Открытый урок "Круговорот воды в природе"
Оценка 4.7

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
28.03.2017
Открытый урок "Круговорот воды в природе"
Основная цель направлена на изучения круговорота воды в природе и знакомство с новыми понятиями. Занятие включает в себя такие формы и методы как, разгадывание кроссворда, рассказ, вопрос-ответ, сказка, игра с мячом, путешествие в роли капелек по круговороту в природе. Ребята работают в парах по карточкам и индивидуально по схеме круговорота воды. Используются на занятии интерактивные средства обучения и плакат «Круговорот воды в природе».
+++krugovorot_vody_v_prirode_4_klass_0.doc
Тема: Круговорот воды в природе.                                                                                                        Цель: 1. Познакомить учащихся с состоянием воды, с круговоротом воды. 2. Повторить свойство воды. 3.Повышать познавательную активность детей. 4. Развивать логическое мышление,  воображение, восприятие, память, наблюдательность. 5. Воспитывать бережное отношение к  воде. Тип: комбинированный Оборудование: cхема «Круговорот воды в природе», карточка со словом «круговорот»,  рисунки­отгадки, глобус, для опыта : штатив с закреплённым стеклом, спиртовка, колба с водой,  карточки с заданиями, тест, интерактивная доска                                                  Ход урока. 1.Организационный момент слайд 1           (1мин 20 сек) Психологический комфорт (ролик улыбка творит чудеса)  2.Постановка задач урока             (2 мин) Угадайте, о чем мы сегодня побеседуем? Слайд 2,3 Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я, Кто такая? (вода)           Ролик о воде (в этот момент я говорю о воде) слайд 4   (45 сек) Воду называют самым большим богатством на земле. Ведь жизнь есть только там где вода. Вода  великий художник в природе. Потому что благодаря водяному пару рассеянному в воздухе мы  воспринимаем многообразие красок заката и восхода солнца. Вода величайший строитель  природы и преобразователь природы. Вода непрерывно изменяет облик земли. Воду называют  главным веществом в природе одним из ее чудес.  3. Актуализация прежних знаний    (7 мин) ­ Какие ассоциации возникают у вас? Слайд 5  (1 мин)      Жидкая                                                                            Газообразная                                                       Чистая                             ВОДА                                     Можно пить Грязная                                                                            Солёная, пресная Необходима человеку                                                    Моря, океаны (напечатать на листе слово вода)                               ­ Каково значение воды? ­А какие свойства воды вы знаете? Слайд 6         (6 мин)                           Свойства воды Без запаха Прозрачна Бесцветна Текучесть Растворитель Испаряемость Опыт 1. Возьмите стакан с водой и понюхайте. Имеет ли вода запах? Вывод: чистая вода не имеет вкуса и запаха. Опыт 2. Возьмите стакан с водой и опустите туда монетку. Скажите видна ли она? Как вы думаете, о каком свойстве воды это говорит? Вывод: чистая вода прозрачна. Прозрачность воды важна подводным растениям, нуждающимся в солнечном свете, а также живущим в воде животным. Опыт 3.– Ребята, у вас у каждого на парте лежат цветные полоски . Поднесите полоски по очереди к стакану с водой. Скажите, имеет ли вода цвет? Вывод: вода бесцветна. Опыт 4. – Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Что наблюдаете? (Вода перелилась в стакан.) – Наблюдайте, что происходит с водой, когда вы несколько ее капель выльете на ровную поверхность. (Она растекается в разные стороны.) – Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)– Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Какое? Вывод: вода течёт (на доске учитель рисует стрелку, которая обозначает текучесть воды по ассоциации: течёт-движется). – Когда человек использует это свойство? (Когда едят, пьют чай, моются и т.д.). Опыт 5. – А теперь насыпьте в стакан с водой немного соли. Аккуратно размешайте. Скажите , что вы заметили? Вывод: в воде растворяются вещества. Вода растворитель. Опыт 6. – нагреваем стакан с водой Вывод: испаряемость. 4. Формирование ЗУН   (9 мин) А) Объяснение нового материала      (2 мин)  : Рассчитай, сколько воды содержится в твоём теле, если на каждые 10 кг тела   Задача   приходится 7 кг воды? (Письменные расчёты детей.) (Глобус) принести глобус слайд 7 ­Посмотрите, как много воды нам всем нужно. А много ли воды на нашей планете. Давайте  посмотрим на глобус. Наша планета голубая, с жёлтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Но  больше какого цвета? Голубое –это вода ­ океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше  половины поверхности земного шара.   ­ Вода – самое распространённое в природе вещество. Она покрывает 2/3 поверхности земного  шара. Оставшаяся 1/3 приходится на сушу – горы и равнины. Б)  Вода о себе так говорит: слайд 8, 9   (2 мин) Я и туча, и туман, Я ручей и океан,  Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. (сценка детей Матюшенко, Салпенова, Шакуанов, Русков) слайд 10 ТРИ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА   Собрались как­то Орел, Щука и фигуристы­спортсмены и заспорили о том, какое вещество на  свете лучше. Фигурист. Наше вещество твердое, как камень, совершенно прозрачное, на солнце блестит и  искрится, ­ душу радует. Щ у к а. А я люблю текучее, жидкое вещество. Оно такое упругое. Орел. Мне нравится такое же белое вещество, как я сам. Оно такое легкое, воздушное, как мои  перья. Я часто вижу его у своего гнезда высоко в горах. Вы догадались, о чём  идет речь?     (5 мин) (Вода в природе находится в трёх состояниях — жидком, твёрдом и газообразном) слайд 11 Открываем тетради и записываем число и классная работа слайд 12  и записываем слайд 13 Состояние воды: 1.Жидкое 2.Твёрдое 3.Газообразное  Как вы думаете, от чего зависит различное состояние воды? ( От температуры)   Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? ( Это лужи, ручьи, реки, озёра, моря,  океаны и т.д.) слайд 14 ­ Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? ( Пар ) слайд 15 сообщение о тумане. Слайд 16 Сообщение о тумане. Туман ­ Вода всё время испаряется. Когда водяной пар охлаждается, он снова превращается в  воду, образуя мельчайшие капельки. Туман состоит из таких капелек воды, которая образовалась из водяного пара близко к поверхности воды.Чаще всего туманы образуются осенью, ночью или  утром, когда поверхность водоёмов остывает медленнее, чем находящийся над ней воздух.  Тёплая вода испаряется, и мельчайшие капельки испарённой влаги образуют туман.  Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Это лёд на реках, лужах, сосульки, снег,  айсберги) слайд 17 сообщение о айсберге. Слайд 18 йсберг  с немецкого языка  «ледяная гора» — очень большой свободно плавающий кусок льда в  Сообщение о айсберге  АА океане или море. Природа айсбергов была впервые правильно объяснена русским учёным  Михаилом Ломоносовым Айсберги представляют очень большую опасность для судоходства.  Один из наиболее известных примеров столкновения айсберга с судном — гибель «Титаника» в  1912 г. На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз. Уже сейчас  иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.­ Физминутка слайд 19     (1 мин 10 сек) Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при  незначительных изменениях окружающих условий. Можно ли воду назвать путешественницей? Сейчас я расскажу вам сказку.  слайд 20, 22, 23 ролик        (6 мин)       Сказка Капли. “Жила я когда­то в большом­большом океане. Но жила я не одна,  вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в  разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев и сестер,  стала невесомой, легкой и полетела вверх”. ­ О чем сейчас нам рассказал Капля? Что произошло с водой в жаркий день? (Вода испарилась) На доске схема: Круговорот воды в природе Какую знакомую частицу вы увидели в слове “испарение”? (Пар) ­ Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении? (В газообразное)­  Слушаем дальше рассказ Капли: “Летела я, летела вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было  скучно одной, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стала встречать  моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы  начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как­то согреться”. ­ Какой процесс описывает Капля? (Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над  землей (в атмосфере) газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу,  превращаясь в капли) ­ Во что они превращаются зимой? (В льдинки) ­ Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое, называется конденсацией.  Слайд 24 “Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко  над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще  побываю и что нового увижу”. ­ В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков) “И приземлилась я в речку, и снова встретилась  там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все  время ждала, когда же такой момент наступит снова”. ­ Воспроизведите последовательность путешествия капли. (Испарение, конденсация, осадки и  снова испарение). Слайд 25  записываем в тетрадь ­ Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговорот воды в  природе. • В) Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где­то вода испаряется, где­то  выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить  различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезно для человека  талая вода, но в последнее время из­за различных загрязнений она тоже стала грязной и  содержит много ядовитых  веществ. С поверхности морей, рек, озер и почвы вода в виде  пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землей всегда холодный ( не случайно на горных вершинах обычно лежит снег и лед).  • Пар охлаждается в воздухе и образуется множество водяных капелек или ледяных  кристалликов. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Плотный слой облаков  образуют тучи. Из туч вода снова возвращается на землю в виде дождя или снега. Часть  выпавшей на землю воды стекает по ее поверхности в водоемы, а часть просачивается в  землю. И постоянно с водоемов, лугов, лесов, со всей поверхности под влиянием  солнечного тепла влага испаряется. Так в природе вода совершает круг. Это постоянное движение воды называют круговорот. Круговорот воды в природе никогда не  прекращается Словарная работа  слайд 26 – 27  «КРУГОВОРОТ»– Какие слова спрятались в этом слове?  (КРУГ и ВОРОТ.)– ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.     (1 мин) А теперь пронаблюдаем это на опыте. Слайд 28  Опыт слайд 29          (5 мин) – Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Наблюдаем. Что происходит  с водой? (Вода кипит, идёт пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле появляются капельки воды.)– Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)– Почему они образовались?  (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превратился в воду.)– Сделайте вывод.  (Вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с  холодным стеклом снова превратился в воду. Получился круговорот.) Слайд 30­31 Ролик о круговороте воды в природе слайд 32         ( 1 мин) Схема «Круговорота воды в природе» слайд 33       (1 мин) Бережное отношение к воде.     (3 мин) Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы  воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет? Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её  различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и  озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные.  Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река  “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком. Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей  природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением  следят органы государственной власти, экологи.  А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой  мусор. Экономно расходовать воду). “Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”. “Экономно воду лей, дорожить водой умей”. Социальный ролик слайд 35 Стихотворение Исаев Сафар В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратиться, то в лед, Растает – и снова в поход! По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется, Вокруг оглянитесь В природу вглядитесь Вас окружает везде и всегда  Эта волшебница – Чудо ­ ВОДА! 5. Рефлексия А) – Тест слайд 36         (3 мин) Оцениваем себя и ставим простым карандашом оценки  1.Источник жизни?    А) хлеб, сон, еда    Б) вода. 2.Где все тела находятся в жидком состоянии?    А) лед, река, океан    Б) ручей, дождь, море 3. Все ли эти свойства воды?    А) текучесть, испаряемость, растворитель   Б) хрупкость, текучесть , прозрачность 4.Круговорот воды состоит …    А) из осадков    Б) из испарения, конденсации и осадков 5. Конденсация – это …    А) процесс перехода из газообразного состояния в жидкое    Б) процесс перехода из жидкого состояния в газообразное Б) (у каждого ученика  бумажная «капелька»)          (2 мин) ­На капельке отразить свои ощущения от урока.( слова, эмоции, смайлик) «Посадить»  капельку на облако. Домашнее задание с 54­55 пересказ   слайд 38     (1 мин) Если останется время  В) Кроссворд 1.Покружилась звездочка                                                            В воздухе немножко.    Села и растаяла    На моей ладошке. 2.Ночь спит на земле,   а утром убегает. 3. Растет она вниз головой    Растет не летом, а зимой.    Но солнце ее припечет­    Она заплачет и умрет. 4.Рассыпался горох    На семьдесят дорог    Никто его не подберет.    5.Старик­ шутник:    на улице стоять не велит,    за нос домой тянет. 6.Я и льдинка голубая    Я и капля дождевая    Я снежинка вырезная    Я по травке разлитая           Кто же я?   7.Не пешеход, а идет.      Мокнут люди у ворот.      Ловит дворник его в кадку       Очень трудная    8.Чуть дрожит на ветерке       Лента на просторе,       узкий кончик в роднике,       а широкий в море.    9.Без крыльев летит Без ног бежит       Без паруса плывет.    10.Седой дедушка у ворот            Всем глаза заволок.     Практическая работа                                Приложение С помощью условных знаков изобрази круговорот воды в природе.                                                                                                    Капелька воды         Водяной пар                Поток воздуха                                                                               Облако                    Снежинка                         Ветер

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Открытый урок "Круговорот воды в природе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017