Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин
Оценка 4.7

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
01.04.2017
Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин
Разработка данного урока позволяет: формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина. Уметь отличать авторскую сказку от народной. Познакомить с историей создания «Сказки о попе и работнике его Балде". Развивать навыки работы с художественным текстом, содействовать развитию у учащихся умений рассуждать, анализировать и обобщать прочитанное.
сказка о попе о работнике его.docx
Дата:                                                                                      Класс: 5    31 урок Тема: А. С. Пушкин.  Народные источники в «Сказке о попе и работнике его Балде».  Цель урока: Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина. Уметь отличать  авторскую сказку от народной. Познакомить с историей создания «Сказки о попе…».                                      Развивать навыки  работы с художественным текстом,  содействовать развитию у учащихся умений рассуждать, анализировать и обобщать прочитанное. Наглядно сти Снежинки , с  вопросом, цифрой.  Деятельность обучающихся Записывают на  снежинке своё  имя.  Ученики  отвечают  фронтально.  Осмысливают  поставленный  вопрос, дают  ответ. Демонстрирую т свои знания,  умения по  домашней  работе. Карточки Деятельность учителя 3  мин. I.Организационный момент. Приветствует учеников. Для  создания психологической атмосферы проводится разминка  «Снежинка в руке». Ребята становятся в круг, каждый держит  снежинку в руке, называет своё имя и отвечает на вопрос,  который написан на снежинке. 1. Как меня обычно называют одноклассники? 2. Как мне нравится, чтобы меня называли? 3. Кто выбрал мне имя? 4. Носит ли это имя кто­то еще из моих родственников? 5. Носит ли такое имя кто­нибудь из одноклассников? 6. Кого из знаменитостей ты бы вспомнил с таким именем? 7. Что означает мое имя? 8. Хотел бы я, чтобы меня звали иначе? 9. Есть ли у тебя сосед с таким именем? 10.Были ли какие­то смешные случаи, связанные с вашим именем? 11. Что означает твоё имя? 12. Какие переводы своего имени на другие языки ты знаешь? 13. Какие переводы своего имени на другие языки ты знаешь? 14. Есть ли у тебя друг с таким же именем? ­ если вы до сих пор не знали, что означает ваше имя, то можете воспользоваться интернетом, или энциклопедией, где можете узнать и переводы своего имени и его значение. ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ, цифры на обороте снежинки, столы  пронумерованы. II. Выход на тему урока (Слайд 1) ­ Из данных букв составьте слова – имена героев сказки (карточки  на пару, каждая пара­тройка составляет слово­имя героя) ОПП ДАБАЛ КАЗАЙ БЕНОКСЁ ПОДЬЯПА ДОГВИН ­ Это герои какой сказки? Кто автор? Какой герой лишний? ­ Как вы думаете, над чем сегодня на уроке мы будем работать?  (Выход на тему урока, над сказкой А. С. Пушкина «Сказка о  попе и работнике его Балде») (Слайд 2) I. Цитатой сегодня на уроке я предлагаю взять слова  А. С. Пушкина (Слайд 3)  Сказка ложь, да в ней намёк!  Добрым молодцам урок. ­ Как вы понимаете эти слова? 10  мин. ЛИСТЫ ОЦЕНИВАНИЯ. II. Закрепление знаний об авторе.  Что вы знаете об авторе сказки?  Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Всего Пушкин написал 7 сказок: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,  «Сказка о царе Салтане и князе Гвидоне», «Жених», «Сказка о  медведихе»,  «Сказка о попе и работнике его Балде». (названия  сказок написаны на слайде). Сегодня мы остановимся  на последней  сказке.(Слайд 4,5)  Она написана Пушкиным в 1830 году, т.е. 186  лет назад. Основой послужила русская народная сказка,  услышанная и записанная Пушкиным в Михайловском. Поэтому для начала мы попробуем  объяснить  значения некоторых слов и  словосочетаний. III. Словарная работа  (связь с историей) Сказка была написана несколько веков назад, поэтому в ней  встречаются устаревшие слова, которые употреблялись в то  время, чтобы лучше понять текст мы сейчас познакомимся со  значением этих слов. Соединить слово с его значением  толкованием. толоконный лоб принудительный сбор с крестьян денег  или продуктов. полба  оброк  верста  глупый человек не уплаченный в срок налог может быть супостат  разновидность пшеницы авось  потеха старая мера длины, более километра противник, недруг, враг недоимка забава, развлечение Проверка (Слайд 6) IV. Проверка пройденного материала. (цель: проверка  знания текста, книга закрыта, работа в тройках, только  при затруднении обоих учащихся можно открыть текст) Игра «Вставьте  пропущенные слова» А) Жил­был поп, Толоконный лоб. … поп по базару Посмотреть кой­какого товару. Б) Поп ему в ответ «Нужен мне ….: Повар, конюх, плотник. А где найти такого Служителя не слишком дорогого?» В) Поп говорит Балде: «Ладно, Не будет нам обоим ……. Поживи­ка на моем подворье, Окажи свое усердье и проворье» Г) Живет Балда в поповом доме, …. себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых. Слайды с текстом. Д) Вот он кричит: «Поди­ка сюда, Верный мой работник Балда. Платить мне обязались …… Оброк до самой смерти». (Слайд 7)  закрыть шторкой слово, которое необходимо  вставить, один из пары подходит, проговаривает ответ и  открывает шторку) Молодцы, текст вы знаете хорошо, значит мы можем  приступать к анализу произведения. 