Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
24.01.2018
Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему: «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?»
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
• Когда, в какой семье родился И.А. Крылов?
• В чем проявилась одаренность будущего баснописца?
• В каком возрасте И.А. Крылов написал свою первую басню?
• Как будущий писатель работал над собой?
• В каких сферах творческой деятельности проявил себя?
• Что принесло ему прижизненную славу и популярность?
Документ Microsoft Office Word (2).docx
Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему: «Каким человеком
и писателем я представляю себе И.А. Крылова?»
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом
этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Когда, в какой семье родился И.А. Крылов?
В чем проявилась одаренность будущего баснописца?
В каком возрасте И.А. Крылов написал свою первую басню?
Как будущий писатель работал над собой?
В каких сферах творческой деятельности проявил себя?
Что принесло ему прижизненную славу и популярность?
2.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского О И.А.Крылове и ответьте на вопросы:
К.П. Брюллов. Портрет И.А. Крылова
«Личность Крылова вся отразилась в его баснях…Человек, живой по натуре,
умный, <…> знавший людей, – Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив
и спокоен до равнодушия. Он все допускал, всему позволял быть, но сам ни подо что
не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности…Любо было
смотреть на эту седую голову, на это простодушное, без всяких притязаний величавое
лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца…Хорош был этот старик
младенец, говорил ли он или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании
так много говорило спокойное лицо его».(В.Г. Белинский)
Как вы думаете, какую черту характера баснописца – леность, простодушие или
ум, живость натуры – подчеркнул в своей картине художник К.П. Брюллов?
Докажите свою точку зрения.
Почему В.Г. Белинский назвал И.А. Крылова «старикоммладенцем»?
О чем говорит спокойное лицо баснописца? II. Задания для создания эвристической ситуации:
1.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о произведениях И.А.Крылова:
«Множество стихов Крылова обратилось в пословицы и поговорки, которыми часто
можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какиминибудь
теоретическими доводами». (В.Г. Белинский)
2.Выпишите из басен И.А. Крылова слова, ставшие пословицами и поговорками.
3.Подберите к рассказам подходящую пословицу из басен И.А. Крылова.
1) Учитель географии вызвал к доске Костю и попросил рассказать о населении США. Костя,
неплохой ученик, переминался с ноги на ногу у карты, но так ничего и не произнес. «Садись,
плохо!» – сказал учитель. В классе все удивились, почему Костя не ответил. Один говорит: «У него
книги не было». Другой говорит: «Материал очень трудный, легко ли – целая Америка!» Третий
говорит: «У него температура, он болен». А сосед спрашивает: «Костя, почему ты не смог
ответить?». «Да не выучил, на катке был», – ответил Костя.
2) Идут по коридору два мальчика – Саша из 5 «А» и Витя из 5 «Б». Оба они были участниками
редколлегии и выпустили к Новому году стенгазеты. Подошли к Петиной – буквы кривые, рисунки
неаккуратные, а Витя хвалит друга: «Хороша газета!» Потом Витя показал свою работу:
на стенгазете пятна разлитой краски и поздравления сухие, казенные. А друг хвалит: «Здорово
получилось!»
3) На уроке математики Вова списывал у соседа задачу. Учитель заметил это и стал стыдить
нерадивого ученика, а тот дождался, когда учитель отвернулся, и продолжал списывать.
Справка. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». «А Васька слушает
да ест». «А ларчик просто открывался».
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
Из какой басни И.А. Крылова эти пословицы?
– Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
– Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.
– Слонато я и не приметил.
– А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
– Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на слона.
– У сильного всегда бессильный виноват.
– А воз и ныне там.
– Демьянова уха.
– А ларчик просто открывался.
– Сильнее кошки зверя нет.
– А Васька слушает да ест.
– Беда, коль пироги начнет печи сапожник.
IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения: Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Прочитайте высказывание В.А.Жуковского и Ж.Н. Критаровой об И.А.Крылове и
ответьте на вопросы:
«Мы позволяем себе утверждать, что Крылов может быть причислен к переводчикам
искусным и потому точно заслуживает имя стихотворца оригинального. Слог басен его
легок, чист и всегда приятен». (В.А. Жуковский)
«Крылов в басенном творчестве, безусловно, опирался на опыт всей предшествующей литературы
от Эзопа и Лафонтена до своих предшественников в России. Однако ему удалось создать совершенно
оригинальные, истинно русские басни. Это дало право Пушкину назвать Крылова “представителем
духа народа”». (Ж.Н. Критарова)
Почему И.А.Крылова назвали стихотворцем оригинальным»?
За что Пушкин назвал И.А. Крылова «представителем духа народа»?
2.Сравните басню Эзопа и басню И.А. Крылова.
Эзоп «Лисица и виноград»
И.А. Крылов «Лисица и виноград»
Голодная лисица увидела виноградную
лозу со свисающими гроздьями и хотела
до них добраться, да не смогла; и, уходя
прочь, сказала сама себе: «Они еще
зеленые!».
Так и у людей иные не могут добиться
успеха по причине того, что сил нет,
а винят в этом обстоятельства.
Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взглядто он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
Согласны ли вы с тем, что, опираясь на опыт предшественников, И.А. Крылов
создал «совершенно оригинальные басни»?
