Технологическая карта интегрированного урока математики и русского языка
|
|
||||
Тема Математика: Русский язык |
Деление многозначного числа на двузначное «Имя Числительное. Количественные и порядковые числительные». |
|
|||
Педагогическая цель |
Формирование у учащихся умения делить многозначные числа на двузначные письменным способом.
Познакомить с понятием «количественные и порядковые числительные», формировать умение различать порядковые и количественные числительные. |
|
|||
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
|
|||
Планируемые результаты (предметные) |
Освоение знаний по теме «Деление многозначного числа на двузначное»; формулирование алгоритма деления многозначного числа на двузначное; навык применения алгоритма деления при решении различного вида заданий.
Ознакомление с понятием «количественные и порядковые числительные», формирование умений различать порядковые и количественные числительные. |
|
|||
Личностные результаты |
· проявлять положительное отношение к совместной работе; · соблюдать корректность и бесконфликтность работы в команде; · развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; · оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи. · Осознавать личностный смысл учения; · определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; · понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. |
|
|||
Универсальные учебные действия (метапредметные) Межпредметные связи с уроками: 1.литературного чтения 2. физической культуры 3. окружающего мира |
Регулятивные: · формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; · уметь договариваться в паре, группе в ходе работы над текстом; · учиться оценивать свои достижения · развивать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; · коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах. Познавательные · ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; · самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; · самостоятельно находить способы решения проблемы · создать условия для открытия нового знания учащимися; · выявлять принадлежность слова к определённой части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи; · формировать умение различать порядковые и количественные числительные; · определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами; · способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе: Коммуникативные: · уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; · проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. · развивать социальные и коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в коллективной работе; · владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами русского языка; · строить связное высказывание из предложений по теме.
|
|
|||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||
1. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу». |
-Начинаем ровно в срок наш любимейший урок. - Готовы все к уроку? - Сегодняшний урок я хочу начать с восточной мудрости. Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал каверзный вопрос. Он поймал красивую бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил у первого мудреца: «Живая она, или мертвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку, и она умрет. Если скажет: «Мертвая»- выпущу, и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мертвая?» ответил: «Все в твоих руках». - Как вы думаете, в чём смысл притчи? - Прочитайте девиз нашего урока. Все в наших руках. - Как понимаете? - Какими нужно быть на уроке? - Сегодня на уроке нас ждут новые открытия. Вы уже, наверное, обратили внимание на то, что у вас на столах лежат маршрутные листы, в которых вы будете делать все необходимые пометки по ходу урока, а именно – оценивать каждый этап и в конце урока поможете мне оценить вашу работу. Ой, кто это к нам в гости пришли ? «Я - Математика! Я
- Королева средь наук. Везде, куда не
кинешь взгляд.
А Русский ей в ответ: И в людях чувства добрые бужу». - У нас сегодня важная цель: мы хотим показать вам математику и русский язык с другой стороны, ведь эти науки неразрывны. Говорят, что числа правят миром… Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – русский язык! Приступим! |
да (видео – притча «Всё в твоих руках») Смысл этой фразы таков - любой человек сам хозяин своей судьбы, и свою жизнь он творить собственными руками, поступками, словами, мыслями и действиями. Слово "В руках" надо понимать как - "В твоихсилах", "В твоих возможностях", "В твоей власти". Право выбора- то чем мы обладаем.
(ответы детей) Нужно быть внимательными, активными, организованными и т. д.
/целеполагание детей/: Закрепить; Узнать новое
|
Регул.: планирование последовательных действий
|
||
II. Актуализация знаний
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
|
1. Вспоминаем то, что важно для урока. - Ребята, предлагаю провести разминку для ума. - Она нам поможет в нашей дальнейшей работе. Расстояние между двумя причалами на реке 160 км. Сколько времени потратит катер на путь от одного причала до другого, если его собственная скорость 36 км/ч, а скорость течения реки 4 км/ч. 1 вариант: катер движется по течению 2 вариант: катер движется против течения. - Продолжаем разминку для ума. 504 : 6 = 828 : 9 = 816 : 4 = 735 : 5 = 192 : 16 = 252 : 14 = Ребята, у вас на партах карточки с выражениями. Работая в группах, разделите эти выражения на несколько групп. На выполнение задания вам дается 1 минута.
Правила работы в группе Группы не соревнуются, а делают общее дело 1. Внимательно выслушай задание. 2. В группе нет главных, все члены команды равны. 3. Все члены команды должны принять участие в обсуждении. Никому «не спать»! 4. Выслушайте мнение каждого. 5. Выберите верную на ваш взгляд версию. 6. Выберите того, кто будет представлять решение группы. За результат работы отвечают ВСЕ! - На сколько групп разделили данные выражения? - Ребята, по какому принципу вы определили 2 группы? 23755 : 5 2744 : 49 17892 : 63 314898 : 6 - Найдем значение выражений первого столбика. - Какие знания с предыдущих уроков нам пригодились? |
Работа индивидуальная, проверка по эталону
работа в парах прогностическая и ретроспективная оценка в листах самооценки проверка по эталону. повторяют правила
на две в зависимости от вида деления.
