Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"
Оценка 5

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
12.02.2019
Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"
Данный урок поможет обучающимся усвоить понятие смачивания и несмачивания, капиллярности, научаться распознавать эти явления в окружающем мире; разовьют коммуникативные, творческие и поисковые навыки посредством индивидуальных опытов, повысят свой познавательный интерес к предмету. Мотивация учебной деятельности обучающихся на протяжение всего урока происходит через проблемные ситуации и личного опыта.
Открытый урок по теме. Смачивание и не смачивание. Капиллярность.doc
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Технологическая карта Предмет: физика  Класс  7А                                          Седунова Н,В Название раздела учебного курса «Первоначальные  сведения о строении вещества» Тема:   Смачивание и капиллярность Цель Запомнить  основное   положение   молекулярно­кинетической   теории   строения   вещества   о   взаимодействии   частиц   (молекул);формирование   научного мировоззрения учащихся, используя наблюдения и опыты для получения новых знаний. Задачи образовательные:   дать представление учащимся о явлении смачивания, несмачивания  и капиллярности, свойстве жидкости поверхностное натяжение.                 развивающие:  включить в работу мышление и речь учеников при выполнении опытов; дать поработать с терминами, таблицами, составить   самостоятельное  объяснение по аналогии; решать практические  задачи; воспитательные:  вызвать интерес к физике, прививать любовь к природе, к окружающему миру, защищать его Коррекционные:  коррекция речевых оборотов и окончаний при произношении, фонематическое развитие слуха; Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока Знать: определение явлений примеры этих явлений в природе;  Уметь: находить новые примеры таких явлений в природе по аналогии; выполнять  практические задания; анализировать и систематизировать различные  виды информации. Навыки: поисковой деятельности при работе с приборами и материалами, самостоятельной индивидуальной работы  Качества: лидерские; коммуникативные; аккуратность; творчество; последовательность; настойчивость КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Формируемые УУД Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы Регулятивные: анализировать собственную работу Познавательные : устанавливают причинно­следственные связи, умение давать определение понятиям Основные понятия (словарь) смачивания,  несмачивания, капиллярности; Ресурсы УМК Перышкина, «Физика 7», (учебник, )  Единая Коллекция http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/a3395bce Тип урока Изучение нового материала Вид урока практикум Форма урока проблемно­исследовательская Этап урока задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Деятельность учителя и  Деятельность ученика I.Организационный момент Проверка слуха. Самоопределение к деятельности (слайд 1). Приветствие. У детей все на столе приготовлено к уроку. (учащиеся выбирают настроение   смайлики) КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» II. Актуализация знаний Цель: актуализировать знания о физических явлениях, терминах. (слайд 2). Фронтальная беседа, при затруднениях корректируются ответы. I  .Учащимся раздаются карточки с заданием. 1. Все ………состоят из отдельных частичек, между которыми есть ……………… 2. Существует три состояния вещества ….,……., ………. 3. … мельчайшая частица вещества. 4. Твердые тела сохраняют…….и ………. 5. Газы не имеют собственной…..и  постоянного….. 6. У разных веществ молекулы …….. 7. У одного и того же вещества молекулы ………. 8. 9. Жидкости меняют свою…., но сохраняют свой….. 10. Непрерывное и беспорядочное движение молекул………. 11. Между молекулами существует взаимное …….. и ……… молекул. 12. Если промежутки между молекулами уменьшаются,   Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества называется  ….. то возникают силы …….. 13. Если промежутки между молекулами …….. , то возникают силы притяжения. Мини итог: Ребята данные знания которые мы с Вами проверили нужны для изучения новой темы. II.Ребята, какие свойства мы знаем жидкости? I  .Учащиеся вписывают пропущенные определения.  После выполнения учащиеся меняются карточками для взаимопроверки. КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» II.Учащиеся перечисляют III. Мотивация деятельности  Цель: мотивация учебной деятельности (через создание проблемной ситуации и опыта выявление личного опыта учащихся по теме урока) ( слайд 4)Учащимся предлагается просмотр видео « Эффект Лотоса» ­ Как вы думаете о чем сегодня на уроке будем говорить? ­Какая тема урока? (если обучающиеся не определили тему, то по мере проведения  опытов будем отвечать). Тема урока: Обучающиеся делают свои предположения. Мнение детей выслушиваются IV. Проблемно­поисковый этап Цель: изучение нового материала через создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез, аргументации и выводы КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Обучающимся предлагается таблица для описания  всех опытов которые будут проводиться на уроке.(Проблемные ситуации) 1.На монетку с помощью пипетки налейте  воду. Что происходит? (Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы). 1.2.Налейте в стакан воды и аккуратно положите лезвию. Что происходит? Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои  выводы). 1.3. Обмакнем проволочное кольцо в мыльный раствор. Что происходит? Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои  выводы). 