Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
9а |
9б |
____________Р.С-С.Алиханова |
Отличие человека от антропоидов
Цель: Создать условия для формирования у учащихся основ целостного восприятия органической природы человека.
Задачи: 1. Создать условия для систематизации и углубления представлений учащихся о происхождении человека.
2. Подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции.
3. Развивать способность критически рассматривать факты, теории.
4. Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, информационными текстами, рисунками, видеоинформацией.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности.
Вы наверняка заметили, что у учащихся нашей школы, в основном, имеются две точки зрения на вопрос о происхождении человека. А какова ваша точка зрения?
Можете ли вы аргументировать свой ответ (доказать, что человек имеет животное происхождение)? Значит, сегодня на уроке мы будем … (искать доказательства животного (эволюционного) происхождения человека).
3. Изучение нового материала
Есть версия, что на заре цивилизации
Вдруг человек возник благодаря мутации
И трудно нам сейчас поверить,
Что дикому подобен он был зверю:
Охотясь по-животному был сильным,
Волосяной покров имел обильный.
На полусогнутых ногах передвигался,
А мозг в объеме малом оставался.
И назывался тот умелый человек
Никак иначе, а дриопитек…
Одно поколение людей сменялось другим, человек развивался, эволюционировал. И постепенно…
Мозг увеличился, и изменилась у него походка,
О том свидетельствуют многие находки.
И homosapiensom человека стали называть
Чтоб стройность той теории придать.
Да – это версия одна из многих…
В научности нельзя ей отказать
И если есть загадки в мирозданье
Возможно, вам и предстоит их разгадать
(«Эволюция человека» Банацкая Ю.А.)
В прошлые эпохи у людей разных стран существовали свои точки зрения на происхождение человека. На уроках истории в 5 классе вы говорили о том, что в древнем Египте верили, что бог Хнум вылепил первого человека из глины на гончарном круге (учебник, стр.167, рис.60). В Древней Греции считали, что бог Зевс вылепил людей из глины, а Афина вдохнула в них жизнь Для турков человечество родилось на черной горе. В пещере образовалась яма, напоминающая человеческое тело, струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина, согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через девять месяцев из пещеры вышел первый человек: Ай-Там, которого зовут отцом Луны
На сегодняшний день даже церковь не отрицает животного происхождения человека, но путь к этому был очень тернистым. Карл Линней в своей классификации впервые поместил человека в одну группу с приматами Ж.Б. Ламарк также утверждал, что человек произошел от обезьяны. Современная антропология опирается на идеи Ч. Дарвина, хотя он и не мог вскрыть ведущего фактора антропогенеза и специфики эволюции человека. Антропогенез
Сейчас наука располагает достаточным количеством доказательств животного происхождения человека, самыми главными являются сравнительно-анатомические и физиологические доказательства, эмбриологические и палеонтологические
Вопрос: Какие науки играют ведущую роль в поиске доказательств происхождения человека? (на доске)
(Анатомия – наука о внешнем и внутреннем строении
Физиология – наука о функциях отдельных органов или организма в целом
Эмбриология – наука, изучающая развитие зародышей
Палеонтология – наука об ископаемых останках организмов, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания...
Сейчас вы, используя информационные тексты, учебник на стр.168, раздаточный материал, рисунки и слады презентации, будете заполнять таблицу «Доказательства эволюционного происхождения человека»
Сравнительно-анатомические и физиологические |
эмбриологические |
палеонтологические |
1. Сходство во внешнем строении 2. Сходство в строении скелета 3. Одинаковые органы и системы органов (наличие диафрагмы, млечные железы, ушные раковины) 4. Рудименты и атавизмы 5. 4 группы крови 6. Сходство биохимических процессов 7. Сходство генов 8. Сходные болезни |
1. Жаберные щели 2. Хвостовой отдел позвоночника 3. Сходство в строении головного мозга |
Находки останков предков человека |
Слайды презентации:
- сравнительно-анатомические доказательства: рудименты и атавизмы сходство с др. представителями хордовых
- эмбриологические доказательства
Немало – девять месяцев, и все же
Срок обозрим, ведь тут и года нет,
А сын во мне за это время прожил
Десятки тысяч, сотни тысяч лет.
Всех видов жизни мерил он обличья:
Нес панцирь, плавниками обрастал,
Лез в чешую, рядился в перья птичьи,
Таился, полз и плавал, и летал.
А я жила, как все считала сроки,
И много раз, пока недели шли,
Мне вспоминались школьные уроки
О древе жизни, юности Земли…
- палеонтологические доказательства
4. Физкультминутка. Fatboy Slim «Evolution of men». Используя полученные знания, представьте за 1 минуту процесс онтогенеза человека.
Учитель: На уроках обществознания и биологии в 8 классе вы говорили о том, что человек имеет отличительные биологические признаки.
5. Закрепление
Задание: используя полученные знания, запишите в тетрадь эти признаки человека
(1. Прямохождение
(2. Подвижная кисть
(3. Изменения в строении черепа
(4. Развитие головного мозга
(5. Изменение значения органов чувств
(6. Влияние питания на строение пищеварительной системы
(7. Уменьшение количества рождаемых детенышей и увеличение времени на заботу о потомстве).
Человек – существо биосоциальное, в последние несколько тысяч лет социальная (общественная) сущность человека преобладает. И еще Ф. Энгельс, известный немецкий философ в своей работе «Роль труда в процессе становления человека» особую роль уделял труду как социальному фактору.
Особенно глубокие качественные отличия человека от антропоидов заключаются в поведении и социальном (общественном) образе жизни людей. Специфической особенностью человека является его сознание, целенаправленное создание и применение орудий труда. С их помощью человек, изменяя условия существования, производит то, что ему необходимо для жизни. Так он ослабляет влияние внешней среды на организм и, следовательно, уменьшает воздействие естественного отбора. В этом отражаются отличительные социальные свойства вида Человек разумный.
Вопрос: Каковы же признаки, характерные для человека как социального существа?
Распределите качества:
6. Рефлексия. Используя текст, определите биологические и социальные качества человека.
Решите тест.
У вас на партах лежат таблички со значками: !, ?, !?
Поднимите, пожалуйста, табличку со значком !, если вы сегодня очень хорошо поняли изученный на уроке материал. Табличку !?, если у вас остались вопросы по изученному материалу. И табличку ?, если вы не поняли тему сегодняшнего урока.
7. Домашнее задание.
! - § 45
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.