Открытый урок Многообразие простейших 7 класс
Оценка 4.6

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
31.01.2018
Открытый урок Многообразие простейших 7 класс
разработка урока
Публикация является частью публикации:
Открытый урок Простейшие.docx
Побудь средь одноклеточных, Простейших водяных. Не спрашивай: «А мне­то что?» Сам знаешь – всё от них» А.С.Кушнер Урок­обобщение. Цели: обобщить, систематизировать, расширить знания об одноклеточных животных;  развить творческие способности детей;  воспитать   эстетическое   чувство   через   интеграцию   биологии   с   изобразительным 1) 2) 3) искусством, литературой. Планируемые результаты Предметные  Научиться давать определения понятий: амёбная дизентерия, сонная болезнь, малярия; объяснять происхождение простейших; распознавать представителей простейших­паразитов на рисунках; приводить доказательства необходимости соблюдения санитарно­гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими; выявлять характерные особенности животных по сравнению с растениями; устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности   организмов   и   условий   среды   обитания;   формулировать   вывод   о   роли простейших в природе; осознавать роль простейших в жизни человека, важность знаний об одноклеточных   животных   как   возбудителях   заболеваний   человека   и   животных   для сохранения здоровья. Метапредметные УУД Познавательные:   работать   с   различными   источниками   информации;   воспроизводить информацию   по   памяти;   сравнивать   и   делать   выводы;   строить   логические   рассуждения, включающие установление причинно­следственных связей. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии   решений   и   осуществлении   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. Личностные УУД Формирование   и   развитие   познавательного   интереса   к   изучению   биологии;   умение применять   полученные   знания   в   повседневной   жизни;   понимание   важности   знаний   о профилактике   заболеваний,   вызываемых   животными   организмами;   формирование потребности   и   готовности   к   самообразованию,   в   том   числе   и   в   рамках   самостоятельной деятельности вне школы; знание основных принципов и правил отношения к живой природе. Оборудование: рисунки с изображениями простейших; заготовки зашифрованных слов с заданиями (Приложение 3), листы­вопросники (Приложение 1). Вырезать из бумаги «каплю воды». Табл. по зоологии   «Тип Одноклеточные». Разборная табл. из листов формата А4(приложение 3) «Значение простейших в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека». Подготовка к уроку. «Побудь средь одноклеточных, Простейших водяных. Не спрашивай: «А мне­то что?» Сам знаешь – всё от них» А.С. Кушнер – написать на доске как эпиграф к уроку. Трое (из 8кл.)   учащихся   подготавливают   рассказ   о   трёх   изученных   простейших   (Приложение   2). Учащийся   (из   10кл.),   проводящий   физкультминутку,   придумывает   упражнения   в соответствии   с   темой   (Приложение   4).     Подготавливаются   рисунки   простейших. Нарядившийся Левенгук (учащийся 10кл.) делает о себе сообщение. Наборы кружков для рефлексии, кружки с эмблемами простейших. Лист ответов (Приложение 6). Ход урока. 1. Организационный момент. Проверка   готовности   к   уроку,   наличия   листов­вопросников   (листы­вопросники), установка презентации, наборы кружков для рефлексии. Определение  темы и цели урока обучающимися. Ребята, вы изучили загадочный мир одноклеточных организмов. Проблемный вопрос: простейшие имеют очень маленькие размеры, а какая от этих животных может быть польза? А может быть вред?  Имеют ли какое­то значение эти маленькие живые существа? Сегодня мы обобщим ваши знания, проверим, уяснили  ли вы материал. Вы   узнаете  много  интересных   фактов  из  жизни  простейших,  посмотрите   на  них  не  через окуляр микроскопа, а через стихи и рисунки. 2. Контроль знаний. 2.1. Учитель.  