Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Оценка 4.6

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
24.01.2018
Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему: «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?» * В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской. I.Задания для создания диалоговой ситуации: 1.Ответьте на вопросы: • Когда, в какой семье родился И.А. Крылов? • В чем проявилась одаренность будущего баснописца? • В каком возрасте И.А. Крылов написал свою первую басню? • Как будущий писатель работал над собой? • В каких сферах творческой деятельности проявил себя? • Что принесло ему прижизненную славу и популярность?
Документ Microsoft Office Word (2).docx
Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне» Цель  работы школьной мастерской –  написать сочинение на тему: «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?» * В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся  на каждом этапе работы мастерской. I.Задания для создания диалоговой ситуации: 1.Ответьте на вопросы:  Когда, в какой семье родился И.А. Крылов?  В чем проявилась одаренность будущего баснописца?  В каком возрасте И.А. Крылов написал свою первую басню?  Как будущий писатель работал над собой?  В каких сферах творческой деятельности проявил себя?  Что принесло ему прижизненную славу и популярность? 2.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского О И.А.Крылове и ответьте на вопросы: К.П. Брюллов. Портрет И.А. Крылова   «Личность   Крылова   вся   отразилась   в его   баснях…Человек,   живой   по натуре, умный, <…>   знавший   людей, –   Крылов   тем   не менее   искренно   был   беспечен,   ленив и спокоен   до равнодушия.   Он   все   допускал,   всему   позволял   быть,   но сам   ни подо   что не подделывался   и в образе   жизни   своей   был   оригинален   до странности…Любо   было смотреть   на эту   седую   голову,   на это   простодушное,   без   всяких   притязаний   величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца…Хорош был этот старик­ младенец, говорил ли он или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его».(В.Г. Белинский)  Как вы думаете, какую черту характера баснописца – леность, простодушие или ум,   живость   натуры –   подчеркнул   в своей   картине   художник   К.П. Брюллов? Докажите свою точку зрения.  Почему В.Г. Белинский назвал И.А. Крылова «стариком­младенцем»?  О чем говорит спокойное лицо баснописца? II. Задания для создания эвристической ситуации: 1.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о произведениях И.А.Крылова: «Множество   стихов   Крылова   обратилось   в пословицы   и поговорки,   которыми   часто можно   окончить   спор   и доказать   свою   мысль   лучше,   нежели   какими­нибудь теоретическими доводами». (В.Г. Белинский) 2.Выпишите из басен И.А. Крылова слова, ставшие пословицами и поговорками. 3.Подберите к рассказам подходящую пословицу из басен И.А. Крылова. 1) Учитель географии вызвал к доске Костю и попросил рассказать о населении США. Костя, неплохой   ученик,   переминался   с ноги   на ногу   у карты,   но так   ничего   и не произнес.   «Садись, плохо!» – сказал учитель. В классе все удивились, почему Костя не ответил. Один говорит: «У него книги не было». Другой говорит: «Материал очень трудный, легко ли – целая Америка!» Третий говорит:   «У него   температура,   он   болен».   А сосед   спрашивает:   «Костя,   почему   ты   не смог ответить?». «Да не выучил, на катке был», – ответил Костя. 2) Идут по коридору два мальчика – Саша из 5 «А» и Витя из 5 «Б». Оба они были участниками редколлегии и выпустили к Новому году стенгазеты. Подошли к Петиной – буквы кривые, рисунки неаккуратные,   а Витя   хвалит   друга:   «Хороша   газета!»   Потом   Витя   показал   свою   работу: на стенгазете   пятна   разлитой   краски   и поздравления   сухие,   казенные.   А друг   хвалит:   «Здорово получилось!» 3) На уроке математики Вова списывал у соседа задачу. Учитель заметил это и стал стыдить нерадивого ученика, а тот дождался, когда учитель отвернулся, и продолжал списывать. Справка. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». «А Васька слушает да ест». «А ларчик просто открывался». III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:  Из какой басни И.А. Крылова эти пословицы? – Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку. – Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. – Слона­то я и не приметил. – А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. – Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона. – У сильного всегда бессильный виноват. – А воз и ныне там. – Демьянова уха. – А ларчик просто открывался. – Сильнее кошки зверя нет. – А Васька слушает да ест. – Беда, коль пироги начнет печи сапожник. IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения: Индивидуальное выполнение в составе группы:  1.Прочитайте   высказывание   В.А.Жуковского   и   Ж.Н.   Критаровой   об   И.А.Крылове   и ответьте на вопросы:  «Мы позволяем себе утверждать, что Крылов может быть причислен к переводчикам искусным и потому точно заслуживает имя стихотворца оригинального. Слог басен его легок, чист и всегда приятен». (В.А. Жуковский) «Крылов в басенном творчестве, безусловно, опирался на опыт всей предшествующей литературы от Эзопа и Лафонтена до своих предшественников в России. Однако ему удалось создать совершенно оригинальные, истинно русские басни. Это дало право Пушкину назвать Крылова “представителем духа народа”». (Ж.Н. Критарова)  Почему И.А.Крылова назвали стихотворцем оригинальным»?  За что Пушкин назвал И.А. Крылова «представителем духа народа»? 2.Сравните басню Эзопа и басню И.А. Крылова. Эзоп «Лисица и виноград» И.А. Крылов «Лисица и виноград» Голодная лисица увидела виноградную  лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще  зеленые!». Так и у людей иные не могут добиться  успеха по причине того, что сил нет,  а винят в этом обстоятельства. Голодная кума Лиса залезла в сад, В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд­то он хорош, Да зелен – ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».  