Открытый урок по русскому языку «Частица НЕ с разными частями речи»
Оценка 4.9

Открытый урок по русскому языку «Частица НЕ с разными частями речи»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
02.11.2019
Открытый урок по русскому языку  «Частица НЕ с разными частями речи»
На данном уроке формируются умения определять с помощью опорной схемы условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами. Воспитывается интерес к предмету. Формируется развитие логического мышления, навыки речевой деятельности, разных видов памяти, умение самостоятельно выполнять задание. Закрепление навыков написания НЕ с различными частями речи.
ОТКРЫТЫЙ УРОК НЕ (1).doc
Открытый урок по русскому языку в 6 классе  «Частица НЕ с разными частями речи» Цели урока: 1. Образовательная: повторить написание НЕ с разными частями речи 2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умения аргументировать  свой ответ. 3.Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной  речи. I. Организационный момент Приветствие обучающихся Слайд 1  Добрый день, меня зовут Олеся Александровна,  и мы проведем с вами урок русского языка, на котором отправимся в путешествие в сказку.  II. Постановка учебной задачи 1. Практическая работа. Слайд 2 Ребята, представьте себе, что Русский язык – это огромная страна. Города в ней  ­ разделы науки о языке. Страна  очень большая, и мы остановимся в одном волшебном  городе Морфологии, находящемся в республике Лингвистика.   Слайд 3  Ребята,   а   что   такое   лингвистика?  А   давайте   посмотрим,   что   написано   в  словаре? Заглянем  в волшебный сундучок. Там  нас  ждет подсказка.  Помогите  мне, ребята. Прочитайте. (Лингвистика – наука о языке). (Морфология – наука о частях речи). Запомнили термины? Они нам пригодится в пути. Запишем их в рабочий лист.  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном  действии.  Слайд 4 А вести нас по стране  будет волшебный клубок. Давайте бросим его перед собой и отправимся в страну, где будем изучать части речи и научимся писать лингвистические сказки. Но для того, чтобы клубок катился, необходимо произнести заклинание. А вот оно. Прочитайте его. Мы идем, а клубок катится. Остановится он у ворот, где лингвистика живет.  Не поседы тут живут, в гости нас они зовут.  Но что же такое? Заклинание не действует. Почему? Слайд 5 Раз уж мы с вами заговорили о том, как пишется не с глаголом? Нам  необходимо повторить правила.  В рабочем листе мы обратимся к 1 заданию. Давайте поможем найти частице НЕ свою  дорожку, когда она пишется слитно, когда раздельно.  Слайд 6 Построение проекта выхода из затруднения: − Что нам надо знать, чтобы преодолеть это затруднение? (понять слитно или раздельно  пишется не) Прочитайте, где она пишется слитно? А кто может объяснить почему?   Слайд 7  Работа с обобщающей таблицей (у каждого на парте)  – анализ примеров.  Вывожу на экран ответы Признаки Имя существительное Имя прилагательное Слитно 1. Не употребляется без  не. 2. Можно заменить  синонимом без не или  близким по значению  выражением.  Раздельно 1. Если есть  противопоставление с  союзом а. 2. Употребляется со  словами: далеко не…,  вовсе не…, ничуть  не…, нисколько не…,  совсем не…  А как пишется частица не с глаголами? Слайд 8 Вывожу на экран ответы Признаки Имя существительное Имя прилагательное Слитно Неразбериха, неурядица Небрежный, неприступный 3. Не употребляется без  не. 4. Можно заменить  синонимом без не или  близким по значению  выражением.  Раздельно 3. Если есть  противопоставление с  союзом а. 4. Употребляется со  словами: далеко не…,  вовсе не…, ничуть  не…, нисколько не…,  совсем не…  Нерешительность Небольшой (=маленький),  (=робость),  Невнимание (=рассеянность) Несмелый (трусливый) Не точность, а приблизительность;  Не высокий, а низкий; Путь не долог, а близок __________ Ничуть не интересный Вовсе не красивый  Ребята, обратите внимание на то, что правила написания не с  существительными и прилагательными совпадают в 3 пунктах. III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЗУЧЕННОГО Слайд 9 ЗАДАНИЕ 2.  Правила повторили, двигаемся дальше! Давайте проверим, на  самом ли деле у НЕ есть верные друзья? Соотнесите лексические значения и слова с НЕ.  Соответствия обозначьте стрелочкой.   