В первом столбике – на однозначное, во втором столбике ––на двузначное число
|
|
||
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: Обсуждение затруднений.
|
- Сформулируйте тему нашего урока?
- Какую учебную задачу поставите перед собой?
- Сформулируйте план действий на уроке: 1. Научиться выполнять деление многозначного числа на двузначное число. 2. Продолжать учиться решать задачи. - Что мы с вами сейчас делали? - Ребята, предлагаю вам ещё раз вернуться к примерам и решить их используя алгоритм деления многозначного числа на двузначное число.
Алгоритм: 1. Найду первое неполное делимое 2. Определю число цифр в частном 3. Подберу пробную цифру частного, округляя делимое и делитель 4. Умножаю, проверяю, подходит ли цифра частного 5. Вычитаю 6. Записываю цифру следующего разряда - А теперь ёще раз сформулируйте ответ на основной вопрос урока. - Еще раз посмотрите на пример письменного деления на трехзначное число: стр. 85. - - Теперь я предлагаю оценить работу своей группы. Найдем значение выражения: 29736 : 56, используя алгоритм действий. 27648 : 48 - Какой новый вид деления вы сегодня для себя открыли? |
Деление многозначного числа на двузначное число Научиться выполнять деление многозначного числа на двузначное число
- Планировали свою деятельность
-Давай проверим, что у нас получилось
Работа в группах представление алгоритмов
|
|
||
Физминутка |
- А сейчас мы немного отдохнем, а помогут нам в этом имена числительные. Вы руками показываете части тела, о которых говорится (один предмет - одной рукой, два - двумя руками, а когда услышите слово «наоборот», повернетесь вокруг себя на месте). Одна дана нам голова, - Какие числительные услышали в физкультминутке? |
Проводят ученики |
|
||
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: Обсуждение проекта выхода из затруднений. |
Все ваши ответы связаны с числами. Причём в окружающем нас мире числа встречаются повсюду. Для этого даже возникла особая часть речи. Как она называется? (числительное)
|
|
|
||
Словарная работа
Цель этапа: Применение детьми ранее пройденных знаний при выполнении задания.
|
Начинается считалка: На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. - Выпишите словарные слова и вставьте пропущенные буквы. - Давайте сверим (какую букву вставили в первое слово?) -Для чего необходимо знать словарные слова? |
Выписывают словарные слов, вставляя пропуски букв
Учащиеся сверяют и сами оценивают свою работу. |
Позн.: определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами
|
||
V. Реализация построенного проекта.
Постановка темы урока Цель этапа: Установление имеющихся знаний, создание проблемной ситуации и постановка темы и цели.
|
-Какие части речи встретились в считалочке? - Кто из вас даст характеристику глаголу? -Дать характеристику имени существительному как части речи. - Надо дать характеристику и название последней части речи - числительному. - Давайте вспомним все, что уже знаем об имени числительном. - Что еще можем сказать об этой части речи? - Значит, чем будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока. Имена числительные. Цель урока: расширить знания об имени числительном. Для этого нам понадобится не один урок. Сегодня у нас второй. |
Называют части речи и слова Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?...») Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?» Вспоминают знания за3 кл.: имя числ-ное – сам.ч. речи, обозн. кол-во предметов и отвечает на вопрос «сколько?» Самоопределение: Формулируют тему урока, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что усвоено и того, что необходимо усвоить. |
Позн.: определять части речи и соотносить их с определёнными правилами
Личн.: развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его
Регул.: развитие умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; |
||
Работа по теме урока
Цель этапа: Установление имеющихся знаний. Практическое решение целей урока
|
- Мы постоянно что-нибудь считаем. Цифры нас окружают везде. А между тем имя числительное – самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. И не все люди умеют употреблять их верно. Чтобы вам не попасть в число неграмотных людей, мы приступили к изучению этой темы. - Сейчас будете работать в парах. Перед вами записаны слова вперемешку. Ваша задача выписать только числительные (два, двойка, один, шестой, девятый, пятак, тройка, седьмой, сто) - Как вы определили, что это числительные? Докажите. - Какие слова остались? Какая это часть речи? Докажите. Оцените себя в маршрутном листе. - Давайте расширим ваши знания об имени числительном. - Подумайте и скажите, на какие еще две группы можно разбить числительные? Числительные отвечают: сколько количественные (один, два, сто); который или какой, какая, какое порядковые (шестой, девятая, седьмое, девятнадцатое). - Давайте выпишем в их в два столбика. Сначала вопросы «сколько» и «который», а потом под ними соответствующие числительные. - На каких предметах вы используете эти знания и у |
Работа в парах (д/быть6 слов)
(два, один, шестой, девятый, седьмой, сто)
двойка, пятак, тройка
Учащиеся сами оценивают свою работу.
