Вопросы лекции:
1. Первые исторические формы социально-психологического знания. Психологические механизмы социализации личности.
2. Понятие «группы» и групповые феномены.
Рекомендуемая основная литература:
Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики: Учеб. Пособие. – Севастополь: СИЯЭ и П, 2000. – С. 35-41.
Кумкин А.Н., Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. С.,
2002 г.
Психологический словарь / под редакцией А.В. Петровского. М.: «Политиздат», 1990 г.
Рекомендуемая дополнительная литература:
Ануфриева Н.М. Социальная психология. МАУП.: К. 2003 г.
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших заведений.: М.,2004
Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.,1990 г.
www. koob.ru
Основные понятия:
Социальная психология;
Социализация;
Идентификация;
Идентичность: социальная, гендерная, этническая, профессиональная.
Социальный интеллект;
Группа;
Групповые феномены.
Коллективное
сознание
Индивидуальное
сознание
Философия экзистенциализма:
Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю
Становление социально-психологического знания- описательный этап:
Линия социоцентризма
Линия эгоцентризма
Античность
Средние века,
Эпоха Возрождения
Первые социально-психологические теории
Психология
народов
Психология
масс
Теория
инстинктов
социального
поведения
Первые исторические формы социально-психологического знания
Психология народов
«Сверхиндивидуальная
душа», подчиненная
«сверхиндивидуальной
целостности» (нация).
Создатели теории психологии народов
Германия в
1859 году
Г. Штейнталем и
М. Лацарусом
«Журнал по этнической психологии и языкознанию»
Греческий историк и географ Страбон упоминает легенду о фараоне, который влюбился в девушку -рабыню... по сандалии.
Эффектом Золушки называют более высокую вероятность для детей, имеющих неродных родителей, подвергнуться насилию, как физическому, так и психологическому.
В России –
А.А. Потебни
Т.О., основная идея концепции психологии народов в том, что психология сталкивается с феноменом, коренящимся не в индивидуальном сознании, а сознании народа.
Г. Лебон – психология толпы
Повышается внушаемость;
Снимается ответственность
за свое поведение;
3. Усиливается потребность в простых решениях;
4. Деперсонализация!
5. Повышается эмоциональность личности.
Заражение – внушение – подражание
(механизмы влияния)
Эти ученые еще в конце прошлого и в начале 20 века пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека:
Г. Тард – подража-тельностью
Итальянский юрист С. Сегеле –
роль аффективных моментов;
Г. Лебон – психическим заражением
Третья концепция: теория инстинктов социального поведения: инстинкты борьбы, бегства, воспроизведение рода, стадный инстинкт
Английский психолог
В. Макдугалл
(1871 – 1938 г.)
1920 г. – выходит работа «Введение в социальную психологию» - год окончательного утверждения социальной психологии
Предмет социальной психологии -
изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.
Методы социальной психологии:
естественный и лабораторный групповой эксперимент,
включенное наблюдение, анкетирование,
опросы, интервьюирование,
контент-анализ, социометрия,
Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется - метод подставной группы.
Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности (ГОЛ).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ:
представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Стадии социализации:
1. Первичная социализация: (от рождения до подросткового периода).
2.Стадия индивидуализации (до 25 лет).
3. Стадия интеграции.
4. Трудовая социализация (весь период зрелости).
5. Послетрудовая стадия.
идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе.
Механизмы социализации:
Идентификация;
Подражание;
Внушение;
Рефлексия.
Идентичность
– идентичность является актуальным состоянием, текущим переживанием
Я-целостности в определенный момент жизненного
пути.
Социальная идентичность
- это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе
Этническая идентичность
- это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности»
Возрастная идентичность
Возрастная идентичность формируется в процессе интерпретации человеком своего хронологического возраста посредством возрастных социальных конструктов, составляющих систему возрастного символизма культуры.
Профессиональная идентичность
это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального
развития
Социальный интеллект:
Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.
Модель структуры
интеллекта Г. Айзенка.
