Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»
Оценка 5

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
06.11.2018
Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных» (5 л класс) Расширить представления учащихся о грамматической категории рода - постоянном морфологическом признаке имени существительного (познакомить с существительными общего рода); совершенствовать умение определять род имён существительных и отработать навык согласования с существительным в роде других частей речи; развивать познавательный интерес средствами учебного предмета.Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных» (5 л класс)
Попцова технологическая карта (2).docx
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных» (5 л класс) Учитель русского языка и литературы Попцова Людмила Геннадьевна УМК:  Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. В 2­х частях. М.: Просвещение, 2015; Тема урока: Род имён существительных (1 час). Тип урока: Урок совершенствования и углубления знаний.  Цель: расширить представления учащихся о грамматической категории рода ­ постоянном морфологическом признаке имени существительного  (познакомить с существительными общего рода); совершенствовать умение определять род имён существительных и отработать навык согласования с существительным в роде других частей речи; развивать познавательный интерес средствами учебного предмета. Задачи: Обучающие: повторить материал о роде имён существительных, известный учащимся из курса начальной школы; продолжить знакомство с  именем существительным как самостоятельной частью речи; учить учащихся определять род имён существительных; проверить умение относить  существительные к роду, познакомиться с существительными, имеющими нетипичные окончания, с существительными общего рода; в ходе анализа  языкового материала выявить основные способы определения рода существительных; ; Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость; развивать и совершенствовать навыки  индивидуальной работы в парах; развивать речь и логику мышления, интерес к русскому языку; формировать у учащихся способности к  фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения. Воспитательные: воспитывать бережное и сознательное отношение к языку; способствовать сохранению чистоты языка как явления     культуры; способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания, гражданственности и патриотизма. Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная. Методы обучения: поисковый, эвристический метод, словесный, наглядный, практический, работа с учебником. Оборудование:  индивидуальные рефлексивные листы, учебники, тетради,  карточки, орфографические словари. Типы электронных ресурсов: Презентация Планируемые результаты обучения: Предметные результаты Иметь понятие о грамматической категории рода  существительного.  Умение определять род имён существительных.  Умение распознавать имена существительные  разного рода. Понимание важности употребления в речи имён  существительных в нужной форме. Умение объяснять языковые явления.  Знать орфограмму «Мягкий знак после шипящего на конце существительного». Личностные результаты Проявление познавательных интересов. Стремление к совершенствованию своих  умений. Извлечение из предметного текста  необходимой информации. Осознанное и произвольное речевое  высказывание. Формирование активной жизненной  позиции. Умение высказывать личные суждения. Осознание эстетической ценности  русского языка. Уважительное отношение к родному  языку и стремление к речевому  самосовершенствованию. Метапредметные результаты Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка  качества и уровня усвоения учебного материала. Задавать вопросы, необходимые для организации  умственной деятельности Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы,  рассказа. Выработка алгоритма действий. Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию,  представленную в таблице. Коммуникативные Учебное сотрудничество (умение договариваться,  распределять работу, оценивать свой вклад в  результат общей деятельности). Владение монологической и диалогической  формами речи. Общаться и взаимодействовать с  партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения,  прежде, чем принимать решения. Формулировать собственное мнение и позицию. Ход урока Этап урока Цель этапа Деятельность учителя ­ Мотивировать  учащихся к  учебной  деятельности  посредством  создания  доброжелательно й и эмоционально  комфортной  атмосферы на  уроке. Повторить  материал  прошлого урока  Приветственное слово учителя.  (Сайд 2) ­ Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё на месте, все в порядке: Книга, ручка и тетрадка? ­ Сегодня на уроке вам необходимы внимание,  активность, умение использовать имеющиеся  знания. ­Откройте тетради, запишем число, классная  работа Актуализация знаний и проверка степени  усвоения материала прошлого урока ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС­БЕСЕДА: ­ Какие трудности были при выполнении  домашнего задания? 1.Орнанизация  начала урока и  мотивация к  учебной  деятельности. 2.Актуализация знаний и  проверка  степени  усвоения  материала  прошлого  урока. Актуализация  опорных  знаний. Деятельность учащихся Приветствие учащихся. Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на  учебную деятельность. Формирование УУД Коммуникативные:  произвольное построение  речевого высказывания Личностные: внимание,  уважение к окружающим,    самоопределение и  готовность к равноправному  сотрудничеству Используют изученный  ранее материал по теме «Имя  существительное».  Развивают речь, память. Размышляют, что у них  не получилось и  почему. Познавательные: осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания;  Регулятивные: выполнение  учебной деятельности;  саморегуляция в случае  затруднения Личностные: устойчивый  познавательный интерес,   осознанное и произвольное  речевое высказывание. Регулятивные:  самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели, темы  Поставить цель  учебной  деятельности и на этой основе  выбрать способ и  средства её  реализации. Выдвижение  Организует диалог с обучающимися, в ходе  которого контролирует ответы, указывает на  объект наблюдения. ­На протяжении нескольких уроков мы говорили  об имени существительном. Повторим с вами ,  что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои предложения: ­ Существительное – это… Слушают и определяют грамматическую  категорию рода имени  существительного,  озвучивают понятие,  формулируют выводы  наблюдений. Записывают тему в проблемы.  Выявление и  фиксация места и причины  затруднения 4 Постановка  учебной задачи Ответить на  проблемные  вопросы,  распределить  слова в таблице   «Род имен  существительных ­ Существительное бывает…  ­ Существительное изменяются по… ­ Существительное в предложении может быть… ­ Что мы узнали о существительном на  предыдущем уроке? (Слайд 3) Река Волга, город Тольятти, Жигулевское  море, парк Победы, улица Горького, писатель  Алексей Толстой, село Ягодное ­Разделите слова на две группы. Объясните,  что нужно сделать? По какому признаку  можно разделить слова на две группы? (одушевленные и неодушевленные, собственные  и нарицательные) (Слайд 4­7) ­ Орфографическая пятиминутка (Слайд 8) ­Спишите с доски слова, вставьте пропущенные  орфограммы, подчеркните их: Б..рёза, заря..кав..сна, с..рока, со..нце, л..пить,  гн..здо, комн..та, сер..це, сгне.., лоша..ь, тр..ва,  бр..вно. ­Взаимопроверка (Слайд 9) ­Объясним выбор орфограмм. Какие правила  необходимо применить, чтобы правильно  написать эту работу? Организовывает погружение в проблему.  Задаёт вопрос повышенной сложности. Поделите слова на три группы? Объясните свой  выбор?  ­К каким из этих слов можно поставить слова  он, мой ? (праздник, снег)Это  существительные… рода (М.р. – праздник,  тетрадь. урока, фиксирование  индивидуальных затруднений в пробном учебном  действии.  Познавательные: анализ,  синтез, сравнение,  обобщение, использование  знаково­символических и  языковых средств. Коммуникативные:  использование критериев для обоснования своего  суждения. Предлагают и  согласовывают тему  урока. Предметные: подведение  под понятие. Регулятивные: планирование собственной  деятельности, оценка  качества и уровня усвоения  учебного материала, волевая » 5. Изучение  детьми нового  материала Выявление  ошибок и  причин затруднения в  изучаемом  материале. снег)  ­К каким из этих слов можно поставить слова она, моя ?( Ж.р.­ берёза, зарядка, весна, сорока, комната, трава) ­К каким из этих слов можно поставить слова  оно, моё ? (Ср.р. – солнце, гнездо, сердце,  облако) ­О каком признаке имени существительного идет  речь? (род имен существительных)(Слайд 10­11) ­сформулируйте тему и цели  урока:  что нового можно узнать и чему можно  научиться. ­Запишем тему урока.  (Слайд 12) Еще в начальной школе вы узнали, что имена  существительные имеет род, но не изменяется по  родам. Существительные относятся к одному из  трех родов: мужскому, женскому и среднему. Категория рода – это постоянный признак. Но очень много в русском языке трудных  случаев, связанных с определением рода. Значит,  мы можем обратиться к словарю и запомнить их  род. ­Правило определения рода имени  существительного  • Заменяем имя существительное одним из  местоимений: он, она, оно.  • Определяем род имени существительного. • Если сложно, обращаемся  к словарю. (Слайд 13­14)  ­ Наша задача: выучить слова ­ помощники и  саморегуляция в ситуации  затруднения. Познавательные: определение   основной   и второстепенной информации. Коммуникативные: аргументация   своего   мнения и позиции. Размышляют над  заданием. Работают с  информацией,  систематизируют её. Формулируют  конкретную цель своих  будущих, учебных  действий, устраняющих причину возникшего  затруднения (чему  учиться). научиться определять род имен  существительных. А чтобы лучше запомнить правило, предлагаю  выучить стихотворение: Женский род запомню я И скажу: она моя. И запомню род мужской  И опять скажу : он, мой. Средний род: оно, моё. Это правило твоё. Запомни (Слайд 15)  Пони, какаду, шимпанзе, фламинго,  кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского  рода.  Пальто, радио, шоссе, кино, метро,  пианино, какао, эскимо, желе, меню –  среднего рода.  Мозоль, вуаль, бандероль. ­женского рода. Давайте посмотрим, какие проблемы встают при  определении рода существительных. Вспомним, сколько мы знаем родов имени  существительного?(Три.)Вы уверены? ­Послушайте текст(тексты лежат на столах). Ранним утром проснулись сестрички ­ сони Саня  и Соня. Вышли они на балкон, где грелся на  солнышке их рыжий кот­забияка Федя. Во дворе  они увидели задиру Федю, который дергал за  косичку плаксу Катю. Вдруг из подъезда  выбежали умница Надя и тихоня Коля. Они  6. Рубрика  «Открытие» Построить новый  способ действия  и сформировать  умение  применять его  как при решении  задачи, которая  вызвала  затруднение, так  и при решении  задания такого же типа. Анализируют, делают  выводы. Отвечают на  поставленные вопросы. Формулируют выводы  наблюдений, объясняют свой выбор. Регулятивные: осознание  познавательной цели,  сохранение ее при  выполнении учебных  действий, регуляция всего  процесса их выполнения и  четко выполнение  требований познавательной  задачи.  Познавательные:  установление причинно­ следственных связей, выстраивание логических  цепей рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и  точностью, формулирование  и аргументация своего. спасли Катю от неряхи и непоседы Феди ­Выскочки,­ сказали, зевая, Саня и Соня. ­Можно ли выделенные слова отнести к какому–  нибудь роду (нет). Запишите их. Почему? ­Такие слова называются существительными  общего рода. Их можно употреблять с разными  родами. Во ещё одно открытие урока. Казалось бы, все очень просто, однако  грамматический род имен существительных­  очень сложное явление.  Человек, хорошо владеющий русским языком,  безошибочно определяет род большинства имен  существительных .Но есть и трудности с  определением рода. (Слайды16­17) ­Перед нами ещё один текст. Весной не нужны сани. Снег растаял, светит  солнце. Сутки стали длиннее, сумерки наступают  позже. Скорее бы весенние каникулы.  Определите род имён существительных?  У каких существительных это нельзя  сделать? Почему? Вывод: В русском языке есть слова , которые не  имеют рода, так у них нет единственного числа.  Значит, мы ещё помнить должны об одной  категории­ категории числа 7. Физ.минутка  (пауза  релаксации). Участие в  физкультурной  паузе, которая  Создаёт игровую ситуацию (Слайд 20) Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Выполняем  рекомендации учителя,  следуем в соответствии Личностные: готовность и способность к  выполнению норм и 7.Закрепление  изученного  материала. создает условия  для снятия  переутомления у  детей и  разнообразит  виды  деятельности на  уроке. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Закрой глаза, теперь открой… Посмотри перед собой. Руки вверх, на них смотри – Головою не крути. Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. Отработка  действий по  определению  существительных  общего рода и  выявлению  особенностей  определения рода несклоняемых  имён  существительных; совершенствован ие умения  определять род  имён  существительных  и отработка  навыка  согласования с  существительным ­ Молодцы, садитесь на свои места. Теперь проверим, насколько вы усвоили материл. Лексическая разминка. ­Как будете определять род у существительных  во множественном числе? (ставим в единственное число) ­Определите род существительных сутки,  ножницы, грабли, очки, сумерки?