Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского
Оценка 4.9

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
5 кл
31.03.2017
Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского
Паустовсий Шекерова.docx
Муниципальное каз1нное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»  с.п.п. Звёздный Чегемского района Кабардино­Балкарской республики Исследовательская работа Ответственность человека перед природой ( По рассказам Г.К. Паустовского) Выполнила: Шекерова Милана,  обучающаяся 5 класса  Руководитель: Калайтанова Н.В.,  учитель русского языка и литературы 2017 г. с.п.п. Звёздный Содержание 1. Введение. 2. Ответственность человека перед природой       2.3.  Дремучий   медведь   –   красивая   сказка   о   дружбе   мальчика   с   представителями     2.1.  Способность К.Г. Паустовского видеть в обыкновенном чудесное.     2.2.  «Заячьи лапы» ­ рассказ о способности человека откликаться на чужую боль   природы    2.4. «Растрёпанный воробей» ­ рассказ о высоких и сильных чувствах    2.5. « Квакша» – история дружбы и понимания своей значимости      2.6. «Кот­Ворюга» - действенная сила добра.     3. Заключение 1. Введение Тема моей исследовательской работы: «Ответственность человека перед природой» ( По рассказам Г.К. Паустовского) В чём заключается актуальность выбранной мной темы и почему я выбрала именно её? Я очень люблю творчество Паустовского, потому что именно он научило меня видеть этот мир по­особенному, замечать всё, что окружает нас, со всеми оттенками цветов, звуков и запахов.   Но   в   настоящее   время   произведения   Паустовского   не   пользуются   широкой популярностью.   Кроме   того,   мои   сверстники   называют   Паустовского   «скучным, неинтересным» писателем. И я решила провести такое исследование, чтобы донести до моих современников   всю   прелесть   и   неповторимость   произведений   Паустовского.  Рассказчик   вслед   за   дедом   ощутил   ответственность   за   те   поступки,   которые   человек совершает   по   отношению   к   природе,   ответственность   за   все   живое   на   Земле,   понял,   что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе. Актуальность же работы, на мой взгляд, заключается в преодолении слишком упрощённого и незаинтересованного восприятия прозы Паустовского большинством современных молодых людей. Не зря ведь при Московском литературном музее­центре К. Г. Паустовского работает досуговый клуб по интересам "Золотая роза", в число первоочередных задач которого входит содействие творческим проектам, связанным с литературным наследием Паустовского.  Гипотеза:  думаю, что если мы будем больше читать таких   произведений, то будем много знать, станем намного добрее  и  честнее, приобретём те качества, которые нужны каждому человеку,   чтобы   быть   счастливым.  Исследовательская   работа      научит   нас   по­другому смотреть на литературное  произведение,   видеть в нём частичку жизни  писателей, ценить, понимать  и любить красоту, окружающую  нас. Цели моей работы:  1. Возродить способность людей к живописному восприятию природы благодаря  уникальности творчества и писательского языка Паустовского 2. Исследовать писательский язык Паустовского, чтобы понять, как удалось Константину  Георгиевичу перенести на бумагу особенности природы, не потеряв ни осязательного, ни  обонятельного, ни визуального её ощущения. Задача: изучить  литературу и найти информацию, опровергающую или подтверждающую  мою гипотезу. Новизна  в том, что был проведён самостоятельный анализ рассказов Н.Н.Носова  Объект: рассказы К.Г. Паустовского. Предмет исследования:  эстетическая и художественная функция природы в рассказах К.Г. Паустовского, ответственность человека перед природой. Методы: ­ анализ творчества писателя; ­ изучение критических статей на рассказы писателя; ­ работа с фотоматериалами и документами; ­наблюдение и сравнение. Практическая значимость исследования: ­ выступление на классных часах перед сверстниками и обучающимися младших классов о сути добра, человечности, сопереживании и сострадании, без которых человек ­ не человек; ­ выступление на конференциях различного уровня Продукты проекта:  презентация;  Теперь несколько слов об идеях и методах доказательств, применённых в моей работе. Так  как она носит научно­исследовательский характер, я посчитала нужным воспользоваться  довольно распространённым методом сплошной выборки, т. е. учётом всех случаев  употребления определённых явлений в тексте.  