Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"
Оценка 4.9

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
11 кл
20.06.2017
Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"
39. Конспект. Противоречивая политика мирного сосуществования111111111111111..docx
Название предмета: История Класс: 11 УМК  (Загладин   Н.В.,   Козленко   С.И.,   Минаков   С.Т.,   Петров   Ю.А.   «   История отечества. ХХ­ нач. ХХI века (базовый уровень)» ­ М., «Русское слово», 2010 г.) Уровень обучения: базовый Тема урока: «Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия»  Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 39 урок Цель урока: Показать влияние «оттепели» на внешнюю политику СССР, раскрыть противоречивость внешнеполитического курса  Задачи урока  ­ подвести учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. ­ на примере Карибского кризиса показать, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путём. Планируемые результаты: Знать  Рассказать   об   истоках   и   последствиях   кризисных   явлений   во   внешней политике,   характеристику   «холодной   войны»  основные   даты,   понятия   и   положения   по теме. Уметь  сформировать   образное   представление   о   влиянии   на   развитие   общества деятельности   исторических   личностей,   исторической   преемственности   событий, понимания   закономерностей   исторического   развития.  выработке   собственной     оценки периода оттепели;   организовывать самостоятельную учебную деятельность, работать с дополнительной литературой и источниками. Тип урока: комбинированный. Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории  XIX­XX вв.», документы, распечатанный макет схемы «Внешняя политика в эпоху «Оттепели» Дополнительное   методическое   и   дидактическое   обеспечение   урока:   Доска ( оформлена в виде газеты с заголовками того времени), портреты Н.С Хрущева на разных этапах его деятельности, портреты Л.П.Берии, Г.М.Маленкова, А.А.Громыко,  документы, рабочие листы, карточки… Базовые   понятия:  «холодная   война»,   СЕАТО,   СЕНТО,   НАТО,   ОВД,   СЭВ, социалистический лагерь, страны «третьего мира», биполярный мир, Карибский кризис. Ход урока 1. Организационный   момент.  Приветствие.   Рапорт   дежурного   об   отсутствующих. Сообщение темы и задач урока. Повторение:  Фронтальная работа.  Как вы думаете, почему первые годы пребывания у власти Н.С. Хрущёва были названы «оттепелью»? Учитель: Давайте обратимся к выдержкам из документов у вас на партах и ответим на вопросы: Какие принципы внешней политики выдвинул Н.С.Хрущев? На   основании   документов   с  высказываниями   современников   и   историков  ответьте, придерживался ли их сам Н.С. Хрущёв? (Приложение 1) Работа в парах с интерактивной доской.  На  основе  ключевых   слов   составить   схему «Международные отношения в биполярном мире». Ключевые слова: Совет безопасности ООН, США, НАТО, СССР, ОВД, СЕАТО, СЕНТО вмешательство в региональные конфликты, ускорение гонки вооружений. 2. Актуализация знаний. Целеполагание. Сегодня на уроке в процессе работы нам предстоит указать причины раскола Европы на две противостоящие системы, проследить основные этапы обострения отношений между бывшими союзниками, рассмотреть процесс создания системы военно­политических союзов в мире,  обратив внимание на разное понимание  Советским  Союзом и  странами Запада принципов Устава ООН, сделать вывод о последствиях и опасности политики «холодной войны», приведшей к складыванию системы биполярного мира.  Проблемный вопрос. Проследите, как во внешней политике СССР 1953­1964 гг. новые (по сравнению   со   сталинскими   )   идеи   и   методы   сочетались   со   старыми   представлениями. Оцените позитивные моменты и просчеты этой политики. (Слайд №2) Мозговой штурм.  Давайте попробуем, исходя из имеющихся у вас знаний, определить факторы,   влиявшие   на   сохранение   международной   напряжённости   (примерные предположения уч­ся записываются на доске без обсуждения). 3. Изучение нового материала. Две линии внешней политики СССР                  После смерти Сталина начался пересмотр внешнеполитического курса страны. Уже   в   марте   1953   г.   Г.   М. Маленков   заговорил   о   "разрядке"   международной напряженности.   27   июля   1953   г.   по   инициативе Советского   Союза   было   подписано соглашение о перемирии в Корее. Новое руководство страны во главе с Н. С. Хрущевым основным   средством   ослабления   международной   напряженности   считало расширение взаимоотношений   СССР   со   странами   мира.  (Слайд   №4)  Обновленное советское   руководство   (в   1956   г.   получил   отставку   министр   иностранных   дел   В.М. Молотов,   а   с   февраля   1957   г.   в   течение   28   лет   этот   пост   занимал   А.А.   