То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка (небылица); Грубый, невоспитанный человек (невежа);  Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды);  Отсутствие свободы, рабство (неволя);  Военный противник, враг (неприятель). Слайд 10  А с какими гостями еще не встречалась  частица НЕ? Правильно! С глаголом! Сейчас и он у нас появится в упражнении, которое мы выполним самостоятельно. Используя памятку, определи, как нужно писать не с данными ниже словами. (Не)разлучные друзья, никогда (не) ссориться, (не)уклюжесть,  (не) дружить, стал  (не)видимкой, (не) легкая дорога, (не)взлюбить, (не)доразумение, (не)годовать, ничуть (не)  добрый, (не)друг, (не)веселая улыбка, (не) навидеть, (не) смог помирить, (не)приязнь. Закончили? Молодцы! Давайте проверим! Слайд 11 Взаимопроверка Ребята, сейчас вы поменяетесь рабочими листами со своим соседом по карте.  (Проверили).  Слайд 12 Физкультминутка Мы устали путешествовать, пора размяться! Ребята, встаньте с мест и повторяйте за мной.  Если слово с не пишется слитно – обнимаем себя, если раздельно – руки на пояс и поворот  направо. (УСТНО) Не ругаться Ненастье Не дружить  Неправда Не друг, а враг Неряшливый Неразбериха Молодцы, садитесь!  Слайд 13 А клубочек тем временем все катится и катится, наше путешествие продолжается. А  помните, мы говорили о лингвистике? Я хочу показать вам лингвистическую сказку. видео Чего необычного в этой сказке? Кто ее герои?  Хотите научиться составлять такие же сказки? В этом нам поможет алгоритм.  Слайд 14 Диагностика усвоения IV. Что написать лингвистическую сказку, нам необходимо соблюдать правила и законы  этого жанра.  АЛГОРИТМ Слайд 15 Раздать листы со сказкой Ребята, вам предложено заданное начало лингвистической сказки. Капитан команды  должен дописывать ваши предложения, дописав слова или словосочетания.  А затем и  прочитать вашу сказку. У вас есть 5 минут. Сегодня мы использовали слова с НЕ,  которые записали в рабочий лист, вы сможете использовать при написании  лингвистической сказки. Лингвистическая сказка «Как части речи частицу НЕ простили…»     Давным­давно в стране МОРФОЛОГИЯ жили­были Части речи и ЧАСТИЦА НЕ. Жили они, не тужили. Как­то раз  поссорились из­за пустяка, потому что …………… Они поругались так сильно, что не смогли дальше находиться вместе.   ЧАСТИЦА НЕ кричала:  « ……………………………………………………».            Долго ли коротко ли,    Королева  МОРФОЛОГИЯ  узнала  о ссоре частей  речи и приказала: «Простить ЧАСТИЦУ  НЕ!»   Существительное, Прилагательное и Глагол     воскликнули:  «Сколько же раз мы можем ее прощать?...................................................................................................................».        Пригорюнилась тогда  ЧАСТИЦА НЕ, заплакала  горькими слезами и сама   пошла просить   прощение.   Королева  МОРФОЛОГИЯ  попросила   части   речи:   «Если   вы   не простите  ЧАСТИЦУ   НЕ,   И   тогда   части   речи …………………………………………………………………………………………………..  вас   тоже   никто   не   простит».    С тех пор части речи  с ЧАСТИЦЕЙ НЕ  пишутся раздельно, кроме некоторых слов.          ЧАСТИЦА НЕ  всё ещё ходит по царству  МОРФОЛОГИЯ  и недовольно кричит, вспоминая эти исключения: «…………….». Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Читают). Давайте вывесим ваш вариант сказки на доску.  Слайд 15 V. Подведем итогов. А все ли вам понравилось в путешествии?  Мы написали  лингвистическую сказку. Как вы думаете для чего нам это было нужно? Мне было интересно... На уроке мне было трудно … Мне было интересно... МОЛОДЦЫ! Я довольна вами!   ­ Запишем домашнее задание: Слайд 16 VI. Творческое домашнее задание  Если в вас горит огонь сказочного путешественника­исследователя и живет желание  узнать, понять и разгадать тайны правописания, покорить вершины русского языка смело  отправляйтесь в путешествие! Дерзайте, и все получится! Вам   нужно   сочинить   сказку   «Жили­были   в   царстве   прилагательных   вредные   частицы НЕ…»   и прислать  её мне в Вконтакте. Сказки, которые вы пришлете я опубликую в школьной газете и пришлю вам ее номер.  Спасибо за урок.

Открытый урок по русскому языку «Частица НЕ с разными частями речи»

Открытый урок по русскому языку  «Частица НЕ с разными частями речи»

Открытый урок по русскому языку «Частица НЕ с разными частями речи»

Открытый урок по русскому языку  «Частица НЕ с разными частями речи»

Открытый урок по русскому языку «Частица НЕ с разными частями речи»

Открытый урок по русскому языку  «Частица НЕ с разными частями речи»

Открытый урок по русскому языку «Частица НЕ с разными частями речи»

Открытый урок по русскому языку  «Частица НЕ с разными частями речи»

Открытый урок по русскому языку «Частица НЕ с разными частями речи»

Открытый урок по русскому языку  «Частица НЕ с разными частями речи»

Открытый урок по русскому языку «Частица НЕ с разными частями речи»

Открытый урок по русскому языку  «Частица НЕ с разными частями речи»
Скачать файл