Оценивание деятельности обучающихся
Оценка 4.6

Оценивание деятельности обучающихся

Оценка 4.6
docx
27.07.2023
Оценивание деятельности обучающихся
Оценивание деятельности обучающихся.docx

Оценивание деятельности обучающихся

Отметки нужны учащимся в первую очередь для улучшения и упрочнения своего положения в классе, а лишь потом – как показатели знаний. Многие школьники учатся из – за строгости родителей, чувства обязанности и долга, необходимости быть образованным. Самое меньшее количество учащихся проявляет интерес к учению как к потребности к познанию. Ученик строго не отделяет учебную деятельность от её результата и хочет, чтобы они педагогом были оценены в целостности.

Сам факт существования отметки оказывает постоянное влияние на характер, интенсивность, направленность учебной деятельности школьников в процессе обучения.

Актуальная и сегодня проблема успешности обучения существует уже множество столетий. Подтверждение тому – затрагивание этого аспекта в трудах Аристотеля, Ушинского. Сегодня учителя сталкиваются с вопросами: какой ученик является успешным и как эту успешность оценить.

В педагогических и психологических трудах успеваемостью считают степень совпадения полученных результатов учебной деятельности с теми, что были запланированы. Более емкое понятие успешности обучения, его составляет внешняя оценка результатов учебной деятельности школьника учителем, кроме того, сюда входит и удовлетворенность самими учениками, как учебным процессом, так и результатом обучения.

Получается, успешным является ученик. Сумевший в процессе обучения преодолеть неорганизованность, растерянность, свой страх и различные затруднения. Такой ученик удовлетворен и собой, и своей деятельностью.

Итоговые отметки косвенно выражают успешность обучению, причем именно итоговые, а не поурочные.

Школьная жизнь ребенка яркая и разнообразная. Она заполнена различными видами деятельности и общения. В своем общении с другими ребенок действует почти бессознательно, импульсивно, эмоционально. Это все происходит по той простой причине, что с самого раннего детства у него возникла потребность общения, настолько сильная, что пока не позволяет управлять еще не осмысленными отношениями и устанавливать новые. А если порой ребенок и ограничивает сферу своего общения, то это скорее можно объяснить нормами поведения, которые им были усвоены в семье, а не осознанием учеником своего нового социального положения, учебные успехи которого во многом определяют его место в коллективе класса.

Со временем ребенок начинает понимать зависимость своего положения от результатов своей учебной деятельности, от отметок. Чем больше школьник начинает осознавать важность и необходимость учения, тем большее внимание оказывают на него собственные успехи и неудачи в учении, ведь о нем создается общественное мнение, которое в дальнейшем регулирует отношения между ним и другими. Также в случае отставания в учении школьник надеется выровнять положение, догнать товарищей, он верит в свои силы. Педагог должен стремиться организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы общение с учеником не ставилось в зависимость от его достижений или неудач в учении, не влияло на отношение к его личности.

Влияние отметки на изменение коллективных связей огромно, отметка является не только показателем уровня успешности, но и влияет на отношения в классном коллективе.

Сами того не подозревая с помощью отметок учащиеся начинают делиться на некоторые уровни усвоения знаний, так называемые ярусы. Всего можно выдели три яруса:

· Первый ярус – учащиеся, успевающие на «5» и «4». Их называют отличниками, сильными учениками.

· Второй ярус – учащиеся, получающие в основном тройки. Их называют троечниками, средними.

· Третий ярус - учащиеся, получающие преимущественно «двойки».Их называют отстающими, двоечниками.

И со временем учащиеся разных ярусов начинают разграничиваться в своих общениях друг с другом. Специальные исследования говорят о том, что при выборе товарищей по парте, по звездочке «двоечники» и «троечники» редко являются избранниками «отличников»[4, 117]. Ответственные поручения все больше возлагаются на «отличников», редко на «троечников». А «двоечникам» такие поручения даются, только если планируется еще одна попытка их «исправить». «Отличники» привыкают смотреть на своих «средних» и «отстающих» товарищей свысока. К сожалению, или к радости, но «отличники» всегда составляют меньшинство в классном коллективе. Основное ядро учащихся – это группа так называемых середнячков.