2.1.  Способность К.Г. Паустовского видеть в обыкновенном чудесное Эпиграфом к творчеству К.Г. Паустовского могут быть поставлены слова Александра Блока:   “Сотри   случайные   черты,   и   ты   увидишь   —   мир   прекрасен”.   Его   книги   помогают находить   и   видеть   прекрасное   в   окружающей   нас   повседневности,   в   картинах   родной природы, в шедеврах искусства и, что самое важное, в человеке. ии ои ои  « Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» Констант н Ге ргиевич Пауст вский  (19 31 мая  1892, Москва ­ 14 июля 1968, там же)   —   русский   советский   писатель,   классик   русской   литературы.   Член   Союза   писателей СССР. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине   XX   века   его   повести   и   рассказы   вошли   в   российских   школах   в   программу   по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Писательская жизнь началась “с желания всё знать, всё видеть и путешествовать”. Он изъездил всю Россию ещё в молодости. Полярный Урал, сожжённые жестоким солнцем берега Каспийского   моря,   Волга,   Украина,   необозримые   полесские   болота,   Карелия,   Прионежье, Крым и Кавказ, Мещёра — всюду подмечал Паустовский красоту природы, а своей любовью к ней, выраженной в слове, вызывал это чувство и у своих читателей. Всюду знакомился он с разными людьми, многие из которых впоследствии стали прототипами его героев. Творческая   деятельность   была   многообразна:   он   —   автор   романов,   повестей, рассказов,   он   —   очеркист,   драматург,   публицист   и   критик.   Книги   писателя   яркие, романтичные, читаются охотно, с увлечением. Но герои его обычны. Обычна русская природа — “мокрый от дождя куст на берегу Оки”, лёгкий шум ветра в мелколесье, сильный запах травы,   хлеба,   земли.   Рассказы   писателя   лишены   стремительного   действия.   В   них   нет необычных   приключений,   невероятных   поворотов,   острого   конфликта,   неожиданных концовок.   Они   требуют   медленного,   сосредоточенного   чтения.   Эмоциональность повествования   невольно   рождает   ответный   отклик;   и   лирическая   атмосфера   рассказов писателя пробуждает в читателе повышенную восприимчивость к прекрасному и в природе, и в людях.. К.Г.   Паустовский   считал,   что   настоящий   писатель   должен   на   собственном   опыте испробовать разные профессии, побывать в разных местах, и только после этого он сможет создавать достойные произведения. Именно это помогло писателю узнать и полюбить красоту самых обыкновенных людей, что впоследствии стало одной из самых сильных сторон его творчества. Рассказы   и   повести   Паустовского   наполнены   самыми   разнообразными   персонажами.   Так, например,   подсчитано,   что   в   одной   только   "Золотой   розе"   их   больше   ста   пятидесяти.  Читая Паустовского, открываешь для себя не только новых интересных героев, но и самого себя. Кажется, что писатель приводит тебя в город красивых, интересных и чистых людей и показывает, что ты – один из них, ты такой же светлый и чистый. Видимо, в этом Паустовский видел главную задачу литературного творчества – дать понять человеку, что он прекрасен, открыть в нем добрые стороны души, а значит, сделать людей добрее и лучше.  В   своих   произведениях,   написанных   для   детей,   К.Паустовский     рассказывал   о таинствах   природы,   о   родстве   всего   живого   с   целым   миром.   Его   рассказы   для   детей «Стальное   колечко»,   «Заячьи   лапы»,   «Барсучий   нос»,   «Заячьи   лапы»,   «Растрёпанный воробей»   и другие  учат любить всё живое, быть наблюдательными и добрыми, любить свои родной край. 2.2. «Заячьи лапы» ­ рассказ о способности человека откликаться на чужую боль Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать…» «Прирожденный скиталец» ­ он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные берега Каспийского моря, Волга,   Украина,   необозримые   Полесские   болота,   Карелия,   Прионежье,   Крым   и   Кавказ, Мещера описаны им во множестве рассказов, новелл, очерков. О чем рассказ  «Заячьи лапы»? О людской доброте и отзывчивости, о способности человека   откликаться   на чужую   боль. Больной   заяц —   в центре   событий,   а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто­то сдаёт этот экзамен, а кто­то нет!   Но!   Добрых   и отзывчивых   людей   в рассказе   гораздо   больше,   чем   плохих.   