20 мин. III. Актуализация знаний    Определение типа сказки: авторская или народная, докажите. ­ Сюжет какой народной сказки лег в основу «Сказки о попе …»? ­ Есть ли в сказке Пушкина признаки народной сказки?  (троекратные повторы,  устойчивые выражения и эпитеты,  устаревшие слова, народная речь, зачин)  Работа с текстом. ­ Повторы характерны для сказки Пушкина, где мы видим их?  (задания бесёнку, три щелчка) ­ Сделайте вывод («Сказка о попе…» является авторской сказкой,  но написана по сюжету народной сказки)  Игра «Кто это сказал?», работа с текстом по парам задание:  написать, чьи это слова.  Заменяет физминутку.  1.«Ладно. Не будет нам обоим накладно Поживи­ка на моем подворье, Окажи свое усердье и проворье» (поп) 2.«Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…» (попадья) 3.«Да вот веревкой хочу море морщить Да вас, проклятое племя корчить» (Балда)  4. «Здравствуй, Балда­мужичок; Какой тебе надобен оброк?» (бесёнок)     5. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» (Балда) Учебник Работая в  группах,  ученики  самостоятельно изучают новый  материал. Затем, переходят и исправляют в других группах, другим цветом пасты по данному ключу, подводят итог работы проверяемой группы. (Слайд 8)             Работа с текстом. (стр 119) ­    Определите вид сказки: волшебная, бытовая, сказка о животных? (Слайд 9) 10  мин. Давайте определим главных героев. Главные герои сказки. Заполнение таблицы в тетрадях. ­ Назовите положительного героя сказки. Каким мы видим Балду в  сказке?  (Добрый, трудолюбивый, сообразительный, хозяйственный,  работящий, неунывающий, доверчивый, наивный….­ доказать  текcтом, по одной черте для группы) ­ На какого героя русских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана­дурака, Емелю.) ­ Есть в сказке отрицательный герой? Какие отрицательные черты  характера высмеиваются в образе попа? (Ненасытный, жадный,  хитрый, глупый, лживый, скупой – доказать текстом, по одной черте для группы)  Слайд с таблицей, которая должна получиться по итогу. (Слайд 10) ­ Найдите отрывок и прочитайте, как был наказан поп? ­ Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? IV.Итог урока. Систематизацию и обобщение совместных  достижений. Организует индивидуальную работу по личным  достижениям.  Эпиграф нашего урока звучит так: «сказка – ложь, да в ней  намек…» на что намекает Пушкин? Для чего он написал сказку? Какой хотел дать урок? Подтвердите словами текста. “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной ” ­ Чему учит сказка? Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и  смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" обычно  завершается поражением. За все надо платить сполна. Этому учит  нас сказка «О попе и работнике его Балде». В сказках добро всегда побеждает зло. А ведь так и должно быть,  правда? Они учат нас не быть жадными и лживыми, понимать чужую беду,  помогать слабым. Проводит рефлексию. Оценивают  работу своих  однокласснико в. На снежинках  рисуют  смайлик. Сегодня на уроке: узнал, открыл для себя …………                                Научился, смог ………………….                             Могу похвалить себя и своих одноклассников за … Доп. задание: Две пословицы, определите, какая пословица больше  подходит к попу, какая к Балде? ­ Жадность последнего ума лишает. ­ У умной головы сто рук.  Оценивание. Подведение итога урока. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся   2  Записывают мин. отрывку, подобрать пословицы, которые подходят к теме сказки. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Если очень захотеть, В сказке можно очутиться. У героев старых сказок Можем мы всю жизнь учиться: Как прекрасно добрым быть, Как со злом бороться надо, Как в житейском море плыть, Чтоб в конце ждала награда! домашнюю  работу в  дневниках. Открытый урок для аттестации Предмет: русская литература Тема урока А. С. Пушкин.  Народные источники в «Сказке о попе и работнике его Балде». Класс: 5 «а» Учитель русского языка и литературы Михайловская СОШ: Зайцева Оксана Викторовна 2016 – 2017 учебный год

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин

Открытый урок по русской литературе на тему: Народные источники в "Сказке о попе и работнике его Балде" А. С. Пушкин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017