Отражение в преподавании физики национальных традиций и культуры калмыков
Оценка 4.9

Отражение в преподавании физики национальных традиций и культуры калмыков

Оценка 4.9
Домашнее обучение +17
pdf
Междисциплинарный 15
Детсад—11 кл
20.02.2018
Отражение в преподавании физики национальных традиций и культуры калмыков
В условиях глобализации единственным каналом передачи, воспроизводства и развития этнокультурного опыта становится этнокультурная коннотация. Этнокультурная коннотация не ограничивается изучением родного языка или преподаванием нескольких этнически ориентированных предметов. В её основе - развитие этнического самосознания. Эта цель реализуется в преподавании и всех предметов.Файл представлен в формате.pdf.
ОТР. НКТ В ПРЕПОДАВ. ФИЗИКИ.pdf

Методика. Обмен опытом______________________________________

Отражение в преподавании физики национальных традиций и культуры калмыков

Одна из основных традиций народной педагогики - развитие этнического самосознания. Эта цель реализуется в преподавании и всех предметов, и физики в частности. 

Национальная система образования, отражая жизнь во всём многообразии жизненного опыта народа, воспитывает способность сопоставлять и сравнивать, находить ответы и делать выводы, способствующие популяризации и усвоению воспитательного резонанса этнопедагогических установок народа, принципов общественной этики. Она приобщает к национальной культуре, традициям, языку.

Наблюдения явлений природы, житейские ситуации в разных местах планеты нередко приводили к аналогичным или близким по смыслу выводам, запечатлённых в афористичных изречениях.

I. Многие пословицы, поговорки и загадки имеют физическое содержание и могут быть использованы в учебном процессе как качественные задачи.

Если пословицы и поговорки имеют наряду с физическими и житейский смысл, то в воспитательных целях выясняем с учащимися и его.

Рассмотрим на примерах данные объяснения некоторых калмыцких народных пословиц.

       «Лучшие качества коня узнаются при беге, лучшие качества  серебра – при плавке». В данной пословице отражён физический факт того, что, качества пластических свойств появляются при повышении температуры. Отражение житейского факта заключается в том, чтобы узнать качества коня, нужно на него посмотреть во время бега.

       В пословице: «Золото сколько бы ни лежало, цвета своего не меняет» говорится о таких свойствах золота, как однородность и сохранность.

       «После дождя солнце жжёт, после обмана стыд жжёт», В данной пословице объясняется, что при конденсации выделяется тепло, а в жизни следствием обмана является стыд.

       В пословице: «Взмах орлиный, полёт – куриный» отражается зависимость подъёмной силы от величины размаха крыльев, а в житейском смысле в пословице высмеивается человек, который много говорит, а мало делает.

       В окружающем нас мире происходят всевозможные изменения, т.е. явления: и даже такое быстротечное явление как является процессом изменения. Этот физический факт отражён в пословице: «Всё в мире изменчиво: и молния постоянно не светит».

       «Осенью часто идут дожди, а к старости человек – ворчлив». С точки зрения физики осенью вследствие понижения температуры окружающей среды и повышения конденсации дожди идут чаще. В физических явлениях всё закономерно и в жизни является закономерным, что к старости человек – ворчлив.

В калмыцком фольклоре есть удивительный жанр – это загадки. Они ориентированы на выявление знания о тех или иных явлениях действительности, об окружающем мире, на смекалку. Отгадывает их обычно тот, кто обладает всеми этими данными. Загадки ценны в познавательном отношении. Вот несколько калмыцких загадок, которые можно использовать на уроках физики: 

Не тронь меня –                                  Подражает любому, я рассыплюсь (Роса)                           говорит на всех языках 

(Эхо)

 

Идёшь – идёшь – не догонишь            Собаки одного хотона

(села)

                               (Миражи)            лают в одну сторону  

(Дым)

 

В огне не горит, в воде не тонет

                                         (Лёд) 

При разгадке требуется обосновать свои ответы.

II. Одними из средств активизации учащихся при обучении являются задачи, содержащие местный материал, связанный с реальной жизнью Калмыкии. Привожу примеры таких задач.

       Объясните возникновение миражей, наблюдаемых летом в степях Калмыкии. (Ответ. Нижнее миражи возникают над сильно нагретой поверхностью (в частности в знойных степях), когда нижний слой воздуха имеет значительную температуру, вследствие чего плотность и показатель преломления оказываются меньшими, чем в более высоких слоях. Наблюдатель при этом видит два изображения одного и того же объекта (например, облака): прямое и обратное. Последнее и есть мираж.)

       Что позволяет верблюдам отдыхать на горячей земле? (Ответ. Запястья, локоть, грудь и колени верблюда покрыты кожными мозолями, малой теплопроводности, позволяющими отдыхать ему на горячей земле.)

       Почему верблюжья колючка хорошо растёт в условиях засушливой степи? (Ответ. По многочисленным капиллярам мощной корневой системы, достигающих грунтовых вод, влага поднимается к стеблям верблюжьей колючки. Стебли данного растения покрыты колючками, без листьев, что сильно замедляет испарение влаги.)

       Среди методов калмыцкого нетрадиционного лечения долго незаживающих язв есть и такой: регулярно присыпать ранку сахарным песком. Заживление при этом происходит в 3-4 раза быстрее, чем при лечении антибиотиками. Какую роль здесь играет известное свойство сахара? (Ответ. Вследствие капиллярных явлений сахар вытягивает воду не только из воздуха, но и  из микроорганизмов, от чего те быстро погибают.)

