Открытый урок РМО учителей биологии в МБОУ Андреевской СШ №3,
учитель высшей категории Макеева Лариса Васильевна, 14.11.2018г.
Тема |
Строение и работа сердца. Круги кровообращения. |
Дидактическая цель
Задачи
|
Формирование знаний учащихся о строении системы кровообращения человека на основании системно-деятельностного подхода в обучении. Образовательные: продолжить изучение темы «Кровь и кровообращение», развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении; сформировать знания о строении и работе сердца, сердечном цикле, показать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения. Развивающие: через различные задания развивать логическое мышление, умение анализировать и делать соответствующие выводы. Воспитательные: создать условия для воспитания ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей как главной общечеловеческой ценности; прививать культуру поведения при различных формах работы. Формировать УУД: - Личностные УУД: сформирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на базе ранее усвоенного материала, составление плана и последовательности действий, контроль знаний. - Коммуникативные УУД: работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения и способность к продуктивной кооперации. - Познавательные УУД: постановка проблемы, умение структурировать тексты, умение давать определение понятиям. |
Планируемый результат |
Предметные: знать строение и работу сердца и сосудов, кругов кровообращения. уметь описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение сердца и процесс сердечных сокращений; сравнивать виды кровеносных сосудов между собой; описывать строение кругов кровообращения; понимать различия в использовании терминов «артериальная», «венозная». Личностные: Метапредметные: умение работать с различными источниками биологической информации; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; владение самоконтроля, самооценки. |
Основные понятия |
Сердце: предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения. |
Межпредметные связи |
Технология, зоология, эволюция, математика. |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник Биология 8 класс. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, таблицы «Кровеносная система», «Сердце», «Круги кровообращения», «Сравнение кровеносных систем позвоночных животных». Компьютер, проектор, презентация. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
Технологическая карта урока
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
|
I. Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин) |
Взаимопроверка а) мозговой штурм; б) работа в парах (приложение: проверка домашнего задания). |
Организационный момент, подготовка к восприятию новых знаний. Поверка домашнего задания |
Самостоятельная работа по вариантам. (3-4 мин.) |
|
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели:
|
Ответьте на вопросы: Слайд 1. Что объединяет данные объекты? (транспортная функция). Какие главные части в водопроводе необходимы, чтобы поступила вода в квартиру? (насос, трубы). А есть ли в нашем организме система, которая как-то похожа по строению и функции с изображёнными рисунками? (Ответы) Слайд 2. Что будет предметом изучения на уроке? (движение крови). Формулирование тем урока «Строение и работа сердца. Круги кровообращения». (Слайд 3). Какая цель урока. (Слайды 4-5). |
Мотивация деятельности Постановка проблемы: система кровообращения человека. Работа сердца, как вечного двигателя. |
На доске находятся рисунки с изображением «водопроводной системы», «поезда», «кругов кровообращения человека».
|
|
III. Изучение нового (20 мин)
|
Ответы детей на вопросы.
Запишите определение в тетрадь. (Слайд 7). Кровообращение - непрерывное движение крови по кровеносной системе в определённом направлении.
Какие органы обеспечивают непрерывность тока крови? (сердце и сосуды).
Отчеты о работе в группах: 1 группа. Строение сердца. (Слайды 8-9) 2 группа. Клапаны. (Слайды 10-11)
3 группа. Работа сердца. (Слайды 13-14) 4 группа. Артерии. (Слайд 15) Ответы учащихся: стенки артерий толще в связи с высоким давлением крови, поступающей из сердца. 5 группа. Вены. (Слайд 16) Ответы учащихся: для предотвращения обратного тока крови в венах имеются полулунные клапаны. При приближении к сердцу, мышечный слой уменьшается, а клапаны исчезают. 6 группа. Капилляры. (Слайд 17) Запишите в тетрадь: Круги кровообращения – это пути, по которым осуществляется кровообращение. (Слайд 18) Опережающее задание. Выступление двух учащихся об открытии кругов кровообращения. 7 группа. Большой круг кровообращения. (Слайд 19)
6 группа. Малый (лёгочный) круг кровообращения. (Слайд 21) 8 группа. Виды крови. |
Прежде чем мы начнём углублять знания, давайте вспомним, а что мы уже знаем о кровеносной системе. Кровь течет по замкнутым кругам кровообращения и приносит тканям кислород и питательные вещества, также уносит продукты распада и углекислый газ. В процессе изучения нового материала мы установим строение и роль в кровообращении сердца и сосудов, а также путь крови в нашем организме по кругам кровообращения. (Слайд 7). Организация групповой работы учащихся.
Дополнение материала учащихся.
Информация о работе сердца. (Слайд 12). Видеофильм (3 мин) Объяснение таблицы «Сердечный цикл»
Историческая справка об открытии кругов кровообращения. Дополнение материала учащихся – коронарные сосуды. (Слайд 20) или видеофильм (2мин).
Первичная проверка понимания изученного. |
Работа с таблицей «Сравнение кровеносных систем позвоночных животных». (Слайд 6).
Работа в группах. Задание на партах. (5-7 мин.)
Выступления представителей групп (рассказ и показ слайдов). Учащиеся класса, слушают, делают записи. Рабочая карта – задание 1. (10 мин)
Сравнить артерии и вены.
Физминутка. А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело.
|
|
IV. Закрепление нового (5 мин) |
Начертить в тетрадях луч, выстроить линию в соответствии с ответами на вопросы. |
Обобщение и систематизация знаний. (Слайд 21)
|
Задание «Волна» (приложение «Закрепление знаний») |
|
V. Контролирующее задание (5 мин)
|
Выполнение тестов по вариантам в тетрадях (приложение). Выставление оценок учащимися в оценочных листах групп.
|
Контроль и самоконтроль.
Подведение итогов урока, домашнее задание: параграф17, решить задачу (приложение). |
|
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)
|
|
Используйте карточки для определения необходимости полученных на уроке знаний: розовый – хочу знать для получения оценки по предмету, оранжевый – хочу знать для поддержания своего здоровья. Зеленый – хочу знать, чтобы помогать людям. |
. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.