Вы в мир невидимый проникли. Еще наверно не привыкли, Узнав, что в каждой водной капле Кипит, клокочет жизни пульс. Пусть это только лишь начало. Загадкам место есть всегда, И, чтобы вы не заскучали, Игрой порадую вас я. Сегодня в наш привычный круг  Я позвала троих подруг. Они расскажут без оглядки Все откровенно, по порядку. Выходят   ученицы   с   эмблемами   амебы   обыкновенной,   эвглены   зеленой,   инфузории­ туфельки. Они же будут проверять правильность ответов и выдавать награждения в виде эмблем простейших. Учитель. Ребята, у вас на столах лежат листы­вопросники, имеющие 3 графы (амеба, эвглена, инфузория) (приложение 1). Каждая гостья будет рассказывать про себя. Но не все, что вы услышите, верно. Вам необходимо после каждого предложения напротив соответствующей цифры ставить плюс или минус. Если вы правильно выберите все утверждения, то получите по одной эмблеме амебы, эвглены и инфузории, каждая из которых соответствует 10 баллам. Если вы допустили 1 или 2 ошибки, то получите только две эмблемы. Если 3­4 ошибки, то одну   эмблему.   В   конце   урока   полученные   вами   баллы   будут   подсчитаны.   На   основе определенного количества баллов будут выставлены оценки: 30­40 баллов – «5», 25­30 – «4», 15­25 – «3». Мое тело похоже на комочек слизи. У меня 2 ядра. Дышу я через всю поверхность тела. Размножаюсь с помощью цист. Если в каплю воды поместить соль, я уплыву. Чтобы   из   моего   тела   вышли   вредные   вещества,   мне   нужно   их   отправить   в Амеба. 1. 2. 3. 4. 5. 6. сократительную вакуоль. 7. Эвглена. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Иногда я могу питаться как растение. Двигаюсь я благодаря многочисленным ресничкам. У меня есть красный чувствительный глазок. Я дышу кислородом. Могу размножаться бесполым и половым путем. Мои собратья образуют колонии. Питательные вещества  у меня перевариваются в пищеварительной вакуоли. Я могу питаться автотрофно и гетеротрофно. Инфузория. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Мой организм устроен сложнее, чем у других одноклеточных животных. Когда я на свету, у меня образуются питательные вещества. Я защищаюсь благодаря трихоцистам. У меня бывает конъюгация. У меня одно ядро. Бактерии, которыми я питаюсь, попадают в клеточный рот. В сократительную вакуоль попадают не переваренные остатки пищи. Учитель. Позволим удалиться дамам Для составления пиара. Узнаем вскоре кто из вас Познал все тайны водных масс (учащиеся сдают листы­вопросники консультантам). 2.2. Учитель. А с вами время проведем Приятно, занимательно. И отгадаем на доске Словечко познавательное. Ребята,   на   доске   зашифровано   ключевое   слово(запись   8   ячеек   с   цифрами   сверху). Узнаете вы его только тогда, когда все буквы будут вписаны. Для этого вам надо отгадать 8 слов, где цифрой обозначено место определенной буквы в слове­загадке. Каждое отгаданное слово соответствует 5 баллам. Поэтому вы будете получать половинки простейших. 1    2    3    4    5    6    7    8 п р о т ы т и с Что одноклеточные животные образуют при неблагоприятных условиях? 1.                     4 т ц и с а С помощью чего передвигается амеба обыкновенная? 2.               3 л о ж н о н о ж к и 3.         2 р е Благодаря чему передвигается инфузория­туфелька? с н и ч к а м Какие особые органоиды имеются в теле эвглены зеленой?  4.                                                                8 х л о р о п л а т ы с Внутренняя часть клеток простейших, где расположено всё содержимое. 5.                            1 ц и т о п л а з м а Свободноживущий  одноклеточный организм, относящийся к типу Инфузории. 6.   6 с у в о й к а Как называется половой процесс у инфузорий? 7.                                                    5 к о н ъ ю г а ц и я Орган передвижения эвглены зеленой. 8.                      7 ж г у т и к Учитель Итак, зашифрованное слово –  протисты.  Это особое царство,   в котором объединяют про­ стейших,  одноклеточных  водорослей  и  некоторых  других  микроорганизмов.  В переводе  с греческого это слово означает «самые первые». 2.3. Учитель.  Посмотрите сюда. У нас капля пуста. А такое в природе не бывает никогда. (На доске весит вырезанная из ватмана капля воды.) Учитель  Ребята, необходимо заселить эту каплю воды. Конечно, туда могут поместиться только одноклеточные животные. Я буду читать вопросы. Если вы отвечаете правильно, то в каплю селится одно из изученных нами животных, а вы получаете 5 или 10 баллов в зависимости от сложности вопроса. 