Согласны ли вы с тем, что, опираясь на опыт предшественников, И.А. Крылов создал «совершенно оригинальные басни»? 3.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о стиле баснописца И.А.Крылова и ответьте на вопросы: «Иван Андреевич любил делать первые накидки своих басен на лоскутках, с которых переписывал   на листочки,   поправлял   и снова   переписывал…   На одну   из его   басен   есть у меня   три   экземпляра:   самый   первый,   разумеется,   более   перемаран:   следующие, постепенно,  один   чище   другого.   В каждом   из них   есть   изменения;   в печатных   изданиях нахожу   новые   улучшения;   следовательно,   труд   был   вторым   его   гением:   ум   был изобретателем, а труд усовершителем… “Я до тех пор читал мои новые стихи, – говорил мне   Иван   Андреевич, –   пока   некоторые   из них   мне   не причитаются,   т. е.   перестанут нравиться; тогда их поправляю или вовсе переменяю”». (М.Е. Лобанов)  Как работал над своими баснями И.А. Крылов?  Как   вы   понимаете   выражение   «ум   его   был   изобретателем,   а труд усовершителем…»? 4.Прочитайте   высказывание   М.Е.Лобанова   о   главных   мотивах   басен   И.А.крылова   и ответьте на вопросы: «Особенно острую критику в баснях И.А. Крылова вызывает невежество». (М.Е. Лобанов)  Какие пороки общества и человека предает осмеянию И.А. Крылов?  Как вы понимаете значение слова «невежество»? 5.Назовите басни И.А. Крылова, где главной темой является критика невежества. 6. Прочитайте высказывание Т.П.Буслаковой о композиции басни и ответьте на вопросы: «Композиция басни дает возможность сочетать комизм сказочной сценки с серьезным, обличительным тоном заключительного морального вывода. “Свинья под Дубом” – одна из тех редких басен Крылова, в которых сказочный сюжет не имеет комического смысла. Свинья – откровенно отрицательный образ. В моральном выводе, завершающем басню, вековой Дуб ассоциируется с науками и ученьем, которые “бранит” невежда». (Т. П. Буслакова)  Чем басня «Свинья под Дубом» отличается от других басен Крылова?  Какие чувства вызывает у вас образ Свиньи: улыбку или резкое неприятие?  Случайно   ли,   на ваш   взгляд,   баснописец   ассоциирует   невежество   со свиньей, а науки и ученье – с дубом?  Как   вы   понимаете   мораль   басни?   Приведите   примеры   из жизни, характеризующие этот случай. Коллективное выполнение задачи: 1.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни «Волк на псарне» и ответьте на влопросы:  «Басня “Волк на псарне” представляет собой сказочную сценку, политический смысл которой восстанавливается из конкретных исторических событий». (И.И. Срезневский)  Какие исторические события отражены в басне «Волк на псарне»?  Согласны   ли   вы   с тем,   что   басня   представляет   собой   сказочную   сценку? Докажите свою точку зрения. 2.Прочитайте другое высказывание И.И.Срезневского – о герое басни «Волк и ягненок» и ответьте на вопросы: «Сквозной персонаж, олицетворяющий у Крылова, так же как в русских сказках, злую силу,   оказывается   перед  теми,   кто  способен  на драку   с ним.  Зло  сильно  перед   слабым ягненком   (басня   “Волк   и ягненок”),   а на псарном   дворе   Волк   превращается   из забияки в хитреца. Он пускается в переговоры, давая волчью клятву быть верным “общему ладу”».  (И.И. Срезневский)  Почему на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца?  Как вы думаете, можно ли верить волчьей клятве? Почему? 3.Докажите, что образы И.А. Крылова перекликаются с фольклорными. 4.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни и ответьте на вопросы: «На вопрос, возможно ли примирение между добром и злом, в басне отвечает ловчий. В этом образе воплощена вековая народная мудрость: зло должно быть наказано…»  (И.И. Срезневский)  Найдите в басне характеристику ловчего.  Кто является прототипом этого персонажа?  В каких словах ловчего воплощена «вековая народная мудрость»? 5.Критик В.Г. Белинский писал: «Басни И.А. Крылова – не просто басни: это повесть,  композиция, юмористический очерк, злая сатира».  Согласны   ли   вы   с В.Г. Белинским   в том,   что   в баснях   И.А. Крылова   можно найти и искусное повествование, и юмористическую зарисовку, и злую сатиру? Докажите свой ответ примерами. 6. Пользуясь словарем литературоведческих терминов, выясните, чем отличаются юмор и сатира. 7.Ответьте на вопросы викторины«Герои басен И.А. Крылова: о ком идет речь?»:  Она «наелась желудей досыта, до отвала».  Он «виноват уж тем», что кому­то «хочется кушать».  Она хотела сжечь море.  Он   вернулся   из путешествия   «с разбитой   головою,   с попорченным   крылом, с повихнутой ногою».  Он обещал стать охранником овечьих стад.  Она «без души лето целое все пела».  Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана.  Она попала «в большие забияки».  Он «обжора и злодей», по словам его хозяина.  Она пыталась руководить квартетом.  У него на локтях продрался кафтан.  Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как Слона.  Его «захлопнула злодейка­западня».  У нее есть 5–6 кривляк­кумушек.  Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным.  Ее служба – ходить на задних лапах перед хозяевами.  Он решил «с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой».  Он кормил своими плодами неблагодарную свинью.  Он был перекормлен рыбным супом.  У него все вокруг только «мое». 8.Напишите   сочинение   на тему   «Каким   человеком   и писателем   я представляю   себе И.А. Крылова?».   Используйте   в сочинении   строки   стихотворения   П.А. Вяземского о И.А. Крылове «На радость полувековую…». Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по­русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят.

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018