Отличие человека от антропоидов

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 37.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________Р.С-С.Алиханова

Отличие человека от антропоидов

Цель: Создать условия для формирования у учащихся основ целостного восприятия органической природы человека.

Задачи: 1. Создать условия для систематизации и углубления представлений учащихся о происхождении человека.

2. Подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции.

3. Развивать способность критически рассматривать факты, теории.

4. Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, информационными текстами, рисунками, видеоинформацией.

Ход урока:

1.     Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2.     Мотивация учебной деятельности.

Вы наверняка заметили, что у учащихся нашей школы, в основном, имеются две точки зрения на вопрос о происхождении человека. А какова ваша точка зрения?

Можете ли вы аргументировать свой ответ (доказать, что человек имеет животное происхождение)? Значит, сегодня на уроке мы будем … (искать доказательства животного (эволюционного) происхождения человека).

3.     Изучение нового материала

Есть версия, что на заре цивилизации

Вдруг человек возник благодаря мутации

И трудно нам сейчас поверить,

Что дикому подобен он был зверю:

Охотясь по-животному был сильным,

Волосяной покров имел обильный.

На полусогнутых ногах передвигался,

А мозг в объеме малом оставался.

И назывался тот умелый человек

Никак иначе, а дриопитек…

Одно поколение людей сменялось другим, человек развивался, эволюционировал. И постепенно…

Мозг увеличился, и изменилась у него походка,

О том свидетельствуют многие находки.

И homosapiensom человека стали называть

Чтоб стройность той теории придать.

Да – это версия одна из многих…

В научности нельзя ей отказать

И если есть загадки в мирозданье

Возможно, вам и предстоит их разгадать

                                                        («Эволюция человека» Банацкая Ю.А.)

В прошлые эпохи у людей разных стран существовали свои точки зрения на происхождение человека. На уроках истории в 5 классе вы говорили о том, что в древнем Египте верили, что бог Хнум вылепил первого человека из глины на гончарном круге (учебник, стр.167, рис.60). В Древней Греции считали, что бог Зевс вылепил людей из глины, а Афина вдохнула в них жизнь Для турков человечество родилось на черной горе. В пещере образовалась яма, напоминающая человеческое тело, струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина, согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через девять месяцев из пещеры вышел первый человек: Ай-Там, которого зовут отцом Луны

На сегодняшний день даже церковь не отрицает животного происхождения человека, но путь к этому был очень тернистым. Карл Линней в своей классификации впервые поместил человека в одну группу с приматами Ж.Б. Ламарк также утверждал, что человек произошел от обезьяны. Современная антропология опирается на идеи Ч. Дарвина, хотя он и не мог вскрыть ведущего фактора антропогенеза и специфики эволюции человека. Антропогенез

Сейчас наука располагает достаточным количеством доказательств животного происхождения человека, самыми главными являются сравнительно-анатомические и физиологические доказательства, эмбриологические и палеонтологические

Вопрос: Какие науки играют ведущую роль в поиске доказательств происхождения человека?                         (на доске)

(Анатомия – наука о внешнем и внутреннем строении

Физиология – наука о функциях отдельных органов или организма в целом

Эмбриология – наука, изучающая развитие зародышей

Палеонтологиянаука об ископаемых останках организмов, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания...

Сейчас вы, используя информационные тексты, учебник на стр.168, раздаточный материал, рисунки и слады презентации, будете заполнять таблицу «Доказательства эволюционного происхождения человека»

Сравнительно-анатомические и физиологические

эмбриологические

палеонтологические

1.                  Сходство во внешнем строении

2.                  Сходство в строении скелета

3.                  Одинаковые органы и системы органов (наличие диафрагмы, млечные железы, ушные раковины)

4.                  Рудименты и атавизмы

5.                  4 группы крови

6.                  Сходство  биохимических процессов

7.                  Сходство генов

8.                  Сходные болезни

1.                  Жаберные щели

2.                  Хвостовой отдел позвоночника

3.                  Сходство в строении головного мозга

Находки останков предков человека

Слайды презентации:

- сравнительно-анатомические доказательства: рудименты и атавизмы сходство с др. представителями хордовых

- эмбриологические доказательства

Немало – девять месяцев, и все же

 Срок обозрим, ведь тут и года нет,

 А сын во мне за это время прожил

 Десятки тысяч, сотни тысяч лет.

 Всех видов жизни мерил он обличья:

 Нес панцирь, плавниками обрастал,

 Лез в чешую, рядился в перья птичьи,

 Таился, полз и плавал, и летал.

 А я жила, как все считала сроки,

 И много раз, пока недели шли,

 Мне вспоминались школьные уроки

 О древе жизни, юности Земли…

- палеонтологические доказательства

4.     Физкультминутка. Fatboy Slim «Evolution of men». Используя полученные знания, представьте за 1 минуту процесс онтогенеза человека.

Учитель: На уроках обществознания и биологии в 8 классе вы говорили о том, что человек имеет отличительные биологические признаки.

5.     Закрепление

Задание: используя полученные знания, запишите в тетрадь эти признаки человека

(1.              Прямохождение

(2.              Подвижная кисть

(3.              Изменения в строении черепа

(4.              Развитие головного мозга

(5.              Изменение значения органов чувств

(6.              Влияние питания на строение пищеварительной системы

(7.              Уменьшение количества рождаемых детенышей и увеличение времени на заботу о потомстве).

Человек – существо биосоциальное, в последние несколько тысяч лет социальная (общественная) сущность человека преобладает. И еще Ф. Энгельс, известный немецкий философ в своей работе «Роль труда в процессе становления человека» особую роль уделял труду как социальному фактору.

Особенно глубокие качественные отличия человека от антропоидов заключаются в поведении и социальном (общественном) образе жизни людей. Специфической особенностью человека является его сознание, целенаправленное создание и применение орудий труда. С их помощью человек, изменяя условия существования, производит то, что ему необходимо для жизни. Так он ослабляет влияние внешней среды на организм и, следовательно, уменьшает воздействие естественного отбора. В этом отражаются отличительные социальные свойства вида Человек разумный.

Вопрос: Каковы же признаки, характерные для человека как социального существа?

Распределите качества:

6.   Рефлексия. Используя текст, определите биологические и социальные качества человека.

Решите тест.

У вас на партах лежат таблички со значками: !, ?, !?

Поднимите, пожалуйста, табличку со значком !, если вы сегодня очень хорошо поняли изученный на уроке материал. Табличку !?, если у вас остались вопросы по изученному материалу. И табличку ?, если вы не поняли тему сегодняшнего урока.

7.     Домашнее задание.

! - § 45