Оценка эффективности образовательной программы на основе анализа результатов урока при применении профессионального стандарта. Схему анализа урока в школе.
Технологическая карта урока. Босова Л. Л. Информатика. 5 класс. ФГОС.
Раздел программы:
Тема урока: Метод координат
Учитель: Ефименко Любовь Юрьевна
Цель урока: формирование знаний о кодирование в декартовой системе координат через самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учеников.
Задачи урока:
Предметные:
§ сформировать у обучающихся представление о методе координат, как способе кодирования графической информации;
§ умение находить точки на декартовой системе координат.
Метапредметные:
§ закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
§ иметь представление о подходах к кодированию информации;
§ применение координатной плоскости для представления графической информации.
Личностные:
§ стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
§ формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
§ осуществление контроля и самоконтроля;
§ развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
§ навык построения графиков с применением координатной плоскости.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: ПК, интерактивная доска, презентация урока (ЦОР издательства БИНОМ – Антонов А. М., 2015 (к учебнику Л. Босовой 5 класс) - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный момент |
Создание благоприятного климата на уроке |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей |
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение |
2. Актуализация знаний и формулированка темы и цели урока |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
Учитель задает вопросы 1) Что такое код? 2) Что такое кодирование? 3) Какие способы кодирования вы знаете? А теперь работаем в парах вы получаете на парту карточку с заданием. Декодируйте данное вам сообщение. Проверяем как выполнено задание. Как мы с вами убедились любая информация может быть представлена в виде чисел. А графическую информацию мы можем закодировать в виде чисел? А как вы думаете, каким образом? - Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сегодня мы с вами рассмотрим «связь» чисел и точек, используя систему координат. Кто знает, как она называется? - какую цель мы наметим? |
Дети отвечают на вопросы 1-3, и получают карточку с заданием.
Работают в парах.
- Да
- Варианты ответов
- Прямоугольная система координат |
Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: -развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм
|
3. Усвоение новых знаний |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы |
- Объяснение понятия «декартова система координат», примеры кодирования информации;
- Правило нахождения точек на координатной плоскости;
|
- приводят примеры кодирования информации в быту, при решении задач школьных предметов.
-слушают и записывают правило
.
|
Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи |
4. Первичное закрепление материала |
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу |
Решение задачи на декодирование графической информации
|
- решают задачу и проверяют решение в виде визуализации полученного рисунка |
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания Личностные: формирование умений применение координатной плоскости для представления графической информации.
|
5. Динамическая пауза |
Эмоциональная разрядка |
Включает электронную физкультминутку для глаз |
выполняют физкультминутку для снятия утомления |
Здоровьесберегающая методика для снятия утомления |
6. Компьютерный практикум |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков |
Предлагает выполнить индивидуальное |
Выполняют задание практической работы по карточкам. Наносят на координатную плоскость точки и получают закодированную графическую информацию. Закрепляют навыки применение координатной плоскости для представления графической информации. Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение. |
Личностные: формирование навыков применение координатной плоскости для представления графической информации.; формирование умений преобразовывать числовую форму в графическую; .
|
7. Итоги урока, рефлексия |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых |
Задает вопросы: -Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? |
Отвечают на вопросы учителя |
Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
8. Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Задает домашнее задание рабочая тетрадь стр. 69 по вариантам начиная с правой первой партой начинаем расчет до 6, такой вариант вам и достался.
|
Работа с дневниками |
Личностные: формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
Литература
1. Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 108 с.
2. Информатика: учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с.:ил.
3. Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.
Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.
В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.
Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.
Как отображаются выводы анализа результатов урока?
Рассматриваемая здесь система оценки качества образования, работает по «бальному» принципу. По каждому из критериев выбирается трехбалльная система (2-1-0) как наиболее простая и удобная в использовании. При этом необходимо отметить, что условно:
• 2 балла отражают наблюдаемые действия учителя и обучающихся на уроке, соответствующие требованиям системно-деятельностного подхода;
• 1 балл — наблюдаемые действия, соответствующие традиционному уроку;
• 0 баллов свидетельствует о низкой методической грамотности учителя.
|
Этапы анализа |
Количество баллов |
1 |
Основные цели Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? |
2 |
2 |
Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. |
2 |
3 |
Какие способы мотивации применяет педагог? |
2 |
4 |
Насколько урок соответствует требованиям ФГОС? · Ориентированность на стандарты нового поколения. · Развитие УУД (универсальных учебных действий). · Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. |
2 |
5 |
Содержание урока · Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. · Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. · Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). · Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. |
2 |
Методика проведения урока · Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. · Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, перессказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) · Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? · Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? · Использование диалога в качестве формы общения. · Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. · Наличие обратной связи между учеником и учителем. · Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. · Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. · Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. · Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия? · Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. |
|
|
7 |
Психологические моменты в организации урока · Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? · Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? · Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности? · Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? · Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению? |
2 |
Примечание
В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.
В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:
· Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
· Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
· Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
· Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.