Метод проектов на уроке литературы в 5 классе в рамках введения ФГОС ООО
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
31.03.2017
В статье представлена система работы на уроке литературы в 5 классе с применением проектной технологии в рамках введения ФГОС ООО. В основе урока лежит изучение рассказа В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Обозначены цели урока, его задачи, представлена деятельность учащихся на разных этапах урока, подведены итоги.
Метод проектов на уроке литературы в 5 классе.docx
И.Е.Рогалева, учитель русского языка
и литературы
Метод проектов на уроке литературы
в 5 классе в рамках введения ФГОС ООО
В наше время учителю приходится решать немало задач, связанных с
обучением и воспитанием учащихся. Одна из них – поиск наиболее эффективных
путей усовершенствования образовательного процесса.
Этого требует и системнодеятельностный подход, при котором ученик
является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель системно
деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у учащихся
интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у них навыки
самообразования. Данному условию отвечает ряд современных педагогических
технологий, среди которых технология проектного обучения.
По моим наблюдениям, метод проектов довольно часто используется
учителями на уроках обобщения и наиболее актуальным становится в 5 классе, так
как, по требованиям ФГОС, пятиклассники должны уметь разрабатывать,
оформлять и защищать самостоятельно выполненный проект по разным
предметам.
В своей педагогической деятельности метод проектов я активно использую
во внеурочной деятельности, а в этом году попробовала построить ряд уроков
литературы по проектной технологии. Рассмотреть особенности работы по данной
технологии можно на примере урока литературы в 5 классе по рассказу
В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Тема: «Уроки тайги» (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Цель содержательная: выявление художественной идеи рассказа, состоящей в
утверждении необходимости содружества человека и природы, умения быть
настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать
победы в сложных ситуациях.
Цель деятельностная: создание условий для осознания учащимися неразрывных
связей между природой и человеком, активизация познавательных интересов
учащихся средствами игровой, модульной и проектной технологий.
Задачи:
образовательные – выявить глубину изучения и осмысления прочитанного
произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро»; раскрыть правила безопасного
поведения в условиях автономного существования в тайге с помощью изучения
рассказа;
развивающие – совершенствовать речевые умения путем подготовки сообщений и
формулировки своего мнения о прочитанном; развивать творческие способности
учащихся путем организации проектной деятельности; воспитательные – помочь учащимся задуматься над тем, как выйти человеку из
трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, бороться
за свою жизнь.
Технологии: игровая, модульная, проектная.
Форма урока: интеллектуальнопрактическая игра.
Изучая это произведение, мы с ребятами пришли к выводу о том, что оно во
многом поучительно и не утратило своей актуальности до наших дней. Вопросы:
как не заблудиться в лесу или как вести себя, если заблудился, стали волновать
пятиклассников с самых первых минут знакомства с рассказом. Поэтому я
предложила им на итоговом уроке составить альбомпамятку «Уроки тайги». Для
того чтобы все успеть за один урок, ребята разделились на четыре группы, каждая
из которых отвечала за оформление своей странички в альбоме.
Мы остановились на следующих ключевых моментах:
1. Как необходимо готовиться к походу в тайгу, в лес?
2. Какие правила поведения в тайге, в лесу нужно соблюдать, какие
приметы нужно знать?
3. Как вести себя в тайге, в лесу, чтобы не заблудиться?
4. Как вести себя в тайге, в лесу, если заблудился?
На этапе подготовки проекта пятиклассники, прочитавшие рассказ,
нарисовали рисунки, где и отразили ответы на поставленные вопросы. Представляя
классу свои работы, они обратили внимание на те эпизоды, которые показались им
наиболее интересными, а это, в свою очередь подтолкнуло тех, кто не прочитал, к
более осмысленному чтению. Еще одним мотивом вдумчивого прочтения рассказа
стала моя установка на то, что итоговый урок пройдет в форме игры. То есть у нас
образовались не просто четыре рабочих группы, а четыре команды.
По своей структуре итоговый урок получился следующим:
1 этап: проверка знания текста. Он прошел в форме теста, за который каждая
команда получила определенное количество баллов.
2 этап: проверка умения ориентироваться в тексте. Каждая команда получила
карточки со словами, при помощи которых необходимо восстановить цитату, а
затем найти ее в тексте. На первых двух этапах я смогла проследить за тем,
насколько качественно прочитан рассказ пятиклассниками. Не все команды
правильно ответили на вопросы теста, а найти фразу в тексте удалось только
одной команде.
3 этап: составление странички памятки. Командам было предложено ответить на
вопросы и сформулировать основные правила, используя цитаты или примеры из
текста. Этот этап – основной и наиболее трудоемкий.