Благодаря им зайца спасают! Тема этого произведения ­ спасение  деда  Лариона  из  лесного пожара  маленьким зайцем. Этим рассказом автор поднимает несколько проблем, а именно: тесная взаимосвязь человека   и   природы,   доброта   одних   людей   и   равнодушие   других.   Главной идеей, на   мой взгляд, является то, что человек должен ощущать ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе, должен быть добрым и отзывчивым не только к людям, но и к животным. Мы видим успешную борьбу человека, как со стихией природы, так и с человеческим равнодушием. Если   рассматривать сюжет данного   рассказа,   то   в   сюжете   произведения   лежит история о деде Ларионе Малявине, который пошел охотиться жарким августовским днем в лес и был застигнут врасплох лесным пожаром, который чуть не унес его жизнь, но благодаря зайцу, который вывел его из огня, он был спасен.  Конфликт в произведении скрытый: мы видим внутренние переживание в душе деда Лариона – с одной стороны он рад и благодарен зайцу за его спасение, но с другой он чувствует огромное сожаление и вину за простреленное  В композиции рассказа   выделяются   все   структурные   элементы. ухо   животного. В экспозиции  повествуется,  как  Ваня Малявин  принес  маленького  зайца с  прожженными лапами   к   местному  ветеринару,   но   тот   отказался   его  лечить  и   выгнал   их   вон. Развитие действий: по рекомендации бабки Анисьи, Ваня и дед Ларион отправились в город на поиски Карла Петровича, но после того как они его нашли, тот наотрез отказывается лечить зайца, ссылаясь на то, что он специалист по детским болезням, который не практикует уже больше 3 лет. В конце концов, поддавшись, уговорам деда Лариона, и выслушав его историю про зайца, он   соглашается.   В   итоге   лесного   жителя   благополучно   вылечили.   В кульминации Ларион Малявин   рассказывает   историю   о   том   лесном   пожаре   и   героическом   поступке зайца. Развязка же помогает нам понять о том, какую вину испытывает дед Ларион перед зайцем. Повествование   безличное,   ведется   от   лица   повествователя.   Основным   приемом создания образа персонажа является характеристика героев через их действия и поступки в системе сюжета. Автор не очень подробно описывает внешние черты героев, можно сказать, что они достаточно скудны. Ларион Малявин – это дед с растрепанной бородой в онучах, ходит с посохом. Представляется нам, как добрый и отзывчивый человек, с высоким чувством долга и ответственности. («Что ребенок, что заяц – все одно, ­ упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Этот заяц, можно сказать спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!»). Если рассмотреть характер поступков   Вани   Малявина,   внука   деда   Лариона,   то   можно   увидеть,   что   он   добрый, отзывчивый   и   заботливый   мальчик,   который   также   чувствует   ответственность   и благодарность перед зайцем. («Ты чего, серый? ­ тихо спросил Ваня. ­ Ты бы поел. Заяц молчал.­ Ты бы поел, ­ повторил Ваня, и голос его задрожал. ­ Может, пить хочешь? Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза. Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес ­ надо было поскорее дать зайцу напиться из озера»). Зайца нам автор описывает, как маленькое животное с красными от слез глазами, с прожженными лапами и животом, и рваным левым ухом. Также на протяжении всего рассказа мы видим второстепенных персонажей, которые или   помогают,   или   остаются   равнодушными   к   просьбе   о   помощи,   например,   ветеринар, который отказывается лечить зайца и прогоняет Ваню; бабка Анисья, которая дает совет, отправится в город на поиске Карла Петровича. Также не стоит забывать аптекаря, который помогает найти дом с Карлом Петровичем. И самого Карла Петровича, который оказался отзывчивым человеком и помог вылечить раненого зайца. Образы персонажей эпические, т.к. автор последовательно описывает героев и их поступки. Также   мы   видим,   что   автор нарушил   хронологический   порядок рассказа,   чтобы читатель смог представить себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Константин Паустовский хотел нам сказать о том, что даже на зло природа может ответить нам добром ( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня.), что не во всех жизненных ситуациях мы можем положиться только на себя или на людей (Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из­под ног у деда выскочил заяц. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так­то шибко!"Заяц вывел деда из огня.)  Человек,   должен  относиться   бережно  к  природе  и  к  ее   лесным  жителям.  Человек должен нести ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе. Мне кажется, что данный рассказ мало кого оставит равнодушным. В нем вы видим прекрасный   пример   того,   что   доброта,   отзывчивость,   сочувствие   ­   это   чувства,   которые человек   может   испытывать   не   только   к   людям,   но   и   к   животным.   Дед   Ларион   ­   это прекрасный пример человека старой закалки, для которого чувство долга и ответственности, это не пустой звук. Он не делает различий между человеком и животным, для него даже маленький  заяц, это живое  существо,  которому нужно помочь. Он не жалеет, ни  сил,  ни времени   на  то,  чтобы   отдать   долг   за  спасенную  жизнь   лесному   жителю.   Это   прекрасный пример того, что человек должен жить в сфере добра и эта сфера создастся им самим, она создаётся из его добрых дел и поступков. И в заключение можно сказать что, на мой взгляд, подобный   рассказ   будет   всегда   актуален,   ведь   тема,   ответственности   человека   перед природой не изживет себя никогда.   Какие  же    выводы  можно сделать  для себя?  До пожара дед Ларион хотел застрелить именно   этого   зайца   с   рваным   ухом,   который   потом   вывел   деда   из   огня. Человек  хотел   нанести  зло  природе,   но  природа  великодушно  не  помнит  зла,  она  готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность   за   те   поступки,   которые   человек   совершает   по   отношению   к   природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе 2.3.   «Дремучий   медведь»   –   красивая   сказка   о   дружбе   мальчика   с представителями природы "Дремучий медведь " ­ это произведение о том, как мальчик­сирота, проживающий вдвоём с бабушкой Анисьей Петя любил природу, он даже ежевику никогда не "хлестал как другие мальчишки". Он разговаривал с цветами и шмелями, речкой и травкой, птицами и деревьями. Они были его друзьями. Вот почему, когда медведь хотел напасть на Петю, они все ринулись на его защиту. Основная мысль и тема произведения выражена в словах бабки Анисьи:   "Не   имей   сто   рублей,   а   имей   сто   друзей.   Звери   за   тебя   не   зря   заступились."  Красивая лесная сказка. Лес и вправду чувствует добро, помнит его и поможет доброму человеку. В лесу много разных растений и животных, все они живут своей жизнью. Есть и тёмная лесная сила. Удивительно удачно описан старый медведь, будто и впрямь дремучая чащоба. идёт.  Если  человек  обращается  к  лесу  со  своей  светлой  душой,  светлыми  мыслями,  никого  не обижает зря, лишь любуется живой красотой, то друзья у него найдутся. Трогательно говорит писатель о молодом пастушке и телятах. Нет ни одного лишнего слова, долгих подробностей, автор словом.  Если бы все люди так относились к лесу и ко всему окружающему миру, жить было бы намного легче.  выразительным   своим     касается   лишь   их   легко             2.4.    «Растрёпанный воробей» ­ рассказ о высоких и сильных чувствах 30   июля   2013   К.   Паустовский   "Растрёпанный   воробей"   Произведение   о дружбе:воробья Пашки и Маши. Главные герои Пашка воробей и девочка Маша. Маша ­ добрая и отзывчивая девочка, потому   что она взяла к себе домой Пашку и не дала ему погибнуть. Пашка ­ добрый воробей, он очень хотел отблагодарить Машу и её маму. И когда это было невозможно, он сделал чудо. Произведение заставляет задуматься о том, что между воробьём и девочкой может быть дружба. На добро отвечают добром. «Растрепанный   воробей»   ­   это   сказка.   Но   «сказочность»   проявляется   только   в необыкновенной   понятливости   воробушка,   которого   спасает   девочка   Маша.   Он   понимает человеческую   речь   и   способен   сочувствовать   людям.   А   описание   жизни   воробьиного «сообщества»   очень   напоминает   человеческое.   