МБОУ «Кезская СОШ №2»
Педсовет 09.01.2023
Ильина Ольга Николаевна, учитель английского языка
Слайд 1. Тема: Критериальное оценивание устных ответов на уроках английского языка
Слайд 2. Устная речь в английском языке
В примерных рабочих программах НОО, ООО и СОО (ФГОС реестр, стр.6) в разделе «Цели учебного предмета «иностранный (английский) язык» иностранные языки признаются средством общения и ценным ресурсом личности для самореализации и социальной адаптации на «на прагматическом уровне целью иноязычного образования провозглашено формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции». Под речевой компетенцией понимается развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Обратите внимание, что говорение не 1 месте. На уроках английского языка учитель работает над формированием, совершенствованием и развитием таких форм говорения, как МОНОЛОГ, ДИАЛОГ и ПОЛИЛОГ.
Слайд 3. Критериальное оценивание – это
УМК М.З.Биболетовой, который используется в нашей школе для обучения английскому языку, насыщен упражнениями для говорения, например, в 8 классе в теме «Погода»: «Скажи, как погода меняет твоё настроение». Другой пример – в 9 классе после чтения 4-х рассказов о ребятах, которые живут в общежитии, даётся задание сказать (выразить мнение) о том, которого человека вы считаете хорошим соседом по комнате, а с которым вы бы не хотели заселяться вместе и почему. Кроме того, в разделах учебника предлагается достаточное количество тем мини-проектов, где дети могут использовать все формы устной речи – диалог, монолог и полилог. Ребята знают, что мини-проекты подлежат оцениванию. Кроме того, оцениваются и другие задания, но прежде всего я объявляю, какое задание будет оцениваться и как. В своей работе я опираюсь на критериальное оценивание как на способ оценки достигаемых результатов, используемый во всех внешних оценочных процедурах – ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Критериальное оценивание имеет свои преимущества (см.слайд). Каковы критерии оценивания разных форм говорения, кем они определяются, на какие источники можно опираться и что такое «критериальное оценивание»?
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. слагаемым, которые отражают достижения учащихся. Критерии являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык ученика дают портрет идеально обученного человека. Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели. При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса, а значит, способствует объективации оценивания.
Слайд 4. Требования цели и содержания образования
Прежде всего, основной документ учителя – рабочая программа. На сегодняшний день имеются рекомендованные примерные рабочие программы, ориентированные на ФГОС. На слайде вы видите краткую выборку относительно результатов по говорению с 5 по 11 класс, так как я работаю на уровнях ООО и СОО.
В разделе «Содержание обучения учебному предмету «английский язык»» в разрезе каждого класса определены критерии коммуникативных умений (тематика, объём высказываний, конкретизированные умения). Остановимся на говорении.
классы |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 БУ |
11 БУ |
диалог |
До 5 реплик с каждой стороны |
До 5 реплик с каждой стороны |
До 6 реплик с каждой стороны |
До 7 реплик с каждой стороны |
До 8 реплик с каждой стороны / до 6 реплик при обмене мнениями |
8 реплик с каждой стороны |
До 9 реплик с каждой стороны |
монолог |
5-6 фраз |
7—8 фраз |
8—9 фраз |
9 – 10 фраз |
10 – 12 фраз |
До 14 фраз |
14 – 15 фраз |
|
Фонетические навыки |
||||||
|
Лексическо-грамматическая корректность |
||||||
|
Социокультурные знания и умения |
||||||
|
Компенсаторные умения |
Слайд 5. Требования ФГОС к монологу (пример)
В примерных РП для каждого класса даётся подробное описание требуемых результатов. На уровне СОО требования подразделяются на базовый и углублённый (профильный) уровень.
Слайд 6. ВПР и критериальная система оценивания на уроках
Современный система образования обеспечила очень тесную связь между оцениванием педагога и внешним оцениванием через ВПР. Как я использую критерии ВПР в своей работе? По английскому языку учащиеся обязательно выполняют ВПР в 7 классе. Из 6 заданий 4 письменные, 2 устные (чтение текста и описание картинки). В каком предмете и в каком классе нет таких заданий? Любой учитель задаёт и оценивает такие умения, так как они метапредметны. Любой предмет нуждается в том, чтобы тексты читались и понимались, речь (описание, пересказ, изложение) была логичной, связной и раскрывала тему.
Слайд 7. ВПР и критериальная система оценивания на уроках
Итак, чтение текста. Рособрнадзор предлагает критерии оценки сформированности данного навыка и умения. Я перевела баллы в оценку. К сожалению, на уроках отводится недостаточное количество времени на отработку навыков чтения, особенно в части фонетики и фонематического произношения.
Слайд 8. Упражнение для учителей!!!
Слайд 9. Упражнение для учителей!!!
Слайд 10. ВПР и критериальная система оценивания на уроках: монолог
Монологи на уроках встречаются чаще. Речь современного школьника часто «не дотягивает» до тех норм, которые определены Рособрнадзором. Чаще всего подростки говорят кратко, недосказанно, мало используют разнообразные обороты и конструкции. Теперь на всех уроках, где ученикам нужно говорить, учителю достаточно напомнить о критериях, и ученики стараются доработать свою речь. Критериев всего 4:
1 – решение коммуникативной задачи
2 – организация текста
3 – лексико-грамматическая правильность речи
4 – произносительная сторона речи
В каждом критерии по 3 индикатора. Учителю осталось определить, как баллы за ответ перевести в оценку. Поскольку утверждённой шкалы перевода баллов за чтение и монолог не существует, я придумала для себя 2 способа (см.слайд).
Слайд 11. Упражнение для учителей!!!
Слайд 12. Упражнение для учителей!!!
Слайд 13. Скажи
что-нибудь.
Я хочу тебя увидеть.
СОКРАТ
Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.
Гердер, Иоганн Готфрид, немецкий историк культуры, поэт, 1744
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.