Оценка метапредметных результатов
Оценка 4.9

Оценка метапредметных результатов

Оценка 4.9
docx
20.12.2020
Оценка метапредметных результатов
оценка метапредметных результатов.docx

 

Оценка метапредметных результатов
 в начальной школе.

В настоящее время наша  школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного –т.е.  квалифицированного исполнителя.

Но современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Т.е. сегодня школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе»

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

 Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогут преодолеть горы знаний.

 

Понятие метапредметности

Что такое метапредметы?

Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов.

В ее основе лежит мыследеятельностный тип изучения учебного материала и создаются условия, при которых ученик начал бы рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) –современная задача, поставленная перед школой.

 

В составе основных видов метапредметных универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют три блока:

1) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

2) познавательный;

3) коммуникативный

 

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

·        целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

·        планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·        прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

·        контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

·        коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

·        оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

·        саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Например, для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например  с выводом в рамке.

 

u К познавательным УУД:

      Способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень);

      Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);

      Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения  учебно-познавательных и практических задач (3 уровень) .

 

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

u К коммуникативным УУД:

      Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;

      Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

      Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

 

u Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

     Решение задач творческого и поискового характера;

      Учебное проектирование;

      Итоговые проверочные работы;

      Комплексные работы на межпредметной основе;

      Мониторинг сформированности основных учебных умений.

u Методы оценочной деятельности:         наблюдение, тестирование, практические       работы и рисунки.

         Может оцениваться сформированность умения          работать в группе,          слушать и слышать       собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

u Формы оценки:

      индивидуальные, групповые, фронтальные;

      устный и письменный опрос;

u Методы контроля:

         наблюдение, проектирование, тестирование.

 

u Инструментарий контроля:

           лист самооценки, задания, отражающие формирование УУД,             карта          наблюдений, тест, мониторинг .

u Устная самооценка

      Сегодня на уроке:

      Я научился…

      Было интересно…

      Было трудно…

      Могу похвалить себя за то, что…

      Больше всего мне понравилось…

      Мне показалось важным…

      Для меня было открытием то, …

         Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими, поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.

Вывод:

Сформированность метапредметных УУД  обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Своевременно сформированные метапредметные УУД  являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника.


 

Оценка метапредметных результатов в начальной школе

Оценка метапредметных результатов в начальной школе

Например, для формирования регулятивных

Например, для формирования регулятивных

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять…

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять…

Вывод: Сформированность метапредметных

Вывод: Сформированность метапредметных
Скачать файл