

6. Рефлексия.

- Ребята, может быть вы слышали такое высказывание: «Цветы – глаза Земли». (слайд №6) Люди во все времена восхищались красотой цветов, заботились о них и охраняли от небрежного отношения. Давайте прочитаем эти  строки (слайд № 7 ):

Остановись, послушай голос ветра

И посиди у озера в тиши...

Важнее экологии планеты

Есть только – экология души.

 Андрей  Платонов затрагивает в своем произведении такую важную тему, как  экология души. Если экология – это наука об условиях мирного сосуществования всего живого на планете Земля, то экология души – это забота о красоте и развитии человеческой души.

 - Если кто-то из вас смотрит 5-й канал (Санкт-Петербург), то должны знать, что каждый четверг организаторами проводится акция «День добрых дел» (слайд №8), с целью помочь тяжело больным детям. Интересно то, что символом этой акции является разноцветный цветок, очень похожий на нашего сегодняшнего героя. Ребята, как вы думаете, почему он разноцветный? (Неоднородность жизни, у каждого она складывается по-своему; непохожесть людей друг на друга.)

- Ребята, я уверена, прочитав произведение Платонова «Неизвестный цветок», каждый из вас задумается, что может сделать, чтобы вокруг нас стало меньше "неизвестных" зовущих голосов.  Ваши ровесники, ученики 6 класса из города Петрозаводска, создали видеоролик. Давайте его посмотрим. (Просмотр видео)

 - Я раздам вам цветы (из бумаги) и предлагаю на каждом из лепестков написать те качества, которые вы открыли для себя, прочитав произведение. (Пишут под музыку Е. Доги «Вальс цветов». Затем зачитывают и обсуждают.) 

7. Итоги.

- Ребята, я надеюсь, что сегодняшний «Урок доброты» помог вам задуматься над важными жизненными ценностями, поверить в добро и стремиться творить добро. Думаю,  вам захочется познакомиться и с другими произведениями  Платонова, который видел, как тревожно живётся людям в этом  мире и  хотел добавить в него доброту, милосердие, сострадание. А знаете ли вы, что 17 февраля объявлен Днем спонтанного проявления доброты. (слайд №9)

8. Домашнее задание. (слайд № 10)

 

 


 

Конспект урока по литературе.

Конспект урока по литературе.

Изучение нового материала.( Подготовка к анализу текста)

Изучение нового материала.( Подготовка к анализу текста)

Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки)

Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки)

Есть только – экология души.

Есть только – экология души.
Скачать файл