Разработка и презентация урока на тему"Литеатурный квест по сказам Павла Бажова"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.03.2017
Данный материал содержит разработку урока по литературе для 5 класса по творчеству Павла Бажова. Урок проводится в форме игры (литературного квеста) с элементами театрализации, в ходе проведения которой проверяется знание текстов (сказы "Медной горы хозяйка","Каменный цветок", "Малахитовая шкатулка") ,а также знание особенностей языка сказов Бажова.Урок разработан в соответствии с требованиями ММОШ.
лит.квест по сказам Бажова.docx
Методическая разработка литературной игры по сказам
П.П.Бажова для 5 класса
Учитель: Кочулаева Анна Владимировна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 1» г.Перми Литературный квест
для 5 класса
по сказам П.П. Бажова («Медной горы хозяйка», «Каменный цветок»,
«Малахитовая шкатулка»)
Цели деятельности учителя: ввести учащихся в особый мир уникальных героев
знаменитого уральского мастера сказов, наполненный былью и фантастикой, выявить
знание текстов произведений, формировать у учащихся внимательное отношение к
художественной детали и умение осуществлять совместную деятельность в рабочих
группах по плану,
развивать творческие, познавательные, интеллектуальные,
коммуникативные способности; воспитывать любовь к предмету, интерес к
творчеству П.П. Бажова.
Формирование УУД:
Личностные: умение принять и осознать жизненные ценности, нравственные нормы,
правила, выработать жизненную позицию;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать, контролировать и оценивать свои
действия;
Познавательные: умение исследовать, искать и отбирать информацию,
структурировать ее и моделировать решение задач;
Коммуникативные: научиться слушать и понимать партнера, выполнять совместные
действия, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли.
1. Вступительное слово учителя: Сегодня мы играем в игру «По следам
Колдункова». У нас четыре команды. Вам предстоит найти коды и отгадать
слово, спрятанное на этом табло:
□□□□□
2. У каждой команды было задание. Внимательно смотрите, вслушивайтесь,
как настоящие наблюдательные детективы. В процессе просмотра команды
должны понять и разгадать слова с закодированными буквами. Найти буквы вам помогут указатели, отмеченные особым знаком
идти постепенно, выполняя одно задание за другим. При этом вам
. К отгадке вы будете
понадобятся наблюдательность и умение слушать друг друга. Команда,
которая первая найдет код, получает бонус (камень). Вы выиграете, когда
найдете закодированные буквы и подставите их в шифровку. Желаю всем
удачи!
Итак, начинаем! Приглашаю первую команду для проведения следственного
эксперимента.
3. Проведение игры:
1 сценка
Выходят 3 ученицы (первая команда)
1ая: Любила Танюшка, Степанова дочь, разбирать каменья дорогие, кои в шкатулке
малахитовой Хозяйка Медной горы Степану подарила.
2ая: А есть и среди нас девушки, которые тоже не прочь наголовники, бусы да
кольца поглядеть?
3я: Вот вам шкатулка малахитовая. Что по сердцу придется, надевайте. Которая из
нас лучше к своему наряду убор подберет? Наряжайтесь. Спешить некуда – получше
в шкатулкето поройтесь. Здесь и зарукавье малахитовое, и кольца драгоценные, и
наголовник нарядный, и протча…(примеряют драгоценности, любуются друг другом)
1ая: Помню, как Танюшка любила говорить: «Сколь хорошо тятиното подаренье!
(уходят)
Учитель: Назовите один из предметов восхищения героинь этого эпизода?…
1.
□□□□□□□□□ арукавье)
(з
«Записная книжка» (англ.)
Ответ: Код (буквы А и В) записаны в файле Word, защищенном паролем и
находится в ноутбуке, пароль – «Зарукавье» (см. файл «Колдунков»)
2 сценка (вторая команда) Автор:Поставил приказчик Данилку в подпаски. И тут Данилко не вовсе гож
пришелся. Парнишечко ровно старательный, а все у него оплошка выходит.