       Копья гуннов и монгольские пики не отличаются ни по длине, ни по материалу, ни по форме наконечника. Но удар пикой мог вышибить всадника из седла, чего гуннам не удавалось сделать при помощи копья. В чём разница этих ударов? (Ответ. Копьё держалось в руке, а пика упиралась в стремя и таким образом при ударе использовалась инерция коня.)

III. Использование примеров прикладного искусства и быта калмыков при обучении физике

На уроках по соответствующей теме зачитывается стихотворение народного поэта Калмыкии Константина Эрендженова:

Да,                                                                        

 Прочнейший волос из хвоста коня,                  

У калмыка всё годится впрок:                         Кизяк для поддержания огня  Овечья шкура и бараний рог,                           А молоко!

Копыта, шерсть на войлок и чулки,                Готовь, что хочешь, На варежки, верёвки и платки,                        Пей!...

Плывёт кибитка посреди степей,           Мир бесполезно тратя,

И дед сказал мне,                                      Никогда

Выйдя на порог:                                       Не приумножишь нивы и стада!

- А ты богатства, сколько не сберёг.      Всегда пред тем,

Сжёг, уничтожил или раскидал?            Как устремиться ввысь Как много взял,                                        Ты мудрости калмыцкой        Но что степи отдал?                                Поклонись!

Объясняя тему о свойствах веществ, рассказываем о  том, что калмыки издавна использовали дерево в хозяйственных целях: делали арбы, колёса к ним, рукоятки для топоров, кос, серпов, щиты для летних овечьих загонов, бочки и многое-многое другое, необходимое в хозяйстве. Из дерева изготовляли различные предметы домашнего обихода, выдалбливая их из толстых поленьев.

Поясняем учащимся, что использовались деревянные ёмкости, потому как они пропускают воздух и продукты, которым нужно «дышать», такие как чай и крупы, лучше всего сохраняются в деревянных коробах.

Великолепные сосуды получались из кожи: их можно было перевозить, не боясь разбить. В них можно было наливать любую жидкость, сохраняя её теплой, а  летом – прохладной. Посуда из кожи заменяла калмыкам термос.

Удивляет и восхищает учащихся следующий пример прикладного искусства. В трудных условиях кочевой жизни, не имея элементарных приспособлений, женщины-калмычки создали замечательное искусство вышивания. Оно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней, радуя глаз изысканными цветовыми сочетаниями и многообразием узоров. Например, цветовое сочетание узора на манишке национального костюма соответствовало точному сочетанию цветов радуги.

IV.  При преподавании физики полезно объяснять об антропогенных факторах в природе. Так при изучении физической величины давления можно привести следующий пример. Все четыре вида животных (крупный рогатый скот, лошади, овцы и верблюды) калмыцкой породы, которые разводили калмыки в течение многих веков, были приспособлены самой природой к использованию в степи. Например, копыта у всех этих животных были широкие и оказывали давление на растительность на много меньшее, чем копыта животных пород разводимых в Калмыкии сейчас, которые острыми копытами беспощадно вырезают нежный плодородный поверхностный слой почвы и растительность, превращая степь в полупустыню. Учащимся рассказываем о защитных мерах по борьбе с опустыниванием и поясняем с точки зрения физики причину и эффективность этих мер.

Относительно благополучное в эволюционном плане семейство хищных птиц подвергается в степи всё большему воздействию различных антропогенных факторов. Например, одна из грозных опасностей для орлов – линии электропередачи. Орлам для обзора местности необходим какой-то объект, возвышающийся над окружающим ландшафтом. В степи чаще всего им попадаются столбы линий электропередачи, на которых большой размах крыльев как раз некстати – происходит короткое замыкание и птица погибает. Учащимся объясняется, что действенной мерой защиты орлов от электротока является устройство на столбах Т-образных «орлятников», которые размещают высоко над токопроводящими проводами.

V.     В настоящее время одной из важнейших проблем всех больших государств, на территории которых оказались другие языковые общности, стала проблема двуязычия при обучении. Учёные установили, что двуязычие существенно обогащает мозг, как ребёнка, так взрослого человека, заставляя работать мозг более активно. Владение несколькими языками способствует «Продлению молодости» индивида – таков вывод психологов. Известно, что высокие эмоциональные переживания возникают у человека вначале на родном языке. Давид Кугультинов, Кайсын Кулиев, Расул Гамзатов, Константин Эрендженов, Боован Бадмы и многие другие – все они писали на родном языке.

Наши дети, приступая к изучению нового для них предмета – физики, владеют русским языком намного лучше родного (калмыцкого) языка. А так как всякое понимание лучше воспринимается на родном языке целесообразно преподавание с опорой на родной язык и возможно обучение на «смешанном» языке. Учителю необходимо учить детей мыслить на родном языке.

Д.П.Богаев,

учитель физики МОКУ 

 «Бага-Чоносовская СОШ им. Боован Бадмы»

 

Литература

1.      Оконов Б.Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки, Эл., Калмыцкое книжное издательство, 1980, с.с. 3-32.

2.      Эрендженов К.Э.  Золотой родник, Эл., Калмыцкое книжное издательство, 1990, с.с. 42-46.                                                   

Методика. Обмен опытом______________________________________

Методика. Обмен опытом______________________________________

Загадки ценны в познавательном отношении

Загадки ценны в познавательном отношении

На уроках по соответствующей теме зачитывается стихотворение народного поэта

На уроках по соответствующей теме зачитывается стихотворение народного поэта

Например, одна из грозных опасностей для орлов – линии электропередачи

Например, одна из грозных опасностей для орлов – линии электропередачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018