2.1.Опустить лезвию намоченную мыльным раствором в чашу с водой.где плавают две зубочистки. Что происходит? Обучающиеся выдвигают свои  гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы). 2.2. Опустить лезвию намоченную мыльным раствором в чашу с водой. где плавают две зубочистки. Что происходит? Обучающиеся выдвигают свои  гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы). 3.1.На стекло капните  из пипетки  капельку воды. Что происходит? ( Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы). 3.2.На масленую поверхность стекла капните капельку воды. Что происходит? ( Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои  выводы). 3.3. Опустите свечку, сахар, вату в воду. Что происходит? (Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы). 4.1.Цветы сделанные из бумаги положите на поверхность воды. Что происходит?  (Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают  свои выводы). 4.2.Из туалетной бумаги сделайте разноцветную радугу.(веревки) Что происходит? (Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают  свои выводы). Опыт. рисунок Что происходит, почему? вывод оценка 1.Свойство поверхности воды  (………………………………………………) 1 Вода на монетке имеет выпуклую форму. Вода имеет пленку. Мыльная пленка  затягивает всю поверхность кольца и  нить лежит на мыльной пленке. Мыльная  пленка, оставшаяся с другой стороны  нити, сокращается и натягивает нить.  Лезвие не тонет, а плавает на  поверхности воды. Вещества состоят из  молекул, которые взаимодействуют  между собой. Притягиваются либо  отталкиваютсяПритяжение между   1.На тела, находящиеся на  поверхности жидкости  действуют  силы со стороны  жидкости. 2 Эти силы называются  силами поверхностного  натяжения.  Поверхностное натяжение КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» молекулами в разных веществах  неодинаково. 2 3 2. Как можно изменить  поверхностное натяжение.( слайд 4­5) Мыльная вода снижает поверхностное  натяжение (отталкивание)молекулы  вещества взаимодействуют друг с  другом.  Сладкая раствор притягивает полочки  Это взаимодействие может проявляться  как в форме притяжения молекул, так и  форме их отталкивания друг от друга.. Поверхностное натяжение  снижают для стирки белья  или мытья посуды, чем  меньше поверхностное  натяжение воды. Чем лучше  она всасывается в клетки  (гигиена человека) 3. Взаимодействие разных жидкостей с твердыми телами( слайд 6­7) Жидкость растекается и неспособна  сохранять свою форму, она принимает  форму сосуда.Между молекулами  существует взаимное притяжение.  Каждая молекула притягивает к себе все  соседние молекулы и сама притягивается к ним.вода проникает через поры бумаги. Вода,  не смачивает жирные  поверхности. Смачивание — способность жидкости  смачивать поверхность, на которую она  попала. 1.Если молекулы жидкости  притягиваются друг к другу  слабее, чем к молекулам  твёрдого вещества, то  жидкость смачивает  твёрдое вещество. 2. Если молекулы жидкости  притягиваются друг к другу  сильнее, чем к молекулам  твердого тела, то жидкость  не смачиваеттвёрдое  вещество.(жирные вещества) КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Несмачиваниежидкость собирается на  поверхности твёрдого тела в круглые  капельки  3.Молекулы разных веществ  притягиваются друг к другу  с разной силой  4 тела  имеют пористое строение, пронизаны множеством незаметных капилляр, подъём вверх смачивающей жидкости по капиллярам под действием молекулярных сил  Чем тоньше капилляр, тем на большую высоту в нём поднимается смачивающая его жидкость V. Первичное закрепление Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. Методы и приемы выполнения: подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров смачивания и капиллярных явлений в быту,  природе и технике. ( слайд 8­10) Просмотр видео ЭОР «Примеры смачивания в быту и природе»(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/a3395bce896c ЭОР «Капиллярные явления в быту и природе»   ://   files    .  schoolcollection.edu.ru/dlrstore/c03deb70 ЭОР Явление поверхностного натяжения ( http  ­ ЭОР «Взаимное притяжение и отталкивание молекул» ( http://files.school collection.edu.ru/dlrstore/669b2b54 Отвечают на вопросы и обсуждают вместе VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Вопросыдля обсуждения: 1. Как связана высота подъема жидкости в стеклянной капилляре с диаметром капилляра? 2. Почему шелковая ткань плохо вытирает мокрые руки? 3. На каком физическом явлении основаноупотребление полотенец? 5. Почему растекается чернила во время письма на бумаге плохого качества? Отвечают на вопросы и обсуждают вместе VIII. Рефлексия КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» • На уроке я работал(а)                активно / пассивно  • Своей работой на уроке я        доволен (а) / не доволен(а)  • Урок для меня показался               коротким / длинным  • За урок я                                          не устал(а) / устал(а)  • Мое настроение                           стало лучше / стало хуже  • Материал урока мне был                 интересен / скучен Каждый обучающийся себя оценивает по данной таблице.( так как работа на уроке проходила групповая, каждая подгруппа себя оценила. IX. Итог урока. Домашняя работа. Предлагается заполнить таблицу: Проявление капиллярности в быту в технике в природе

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"

Открытый урок по физике для 7 класса по теме: "Смачивание и не смачивание. Капиллярность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2019