Министерство образование и науки РД
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Ахтынская средняя общеобразовательная школа №1 им. Сулеймана Стальского»
Открытый урок
по русскому языку
«Повторение. Состав слова»
4 класс
Провела учитель русского языка
начальной школы
МКОУ «Ахтынская СОШ №1»
Ахмедова А.Ш.
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме «Повторение. Состав слова»
Цель: Обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления и повторения знаний)
Оборудование мультимедиапроектор, учебники, толковый словарь, презентация к уроку, конверты с заданиями, карточки с заданиями, ватман с изображением дома.
В ходе проведения урока были совершенствованы и сформированы умения, а именно:
Личностные умения:
· Самоопределение (мотивация учения);
· Совершенствование готовности и способности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
· Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Метапредметные умения:
Предметные умения:
· Закрепление знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.
· Совершенствование умений выполнять разбор слов по составу.
Ход урока
Этапы урока, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Цель: Включение в деловой ритм. Подготовка к работе. |
-Добрый день! -Ребята, перед вами ряд букв - й с х м о ч щ с р ц н т л й а х ч в щ м. Уберите буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки. -Какие буквы убрали? -Какое слово у Вас получилось? |
-Убираем й,х,м,ч,щ,р,ц,н,л,й,х,ч,в,щ,м.
- Получилось слово «состав».
|
Л: смысловая ориентация учащихся. Р: мобилизация сил, энергии и воли к преодолению препятствий на уроке. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
||||||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: выявить уровень знаний, изучить типичные недостатки. |
- Что такое состав? Где мы можем встречаться с эти словом?
- Какое отношение к русскому языку имеет слово состав?
- Обратимся к словарю Ожегова. Как там определяется это слово?
- На прошлом уроке мы закрепляли знания о частях слова. Сформулируйте тему урока.
- Чем будем заниматься на уроке? Сформулируйте цели урока.
|
-Состав предмета, состав жидкости. -Мы уже изучали состав слова - звуковой, буквенный.
-Состав слова- это совокупность чего-либо, образующих какое-нибудь целое. (словарь Ожегова) -Словообразовательный состав слова.
-Закрепить знания о частях слова, учиться распознавать и подбирать их. |
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К: планирование учебного сотрудничества с учителем, учениками, определение цели, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
||||||||||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: активизация знаний учащихся, постановка целей и темы урока. |
Работа в парах: -Сейчас проверим ваши знания о частях слова. На столах лежат конверты. Откройте их и выполните задание.
-Что можно исключить из ряда, сказанного вами?
-Как можно назвать одним словом все части слова?
-Как можно ещё называть разбор слова по составу?
|
Работа с кроссвордом: дети разгадывают кроссворд - корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. -Основу, так как это совокупность нескольких частей слова. -Морфема.
-Морфемный разбор слова (словообразовательный) |
Р: целеполагание, планирование работы, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить, осознание качества и уровня усвоения. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Л:анализ объектов с целью выделения признаков. |
||||||||||||
4.Первичное закрепление Цель: выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
|
Работа в тетрадях: - Вы легко отгадали все части слова, а теперь посмотрим, как вы их можете распознавать. -Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:
Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов(ловушка!), прибрежный, разбег, мелок, старик, подъёмный. -Какие слова не подходят ни к одной схеме? Почему? Разберите эти слова по составу.
Работа в группах: -В русском языке существуют слова, образованные из двух корней. Такие слова называют сложными. Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные, вы ответите сразу после решения этого задания. Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни (задания на листах):
-Какие гласные соединяют эти корни? Как их обозначают при разборе?
Физ.минутка: если в слове один корень вы приседаете, если слово с двумя корнями- вы два раза подпрыгиваете: Тепловоз, пароход, варежка, вездеход, веревка, бегемот, самолёт, молоток, вертолёт, компьютер.
|
Учащиеся выполняют задания.
Проверка по эталону: 1.Заморский, прибрежный, подъемный. 2.Выход, приём, разбег 3.Кустик, мелок, старик
-Алмазный, рыболов. Ученики разбирают у доски по составу два слова, объясняют, почему не подходят эти слова. Вывод: в русском языке существуют слова с 2 корнями.