Громыко) руководство   понимало,   что   «холодная   война»   с   ее   гонкой   вооружений   ведут   мировое сообщество в тупик. Оно отказывается от нереалистичной и опасной сталинской внешней политики. Приостановке «холодной войны» способствовало успешное испытание в СССР в августе   1953   г.   водородной   бомбы.   Оно   создало   временное   военно­стратегическое преимущество   Советского   Союза   и   заставило   западные   державы   изменить   политику   в отношении его. Начинается поиск новых подходов к решению сложных международных проблем,   накопившихся   за   первое   послевоенное   десятилетие.   Среди   важнейших   задач советской   дипломатии   на  международной   арене:   снижение   военной   угрозы,   завершение «холодной войны», расширение международных связей и усиление влияния СССР в мире в целом. (Слайд №5)                   СССР и капиталистические страны. (Слайд №6)  25 января 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о прекращении состояния войны с Германией. В ходе визита в Москву главы правительства ФРГ К. Аденауэра в сентябре 1955 г. были установлены дипломатические отношений с Западной Германией. 15 мая 1955 г. в Вене был подписан   Государственный   договор   с   Австрией,   согласно   которому прекращалось состояние   войны,   восстанавливался   ее   суверенитет   и   гарантировался постоянный нейтралитет.                                     Курс СССР на разрядку отношений с Западом.  Путь к разрядке напряженности   новое   руководство   СССР   видит   и   в  урегулировании   двухсторонних связей со многими странами. В 1955 г. дипломатические отношения были восстановлены с Австрией и Югославией.  В январе 1956 г. СССР вернул Финляндии арендуемую у нее территорию Порккала­Удд у входа в Финский залив, где размещалась советская военно­ морская база Порккала. 16 июня Карело­Финская союзная республика была преобразована в автономную. 19 октября 1956 г. СССР и Япония приняли декларацию о прекращении состояния   войны   и   восстановлении   дипломатических   отношений.   К   концу   1950­х   гг. СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 странами. (Слайд №7­9)                  XX съезд КПСС (1956 г.) уделил большое внимание вопросам международной  обстановки и определил новые подходы к решению внешнеполитических проблем. На  съезде Хрущев заявил об отсутствии фатальной неизбежности новой мировой войны,  возможности различных путей перехода к социализму и мирного сосуществования  государств с различным социальным и политическим строем. Он утверждал, что  мирное сосуществование — это особая форма классовой борьбы, исключающая только  военные методы, не распространяющаяся на идеологию. В документах съезда  подчеркивалась верность СССР принципам суверенитета и независимости во  взаимоотношениях с государствами мира.  В   1954­1964   гг.   советские   руководители   посетили   десятки   столиц   Европы,   Азии   и Америки. Визиты в Москву нанесли видные политики и предприниматели США, Англии, Франции,   Италии   и   многих   других   стран   мира.   Советским   Союзом   в   это   время   была предложена новая форма внешнеполитической деятельности – публичная дипломатия.                          Вместе с тем говорить о преодолении конфронтации со странами Запада не приходилось. В США действовал закон, в соответствии с которым получавшие помощь по плану Маршалла страны обязывались прервать торговые отношения с социалистическими государствами. Появились новые военно­политические союзы. Так, были оформлены союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО), и военно­политический блок в Юго­Восточной Азии (СЕАТО). Эти военно­политические блоки были призваны, помимо прочего, сдерживать влияние "социалистического лагеря" в мире и национально­освободительное движение колониальных народов.  (новые термины записываются на доске)             Крупнейшие локальные конфликты в «холодной войне». (Учитель объясняет тему, а учащиеся заполняют таблицу в тетради) (слайд 10­14) Годы Место Участники Итоги конфликта 1950­ 1953 Корейский полуостров Северная   Корея   (КНДР), Китай, СССР / Южная Корея, США и их союзники. Раздел Кореи по 38 параллели на Северную и Южную. 1950­ 1954 1956 1962 Индокитай Ближний Восток Карибское море Северный   Вьетнам,   Китай, СССР   /   Южный   Вьетнам, Франция, США. Раздел   Вьетнама   по   17 параллели   на   Северный   и Южный. Англия,   Франция,   Израиль   / Египет, СССР. Куба, СССР / США. Провал агрессии против Египта. Вывод   ракет   СССР   с   Кубы, обязательство   США   уважения её суверенитета. Просмотр видеофрагмента об испытании межконтинентальных ракет. (Приложение 4) СССР и социалистические страны. Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать руководящие позиции в лагере социалистических стран. В отношениях с ними была признана многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением   принципа   пролетарского   интернационализма   (т.е.   