Воробьи   сетуют   на   сложности   нынешней воробьиной жизни и испытывают ностальгические чувства по отношению к тем временам, когда в городе вместо машин еще ездили на лошадях, и кругом полно было рассыпанного овса. Однако юмористическая интонации лишь отдельными штрихами проскальзывает в этой в целом драматичной и в то же время необыкновенно лирической истории. Повествование вовлекает читателя в водоворот событий и чувств, не позволяя ему ослабить внимание. Здесь есть все, что обычно привлекает ребенка: элементы детектива (ворона крадет заветный   стеклянный   букетик   Машиной   мамы),   сложные   приключения   (воробьи разрабатывают тактику нападения на ларек, в котором живет ворона, чтобы отнять букетик, и вступают с ней в неравный отчаянный бой, так что автору приходится «вызывать милицию»), вещи и предметы кажутся живыми (шевелится железный кузнец на часах, чтобы в нужный момент ударить по маленькой наковальне; отопление в трубах пищит «свою теплую песню»; чугунных  лошадей  на крыше  театра  с  трудом  удерживает  чугунный  человек  с венком  на голове). Но главное в рассказе «Растрепанный воробей» – это рассказ о высоких и сильных чувствах. Украденный вороной букетик – вещь драгоценная не в силу стоимости, а как знак памяти и любви. Это подарок отца Маши ее маме – балерине. Машин отец – моряк, во время войны он сражался в море с фашистами, а теперь служит далеко от дома, на Камчатке. Он просит Машину маму приколоть этот букетик к платью, когда она будет первый раз танцевать Золушку: «Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне». Почему­то это важно – вспомнить о ком­то в самый счастливый момент своей жизни, разделить с отсутствующим здесь и теперь человеком свое счастье. С рассказа мамы о просьбе отца и начинается «Растрепанный воробей». Но мама тут же добавляет: Маша еще маленькая и вряд ли поймет, что это значит. Маша сердится, что ее «подозревают   в   непонимании».   Однако   для   любого   ребенка   это   очень   важный   момент   – оказаться   «лицом   к   лицу»   с   чьей­нибудь   любовью,   с   ее   непостижимой   тайной,   узнать   о взрослых чувствах и об их сложности. И хотя Маше кажется, что она все понимает, и именно ее забота о маленьком воробушке оборачивается возвращением заветного букетика (как в сказке – в самый последний момент), все же ее удивляет, что мама от счастья плачет. Маша думает, что от радости нужно смеяться. На что мама ей отвечает: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут!»  Это важное открытие для ребенка­читателя.                          2.5.        «Квакша» – история дружбы и понимания своей значимости    В сказке описывается  природа,  природные  явления, животный мир,  показывается детская доброта, забота, ответная преданность. Название сказки «Квакша» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о лягушке­квакше. Так оно, собственно и есть, но здесь идет не просто жизнеописание лягушки,   но   показываются   вместе   с   тем   и   глубокие   человеческие   отношения.     Это произведение достаточно жизненное, сказкой его можно назвать лишь потому, что животные: лягушки и птицы здесь разговаривают между собой, размышляют, обретают человеческие чувства. Экспозиция  сказки  заключается в  повествовании  о  случившейся  жаре,  длинною  в целый месяц, здесь идет описание всего живого: людей, природы, животных, их реакции на жару. Особое внимание уделяется здесь квакше, она в засуху не может найти себе пищу, живет в погребе. Завязка  – это то, без чего бы не было всей истории, всего действия. Это момент, когда квакша съедает червяков Глеба, он, увидев это, задумывает наказать ее, отдав курице. Таким   образом,   если   бы   лягушка   не   съела   червей,   то   всего   далее   произошедшего   и   не случилось,   все   шло   бы   своим   чередом.     Маленькая   девочка   Таня   защищает   квакшу   от курицы,   вымаливает   ее   прощение   у   Глеба,   сажает   лягушку   в   банку   и   начинает   за   ней ухаживать, кормить. Глеб советует Тане поставить веточку в банку к квакше, зная, что та при приближении дождя должна будет подняться по ветке и заквакать. Кульминацией является то, когда квакша среди ночи идет за помощью к ласточке, просит ее собрать своих товарищей и пригнать дождевую тучу, чтобы отблагодарить девочку Таню за ее доброту. Здесь есть очень трогательный момент, когда ласточка сомневается в своих силах, и почти отказывает лягушке, тут у нее из глаз в траву скатилась маленькая слеза. Развязкой  становится   согласие   ласточки   взять   на   себя   эту   миссию,   она   с   ее товарищами пригоняет дождевую тучу, а квакша, как ей и положено утром перед дождем, квакает, взобравшись на веточку в банке. Все радуются: дождь, и люди, и природа. В   рассказе   поставлена   проблема   добра   и   справедливости,   четко   прослеживается стремление к благодарности за добрые дела. Таким образом, это учит деток делать добро, любить природу, быть к ней снисходительными и мотивирует к этому добро ответное. Все в этой жизни возвращается к нам бумерангом, зло к злу, добро к добру. Это не просто рассказ о   лягушке­квакше,   но   и   история  обретения   —   дружбы   и   понимания  своей   значимости   и полезности кому­то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер. 2.6. «Кот­Ворюга» ­ действенная сила добра. “В   каждом   сердце   есть   струна.   