-Соединительные О и Е. Они не входят в корень, подчеркиваются двумя чертами.
|
Л: контроль результата по заданному эталону с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К: планирование учебного сотрудничества с учителем, учениками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
||||||||||||
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Цель: установление осознанности ситуации, решение заданий с проговариванием алгоритма вслух.
|
А сейчас я вам прочитаю интересную историю (показ слайдов): В России сложилось несколько центров по производству матрешки, в том числе и в Семёнове. Семёновская матрёшка одета в желтый платок, красный сарафан и белый передник, на котором изображается букет из разных цветов. Технологический процесс изготовления матрешки довольно сложен. Он длится более 20 дней. Выточенную на токарном станке куклу нужно загрунтовать. Для этого каждую фигурку вручную натирают раствором крахмала три-четыре раза и сушат поочередно при комнатной температуре. После этого расписывают анилиновыми красками или гуашью. Процесс росписи матрешки поделен на три операции. Одни художницы наносят контур – вырисовывают на деревянной заготовке лицо, фартук, руки, платочек, другие закрашивают платок и фартук одним цветом - кроют, а третьи художницы украшают фартук и платок цветами. Когда краски высохнут, фигурки покрывают лаком и сушат при комнатной температуре 20-30 градусов С. В этом состоит отличие технологии изготовления матрешки от хохломской росписи, где одна художница расписывает изделие от начала до конца, а продукция проходит горячую закалку при температуре 130 град. С. Все художественные изделия создаются благодаря традициям, пришедшим из глубины веков, умению и труду современных мастеров и мастериц, их любви к своему делу. Хохломская матрешка из Семенова - душа России. Любуйтесь "хохломской матрешкой"!
Работа в группах: Задание: У детей карточки со словами:
подносчики перевозчики обходчики
- Вам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом.
В результате этого на доске появляется следующая запись:
-Какой вывод можно сделать, посмотрев на эту схему? -Как называются слова, имеющие одинаковый корень? -Я не согласна. Давайте проверим.
|
Слово не может существовать без корня. -однокоренные или родственные слова.
|
Р: внесение или дополнение коррективов в случае расхождения от эталона. П: извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации. познавательные коммуникативные. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
||||||||||||
6. Вторичное закрепление Цель: организация деятельности по применению новых знаний, осуществление самопроверки, пошагово сравнивая с эталоном. |
Работа в группах: -Перед Вами слова, в каждой строке найдите корень. -Найдите лишнее слово в каждой строке, объясните почему оно не подходит.
-По какому признаку вы находили лишнее слово? Так какой можно сделать вывод? -Какие слова называют однокоренными?
-Для того, чтобы закрепить знания об однокоренных словах Ваше домашнее задание будет следующее. |
-Дети находят лишнее слово, объясняют его значение.
-Однокоренные слова, это слова имеющие один и тот же корень и схожее лексическое значение. |
Р:выделение и осознание учащихся что усвоено и что необходимо знать, осознание качества и уровня усвоения. П: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К: разрешение конфликтов, принятие решения и его объяснение, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
||||||||||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. |
- Дан текст. Необходимо прочитать его и составь по 3 задания по теме «Части слова. Однокоренные слова»
Барсуки. Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый. (По И.Аксенову). Примерные задания: 1.Выпишите из текста однокоренные слова, подберите (если сможете) 1 – 2 однокоренных слова сами, выделите корень. 2. Выпишите из текста слова, являющиеся формами одного и того же слова. Почему их нельзя назвать однокоренными. 3.Запишите слово, состав которого соответствует данной схеме: ∩˄˄ Проверка на следующем уроке. |
|
П: выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач. К: постановка вопросов, сотрудничество в сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
||||||||||||
8.Подведение итогов урока Цель: проанализировать успешность урока, наметить цели на последующую работу. |
- Итак, перед Вами слова. Выберете те, которые подходят к нашей теме урока: союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.
- При помощи каких частей слова образуются однокоренные слова? - Чем отличаются однокоренные слова от формы одного и того же слова?
|
Учащиеся выбирают подходящие слова.
-Приставка, суффикс. - В однокоренных словах меняются морфемы, форма слова меняется при изменении окончания. |
Л: установление связи между учебной деятельностью и её мотивом, оценивание усваимого результата, обеспечивающего моральный выбор. Р: оценка результатов работы П:структурирование знаний. |
||||||||||||
9. Рефлексия деятельности Цель : организация рефлексии, осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. |
Рефлексия: (на слайде появляется дом) - Чем этот дом интересен? -Перед вами набор слов, выберите те слова, которыми бы вы наполнили этот удивительный дом. -Молодцы, из Вас получились замечательные строители и знатоки русского языка. -Ребята, из слов, которые Вы выбрали для заполнения дома, составьте синквейн - пятистрочную стихотворную рифму из существительных и прилагательных.
Урок окончен. До встречи. |
-Дом состоит из частей слова. -Ученики выходят к доске, подбирают слова, подходящие под их настроение.
-Учащиеся составляют синквейн. Результат: Настроение прекрасное, урок творческий и познавательный… |
Р: представление результата. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
||||||||||||
|
|
|
|
Список используемых источников:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.