помощи,   часто безвозмездной, социалистическим странам, а также международному коммунистическому и   национально   ­   освободительному   движению).   В   1955   г.   по   инициативе   советского руководства   были   нормализованы   отношения   КПСС   с   Югославией.   В   1955   г. экономическое сотрудничество  социалистических  стран в рамках СЭВ было дополнено военно­политическим.   В   мае   этого   года   СССР,   ГДР,   ПНР,   ВНР,   РНР,   НРБ   и   НРА заключили   в   Варшаве   Договор   о   дружбе,   сотрудничестве   и   взаимной   помощи, предусматривавший   создание   объединенных   вооруженных   сил   и   выработку   единой оборонной   доктрины.   После   образования   Организации   Варшавского   Договора   (ОВД) надолго   было   легализовано   присутствие   советских   войск   в   Восточной   Европе.   Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран­участниц. (Слайд №15­17) Установление коммунистических режимов. (Слайд №18) Равноправные отношения. К середине 1950­х гг. на международной арене существовала достаточно   напряженная   обстановка.   Продолжалась   жесткая   «холодная   война».   Шло создание   военных   блоков,   направленных   на   сдерживание   влияния   «социалистического лагеря»   (СЕНТО,   СЕАТО,   АНЗЮС).   После   подписания   в   октябре   1954   г.   Парижских соглашений   между   США,   Англией,   Францией,   ФРГ   и   другими   западными   странами Западная Германия получила право восстанавливать свои вооруженные силы и вступила в НАТО. Это нарушало баланс сил в Европе и затрагивало геополитические интересы СССР. ФРГ  отказывалась   признать  послевоенные   границы  с  Польшей  и   Чехословакией.  Перед лицом   реальной   военной   угрозы  14   мая   1955   г.  социалистические   страны   (Албания, Болгария,   Венгрия,   ГДР,   Польша,   Румыния,   СССР   и   Чехословакия)   подписали Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. На базе этого документа для проведения совместной оборонной политики социалистических стран была создана  Организация   Варшавского   Договора   (ОВД).   В   ее   рамках   существовало объединенное   военное   командование   и   велась   координация   внешнеполитической деятельности. Присутствие советских войск на территории Центральной и Юго­Восточной Европы получило юридическое основание. Создание военно­политических блоков накаляло международную обстановку, способствовало усилению конфронтации. В США с начала 1950­х годов существовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими странами. В   свою   очередь   социалистические   страны   максимально   ограничили   контакты   с капиталистическим миром. Вся их внешнеторговая деятельность проходила в рамках СЭВ. Работа с картой. Покажите на карте государства, входившие в ОВД. (слайд 19) Ухудшение отношений. Вторая половина 1950­х годов ознаменована резким ухудшением отношений с КНР. С 1957 г. руководство Китая стало высказывать резкие критические замечания по поводу советской модели построения социализма и развернувшейся в СССР кампании по разоблачению культа личности. Mao Цзэдун открыто начал претендовать на роль второго лидера в социалистическом мире и мировом коммунистическом движении. Китай уже больше не хотел мириться с ролью «младшего брата» в семье социалистических народов. Попытки Москвы сгладить советско­китайские противоречия путем проведения совещаний коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960 гг.  успеха не имели. Обвинив   советское   руководство   в   отходе   от   принципов   марксизма­ленинизма   и   в ревизионизме, Пекин резко выступил за свертывание отношений с СССР: В 1960 г. Китай предъявил претензии на ряд приграничных территорий СССР и Монголии. Одновременно возникли   проблемы   во   взаимоотношениях   СССР   с   Албанией,   которая   поддержала политику Мао на международной арене. В 1961 г. Албания отказалась предоставить СССР военно­морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В  1962 г. советско­албанские  отношения были фактически  разорваны,   а   в   1968   г. Албания   вышла   из   ОВД.   С  1962   г.  начались  вооруженные   конфликты   на   советско­ китайской   границе.   Особую   позицию   в   рамках   социалистического   лагеря   заняла   и Румыния,  которая в  1958 г. добилась вывода советских войск со  своей  территории.  В значительной   степени   ориентировались   на   Китай   и   лидеры   Северной   Кореи.   Таким образом, в годы «оттепели» начинается нарушение единства стран социализма. Просмотр видеофрагмента о событиях в Венгрии. () Под влиянием польских событий резко обострилась обстановка  в Венгрии.  В сентябре­ октябре 1956 г.  на волне студенческих и рабочих манифестаций новое правительство во главе  с  Имре  Надем  попыталось  выйти  из   жесткой  зависимости  от Москвы,  разорвать союзнические   отношения   с   СССР  и   другими   странами   народной   демократии,   добиться вступления   в   НАТО.   