Оценка
метапредметных результатов
в начальной школе.
В настоящее время наша школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного –т.е. квалифицированного исполнителя.
Но современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Т.е. сегодня школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе»
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогут преодолеть горы знаний.
Понятие метапредметности
Что такое метапредметы?
Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов.
В ее основе лежит мыследеятельностный тип изучения учебного материала и создаются условия, при которых ученик начал бы рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.
Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) –современная задача, поставленная перед школой.
В составе основных видов метапредметных универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют три блока:
1) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
2) познавательный;
3) коммуникативный
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
· целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
· планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
· прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
· коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
· оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Например, для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например с выводом в рамке.
u К познавательным УУД:
• Способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень);
• Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);
• Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (3 уровень) .
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
u К коммуникативным УУД:
• Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
• Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
• Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.
u Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
• Решение задач творческого и поискового характера;
• Учебное проектирование;
• Итоговые проверочные работы;
• Комплексные работы на межпредметной основе;
• Мониторинг сформированности основных учебных умений.
u Методы оценочной деятельности: наблюдение, тестирование, практические работы и рисунки.
Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
u Формы оценки:
• индивидуальные, групповые, фронтальные;
• устный и письменный опрос;
u Методы контроля:
наблюдение, проектирование, тестирование.
u Инструментарий контроля:
лист самооценки, задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, мониторинг .
u Устная самооценка
• Сегодня на уроке:
• Я научился…
• Было интересно…
• Было трудно…
• Могу похвалить себя за то, что…
• Больше всего мне понравилось…
• Мне показалось важным…
• Для меня было открытием то, …
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими, поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
Вывод:
Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.