Старый пастух ласковый попался, жалел сиротку, и тот временем ругался:
Пастух: Что только из тебя, Данилко, выйдет? Погубишь ты себя, да и мою
старую спину под бой подведешь. Куда это годится? О чем хоть думкато у
тебя?
Данило: Я и сам, дедко, не знаю... Так... ни о чем... Засмотрелся маленько. (В
руках держит листок, любуется им) Букашка по листочку ползла. Сама
сизенька, а изпод крылышек у ней желтенько выглядывает, а листок
широконький... По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. А букашкато и
ползет...
Пастух: Ну, не дурак ли ты, Данилко? Твое ли дело букашек разбирать?
Ползет она и ползи, а твое дело за коровами глядеть. Смотри у меня, выбрось
эту дурь из головы, не то приказчику скажу! А полюбуйся, Данилушко,
девушками.
Выходят четыре девочки
Девочки делятся поровну на две партии и встают в линии друг против друга.
Первая линия двигается со слов: «А мы просо сеяли».
Вторая линия стоит на месте.
Первая линия наступает на вторую и проходит половину пути до второй линии.
Заканчивает двигаться со словами «сеяли».
На припев: «Ходим ладом, сеяли» двигается обратно.
На вторую строфу: «А мы просо вытопчем» вторая линия идет навстречу первой и
проделывает тот же путь.
И так до слов: «Отворяйте воротца! Принимайте девицу!», когда одна девушка из
первой линии переходит во вторую.
После перехода первая линия поет: «В нашем полку убыло».
А вторая: «В нашем полку прибыло».
Затем все повторяется до тех пор, пока все девушки с одной стороны не перейдут на
другую».
Слова песни «А мы просо сеяли»: А мы просо сеяли, сеяли,
Ходим ладом, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ходим ладом, вытопчем, вытопчем.
А чем же вам вытоптать, вытоптать,
Ходим ладом, вытоптать, вытоптать?
А мы ее конями, конями,
Ходим ладом конями, конями.
А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,
Ходим ладом, в плен возьмем, в плен возьмем.
А мы коней выкупим, выкупим,
Ходим ладом, выкупим, выкупим.
А чем же вам выкупить, выкупить,
Ходим ладом, выкупим, выкупим?
А мы дадим пониточек, пониточек,
Ходим ладом, пониточек, пониточек.
Во время игры девушек Данилушко стоит между играющими.
1ая: Жалко, Данилушку.
2ая: Одежонки ему какойнибудь собрать бы! Держи, Данилушко, рубашонку.
3я: Да, скоро зима наступит! Вот тебе и пониточек.
4ая: Вот и валенки, и онучи.
Учитель: Что из названного наденет герой поверх рубахи?
2.
□□□□□□□□□ ониточек)
(п
Пазлы
(При верном складывании пазлов видна буква О) П
И
Ч
О
Т
Е
Н
О
К
3 сценка (третья команда)
Автор:Пришел Прокопьич домой, а Данилушко около станочка стоит, досочку
малахитовую оглядывает.. Спросил строго: Ты это что? Кто тебя просил поделку
в руки брать? Что тут вожгаешься?
Данилушко и отвечает: На мой глаз, дедушко, не с этой стороны кромку
отбивать надо. Вот я и вожгаюсь здесь. Вишь, узор тут, а его и срежут.
Прокопьич закричал: Что? Кто ты такой? Мастер? Вожгается он! Что ты
понимать можешь?
Данило:То и понимаю, что эту штуку испортили.
Прокопьич: Кто испортил? а? Это ты, мне первому мастеру!.. Да я тебе
такую порчу покажу... жив не будешь!
Посидел, успокоился
Прокопьич и говорит вовсе уж добром: Нуко, ты, мастер явленный, покажи,
как потвоему сделать?
Данилушко и стал показывать да рассказывать: Вот бы какой узор вышел. А
того бы лучше пустить досочку поуже, по чистому полю кромку отбить.
Прокопьич про себя: Верно парнишка говорит. Из такого, пожалуй, толк
будет.
Учитель: Как назвал рабочее действие героя его учитель?
□□□□□□□□□ жгаться)
(во
3. Коровина, Журавлев, Коровин – 100
Ответ: Код (буква Ж) написан на листе бумаги, вложенном в учебник на стр.