Она   обязательно   отзовётся   даже   на   слабый   призыв прекрасного”.  К.Г. Паустовский Название рассказа «Кот­Ворюга» является персонажным (рассказ не просто кот­ вор, а кот­Ворюга, уже в названии автор выражает своё отношение к коту)Экспозиция разделена на две части: 1 ­ находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа , где   начинается   описание   дома(Дом   был   маленький.)   Именно   здесь   мы   знакомимся   с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. 2 ­ в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит с героями, знакомство с котом ­ Ворюгой. Завязка (то, без чего не было бы всей истории, всего действия) – момент, когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть, его и не поймали. Развязка ­   кот   начал   совершать   благородные   поступки,   его   переименовали   из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен. Автор поднимает проблему   борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро (кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра. Повествование ведётся от имени автора.  Паустовский  оживляет кота (использует  приём олицетворение),  он наделяет его качествами   человека,   сравнивая   его   с   мальчишкой­хулиганом,   забиякой.   Используя эпитеты, сравнения, олицетворение,  Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков ­ желание выжить, будучи никому ненужным. Кота поймали: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент ­ вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить. Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Ворюга ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал   благодарности.)   Но   несмотря   на   перемены,   он   чувствовал   себя   «хозяином   и сторожем». Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела. Немаловажными   художественными   приёмами   для   раскрытия   образа   являются характер и поведение героя. Кот­ворюга интересен нам прежде всего своим поведением, через которое   можно   судить   о   его   характере.   Кот “ловко   прятался”,   “потерявший   всякую совесть, кот — бродяга и бандит”, “это было уже не воровство, а грабёж средь бела дня”, “смотрел сверху дикими глазами и грозно выл”, “решился на отчаянный поступок”, “зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя”, “выл и ругался”, “вцепился мёртвой хваткой” и т.д. Действительно, перед нами бродяга и бандит, справиться   с   которым   не   каждому   под   силу.   И   неслучайно   вытащить   кота   из­под   дома поручили Лёньке, который, как и кот, славился бесстрашием и ловкостью. Два храбреца и ловкача,   два   равных   соперника.   И   только   неуёмная   жадность   подвела   кота,   на   что   и рассчитывал Лёнька. Примечательно, что кот действует как животное, но вместе с тем имеет свой   собственный   характер,   черты   которого   во   многом   присущи   человеку.   Тем   самым Паустовский “очеловечивает” кота, наделяет чертами человека. Дальнейшее   развитие   сюжета   кажется   вполне   понятным:   кот   будет   наказан   по заслугам.   Но   рассказ   заканчивается   замечательно:   между   двумя   противоборствующими героями возникает дружба и взаимопонимание. Доброта и милосердие — великие вещи. Первый раз в жизни почувствовав к себе доброту,   внимание   и   заботу,  сердце   кота   отозвалось,   оттаяло,   и   произошло   чудесное   его превращение в совсем другого кота — преданного, благородного, ласкового. О чём же рассказ Паустовского? При всей видимой простоте, это не просто рассказ о приключениях кота, но история обретения   дружбы   и   осознания   своей   значимости   и   полезности   кому­то.   Паустовский призывает нас внимательно вслушиваться и вглядываться в окружающий нас мир: он такой же интересный, как и мир человека. Животное в нём действует как животное, само по себе, и вместе   с   человеком;   каждый   имеет   свой   характер.   