Вывод к 1 вопросу:
Таким образом, процесс вхождения в общество (социализация) заключается в интериоризации внешних воздействий, идентификации с определенной социальной группой (семьей, классом, профессиональной и студенческой группой и т.д.) а также присвоении определенных социальных ролей (сын, дочь, брат, сестра, студент, студентка, специалист, муж, жена и т.д).
Личность
в социальной психологии
рассматривается
как взаимодействующий
и общающийся субъект
«личность в группе»
в проблему
«личности в группе»
Группа – это
Определенное количество людей, включенных в общую деятельность со сходными целями, мотивами, задачами, и, связанных между собой определенной системой отношения
Американский социальный психолог и психиатру Якоб Морено (1892–1974).
Морено расширил понятия "групповой статус личности",
"Рассматривал малую группу, социальную микросреду как основной элемент, "клетку" общества. В системе "Общество – группа – личность"
В зависимости от значимости групповой деятельности,её содержания, целей и мотивов, от характера межличностных взаимодействий, группы бывают:
диффузная
ассоциация
корпорация
коллектив
СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВА по А.В. Петровскому
Совместная
деятельность
Отношение
всех участников
к совместной
деятельности
Межличностные
отношения
Эмоциональные
связи
Б. Такмен выделяет следующие стадии развития группы:
«проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,
«внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,
«развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,
«функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи
Основные групповые феномены:
Групповое давление
Конформизм – Нонконформизм
Групповая поляризация
Лидерство
Референтность
Групповая сплоченность, групповые нормы, групповая динамика
Социальная фасилитация – социальная ингибиция (ЛЕННОСТЬ);
Огруппление мышления;
Социально-психологический климат;
Конформизм
определяется как пассивное принятие групповых стандартов в поведении, безапелляционное определение существующих порядков, нормы и правил.
Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение человека. Нормативное влияние характеризуется принятием мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью от группы и стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы.
В 1950-х годах Соломон Аш (S. Asch) провёл один из самых известных экспериментов в социальной психологии, результаты которого показали, что иногда люди склонны соглашаться с мнением большинства, даже если это мнение является ошибочным.
Конформность усиливается, если:
Социальная поддержка;
Привлекательность группы и связь с ней.
Размер группы.
Нонконформизм -
как стремление что-нибудь отрицать точку зрения большинства, а одним из ее проявлений оказывается в несогласии, возражении определенных требований, ожиданий, норм социального окружения.
Социальная фасилитация:
это тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других
Вид спорта | Общее количество изученных матчей | Количество выигранных домашних матчей, % |
Бейсбол | 135,665 | 54,3 |
Футбол | 2,592 | 57,3 |
Хоккей на льду | 4,322 | 61,1 |
Баскетбол | 13,596 | 64,4 |
Соккер | 37,202 | 69,0 |
Социальная ленность (ингибиция):
тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
Референтность -
степень принятия членами группы групповых эталонов, организации своего поведения в соответствии с выдвигаемыми группой требованиями, групповыми ожиданиями.
ЛИДЕРСТВО -
степень ведущего влияния отдельных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Подход с позиции личностных качеств (1930-1950 гг.). Согласно теории личностных черт или теории великих людей, выдающиеся лидеры обладают определенным набором личностных качеств, например такими, как уровень интеллекта, яркая внешность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, надежность, активность и др.
Ситуационный подход. Отражает тот факт, что на эффективность лидера влияют не только личностные качества и стиль руководства, но и различные ситуационные факторы, например такие, как потребности и личные качества подчиненных, характер задания, влияние среды, наличие у руководителя информации.
Лидерство на основе модели эмоционального интеллекта. Данная концепция считается самой молодой, она была разработана Д.Гоулманом, профессором Чикагского университета в 1980-90 гг. 20 века. Согласно данной концепции, эффективное лидерство означает управление эмоциями других людей. Лидер, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, обладает способностью осознавать собственные чувства и чувства других людей, а также управлять ими.
Групповая поляризация -
вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.
Огруппленное мышление (groupthink).
Обычно это случается со сплоченными группами, члены которой связаны узами взаимной симпатии, особенно если группа изолирована от инакомыслящих и ею руководит авторитарный лидер, который дает понять, какое решение он (или она) мог бы приветствовать. При обсуждении проблемы критика мнения лидера либо подавляется, либо игнорируется, и группа принимает малооправданные решения.