3.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о стиле баснописца И.А.Крылова и ответьте на
вопросы:
«Иван Андреевич любил делать первые накидки своих басен на лоскутках, с которых
переписывал на листочки, поправлял и снова переписывал… На одну из его басен есть
у меня три экземпляра: самый первый, разумеется, более перемаран: следующие,
постепенно, один чище другого. В каждом из них есть изменения; в печатных изданиях
нахожу новые улучшения; следовательно, труд был вторым его гением: ум был
изобретателем, а труд усовершителем… “Я до тех пор читал мои новые стихи, – говорил
мне Иван Андреевич, – пока некоторые из них мне не причитаются, т. е. перестанут
нравиться; тогда их поправляю или вовсе переменяю”». (М.Е. Лобанов)
Как работал над своими баснями И.А. Крылов? Как вы понимаете выражение «ум его был изобретателем, а труд
усовершителем…»?
4.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о главных мотивах басен И.А.крылова и
ответьте на вопросы:
«Особенно острую критику в баснях И.А. Крылова вызывает невежество». (М.Е. Лобанов)
Какие пороки общества и человека предает осмеянию И.А. Крылов?
Как вы понимаете значение слова «невежество»?
5.Назовите басни И.А. Крылова, где главной темой является критика невежества.
6. Прочитайте высказывание Т.П.Буслаковой о композиции басни и ответьте на вопросы:
«Композиция басни дает возможность сочетать комизм сказочной сценки с серьезным,
обличительным тоном заключительного морального вывода.
“Свинья под Дубом” – одна из тех редких басен Крылова, в которых сказочный сюжет не имеет
комического смысла. Свинья – откровенно отрицательный образ. В моральном выводе, завершающем
басню, вековой Дуб ассоциируется с науками и ученьем, которые “бранит” невежда».
(Т. П. Буслакова)
Чем басня «Свинья под Дубом» отличается от других басен Крылова?
Какие чувства вызывает у вас образ Свиньи: улыбку или резкое неприятие?
Случайно ли, на ваш взгляд, баснописец ассоциирует невежество со свиньей,
а науки и ученье – с дубом?
Как вы понимаете мораль басни? Приведите примеры из жизни,
характеризующие этот случай.
Коллективное выполнение задачи:
1.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни «Волк на псарне» и ответьте
на влопросы:
«Басня “Волк на псарне” представляет собой сказочную сценку, политический смысл
которой восстанавливается из конкретных исторических событий». (И.И. Срезневский)
Какие исторические события отражены в басне «Волк на псарне»?
Согласны ли вы с тем, что басня представляет собой сказочную сценку?
Докажите свою точку зрения.
2.Прочитайте другое высказывание И.И.Срезневского – о герое басни «Волк и ягненок» и
ответьте на вопросы:
«Сквозной персонаж, олицетворяющий у Крылова, так же как в русских сказках, злую
силу, оказывается перед теми, кто способен на драку с ним. Зло сильно перед слабым
ягненком (басня “Волк и ягненок”), а на псарном дворе Волк превращается из забияки
в хитреца. Он пускается в переговоры, давая волчью клятву быть верным “общему ладу”».
(И.И. Срезневский)
Почему на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца?
Как вы думаете, можно ли верить волчьей клятве? Почему?
3.Докажите, что образы И.А. Крылова перекликаются с фольклорными.
4.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни и ответьте на вопросы:
«На вопрос, возможно ли примирение между добром и злом, в басне отвечает ловчий. В этом образе воплощена вековая народная мудрость: зло должно быть наказано…»
(И.И. Срезневский)
Найдите в басне характеристику ловчего.
Кто является прототипом этого персонажа?
В каких словах ловчего воплощена «вековая народная мудрость»?
5.Критик В.Г. Белинский писал: «Басни И.А. Крылова – не просто басни: это повесть,
композиция, юмористический очерк, злая сатира».
Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что в баснях И.А. Крылова можно
найти и искусное повествование, и юмористическую зарисовку, и злую сатиру?
Докажите свой ответ примерами.
6. Пользуясь словарем литературоведческих терминов, выясните, чем отличаются юмор
и сатира.
7.Ответьте на вопросы викторины«Герои басен И.А. Крылова: о ком идет речь?»:
Она «наелась желудей досыта, до отвала».
Он «виноват уж тем», что комуто «хочется кушать».
Она хотела сжечь море.
Он вернулся из путешествия «с разбитой головою, с попорченным крылом,
с повихнутой ногою».
Он обещал стать охранником овечьих стад.
Она «без души лето целое все пела».
Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это
жестоко наказана.
Она попала «в большие забияки».
Он «обжора и злодей», по словам его хозяина.
Она пыталась руководить квартетом.
У него на локтях продрался кафтан.
Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как Слона.
Его «захлопнула злодейказападня».
У нее есть 5–6 кривляккумушек.
Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным.
Ее служба – ходить на задних лапах перед хозяевами.
Он решил «с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой».
Он кормил своими плодами неблагодарную свинью.
Он был перекормлен рыбным супом.
У него все вокруг только «мое».
8.Напишите сочинение на тему «Каким человеком и писателем я представляю себе
И.А. Крылова?». Используйте в сочинении строки стихотворения П.А. Вяземского
о И.А. Крылове «На радость полувековую…».
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль. И не забудут этой были,
Пока порусски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.