Главные   же   герои   рассказа   выражают мысли   писателя   о   жизни,   экологии,   отношении   человека   к   другим   живым   существам,   о нравственности людей. В таком незамысловатом рассказе автору удалось сочетать лёгкость повествования с серьёзностью темы. Умело используя комизм сцен и глубокий лиризм пейзажной зарисовки, “очеловечивание” поведения кота и олицетворение в описаниях природы, К.Г. Паустовский раскрывает глубокую взаимосвязь человека и природы. 3. Заключение   и   преданности   Понять и оценить произведения Паустовского нетрудно. Не следует только подходить к ним с заранее подготовленными мерками. Пребывание в "стране Паустовского" оставляет глубокий след в душе читателя. Оно обогащает память и облагораживает чувства. Писатель, счастливо   нашедший   свое   призвание,   приходит   на   помощь   тем,   кто   хочет   любить   жизнь, природу,   людей,   искусство.   Он   открывает   им   глаза   на   красоту   в   повседневности   и   в искусстве.  Время   и   его   проблемы   отразились   в   произведениях   Паустовского   через   призму   его своеобразного   таланта   и   освещены   мировоззрением   человека   принципиального, последовательного и целеустремленного. Личность художника, человека, "создавшего себя", может   быть своему   делу.  Творчество Паустовского дорого миллионам и миллионам читателей еще и потому, что в каждом сердце, действительно, есть скрытая струна, отзывающаяся даже на слабый призыв прекрасного.   примером   благородства     Мастерство К. Г. Паустовского выделяется среди талантов других писателей. За долгое время в нашей стране не появилось подобных писателей. После его рассказов хочется жить, хотя они зачастую и очень тяжелы в эмоциональном плане. Книги   воспитывают   экологически   чистое   сознание.   У   человека,   читавшего Паустовского и воспринявшего его отношение к природе, не поднимется рука на безответное деревце   или   беззащитную   речку.   Даже   специалисты­биологи   утверждают,   что   Пришвин   и Паустовский сохранили своими рассказами рек и лесов больше, чем иные строгие меры.  Именно Паустовский способствует развитию наблюдательности, воображения; воспитывает в подрастающем поколении чувство Родины и бережного отношения к природе Мы разучились верить в самые близкие чудеса, которые нас окружают на каждом шагу. Именно поэтому каждый человек, соприкоснувшись с творчеством Паустовского, выносит для   себя   неоценимые   уроки.   Лично   для   меня   нравственным   заветом   являются   слова, написанные Паустовским в предсмертной записке: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте её в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы – потомки Пушкина, и с нас за это спросится». Использованные ресурсы 1. Литература.   5   кл.  Учеб.   для   общеобразоват.   учреждений.   В   2   ч.   /авт.­сост. В.Я.Коровина [и др.] – 8­е изд.­ М.: Просвещение, 2007. – 318 с. 2. Поурочные   разработки   по   литературе.   5   класс.   /авт.­сост.   И.В.Золоторёва, Н.В.Егорова/, 6­е изд.­ М.: Просвещение, 2009. – 115 с. Информационные источники:  /  attach    /  c  /5/87/775/87775887_4000491_  paystovskii      2.   jpg   _  o  _  zajcakh  /22­1­0­161               .  ru   /  images    /  v  3.   jpg  1.   http  2.     http  3.http  4.http  5.http  6.http  7.http  8.http  9.http  10. http   1.   liveinternet  ://   img     ://   oof  ­  csdb  ://   smila  .  ck   .  ua   .  char  ://   www     ://   www   .  poetryclub    ://   tumam    ://   hotwalls  .  ru   /  lr   /0   b  046686  16.  ://   stat  privet      d  3/4   .  ru   /  i  168/1207/  ://   s  60.  radikal      .  ru   /  images  /  editions    /  vik   .  ru   /  images  .  jpg   /  stories    /  images    .  jpg     .  ru   /  books  /2709840_  jpg   /00318304.    _  all   .  com   /  referat    /  referaty      _  shkolnika  /  ehnciklopedija    x  960.  ­640  _  travu  jpg     /  krolik  _  juet    fae   d  3185  24294   f  906904    0  ccd     c  6  cb   14   e  3  aba   .  jpg   /  paustovskiy    Rasskazy    /  poem   .  ru   /  publ  .  pp   .  ru   /  wallpapers    /  orig   /99729   .  ua   /  upload    ://   data  .  fantlab

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского

Исследовательская работа по литературе "Ответственность человека перед природой". (По рассказам К.Г. Паустовского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017