Симптомы огруппленного мышления
Члены группы переоценивают её власть и права.
Иллюзия неуязвимости. Группы зачастую проявляют излишний оптимизм, а потому не могут увидеть признаки опасности.
Уверенность в нравственности группы. Члены группы настолько убеждены в собственной нравственности, что игнорируют этические и моральные аспекты обсуждаемых проблем.
Члены группы перестают слышать оппонентов, становятся «интеллектуально закрытыми».
Рационализация. Члены группы недооценивают трудности. Они тратят больше времени на обоснование и оправдание своего решения, чем на размышления о других способах решения проблемы.
Стереотипные представления об оппонентах. В группе люди склонны считать своих противников либо слишком злонамеренными, чтобы с ними можно было вести переговоры, либо недостаточно сильными и умными для отпора.
Групповые нормы:
совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Социально-психологический климат:
как интегративный результат подсистемы неформальных отношений. Микроклимат определяет самочувствие каждого отдельного члена группы, его удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:
социальная психология личности;
социальная психология общения и межличностного взаимодействия;
социальная психология групп.
Перспективы развития социальной психологии на современном этапе:
Необходимость социально-психологического анализа новых явлений общественной жизни: массового слома социальных стереотипов,
изменения структуры ценностей,
проблем социальной идентичности в новых социальных условиях и др.
Социальная психология в прикладном аспекте:
Управление и развитие организации;
Массовая коммуникация и реклама;
Социальные институты;
Право и политика;
Наука;
Спорт.
Спасибо
за внимание!
Задание на п/з:
Основные этапы становления социальной психологии.
Психологические механизмы социализации личности.
Понятие группы и групповые феномены.
Психология безопасности:
26 апреля 1986 года, на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) произошла крупнейшая в истории мировой атомной энергетики авария.
30 лет назад!!!
Четвертый энергоблок ЧАЭС был запущен в промышленную
эксплуатацию в декабре 1983 года.
26 апреля в 01 час 24 минуты произошел неконтролируемый рост мощности, который привел к взрывам и разрушению значительной части реакторной установки. Из-за взрыва реактора и последовавшего пожара на энергоблоке в окружающую среду было выброшено значительное количество радиоактивных веществ.
Шведский фермер удаляет радиоактивные осадки с сена в июне 1986 года,
вскоре после взрыва реактора №4 на Чернобыльской АЭС —
наиболее серьезной ядерной катастрофы двадцатого века
Тысячи рабочих, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыля,
скончались от последствий облучения,
от которого пострадали во время работы,
согласно информации «Союза Чернобыль Украины».
Жертвы Чернобыльской ядерной катастрофы 1986 года,
проходят лечение инфракрасными лучами в детской больнице «Тарара»
(Гавана, Куба).
Оксана и Алла, как и сотни других российских и украинских подростков,
получивших дозу радиоактивного заражения,
бесплатно лечились на Кубе в рамках гуманитарного проекта.
Плачущий ребенок, которому оказывают медицинскую помощь в
детском центре гематологии и
онкологии в Минске, построенном после Чернобыльской аварии.
Цезий-137
Вид на город Припять и четвертый реактор Чернобыля. Чернобыль —
место самой тяжелой ядерной катастрофы мира —
был закрыт навсегда в пятницу, 15 декабря 2000 года.
Население Припяти, которое составляло 45000 человек, было полностью эвакуировано в течение первых трех дней после взрыва реактора №4 на Чернобыльской атомной станции в 1:23 ночи 26 апреля 1986 года, изрыгнувшего радиоактивное облако и заразив большую часть Европы.
По оценкам, от 15000 до 3000 человек скончалось впоследствии. Свыше 2,5 миллиона украинцев имеют проблемы со здоровьем в связи с Чернобыльской аварией, 80000 из них получают пенсию.
Обломками раскидан ядерный реактор,Все люди в шоке, паника кругом.В больницах ищут нужный резус-фактор,Солдаты проверяют каждый дом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.