Венгерская   партия   трудящихся   была   оттеснена   от   власти   и фактически   оказалась   вне   закона.   Был   прекращен   тотальный   контроль   над   всеми сторонами жизни венгерского общества со стороны карательных органов. По требованию правительства Надема части советских войск, расквартированные в Будапеште и других городах,   были   выведены   из   страны.   Одновременно   была   открыта   граница   с   Австрией. Апогеем венгерской «октябрьской революции» стали события 23 октября 1956 г., когда собравшиеся   на   митинге   в   Будапеште   вооруженные   студенты   и   рабочие   разрушили монумент Сталину. В ответ на эти действия советское руководство приняло решение о военном вмешательстве во внутренние дела Венгрии (опираясь на формальное обращение «временного   рабоче­крестьянского   правительства»   Я.Кадара).   В   ночь   на   4   ноября Будапешт был оккупирован советскими войсками. Народное восстание было подавлено. Погибло   около   2,5   тыс.   повстанцев,   десятки   тысяч   венгров   были   ранены,   многие эмигрировали   из   страны.   Власть   компартии   и   союзнические   обязательства   ВНР   по отношению к СССР и странам ОВД были восстановлены. После событий в Венгрии тенденция некоторой либерализации была прекращена, усилился идеологический нажим и более жестким стал контроль над политической обстановкой в странах социалистического лагеря. Единство в нем теперь держалось на войсках ОВД. Отношения с развивающимися странами. ( слайд 20 )  Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны «третьего мира». На ХХ съезде КПСС национально­освободительное движение было названо одной из трех ведущих сил мирового революционного процесса, наряду с мировой системой социализма и международным коммунистическим движением. В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Впервые глава Советского государства   Н.С.   Хрущев   нанес   визиты   в   эти   страны   (Индию,   Бирму,   Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за 1957­1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. При этом особой поддержкой пользовались страны, избравшие путь социалистической ориентации. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% – Индия. В целях  оказания  помощи  развивающимся  странам  Азии,   Африки,  Латинской  Америки   в Москве 5 февраля 1960 г. открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы).  Итог урока ­ Давайте вернемся к заданному в начале урока проблемному вопросу и сделаем вывод. Определите   факторы,   влиявшие   на   сохранение   международной   напряжённости.   Дайте характеристику политике Хрущёва исходя из имеющихся у вас знаний и высказываний известных людей. Ребята, обратите внимание на мнения о Н.С.Хрущеве его современников (Приложение 2).  4. Закрепление изученного материала.  В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются  различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек  зрения, существующих в исторической науке.  «Проводимая в период "оттепели" внешняя политика способствовала снижению  напряжённости в международных отношениях, была отмечена позитивными ре­ зультатами». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить  данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Предполагаемый ответ:  1. Аргумент в подтверждение, например: ­ на XX съезде КПСС была сформулирована концепция мирного сосуществования госу­ дарств с различными общественными системами, говорилось о возможности предотвраще­ ния войны; ­ восстановление отношений с Югославией; ­ установление дипломатических отношений с рядом стран (ФРГ, Японией и др); ­ вывод войск из Австрии; ­ первый визит руководителя СССР в США (1959 г.); ­ подписание договора (СССР, США, Великобритания) о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (1963 г.). 2. Аргумент в опровержение, например: ­ политические кризисы в социалистических странах (Венгрия, Польша), вызванные неодно­ значным отношением к решениям XX съезда КПСС, ввод войск в Венгрию; ­ обострение отношений с Китаем, начало пограничных инцидентов; ­ Берлинский кризис 1961 г., возведение Берлинской стены; ­ Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной войны, с трудом пре­ одолённый в результате компромисса СССР и США. 5. Этап рефлексии. Выставление отметок. ­ Сегодня я узнал… ­ Было интересно…  ­ Было трудно…  6.   Домашнее   задание:  §   43,   даты,   составить   терминологический   словарь, выполнить работу в Рабочем листе (Приложение 3 раздается каждому). Спасибо за работу. Используемые ресурсы: http://www.peoples.ru http://www.coldwar.ru    CD: История России: XX век., Москва­Клио Софт.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"

Открытый урок по истории на тему: "Политика мирного сосуществования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017