Учреждение:
Педагог:
Предмет:
Тема
Цель:
Задачи урока:
Тип урока
УУД
МБОУ ПСОШ №5
Новикова Н.Н.
Основы православной культуры
"Жизнь преподобного Серафима Соровского. Доброта"
Расширять представление о доброте как духовной ценности, создать условия для осмысления ее значимости в
жизни. Показать пример добродетельной жизни святых на примере Серафима Соровского.
Обучающие
Развивающие
раскрывать значение понятия «доброта»;
сформировать у учащихся восприятие самих себя как источника доброты;
развивать стремление любить и радовать окружающих;
развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого
самовыражения учащихся, проявления их активности.
Воспитательные
воспитывать ценностное отношение к близким людям.
воспитывать у детей доброе отношение к своей семье, к родным, к окружающим людям.
Урок открытия нового знания
Регулятивные действия.
обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
волевая саморегуляция в ситуации затруднения
совместная постановка учебных целей и задач
выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД
доброжелательное отношение к окружающим.
эмоциональноположительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
самоопределение
осознание ответственности за общее дело.
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?
Познавательные УУД
анализ, синтез, сравнение; формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений, доказательство.
осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
извлечение из литературного произведения необходимой информации;
умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение
понятий, устанавливать причинноследственные связи.
объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока
Коммуникативные УУД
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
учёт разных мнений.
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия
Усвоение нового понятия;
Умение пользоваться новым понятием;
Умение работать в группе, высказывать собственное мнение;
Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу;
Осознание того, что доброта является основной ценностью в отношениях с окружающими.
Планируемые
результаты
Основные понятия
Оборудование:
Жития, отшельник, столпничество
Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайдпрезентация, рабочая тетрадь, доп. материал на бумажных
носителях для работы в группах Этап урока
I.
Организационный
момент.
II. Актуализация
знаний.
Деятельность педагога
Приветствие.
Психологический настрой
В жизни поразному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Здравствуйте, ребята!
Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло
друг другу, своим родным, близким.
Откройте глаза, улыбнитесь друг другу и пожелайте
удачи.
Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают
красивые и добрые мысли. Молодцы. Садимся и
начинаем работать.
Сегодня мы начинаем новый раздел «Жизнь по заповедям»
С.137 (чтение вслух) Я предлагаю вам поработать в паре и
сделать тест.
Вспомните, как в православии называют людей, которые
своей жизнью угодили Богу?
1слайд Святой человек, который посвятил свою жизнь
церкви и религии, а после смерти признан образцом
праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
Деятельность обучающихся. УУД
Работа в паре с последующими ответами
Святые ( из словаря С. И. Ожегова)
Посещая храмы, мы видим иконы с изображением святых. Но
не всегда знаем о них, об их подвигах, о жизни.
У каждого народа есть свои лучшие люди, память о них
всегда бережно хранится.
Каждый из них служил Отечеству. А ещё совершался тихий,
незаметный, но не менее важный молитвенный подвиг.
Для укрепления в вере нам почаще надо обращаться к жизни
таких людей, говорить об их подвигах.
Прочитайте тему нашего урока.
Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями (Жития,
отшельник, столпничество)
Откуда мы узнаём о жизни святых людей? Прочитайте в
учебнике на с.135
2 слайд Сегодня мы поговорим о преподобном Серафиме
Саровском.
Преподобные – это святые монахи, которые очень любили
Бога молились Ему.
Преподобный – значит очень честный, добрый, который
никогда никого не обманывал, не лгал, не завидовал, не
обзывался, не ябедничал ни на кого, не жаловался, прощал
обиды, не обижал близких.
Просмотр мультфильма
На доске понятия
Из жития (чтение вслух) Кто он? Когда жил? Какие подвиги и во имя чего он их
совершал? Почему его земная жизнь вызывает восхищение, а
сам он любим православным народом?
ответы детей
это умение отдавать, делиться, понимать сердцем
окружающий мир.
(Добрый, ласковый, его доброта даже излучает свет. Сердце
дедушки наполнено любовью, поэтому и медведь чувствует
это и не боится дедушки.)
У преподобного Серафима было такое чистое сердце и
такая добрая душа, что к нему привязывались даже дикие
звери.
ответы детей
5. Углубление знаний:
Какое основное качество характера святого можно
увидеть в фильме?
III.Создание
проблемной
ситуации,
формулирование
проблемы.
А что такое доброта? Попробуем ответить вместе.
Когда я слушала ваши ответы, мне пришла мысль, что
добротой, словно солнышком, можно осветить весь мир.
(3 слайд)
Задумаемся, где мы можем проявить доброту?
Сейчас, ребята, я предлагаю вам поработать в группах.
Давайте вспомним правила работы в группах. Выберите
одного человека, который будем руководителем вашей
группы, и будет выступать от вашей группы.
Выберите и запишите в кластер, где мы можем IV. Решение
проблемы,
открытие новых
знаний.
V. Выражение
решения
проблемы.
проявить доброту?
Вы хорошо справились с работой.