1. 2. 3. 4. 5. Из чего состоит мел? (5 баллов) Каким образом питается эвглена зеленая? (5 баллов) Каких представителей типа инфузорий вы знаете? (10 баллов) Почему амебу относят к животным? (5 баллов)   В чем особенности колониальных животных? (10 баллов) 6. 7. 8. 9. Каким образом происходит половой процесс у инфузорий? (10 баллов) Кто является переносчиком возбудителя малярии? (5 баллов) Почему эвглена имеет постоянную форму тела? (5 баллов) Что такое порошица? (5 баллов) 3. Физ. минутка. Учитель. Настало время для зарядки. Отложим учебники все и тетрадки. Взбодримся, встряхнемся и в путь. Постигнем природную суть. Ученик. 1. Представьте, что ваша голова – это жгутик эвглены. При движении жгутик вращается. Делаем круговые движения головой. 2. А теперь представим, как работает сократительная вакуоль амебы. Руки в стороны. Затем плавно соединяем их. Повторяем несколько раз. 3. Инфузория  передвигается благодаря  резкому взмаху  ресничек  в  одном  направлении  и более медленному возвращению в исходное положение. А мы будем резко поднимать руки вверх и плавно их опускать. 4. Эвглена зеленая плывет в сторону света. Повороты туловища вправо­влево. 5. в другом конце тела. А теперь непроизвольные движения руками и туловищем.  Амеба движется благодаря выростам – ложноножкам, которые появляются то в одном, то 4. Учитель. Краткий путь познания. Вы, конечно, молодцы, Храбрецы и удальцы! Воображенье хоть куда. Но дальше в путь уже пора. А знаете ли вы, что... Ребята, одноклеточные – самые простые организмы, но про них вы узнаете много интересного (сообщения делают учащиеся, держа в руках лист А4 с ключевым словом). 1. В   70­е   годы   17   века   голландский   ученый   Антони   Ван   Левенгук   рассматривал   под микроскопом каплю воды, взятой из бочки. Каково же было его удивление, когда он увидел множество мелких существ всевозможной формы. Левенгук назвал их «анималькули», что значит «маленькие животные». Через полгода, желая узнать, от чего зависит жгучий вкус перца, Левенгук попытался отделить мельчайшую  частицу.  Когда  ему это не удалось, он решил предварительно размочить перец и залил его водой. Несколько дней спустя, посмотрев через линзу на каплю перечного настоя, он там и тут увидел невероятное количество «малень­ ких животных». Одни имеют вид маленьких звездочек, другие – треугольников, полумесяцев, третьи   напоминают   колокольчики,   четвертые   постоянно   меняют   свою   форму.   Да   разве опишешь все то, что можно увидеть в одной капле перечного настоя! Важно другое, ведь теперь в руках у Левенгука был способ разводить «маленьких животных». Ученый назвал их «инфузории», то есть «настойные», «наливочные». 2. Термиты питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Однако сами переваривать клетчатку, входящую в состав древесины, они не могут. Усваивается клетчатка благодаря симбиотическим жгутиконосцам, живущим в кишечнике термита. 3. Во время военных действий на Кавказе в 19 веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причиной гибели был малярийный плазмодий, переносчиком которого является малярийный комар, обитавший в болотах вокруг крепости. 4. Раньше считалось, что все простейшие – микроскопические существа. Сегодня среди них обнаружены  и макроскопические виды. Размеры простейших иногда достигают 5 мм. Тогда как,  среди  млекопитающих  есть  животное  из   отряда  Грызуны  –  мышовка,  длина  которой составляет 4 см. 5. Из наружного скелета радиолярий образуется осадочная горная порода – трепел. Остров Барбадос в Карибском море в основном сложен этой горной породой. 6. Существует обширная группа безротых инфузорий, которые в связи с переходом к парази­ тизму утратили орган питания – рот и всасывают питательные вещества всей поверхностью тела. 7. Представители рода Хламидомонада часто вызывают зеленое окрашивание застоявшейся воды. Другие виды жгутиконосцев могут окрашивать дождевые лужи и снег в зеленый или красный цвета, так как в их цитоплазме, кроме хлорофилла, находится красный пигмент. В старину   считалось,   что  появление  кроваво­красной  воды   в  водоемах  –  признак  грядущих войн, голода и других бедствий. Если   класс   слабый,   то   лучше   показать   презентацию   «Многообразие   простейших   и значение их» (1 335 КБ). 