Эльвира Михайловна Черникова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» г.Курска
Оценка личностных результатов младших школьников в процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством «Портфолио»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает в качестве предмета итоговой оценки «…достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…», которые могут быть измерены с помощью «портфолио» младших школьников. Личностные результаты – новый вид требований к освоению программы. Как формировать личностные результаты и как их проверить с помощью «портфолио»?
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОРТФОЛИО такова:
· перенос педагогического акцента с оценки на самооценку;
· интеграция количественной и качественной оценок;
· смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, предмету.
ЦЕЛЬ: создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения учащегося.
Труднейшая работа с портфолио должна вестись с 1 класса, с первого урока.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО помогают:
§ сформировать у учащихся умения анализировать, соотносить результат с имеющимися возможностями;
§ принимать правильное самостоятельное решение;
§ систематизировать, анализировать собранный материал, тем самым
повышая учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной деятельности.
Работа с «портфолио» младших школьников проходит в 4 этапа.
1. Подготовительный. Мотивационный этап. Учитель мотивирует учащихся на создание портфеля достижений, показывает значимость данного проекта и перспективы совместной работы. Используются:
Страницы портфолио «Дерево моих проблем» и «Моё созвездие успеха» помогают создать условия заинтересованного отношения учащихся к работе с портфолио, формировать у них осознания данного вида работы как дела полезного и важного для успешности обучения.
«Созвездие успеха»
Каждый участник имеет карточку и набор звёздочек.
Задание: оцените себя по пятибалльной системе. Наклейте звездочку напротив той оценки, что вы себе ставите. Соедините звёзды линией и получите своё СОЗВЕЗДИЕ УСПЕХА.
Рассказ. Когда на Земле рождается человек, в небе загорается звезда. Соединение ярких звёзд называется созвездием. Сегодня вы научитесь строить «Созвездие успеха».
5 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Учёба |
Активность |
Поступки |
Достижения |
Отношение к окружающим |
- Работая с детьми, мы даём следующие пояснения:
Учёба – это твои школьные достижения. Если ты отличник, то поставь себе отметку «5». Но если не все получается в учёбе – не переживай. У звёзд есть уникальная способность перемещаться. Но для этого нужно твоё желание и усилие по достижению этой цели. Верь в себя!
Активность – это энергичная деятельность и участие в школьных и классных мероприятиях. Участвуй в конкурсах чтецов, рисунков, спортивных соревнованиях.
Поступки – это сознательные действия человека. Постарайся делать добрые дела для других, например, уступай место в транспорте пожилым людям, оказывай помощь учителям и родителям.
Достижения – это результат твоей активной деятельности. Грамота за призовые места в соревнованиях, благодарственное письмо от учителя, Диплом за участие в конкурсе – все это твои достижения.
Отношение к окружающим – это забота о людях, которые рядом с тобой: родители, педагоги, одноклассники, друзья, люди, которые живут в твоём городе. Если ты не грубишь людям, всегда здороваешься, говоришь «спасибо», не смеешься над недостатками других, то ты поступаешь правильно.
- «Соедините свои звёзды в созвездие».
Эту методику можно проводить как в конце каждой четверти, так и по полугодиям для дальнейшего отслеживания движения своего «созвездия» и самоанализа.
2. Информационно-диагностический. Проектировочный этап. Это коллективное создание уникального образца портфолио, организация сбора информации. Ведётся работа по поддержанию высокой учебной мотивации школьников; поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения. Используются:
С чего же начать работу в 1 классе?
В первом классе возможно формирование портфолио учащегося с презентации его дошкольных достижений. Родители с удовольствием предоставляют все материалы, которые они смогли собрали в ДОУ.
В конце 1-го учебного года первоклассники с помощью своих родителей определяют формы оценки портфолио:
- публичная презентация (она может проходить на классном часе, собрании родителей);
- выставка портфолио (по желанию учащихся).
Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать его к систематической работе по сбору портфолио, т.к. оно является «технологией всматривания в себя», которая понадобится ребёнку на протяжении всей его жизни.
3. Обобщающий. Реализационный этап подтверждает уровень достижений ребёнка в различных видах деятельности: грамоты, дипломы, отзывы, сертификаты и т.д. На данном этапе используются следующие методы и приёмы:
Организовывать работу учащегося с портфолио следует так, чтобы она имела интересный, состязательный характер, давала позитивный эмоциональный настрой. Помните, основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен».
Презентация готового проекта портфолио может проходить в следующих формах:
Презентация «портфолио» должна носить добровольный характер. Учитель инструктирует обучающихся, что выступление (презентация) оценивается по таким критериям, как:
4. Заключительный. Аналитический этап, где организуется педагогическая консультация, анализируются успехи и трудности, проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио, составляется рефлексия. Используются следующие методы:
Самым популярным методом саморефлексии является метод «Всё у меня в руках».
Также в течение всего обучения рекомендуетсяя отслеживать динамику развития ребёнка и заполнять индивидуальные карты развития
Портфолио – это в 1-ю очередь:
·Диагностика, которая позволяет проследить личностный рост ребёнка, формировать у него умение учиться, узнать особенности его эмоциональной жизни.
·Самооценка личности, которая помогает проанализировать свой опыт и задуматься над результатами своего труда.
·Отзывы одноклассников, учителей школы, педагогов дополнительного образования, родителей, с помощью которых ученик может проследить адекватность самооценки.
·Результаты образовательной и воспитательной работы помогут ребёнку осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений.
1)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию об ученике, фото.
2)РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
3) "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными сочинениями, контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
4)РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Это все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности.
5)В РАЗДЕЛЕ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" ребёнок помещает свои различные творческие работы. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить её фотографию. Необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
6) "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" содержит все награды. Причём в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а в хронологическом порядке.
7) РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
Здесь собраны всевозможные отзывы и впечатления об экскурсиях, праздниках, выставках и т.д.
8) Очень важен РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ", который помогает увидеть ребёнка со стороны, т.е. это взгляд одноклассников, учителей, педагогов дополнительного образования, родителей.
Важно помнить: при переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «ЭТИМ Я ГОРЖУСЬ».
Систематическое применение разработанной методики работы с «портфолио» младших школьников способствует достижению личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Литература:
1. Концепция духовно-нравственного воспитания.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Екатеринбург, 2013.
3. Котова С. А., Прокопеня Г. В. Система портфолио для новой начальной школы/ Ж. Народное образование. М., 2010, № 5, с. 185-191.
4. Воспитательная деятельность педагога. Под общей редакцией В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой М., Академия, 2006. С. 205.
5. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/А.В. Иванов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.