Проблема «троечника» и сегодня остается наиболее острой. Эта отметка позволяет ему не только переходить из класса в класс, но и получить аттестат. Ведет себя такой ученик в школе пристойно, не нарушая правил поведения. Из-за тройки, что не маловажно, родителей в школу не приглашают, а значит, и дома неприятностей нет. «Троечник» охотно тянется общественной работе, если только его не отгораживают от этого, и не напоминают, что он пока «троечник». Он может дружить и умеет быть верным другом тех, кто выбирает его. Хотя он сознает свое превосходство над «слабыми», «двоечниками», однако проявляет дружелюбие к ним, внимание и чуткость, не навязывает им своих установок и вообще далек от императивности. Справедливость действий педагога по отношению к себе школьник оценивает в зависимости от уровня своих притязаний. В основном же «троечники» недовольны педагогом, не питают к нему особой любви, не стремятся общаться с ними.

Не одинаковая успеваемость учащихся ставит перед учителем проблему ее выравнивания. Однако в условиях обычной методики обучения, рассчитанной на среднего ученика, ее решить, практически не удается.

 

Ошибки в оценивании

Важно то, что оценка (отметка) учащегося отражает перспективы работы с данным учеником и для педагога, что не всегда осознается самими педагогами, рассматривающими отметку только как оценку деятельности ученика.

Существуют предметные оценки и персональные педагогические оценки. Предметные оценки касаются того, что делает или уже сделал ученик, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет процесс и результаты деятельности. Персональные педагогические оценки , напротив, относятся лично к ученику, отмечают его индивидуальные качества, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т.п. В случае предметных оценок ученик стимулируется к совершенствованию знаний и умений,  и к личностному росту через оценку того, что он делает и какие свойства при этом проявляет.

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально – психологического развития ребёнка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся:

- великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок;

- ошибки «центральной тенденции» проявляются у педагогов в стремлении избежать крайних оценок. Например, в школе – не ставить двоек и пятерок;

- ошибка связанная с предвзятостью педагога. Проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное;

- ошибки «контраста» при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Например, менее собранный и организованный учитель будет выше оценивать учеников, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью;

- ошибка «близости» находит своё выражение в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе «отличника» учитель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения;

- «логические» ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разными психологическими свойствами и характеристиками, которые кажутся им логически связанными. Типичной является ситуация, когда за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные отметки;

- педагог обесценивает свои отметки их постоянным завышением, что происходит либо по причине мягкости характера учителя, либо его слабых знаний. Отметка «отлично» такого учителя утрачивает свою функцию стимулирования:

- педагог очень скуп на хорошие отметки, считая, что это повышает требовательность к уровню знаний и, следовательно, улучшает информированность учащихся. Можно было бы согласиться с таким пониманием функции отметки, но такие учителя часто не скупятся на заниженные отметки;

- инертность педагога в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний. Давно замечено, что ученику трудно вырваться за пределы его репутации у данного учителя. К примеру, если ученик «троечник», учитель очень неохотно ставит ему «четверку» за контрольную работу, которая этого заслуживает, мотивируя это типичным профессиональным предубеждением: «Наверное, списал», - и считает «четверку» уколом для своего профессионального самолюбия. Если же ученик всеми силами старается перейти с «четверки» на «пятерку», учитель уверенный, что этот учащийся не может знать на «отлично», находит возможность «поставить его на место»

Перечисленные субъективные тенденции оценивания обучающихся в социальной психологии часто называют ошибками, бессознательно допускаемыми всеми людьми. Осознанное, преднамеренное искажение оценок следует рассматривать по – другому: как способ стимулирования обучающегося. Т.е., есть такие ситуации, когда для достижения лучшего результата необходимо либо занизить оценку, либо, наоборот, завысить.

Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать её, руководствуясь логикой и существующими критериями.

Интересно и то, что учителя, как оказалось, непроизвольно обращаются к тем обучаемым, которые сидят за первыми партами, и склонны выставлять им более высокие баллы. Много зависит от субъективных склонностей педагога. Оказалось, например, что учителя с хорошим почерком отдают предпочтение «каллиграфистам», т.е. учащимся с красивым почерком. Педагоги, чувствительные к правильному произношению, часто несправедливо наказывают обучающихся с дефектами речи.

Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой нынешние школьники отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным участием педагогов.

Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимися работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять обучающимся акая, почему и за что выставляется отметка.

Оценка и отметка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. У хорошо успевающих школьников совпадение между собственной оценкой и оценкой, которую поставил им учитель, бывает в 46% случаев. А у слабо успевающих – в 11% случаев. По данным других исследователей, совпадение между учительской и собственной ученической оценкой происходит в 50% случаев. Ясно, что воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если учащимся станут поняты требования, предъявляемые к ним учителями.