5. Учитель. Значение простейших в природе и жизни человека. Учитель   показывает   карточки   А4,   обучающиеся   вместе   с   учителем   зачитывают   записи: Участие в образовании горных пород; Источник питания для животных; используются для определения   загрязнённости   водоёмов;   содействуют   геологической   разведке;   участвуют   в переваривании пищи животных;   возбудители заболеваний домашних животных и человека; используются для очистки водоёмов от разлившейся нефти и нефтепродуктов; 6. Закрепление. Ребята, за каждый правильный ответ вы будете получать 10 баллов. 1. Кто впервые открыл невидимый мир животных? (Антони Ван Левенгук) 2. Благодаря каким организмам термиты могут перерабатывать клетчатку? (Симбиотическим жгутиконосцам). 3. Какое паразитическое простейшие является возбудителем малярии? (Малярийный плазмо­ дий). 4. Каких размеров достигают простейшие? (5 мм). 5. Что такое трепел? (Осадочная горная порода, которая образует некоторые острова). 6.  Какие организмы вызывают «цветение» воды? (Жгутиконосцы). 7. Домашнее задание. Подготовить   сообщение   о   кишечнополостных   Черного   и   Азовского   морей   (опережающий материал).  8. Подведение итогов. Ребята,   сегодня   мы   вспомнили   строение   и   особенности   жизнедеятельности удивительных   животных,   чье   тело   состоит   из   одной   клетки.   Эта   клетка,   хоть   и   просто устроена, но действует как целостный организм.  Вы узнали много интересного и познавательного. Я думаю, вы пришли к выводу, что знать   о   существовании   даже   таких   крох   необходимо.   Одни   нужны   нам   для жизнедеятельности, например симбиотические простейшие, живущие в кишечнике.  Другие являются звеном в цепях питания, третьи контролируют численность других животных.  Слава ученым, открывшим эти существа! В конце хочу я пожелать: Все терпеливо изучать И, знайте, ваш великий труд Оценен будет там и тут. Подсчёт баллов, выставление оценок. 9. Рефлексия. Ребята, а теперь оцените урок. Все ли вам было понятно? Какое настроение было во время урока? Довольны ли вы результатом урока? Где будете применять полученные знания? Если на большинство вопросов вы отвечаете положительно, то прикрепите к листу зеленый кружок. Если у вас удовлетворительные ответы, то желтый. Если вам многое не понравилось, то прикрепите к листу красный кружок.  Маршрутный лист урока (45 мин.) Организационный момент. Определение темы, цели и задач урока. Контроль знаний Строение простейших Отгадай слово «самые первые» Заселение капли № Этап урока 1 2 2.1 . 2.2 . 2.3 . 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Физкультминутка  Краткий путь познания «А знаете ли вы что…» Значение простейших в природе и жизни человека Закрепление  Домашнее задание Подведение итогов  Рефлексия  время 2мин. 20мин 7 7 7 3 7 3 4 30сек. 3 1,5 Фамилия, имя___________________________________________________________________ Приложение 1. Простейшие Амеба обыкновенная Эвглена зеленая Инфузория­туфелька № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Кол­во баллов Итого Приложение 4. Мое тело похоже на комочек слизи. У меня 2 ядра. Дышу я через всю поверхность тела. Размножаюсь с помощью цист. Если в каплю воды поместить соль, я уплыву. Чтобы   из   моего   тела   вышли   вредные   вещества,   мне   нужно   их   отправить   в Иногда я могу питаться как растение. Двигаюсь я благодаря многочисленным ресничкам. У меня есть красный чувствительный глазок. Я дышу кислородом. Амеба. 8. 9. 10. 11. 12. 13. сократительную вакуоль. 14. Эвглена. 8. 9. 10. 11. Могу размножаться бесполым и половым путем. 12. Мои собратья образуют колонии. 13. 14. Инфузория. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 8. Питательные вещества  у меня перевариваются в пищеварительной вакуоли. Я могу питаться автотрофно и гетеротрофно. Мой организм устроен сложнее, чем у других одноклеточных животных. Когда я на свету, у меня образуются питательные вещества. Я защищаюсь благодаря трихоцистам. У меня бывает конъюгация. У меня одно ядро. Бактерии, которыми я питаюсь, попадают в клеточный рот. В сократительную вакуоль попадают не переваренные остатки пищи. Что одноклеточные животные образуют при неблагоприятных условиях?  1.                     4 Приложение 2 С помощью чего передвигается амеба обыкновенная? Благодаря чему защищается инфузория­туфелька? 2.         3 3.   2 Какие особые органоиды имеются в теле эвглены зеленой?  4.                                                                8 Внутреннее содержимое клеток простейших, где расположено всё содержимое. 5.                            1 Свободноживущий  одноклеточный организм, относящийся к типу Инфузории. 6.   6 Как называется половой процесс у инфузорий? 7.                                                    5 Орган передвижения эвглены зеленой. 8.                      7 Приложение 5 Ученик. 1. Представьте, что ваша голова – это жгутик эвглены. При движении жгутик вращается. Делаем круговые движения головой. 2. А теперь представим, как работает сократительная вакуоль амебы. Руки в стороны. Затем плавно соединяем их. Повторяем несколько раз. 3. Инфузория  передвигается благодаря  резкому взмаху  ресничек  в  одном  направлении  и более медленному возвращению в исходное положение. А мы будем резко поднимать руки вверх и плавно их опускать. 4. Эвглена зеленая плывет в сторону света. Повороты туловища вправо­влево. 5. в другом конце тела. А теперь непроизвольные движения руками и туловищем.  Амеба движется благодаря выростам – ложноножкам, которые появляются то в одном, то Приложение 6 Лист ответов 2.1. Ребята, у вас на столах лежат листы­вопросники, имеющие 3 графы (амеба, эвглена, инфузория) (приложение 1). Каждая гостья будет рассказывать про себя. Но не все, что вы услышите, верно. Вам необходимо после каждого предложения напротив соответствующей цифры ставить плюс или минус. Если вы правильно выберите все утверждения, то получите по одной эмблеме амебы, эвглены и инфузории, каждая из которых соответствует 10 баллам. Если вы допустили 1 или 2 ошибки, то получите только две эмблемы. Если 3­4 ошибки, то одну эмблему. В конце урока полученные вами баллы будут подсчитаны. На основе определенного количества баллов будут выставлены оценки: 30­40 баллов – «5», 25­30 – «4», 15­25 – «3». Амёба – 1,3,5.       Эвглена – 2,5,7.        Инфузория – 1,4,6. 2.2. циста – Т(4);  ложноножки – О(3); ресничкам – Р(2);  хлоропласты – Ы(8);  цитоплазма – П(1);    сувойка  ­ С(6);  коньюгация – И(5);  жгутик – Т(7). 2.3.   1)Радиолярии,   фораминиферы   (5б);   2)Автотрофно   и   гетеротрофно   (5б);   3   сувойка, туфелька,   трубач   (стентор),   балантидий,   бурсария,   стилонихия   (10б);     4)нет   оболочки, пластид, самостоятельно передвигается, обладает раздражимостью;  5)общая защита, питание, много   разных   типы   клеток   (10б);   6)   коньюгация   (слияние   двухядерных   клеток, предварительно обменявшихся ядрами)(10б);   7)малярийный плазмодий (5б);   8)т.к. имеет жгутик   для   движения(5б);   непеваренные остатки пищи(5б).    9)в   заднем   конце   пищеварительная   вакуоль   выбрасывает 1. Антони Ван Левенгук  2. Симбиотическим жгутиконосцам  3. Малярийный плазмодий 4. 5мм  5. Осадочная горная порода, которая образует некоторые острова  6. Жгутиконосцы  6. Закрепление Литература 1. БИОЛОГИЯ : 5­9классы : программа. – М. : Вентана­Граф. Б63  2013. – 304с.  Авторы: И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов,  Т.С. Сухова 2.   Константинов   В.М.   Биология:   7класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных организаций/ В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. М.: Вентана­Граф, 2015. 3. Рабочая программа по биологии. 7класс / Сост.О.В.Иванова. – М.: ВАКО, 2016. – 80с. – Р13 (Рабочие программы). К УМК В.М. Константинова и др. (М.: Вентана­Граф)

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс

Открытый урок Многообразие простейших 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2018