(род не  определяется, слова имеют форму  множественного числа). ­Запишите существительные общего рода.(плакса, грязнуля, неряха, замарашка, забияка, задира,  зазнайка, знайка, растяпа, соня) ­Как можно определить род существительных?  (из предложения) Самостоятельная работа. ­ На столе карточки Ваша задача – вставить  пропущенные окончания. Над существительными  обозначить род. При затруднении обратиться к  словарю. с алгоритмом  выполнения  упражнений.  Анализируют, делают  выводы. Отвечают на  поставленные вопросы. Формулируют выводы  наблюдений, объясняют свой выбор. Работают с  информацией,  систематизируют её.  Учатся слушать мнения сверстников.  Планируют свою  работу Анализируют, делают  выводы. Отвечают на  поставленные вопросы. Формулируют выводы  наблюдений, объясняют свой выбор требований школьной жизни;  установка на здоровый образ  жизни и её реализация на  уроке. Регулятивные: осознание  познавательной цели,  сохранение ее при  выполнении учебных  действий, регуляция всего  процесса их выполнения и  четко выполнение  требований познавательной  задачи.  Познавательные:  установление причинно­ следственных связей,  выстраивание логических  цепей рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и  точностью, формулирование  и аргументация своего в роде других  частей речи;  повторить  орфограмму  «Мягкий знак  после шипящего  на конце  существительного »; 9. Включение в  систему знаний. Определить  практические  аспекты  применения  новых знаний в  жизни Горяч. .кофе,, сладк.. какао, красн.. тюль,  прохладн.. тень, болезнен.. мозоль, высок..  тополь, черн.. тушь, сладк.. яблоко, бел.. мышь,  военн.. госпиталь, вишнев.. повидло, знамент...  фамилия. Проверим работу. (Слайд 21) ­Какой вывод можно сделать? (имена  существительные имеют род) Мягкий знак после шипящих на конце  существительных Врач., грач., ноч., доч., из­за туч., мяч., много  задач. Вывод: ь знак пишется только у существительных женского рода Дидактическая игра «Найди лишнее слово» На доске Деревня, дядя, воля, земля; Деревья, перья, стулья, сёла; Ладонь, огонь, конь, окунь; Места, стена, вёдра, вёсла. ­ Над какой темой работали? С каким  постоянным признаком имени существительного  мы сегодня познакомились? ­ А как помогут нам сегодняшние знания? ­ Для чего нужно уметь определять род? Что  нового узнали о роде имён существительных? А знаете ли вы?(слайды25­27) Беседа по вопросам,  выводы и анализ,  комментирование  домашнего задания Познавательные: установление причинно­ следственных связей. Коммуникативные: произвольное построение  речевого высказывания. Регулятивные: осознать  методы построения и границы применения нового  способа действий. Учитель: Знаете ли вы, что есть языки, в которых у  существительных нет никакого рода – ни  мужского, ни женского, ни среднего? Их  называют “безродовыми” языками. Это  английский, финский, венгерский, эстонский,  турецкий, китайский, вьетнамский, японский,  узбекский и другие.     Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, итальянский,  румынский, молдавский. Есть языки, в которых родов намного больше,  чем в нашем языке. Например, во многих языках  народов Кавказа, Африки может быть до 40  родов. Их там называют “классами”. Есть класс,  обозначающий людей (сын, дочь, мать, брат),  класс животных (овца, обезьяна, лев), класс  вещей (стол, шкаф, нож), класс круглых  предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев  (клён, тополь) и другие классы. Домашнее задание: Параграф 92 (род имён  существительных), упр.507 10.Рефлексия  учебной  деятельности Соотнесение цели урока и его  результатов,  самооценка  работы на уроке,  Организует рефлексию учащихся по вопросам,  используя выводы по уроку. Поднимите карточку красного цвета, кто доволен своей работой (активностью, правильностью  ответов, письменной работой). осознание метода  построения  нового знания. Кто не доволен, поднимите желтую карточку? А теперь выставьте себе отметки в дневнике за  урок в первой половине клетки, а во второй  половине появится моя отметка. Я уверена, что  наши мнения совпадут

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»

Открытый урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО «Род имён существительных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018