100
4 сценка (четвертая команда)
На «пеньке» сидит Данило, обхватив голову.
Выходит Хозяйка Медной горы.
Малахитница обходит его и начинает разговор.
Малахитница. Ну, что, Даниломастер, не вышла твоя дурманчаша?
Данило. Не вышла.
Малахитница. А ты не вешай головуто! Другое попытай. Камень тебе будет,
по твоим мыслям.
Данило. Нет, не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный
цветок.
Малахитница. Показатьто, просто, да потом жалеть будешь.
Данило. Не отпустишь из горы?
Малахитница. Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же
ворочаются.
Данило. Покажи, сделай милость!
Малахитница. Может, еще попытаешь сам добиться! Прокопьич вот тебя
пожалел, теперь твой черед его пожалеть.
Данило. Знаю я, а только без цветка мне жизни нет. Покажи!
Малахитница. Когда так, пойдем, Даниломастер, в мой сад. Вот он, смотри!
(уходит, Данило остается один)
Данило.(Разглядывая каменный цветок)Хоть и красивый цветок, а нет в нем чуда
Божьего творения, от которого сердце замирает и стремится ввысь! Где моя
балодка?! (берет молоток в руки) Размахнуська я посильнее и уничтожу цветок!
(выбегает) Учитель: Без чего герой не мог бы уничтожить каменный цветок?
□□□□□□□ балодка)
5.
(
1
2
3
А Л О
9
Б
БАЛОА=???
8912???4725 тел. агента, который знает букву.
Ответ: 89128814725 (телефон Ольги Викторовны) – это агент, который знает
код букву Б (ей нужно позвонить)
Учитель: Теперь, когда отгаданы все слова, вы должны легко понять, какое же слово
является ключевым в нашей игре. Вы догадались, как должна называться
сегодняшняя игра?
Дети: «По страницам произведений Бажова».
Учитель: Правильно! «Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче
Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного
слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье
уличное было — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов —
Колдунков Егорша. Вот почему я так изначально назвала нашу игру, а вот вы,
работая в группах, должны были найти более точное ее название.
4. Подведение итогов.
Герой сказа «Каменный цветок», Данило мастер, с которым мы познакомились на
уроках литературы, отличался особым даром видеть необычное в обыденном,
отличался целеустремленностью и наблюдательностью. Благодаря этим качествам он
достиг в своем деле большого мастерства. Для того чтобы вы сегодня были
успешными, вам тоже нужно проявить было проявить наблюдательность, знание
произведений Бажова, мастерство.
Читая сказы Павла Бажова, вы обратили внимание на необычный язык его
произведений: в нем много диалектных слов это слова, употребление которых
свойственно людям, живущим в определенной местности. А какой именно?
Дети: Для Урала.
Учитель: Правильно. Почему нам нужно иметь представление об этих диалектных
словах? Дети: Мы жители Урала, эти слова свидетельствуют об истории нашего языка.
Учитель: Молодцы! А закончить наш урок хочется словами Лидии Слобожаниновой:
«Бажов ценил полноту и естественность русской речи, не признавал очищенного
литературного языка, искал нестандартное слово в живом диалоге».
Разработка и презентация урока на тему"Литеатурный квест по сказам Павла Бажова"
Разработка и презентация урока на тему"Литеатурный квест по сказам Павла Бажова"
Разработка и презентация урока на тему"Литеатурный квест по сказам Павла Бажова"
Разработка и презентация урока на тему"Литеатурный квест по сказам Павла Бажова"
Разработка и презентация урока на тему"Литеатурный квест по сказам Павла Бажова"
Разработка и презентация урока на тему"Литеатурный квест по сказам Павла Бажова"
Разработка и презентация урока на тему"Литеатурный квест по сказам Павла Бажова"
Разработка и презентация урока на тему"Литеатурный квест по сказам Павла Бажова"
Разработка и презентация урока на тему"Литеатурный квест по сказам Павла Бажова"
Разработка и презентация урока на тему"Литеатурный квест по сказам Павла Бажова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.