В ходе урока участникам команд предстояло обсудить следующие вопросы:
1 группа «Подготовка к походу»
1. Что, по мнению матери Васютки, обязательно нужно взять с собой в тайгу?
2. Продолжите фразу: «Таков старинный порядок: идешь в лес …»
3. Что взял с собой Васютка, кроме спичек и хлеба? 4. Чего не хватало Васютке, о чем он пожалел, что не взял с собой?
2 группа – «Правила и приметы»
1. Как не сбиться с пути, не потерять тропинку, по мнению матери Васютки?
2. Как Васютка определил стороны света?
3. Продолжите фразу: «Лиственный лес обычно тянется …»
4. О чем говорит, если небо стало звездным?
3 группа – «Как не заблудиться»
1. За чем нужно внимательно следить, заходя в глубь леса?
2. Васютка пожалел, что не взял с собой (кого?), (почему?)
3. Васютка увлекся охотой на глухаря и заблудился. Как он должен был поступить
в этой ситуации?
4. Зачем охотнику или грибнику нужно знать, где находятся избушки охотников?
4 группа – «Если заблудился»
1. Продолжите фразу деда Афанасия: «Раз уж такое дело, не…»
2. Что делал Васютка, чтобы отогнать подступающий страх?
3. Если приближается ночь, как спастись от темноты и холода?
4. Как сохранить пищу, чтобы она не испортилась и не пропала?
Я наблюдала за тем, как ребята работают в команде. Ктото взял роль
руководителя на себя и распределил все вопросы между участниками команды,
что во многом сократило время выполнения задания. Ктото пошел по порядку,
находя ответы в совместном обсуждении. Конечно, нашлись и такие, кто не смог
включиться в общую работу. Поэтому мне пришлось помочь им, задав наводящие
вопросы или прокомментировав выполнение задания.
Итогом работы каждой группы стали заполненные на уроке странички,
которые мы заранее подготовили, красочно их оформив. После того как команды
представили результаты своего труда, мы подвели итоги урока. Каждый этап
оценивался в баллах, поэтому в конце урока все учащиеся получили оценки.
В качестве домашнего задания я предложила ребятам сочинить небольшие
стихотворения, используя данные рифмы: лес – чудес; опасен – прекрасен;
таёжный – тревожный; река – тайга. Такой вид работы помог пятиклассникам еще
раз осмыслить изученное, выделив самое главное в произведении:
Ночь, спит тайга,
И, кажется, что спит река.
К водоему путь опасен.
Рассвет, и снова мир прекрасен!
Раздался сойки крик тревожный,
Встречает утро люд таежный.
И вновь ожил дремучий лес,
Он полон сказочных чудес.
(2 группа)
Как же этот лес прекрасен,
Иногда он и опасен. Берегите этот лес,
Полный множества чудес!
Вот в Сибири есть тайга,
А по ней течет река.
Только этот лес таёжный
Всетаки чутьчуть тревожный.
(3 группа)
Таким образом, мы получили продукт совместной деятельности, который
имеет практическую направленность. Учащиеся 5 класса на основе литературного
произведения создали альбомпамятку, имеющий значение для безопасной
жизнедеятельности каждого человека. Опыт показал, что проектная деятельность
учащихся направлена на формирование общеучебных умений: поиск информации,
ее обработка, создание иллюстраций и презентаций, умение представить
полученный продукт, доказать его значимость. Работа в группах способствует
развитию коммуникативной культуры учащихся. Все это позволяет утверждать,
что метод проектов в настоящее время становится одним из важных факторов в
арсенале педагога современной школы.
Список использованной литературы:
1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку
в школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
2. Литература: учебник для 5 класса общеобр. организаций: в 2 ч./ авт.сост.
Г.С.Меркин, 4 изд. – М.: ООО «Русское слово учебник», 2015 г.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования
/Под ред. Е.С.Полат М., 1999. – 223 с.
4. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности //Народное образование. 2000. № 7.С. 151157.
5. Программа курса «Литература». 59 классы/ авт.сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин.
– 20е изд. – М.: ООО «Русское слово учебник», 2013. – 208с. – (ФГОС.
Инновационная школа).
6. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 5
класс: методическое пособие/ М.: ООО «Русское слово учебник», 2013. – 344с. –
(ФГОС. Инновационная школа).
Метод проектов на уроке литературы в 5 классе в рамках введения ФГОС ООО
Метод проектов на уроке литературы в 5 классе в рамках введения ФГОС ООО
Метод проектов на уроке литературы в 5 классе в рамках введения ФГОС ООО
Метод проектов на уроке литературы в 5 классе в рамках введения ФГОС ООО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.