Отличительные особенности работы
дефектолога и логопеда.
Логопедия и дефектология — это две схожие, но все-таки разные науки, которые занимаются изучением и коррекцией нарушений развития.
Логопеды и дефектологи помогают детям и взрослым с различными проблемами в области речи, психики, интеллекта, поведения и социализации. Однако между ними есть значимые отличия, которые необходимо знать.
Логопедия — это наука о речи и ее патологиях. Она изучает физиологические, психологические и социальные аспекты речевого общения, а также методы диагностики, профилактики и коррекции речевых расстройств. Кроме того, логопедия занимается формированием речи у малышей с нормальным и отклоняющимся развитием.
Логопед — это специалист по речи. Он должен обладать знаниями о фонетике, грамматике, лексике, стилистике и культуре речи, а также о психолого-педагогических особенностях развития ребенка. Специалист по речи должен уметь проводить диагностику речевых нарушений, составлять индивидуальные программы коррекции и развития речи, применять различные методы и приемы работы с детьми и взрослыми.
Логопед занимается профилактикой, диагностикой и коррекцией следующих видов речевых нарушений:
· дислалия — нарушение звукопроизношения (неверное произнесение отдельных звуков или их замена другими);
· дисграфия — нарушение письменной речи (ошибки в написании слов или предложений);
· дислексия — нарушение чтения (непонимание, чем отличаются буквы друг от друга, затруднения в распознавании слогов, слов или текста);
· алалия — отсутствие или сильное снижение речи у малышей в возрасте старше 3 лет по причине повреждения речевых зон головного мозга;
· афазия — потеря или снижение речи у взрослых по причине повреждения речевых зон головного мозга в результате инсульта, травмы, опухоли и т.д.;
· дисфазия — нарушение развития речи у детей по причине недостаточной зрелости или повреждения речевых зон головного мозга;
· дизартрия — патология речевого дыхания, артикуляции и интонации по причине поражения нервно-мышечного аппарата речи (например, при церебральном параличе, паркинсонизме, склерозе и т.д.);
· ринолалия — нарушение речи, связанное с неправильным функционированием носоглотки (например, при заложенности носа, недостаточности небных занавесок, врожденном расщелине неба и т.д.);
· заикание — нарушение ритма и плавности речи, проявляющееся в повторении или заедании звуков, слогов, слов или фраз;
· мутизм — отказ от речи в определенных ситуациях или с определенными людьми по психогенным причинам (например, при эмоциональном стрессе, страхе, тревоге и т.д.).
Дефектология — это наука о развитии человека с отклонениями в психическом и (или) физическом развитии. Она изучает причины, характеристики, диагностику и коррекцию различных видов отклонений, таких как олигофрения (умственная отсталость), нарушения слуха, нарушения зрения, аутизм, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и т.д. Дефектология также занимается развитием и обучением детей с особыми потребностями.
У дефектологии есть несколько отраслей, которые отличаются по сфере деятельности.
Отраслевые разновидности дефектологии:
· Логопедия – проводит исправление речевых дефектов.
· Олигофренопедагогика – устраняет интеллектуальные отклонения, необходима для пациентов с умственной отсталостью, задержкой психического, психоречевого развития.
· Тифлопедагогика – работа ведется с больными, имеющими патологию зрительного аппарата.
· Сурдопедагогика – занимается людьми, у которых есть заболевания слухового аппарата (отсутствие или снижение слуха).
В отличие от логопеда, дефектолог — это специалист по развитию человека с физическими и (или) психическими патологиями развития.
Дефектолог должен обладать знаниями о физиологии, психологии и педагогике человека с особыми потребностями, а также о методах диагностики, коррекции и развития его способностей и навыков. Он должен уметь проводить комплексную оценку состояния ребенка или взрослого с отклонениями в развитии, составлять индивидуальные программы коррекции и обучения, применять различные методы и формы работы с ними.
Специалист в области дефектологии занимается профилактикой, диагностикой и коррекцией следующих видов отклонений в развитии:
· олигофрения — умственная отсталость различной степени тяжести (от легкой до глубокой), связанная с нарушением функций головного мозга;
· слепота — полное или частичное отсутствие зрения по причине повреждения глаз или зрительных путей;
· глухота — полное или частичное отсутствие слуха по причине повреждения уха или слуховых путей;
· аутизм — нарушение развития социального взаимодействия, общения и поведения, характеризующееся замкнутостью, избирательностью в общении, стереотипными действиями и интересами, нарушением восприятия и понимания речи и эмоций;
· дисгармония развития — несоответствие между различными аспектами развития ребенка (например, между интеллектом и эмоциональностью, между речью и мышлением, между двигательными и познавательными способностями и т.д.);
· другие виды отклонений в развитии, связанные с наследственными, врожденными или приобретенными факторами (синдром Дауна, церебральный паралич и т.д.).
Таким образом, можно видеть, что некоторые из этих патологий входят и в спектр задач логопедии. Однако логопедия занимается исключительно речью, а специалист по дефектологии помогает адаптироваться к жизни в обществе, развить потенциал и компенсировать недостатки человека с отклонениями в развитии.
Критерий |
Дефектолог |
Логопед |
Образование |
Высшее или среднее специальное по направлению «Дефектология»
или «Специальное образование» |
Высшее или среднее специальное по направлению «Логопедия» или «Специальная психология» |
Знания |
Физиология, психология и
педагогика человека с особыми потребностями |
Фонетика, грамматика, лексика, стилистика и культура речи; психолого-педагогические особенности развития ребенка |
|
Диагностика, коррекция и
развитие способностей и навыков человека с отклонениями в развитии; подбор
оптимальной формы обучения и воспитания |
Диагностика, коррекция и развитие речи у детей и взрослых с нормальным и отклоняющимся развитием; составление индивидуальных программ коррекции и развития речи |
|
Олигофрения, слепота, глухота, аутизм, дисгармония развития и т.д. |
Дислалия, дисграфия, дислексия, дискалькулия, алалия, афазия, дисфазия, дизартрия, ринолалия, заикание, мутизм и т.д. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.