Открытый урок "Нет фашизму!"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На этом уроке учащимся на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показано, что такое фашизм, почему необходимо с ним бороться и в наше время, когда он опять поднимает свою голову. На этом уроке воспитываются патриотические качества у подрастающего поколения на примере единения всех народов в борьбе против фашизма во время Великой Отечественной войны
Иконка файла материала Открытый урок Нет фашизму.doc
МБОУ «Нижне – Солотинская ООШ» Подготовил и провел: учитель начальных классов Боева Инна Александровна с. Нижнее – Солотино2016 г Цель урока: на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны  показать учащимся, что такое фашизм, почему необходимо с ним бороться и в наше время,  когда он опять поднимает свою голову. Задачи: 1. Воспитательная ­ воспитывать патриотические качества у подрастающего поколения на  примере единения всех народов в борьбе против фашизма во время Великой  Отечественной войны 2.Образовательная – познакомить учащихся с началом возникновения фашизма в Германии, проанализировать последствия фашизма на примере документальных фильмов и  исторических фактов, 3. Развивающая – развивать у учащихся умение самостоятельно думать, принимать верные  решения в любых жизненных ситуациях, иметь свою точку зрения, уметь ее отстаивать,  вести самостоятельно научно­исследовательскую работу в поиске заданного материала,  развивать нестандартное творческое мышление. СЛАЙДЫ 1, 2,3 Ход урока Исполнение учащимися песни «Хотят ли русские войны». Учитель ­ Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний  день… Это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что «без прошлого  нет настоящего, и не может быть будущего». Учитель. ­ Много испытаний выпало на долю древней Руси и ее жителей. В памяти людей  бережно хранятся имена героев многочисленных битв и войн, которые приходилось вести  Руси, а затем России. Память о них живет в названии улиц, бульваров, проспектов городов  и микрорайонов. Например: улица Генерала Белова, улица маршала Захарова, улица  Народного Ополчения и т.д. Память жива в песнях, написанных в годы войны о героях,  которые защищали свою Родину. Это песня о 28 героях­панфиловцах, песня о Зое  Космодемьянской, песня «Баллада о солдате», песня о защитников Москвы и т.д. Многим  из героев воздвигнуты памятники. Среди людей, живущих в России, нет, тех, кто не помнит и не знает о войне. Забыть этого нельзя! И сегодня когда фашизм вновь пытается поднять  голову в своем новом, но близком к старому обличью, необходимо помнить к чему это уже  один раз привело. Исполнение учащимися песни «Бухенвальдский набат»СЛАЙД 4,5,6,7 Учитель. ­ Песня была написана уже после войны в 1952 году. Композитор Вано Ильич  Мурадели говорил по телефону поэту Соболеву: «Какие стихи! Пишу музыку и плачу.  Таким стихам и музыка не нужна!» Учитель ­ Свое название песня получила от памятника, установленного на том месте, где в  фашистской Германии находился лагерь смерти Бухенвальд. СЛАЙД 8,9 Учитель ­ 7 лет работал известный немецкий скульптор Фриц Кремер над монументом  борцам сопротивления фашизму в Бухенвальде. Скульптурная композиция была  установлена в 1958 году в память о тысячах жертвах фашизма, замученных на этой  гитлеровской «фабрике смерти». Он стремился воплотить в этом величественном  сооружении знаменитую бухенвальдскую клятву: «Клянемся уничтожить фашизм до  основания и построить мир свободы». Композиция изображает живых и погибших узников  Бухенвальда, где в период 1937­1945 годов томились свыше 250.000 людей из 36  государств. По некоторым оценкам, 65.000 человек были убиты в лагере, погибли от  голода или непосильного труда. А 10 апреля 1945 года свободу обрели около 21.000  человек, в том числе – 900 детей. Памятник жертвам Бухенвальда считается первым и  одним из значительных монументов, установленных в Германии в память о людях,  погибших в нацистских лагерях смерти. О них, положивших свои жизни и выживших в  нацистской неволе, напоминает главный памятник комплекса: группа из 11 бронзовых  фигур, расположенных вокруг башни с колоколом, откуда разносится знаменитый  «бухенвальдский набат». Учитель – Расплата ждала врага не только за погибших в бою молодых солдат (а по  статистике, парни, родившиеся в СССР в период с 1922 по 1926 год, были уничтожены  войной подчистую), но и за томящихся в неволе узников концентрационных лагерей  «Бухенвальд», «Освенцим», «Саласпилс», «Майданек» и многих других, где томились в  тяжелейших условиях голода, побоев, пыток сотни тысяч антифашистов. Показ фрагмента из фильма «Государственная граница». Учитель – 22 июня 1941 года в 12 часов Советское правительство обратилось по радио к  народу. В обращении рассказывалось о нападении фашистской Германии на нашу страну,  заканчивалось оно словами «Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Исполнение учащимися песни   «Синий платочек». 22 июня ровно в 4 часа,  Киев бомбили, нам объявили,  Что началася война!  Кончилось мирное время,  Нам расставаться пора,  Я уезжаю и обещаю  Верным Вам быть навсегда!Учитель­ А вот с какими словами в этот же день обратился к народу митрополит  Московский и Коломенский глава православной церкви в России Сергий: «Фашиствующие  разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно  обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С божью  помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не  падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и  выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти, и по вере.  Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью  послужить Отечеству в тяжелый час испытаний всем, чем каждый может… Вспомним святых вождей русского народа, Александра Невского, Дмитрия Донского,  положивших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним  неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский  народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче  и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья­разбойника». Слушание песни «Хатынь» в исполнении ансамбля «Песняры». СЛАЙД 10 Учитель: – Солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд карателей плотным  кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей ­ мужчин, женщин,  стариков, детей ­ каратели выгнали из домов. А затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Объятые ужасом, люди стояли, тесно прижавшись друг к другу. Что  задумали палачи? И вдруг вспыхнуло пламя. Фашисты подожгли сарай. Люди бросились к  деревянным воротам сарая и стали колотить ногами, плечами,прося о помощи и  милосердии, чтобы их выпустили. Мужчины навалились на двери, ворота распахнулись.  Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался вырваться из огня. Показ фрагмента из фильма про Хатынь. Учитель – Фашисты разграбили дома и сожгли всю деревню дотла. Хатынь была стерта с  лица земли. 149 человек погибло в огне, среди них 76 детей. Узкая дорожка ведет на  большую поляну. Здесь была деревня. А сейчас на месте сожженных хат высятся  монолитные столбы, напоминающие черные печные трубы. На них бронзовые колокола. Их  печальный перезвон звучит как напоминание об ужасах фашизма. И огромная плита, где  высечены слова: «Люди добрые, помните, мы любили жизнь, И Родину, и вас, дорогие. Мы  сгорели заживо в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся мужеством  и силой, чтоб смогли увековечить вы мир и спокойствие на земле, чтобы нигде и никогда  она в вихре пожаров не умирала!» Песня «Враги сожгли родную хату» СЛАЙД 11 Учащийся.Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью,  Куда ж теперь идти солдату, кому нести печаль свою?  Пошел солдат в глубоком горе, на перекресток двух дорог.  Нашел солдат в широком поле, травой заросший бугорок.  Стоит солдат, и словно комья, застряли в горле у него.  Сказал солдат: «Встречай, Прасковья, героя мужа своего.  Готовь для гостя угощенье, накрой в избе широкий стол,  Свой день, свой праздник возвращенья к тебе я праздновать пришел».  Никто солдату не ответил, никто его не повстречал,  И только теплый летний ветер траву могильную качал. Показ фрагмента из фильма «Баллада о солдате». Учащийся 4. – Первые фашистские организации появились весной в 1919 году в Италии в  виде военизированных дружин. В октябре 1922 года фашистами, превратившимися в  крупную политическую силу, был инсценирован вооруженный «поход на Рим», имевший  результатом назначение 31 октября 1922 года. Премьер­министром главу фашистов  («дуче») Б. Муссолини. В течение последующих 4­х лет были постепенно ликвидированы  политические свободы, установлено всевластие фашистской партийной верхушки. Фашизм в Германии появился сразу же после окончания первой мировой войны. В наиболее концентрированном виде фашизм получил реальное воплощение в нацистской Германии,  где расизм, массовый террор и агрессия были обоснованы в идеологии, легализованы в  законодательстве и реализованы в преступной политике и практике государства. Учитель – Придя к власти в начале 1933 года, когда 30 января вождь национал­ социалистической партии Гитлер был назначен главой имперского правительства  Германии, нацисты немедленно приступили к установлению над государством, обществом  и личностью всеобъемлющего тотального контроля. Фашисты в Германии насаждали идеологию расизма и исключительности «арийской» расы,  истребление «неполноценных» в расовом отношении народов, завоевание «жизненного  пространства» и установление мирового господства третьего рейха. Средствами достижения этих целей стали массовый террор, геноцид, концентрационные  лагеря, чрезвычайные и особые суды, милитаризм и агрессивные войны. На оккупированных территориях вместе с человеческими жизнями нацисты столь же  варварски разрушали и уничтожали исторические и архитектурные памятники, грабили  произведения искусства, стремились уничтожить материальную культуру целых народов. Гитлеровский фашизм как чума угрожал самому факту существования человечества и его  цивилизации. Советский Союз понес самые большие людские потери во второй мировой  войне. Жертвами Великой Отечественной войны, продолжавшейся 1418 дней и ночей,  стали 26 млн. 549 тыс. человек­ солдат и офицеров, мирных жителей­убитых, погибших от  голода, умерших от лишений. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек.  Учащийся 1. – Народы России внесли решающий вклад в разгром фашизма, в избавлении  человечества от фашистского порабощения и геноцида. Любые проявления фашизма внашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны  быть пресечены в корне. Учащийся 2. – Годы фашистских нашествий были страшными годами насилия и террора.  Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные  преступления, совершенные в Советском Союзе, Польше, Франции и других странах  Европы. Учащийся 3. – Человечество не может и не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых  людей. Вот почему мы сегодня вновь обращаемся к урокам страшных лет фашизма. На  ошибках учатся, но мы можем повторять таких серьезных ошибок, за которыми стоят  миллионы человеческих жизней. Учащийся 4. – Обращение к истории борьбы с фашизмом помогает уяснить, кто и что  является главной движущей силой фашизма, при каких обстоятельствах и в каких  исторических условиях возникает фашистское движение, в чем суть и характер  фашистских режимов, какие силы противостоят фашизму и как с ним следует бороться. Учитель– Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их  порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне, чтобы не дай  Бог не повторилась страшная трагедия! СЛАЙД 12  Учащийся  Какое страшное слово война!  Это голод, смерть и разруха,  Нам сегодняшним трудно понять,  Что такое хлеба осьмуха!  Мы по рассказам знаем о ней,  Много погибло мирных людей.  Хватит! Довольно жертв на планете,  Мы поколение ­ мирные дети!  Мы не допустим снова войны,  Встаньте против фашизма и Вы!!! СЛАЙД 13 Учащийся: Фашизм – это плохо Фашизм – это зло, Мы не допустим снова его,  Встанем все вместе Против него, Фашизма на свете БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!!! СЛАЙД 14Исполнение «Гимна России».