 

Современные тенденции ухода от негативной роли отметки

Мнение педагога о ребенке часто влияет на его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от результатов своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой, никчемный. И, наоборот, при достаточно высоких отметках ребенок ощущает себя способным, - тем самым формируется позитивное само-восприятие.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. В ситуации постоянно отрицательного оценивания ослабевает мотив достижения успеха. Стремление к успеху сначала заменяется состоянием напряжения, а затем безразличным отношением. . Школьная тревожность также напрямую связана с оценками и отметками. У школьников часто присутствует страх не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед учителем. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх ситуации проверки знаний. Если ученик постоянно получает отрицательную оценку, то переживания неудачи провоцируют появление неуверенности в себе, вследствие чего снижается уровень притязаний, что препятствует формированию  положительного отношения к учебной деятельности, угасает мотивация. Значительное влияние оказывает оценка и отметка на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть  причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта в школе и семье, а также могут послужить причиной суицида. Если неуспех стойкий и ребенок постоянно испытывает упреки, наказания, он ищет способ сохранить сложившиеся отношения и предотвратить конфликты. Такими способами могут быть прогулы, обман, списывание.

 

Правильное оценивание (рекомендации)

1. Чтобы выставлять отметки ученикам руководствуйтесь нормами, которые приводятся в государственных программах по каждому конкретному школьному предмету. Чтобы быть объективным проверяйте только то, что было задано, и будьте готовы аргументировать отметку

2. Не вносите оценки за плохое поведение в журнал наряду с отметками об успеваемости по предмету. Однако если ученик слишком отвлекается на уроке и не слушает вас, то эта оценка может быть адекватной. Если он не ответит на заданный вами вопрос

3. Планируйте урок так, чтобы опросить не менее пяти человек. Минимальный уровень количества отметок в школе – одна отметка за каждый месяц каждому ученику. Учитывая объём класса, для достижения этой цели урок должен проходить довольно активно, но старайтесь не занижать отметки за медленную реакцию, дайте ученику немного времени для ответа на поставленный вопрос

4. Выставляйте отметки всем ученикам при проведении письменных контрольных работ. Сочинения и изложения оценивайте двойной отметкой. За грамматику и содержание. Проводите проверку до наступления следующего урока согласно принятым нормам ЗУН

5. Назначьте дополнительное время отсутствовавшему на контрольном занятии учащемуся, а также получившему «неудовлетворительно»

 В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, и его собственная оценочная деятельность не формируется. Между тем, предоставляя  ученику  возможность отстаивать своё мнение и тактично  направляя  рассуждение  ребёнка,  учитель  тем самым  помогает  ему  формировать свою  оценочную деятельность,  развивает  умение анализировать оценочные суждения учителя.

     Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого-либо прогресса, достигнутого ребенком, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности. Реалистическая оценка способствует также повышению мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.

    Говоря об оценивании, следует также учитывать еще и следующие моменты: целесообразно сначала дать ребенку возможность самому оценить результаты своей деятельности, так как если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок - либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает;  оценка не должна носить обобщающего характера; необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии оценки, которые должны быть понятны не только учителю, но и ученикам.

В чем суть правил новой технологии оценивания?

1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний

2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).

3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи

5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

6-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень – функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».


 

Скачано с www.znanio.ru

Оценивание деятельности обучающихся

Оценивание деятельности обучающихся

Педагог должен стремиться организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы общение с учеником не ставилось в зависимость от его достижений или неудач в учении, не влияло на…

Педагог должен стремиться организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы общение с учеником не ставилось в зависимость от его достижений или неудач в учении, не влияло на…

Не одинаковая успеваемость учащихся ставит перед учителем проблему ее выравнивания

Не одинаковая успеваемость учащихся ставит перед учителем проблему ее выравнивания

Отметка «отлично» такого учителя утрачивает свою функцию стимулирования: - педагог очень скуп на хорошие отметки, считая, что это повышает требовательность к уровню знаний и, следовательно,…

Отметка «отлично» такого учителя утрачивает свою функцию стимулирования: - педагог очень скуп на хорошие отметки, считая, что это повышает требовательность к уровню знаний и, следовательно,…

А у слабо успевающих – в 11% случаев

А у слабо успевающих – в 11% случаев

Планируйте урок так, чтобы опросить не менее пяти человек

Планируйте урок так, чтобы опросить не менее пяти человек

Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т

Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2023