Мозговой штурм
Делают вывод самостоятельно
Делают записи в тетрадях
Вспоминают предметы |
Регул.: развитие умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Позн.: определять части речи и соотносить их с определёнными правилами Ком.: вступление в диалог, сотрудничество. Личн.: развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его Позн.: способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе. |
||
Игра «Футбол»
|
- Перед вами футбольное поле. В левые ворота забиваем количественные числительные, а в правые – порядковые. - Разделим класс на команду мальчиков и команду девочек. Девочки забивают количественные, а мальчики- порядковые - Оцените свои знания и умения.
- Чем число отличается от числительного? Числа окружают нас повсюду. Я думаю, что за примерами далеко ходить не нужно. А знаете ли вы, что имя числительное – достаточно молодая часть речи, ведь раньше на Руси цифры обозначались буквами? Наши предки обратили на это внимание и сохранили свои наблюдения в виде устойчивых изречений, которые мы передаем из поколения в поколение и употребляем в определенных ситуациях. Пословицы и поговорки – форма народного творчества, имеющая многовековые корни. Они побуждают задуматься и понять некий глубокий смысл. |
Девочки: пять, семь, два, один;
Мальчики: двадцатый, десятый, сотый, первый,
Учащиеся сами оценивают свою работу. число записываются с помощью цифр – математических знаков, а числительные записываются буквами.
Сообщение делает подготовленный ученик
|
Позн.: включение произвольного внимания в процессе овладения новым материалом
Позн.: создать условия для открытия нового знания учащимся; Личн.: развивать умение монологич. речи; |
||
VI. Закрепление изученного. Цель этапа: Установление имеющихся знаний. Практическое решение целей урока, вывод новых знаний
Пословицы и поговорки
Заполнение таблицы
Цель этапа: Выявление качества и уровня овладения новыми знаниями, способами действия при выполнении д/з
VII. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
Цель: Осознание учащимися учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
- Закончите пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки записаны в двух столбиках. В первом столбике начало, а во втором – конец. Но они перепутаны. Помогите частям найти друг друга, соединив линией начало с продолжением (работа на отдельных листочках) и объясните их смысл. 1. Одна голова хорошо, а две лучше. 2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 3. Первый раз в первый класс - Проверим по по слайду. - Семеро одного не ждут. - Похвалу слушай одним ухом, а критику — двумя. - Доносчику — первый кнут. - За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Мы, конечно, не первые, кто заметил, что числа окружают нас. Еще наши предки обратили на это внимание и сохранили свои наблюдения в виде устойчивых изречений, которые мы передаём из поколения в поколение и употребляем в определённых ситуациях. Как называются такие изречения? (фразеологизмы).
Семь пятниц во лбу Заблудиться на неделе
- А сейчас возьмите маршрутный лист и оцените себя. - С каким новым способом деления мы с вами сегодня познакомились? - Как нужно делить многозначные числа? - С какой частью речи мы сегодня продолжили знакомство? - Что вы узнали об имени нового? - Достигли мы этой цели? - Ребята, а в жизни, где нам пригодятся эти умения? - Подсчитайте полученные за весь урок баллы и оцените свою работу на уроке. Закончите одно из выбранных предложений в маршрутном листе: Сегодня на уроке я ... Сегодня на уроке мне было интересно/трудно ... Эти знания мне пригодятся ...
Д/з у вас будет творческое , зашифрованное. Нужно скачать приложение QR -сканер и отсканировать полученный код. Желаю удачи. - И наше путешествие подошло к концу.
|
Работа с деформированным текстом в группах(3-4ч.) по карточкам (пословицы разрезаны, нужно выложить каждую) и объяснить смысл.
Учащиеся сами оценивают свою работу.
Самостоятельная. Число или количество. Порядок при счете. Есть: количественные и порядковые
Проанализировать домашнюю работу.
Учащиеся сами оценивают свою работу.
вывода работа в оценочных листах
один пример на доске с проговариванием, второй решают в парах с проговариванием Деление многозначного числа на двузначное число
Работают самостоятельно, работа в оценочных листочках. Проверка по эталону
|
Позн.:способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе.
Ком.: навыки взаимодействия в работе в парах
Личн.: развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его
Позн.: включение произвольного внимания в процессе заполнения кластерной таблицы
Регул.: контроль, коррекция.
Регулятивные: осознание того, что усвоено. Личн.: устанавливать связи между целью деятельности и ее результатом.
|
||
Математики:
Наше путешествие подошло к концу, подводя итог, можно с уверенностью сказать, что русский язык и математика – это вечные науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю.
Русский язык: Не менее важен и русский язык, позволяющий человеку быть грамотным, правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции. Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок.
Да, несомненно, числа правят миром, но они ничто без слов, с помощью которых мы их записываем и говорим. Математика и русский язык идут рука об руку, и мы желаем вам никогда не разъединять их! Спасибо за урок!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.