Выход из проблемной ситуации:
Вспомните, как звучит тема нашего урока?
Является ли доброта основой жизни Серафима
Соровского? Почему?
Работа над темой урока:
Я хочу продолжить наш урок вот таким заданием.
Прочитайте и проставьте номера так, чтобы то качество ,
которое самое важное , на ваш взгляд, было под № 1. и т. д.,
те качества , которые не подходят можете вычеркнуть.
(4 слайд)Жестокий злой равнодушный терпимый
чуткий добрый милосердный
Какое качество не подходит и почему?
Какое качество у вас получилось самое важное и почему ?
Давайте посмотрим , что же означает слово милосердие ?
5 слайд Милосердие готовность помочь кому либо.
(ответы детей)
(ответы детей) (мило сердцу от сделанного дела)
Быть милосердым для меня – это значит …..
продолжите предложение
Выполнение
Физминутка
VI.
продуктивных
заданий по теме.
Работа в группах.
1 группаописание Серафима Соровского
"Он был высок. имел полное , покрытое приятною белизною
лицо, прямой и острый нос и светло голубые глаза., весьма
выразительные и проницательные , густые брови и светло русые волосы на голове. Лицо его окаймляла густая,
окладистая борода. он имел мужественное сложение ,
обладал большой физической силой, увлекательным даром
слова и удивительной памятью. на протяжении всей своей
жизни он носил одну и туже одежду: белый балахон, кожаные
рукавицы, бахилы, лапти, за плечами у него была сумка, в
которой была библия. Иногда он добровольно переносил
морозы(он мог не топить в печь в своей келье). летом он
возделывал огород около своей кельи. он всегда делился тем,
что вырастил на огороде. он провел в лесу в полном
одиночестве. 1000 дней и ночей он молился на камне(в келье
и около), много людей приходило к нему и всем он мог
помочь , кому делом , а кому словом добрым, а некоторых
смог спасти от болезней. Помогал найти верную дорогу в
жизни. По разному люди проживают свою жизнь: одни
ссорятся другие кричат друг на друга. Третьи радуются
неудачам других. В людях он видел и плохое и хорошее, но
помогал каждому.
2 группаудивительные истории Серафима Соровского
История сохранила несколько удивительных историй , вот
одна из них:
Однажды к С. Саровскому приехал боевой генерал. Его
грудь вся была увешана орденами. он смело зашел в келью.
Каково же было удивление окружающих, когда он вышел
весь в слезах, а за ним старец вынес в руках его ордена и
медали." они свались потому , что ты нечестным путем их
получил " VII. Закрепление
Перед смертью он сказал: «Когда меня не станет, вы
ко мне на гробик приходите!
VIII. Итог урока.
Рефлексия.
Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше.
Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с
вами, придите ко мне, да всё горе с собой принесите
на гробик. Припав к земле, как к живому, всё и
расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша
отляжет и пройдёт! Для вас я живой есть и буду во
веки!»
К его мощам приходили и приходят православные и
по молитве получают исцеление от телесных и
душевных недугов.
А теперь прочитаем стихотворение о святом:
Он был провидцем, чудотворцем.
Он и сейчас чудотворит.
К его источникам, колодцам
Народ с надеждою спешит.
Ты преклони пред ним головку,
Он на иконке как живой.
И добрый батюшка Саровский За нас помолится с тобой.
Диковин много есть на свете,
И на Руси довольно их,
Но мы о том узнали, дети,
Как дивен Бог в святых Своих!
Постарайтесь же овладеть наукой «как быть добрым».
К сожалению, ее не преподают в школе, но этому можно
научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы
ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и
сестры, друзья и близкие были счастливы.
У вас на столах лежат бумажные цветы, в завершении
нашего урока напишите на лепестках своего цветка, как
или через что проявляете вы свою доброту к людям и
высадите свой цветочек возле нашего дома.
Спасибо за урок.
Д/з: прочитать в учебнике с. 138142
работа с цветами и высаживание на доске
С. ДИВЕЕВО Нижегород ская область ,25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери.
Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря
этому событию и был создан Дивеевский монастырь.
Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного
Серафима, была построена Канавка. Канавка "представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни
батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть
расположен большой собор в честь иконы Божией Матери "Умиление".*
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс на тему "Жизнь преподобного Серафима Саровского.Доброта"
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс на тему "Жизнь преподобного Серафима Саровского.Доброта"
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс на тему "Жизнь преподобного Серафима Саровского.Доброта"
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс на тему "Жизнь преподобного Серафима Саровского.Доброта"
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс на тему "Жизнь преподобного Серафима Саровского.Доброта"
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс на тему "Жизнь преподобного Серафима Саровского.Доброта"
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс на тему "Жизнь преподобного Серафима Саровского.Доброта"
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс на тему "Жизнь преподобного Серафима Саровского.Доброта"
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс на тему "Жизнь преподобного Серафима Саровского.Доброта"
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс на тему "Жизнь преподобного Серафима Саровского.Доброта"
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс на тему "Жизнь преподобного Серафима Саровского.Доброта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.