Оценка метапредметных результатов через применение комплексных заданий на межпредметной основе.docx
Оценка метапредметных результатов через
применение комплексных заданий на межпредметной
основе.
Бакшеева Н. И. учитель начальных классов МБОУ Бсош
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы. Представленных в разделах «Регулятивные учебные действия»,
«Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия, у
обучающихся на ступени начального общего образования, а также
планируемых результатов, представленных во всех разделах
междисциплинарных учебных программ.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт
основных компонентов образовательного процесса- учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит
сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных действий. Т.е. таких умственных действий
обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей
познавательной деятельностью.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
1. способность и готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
2. способность к сотрудничеству и коммуникации;
3. способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений в практику;
4. способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития;
5. способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой
универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь
функционально по сути ориентировочными действиями, метапредметные
действия составляют психологическую основу и решающее условие
успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно,
уровень сформированности универсальных учебных действий,
представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов,
может быть качественно оценён и измерен в слкдующих основных формах.
Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать
как результат выполнения специально сконструированных диагностических
задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида
универсальных учебных действий. Во-вторых, достижения метапредметных результатов может выступать как
инструментальная основа ( или как средство решения) и как условие
успешности выполнения учебных и учебно- практических задач средствами
учебных предметов. Этот подход широко использован для итоговой оценки
планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от
успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому
языку(родному языку) и другим предметам и с учётом характера ошибок,
допущенных учеником, можно сделать вывод о сформированности ряда
познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные
задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат,
позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.
Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в
успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В
частности, широкие возможности для оценки сформированности
метапредметных результатов открывает использование проверочных
заданий, успешное выполнение которых требует освоения нывыков работы с
информацией.
Преимуществом двух последних способов оценки является то, что
предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся
универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что
действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место
операции, выступая средством, а не целью активности обучающегося.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в
ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по
предметам или в комплексные работы на предметной основе целесообразно
выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности
большинства познавательных учебных действий и навыков работы с
информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда
коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть
оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий,
которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной
итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценке
целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как
«взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и
слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные
мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках
системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и
уровня сформированнности метапредметных результатов в системе
внутришкольного мониторинга образовательных достижений все
перечисленные данные ( способность к сотрудничеству и коммуникации,
решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и
анализировать в соответствии с разработанными образовательным
учреждением: а) программой формирования планируемых результатов освоения
междисциплинарных программ;
б) системой промежуточной аттестации ( внутришкольным мониторингом
образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной
деятельности;
в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на
государственную ( итоговую) аттестацию обучающихся;
г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в
рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации
( внутришкольного мониторинга образовательных учреждений), итоговой
аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую
аттестацию.
При этом обязательным составляющим системы внутришкольного
мониторинга образовательных достижений являются материалы:
*стартовая диагностика;
*текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов;
*промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе,
направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и
коммуникативных действий при решении учебно- познавательных и учебно-
практических задач, основанных на работе с текстом;
*текущее выполнение выборочных учебно- практических и учебно-
познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к
освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению,
переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к
решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в
практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и
развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
*защита итогового индивидуального проекта.
Достижение метапредметных результатов может проявиться в
успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Широкие возможности для оценки сформированности метапредметных
результатов открывает использование проверочных заданий, успешное
выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.
Комплексные работы являются актуальной формой контроля результатов
обучения, позволяющие на основе одного текста не только определить
понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому
языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности
универсальных учебных действий. Общие рекомендации по подготовке и проведению итоговой комплексной
работы в 1 классе
Целью проведения итоговой комплексной работы является выявление уровня
сформированности результатов освоения учебных программ учащимися
первого класса. Работа строится на основе несплошного текста ( с
иллюстрациями), к которому даётся ряд заданий по русскому языку, чтению,
математике и окружающему миру.
Структура работы
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей- основной и
дополнительной.
В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку
сформированности таких способов действий и понятий, которые служат
опорой в дальнейшем обучении. Содержание и уровень сложности заданий
основной части соотносятся с таким показателем планируемых результатов
обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и успешно»
В дополнительной части содержится пять заданий, из которых учащимся
предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору. В отличие от
заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую
сложность. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для учащихся
необязательно - они выполняются только на добровольной основе.
Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части
интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может
рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня
требований.
Подготовка к выполнению работы
Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе
несплошного текста, по которому предлагается два варианта итоговых
комплексных работ. При этом первый вариант может быть предложен всем учащимся. Если в классе есть хорошо подготовленные дети им целесообразно
предложить второй вариант, задания в котором несколько сложнее по
сравнению с заданиями первого варианта.
Знакомя учащихся с правилами выполнения работы, необходимо объяснить
им, что сначала нужно выполнить всю основную часть работы и сообщить об
этом учителю. Продолжить работу над заданиями дополнительной части
ученик может только после того, как получит разрешение учителя, который
может, при необходимости, оказывать направляющую или стимулирующую
помощь.
Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а
полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности
достижения учеником базового уровня требований. Задания основной части
следует выполнять по порядку.
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют
более высокую сложность. Поэтому выполнение заданий дополнительной
части для учащихся необязательно – они выполняются только на
добровольной основе.
К заданиям дополнительной части ребёнок может приступать только после
правильного выполнения основной части ( учащийся должен выполнить
полностью верно не менее 5 заданий) и только после разрешения учителя.
В дополнительной части содержится пять заданий, из которых учащимся
предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору. Целесообразно
обратить внимание детей, что необязательно выполнять все задания
дополнительной части, что их можно выполнять в любом порядке.
Необходимо также сообщить детям, что время выполнения работы не
ограничивается, каждый сможет работать столько, сколько нужно; что
учителю можно задать вопрос, который у них возникает при выполнении
задания.
Проведение работы
При проведении работы желательно придерживаться следующих правил:
1. Выполнение должно протекать в спокойной, доброжелательной атмосфере.
2. Все учащиеся должны выполнить задания основной части работы. Задания
дополнительной части выполняется по желанию ученика, к ней разрешается
приступать только после окончания работы над основной частью.
3. Все учащиеся должны находиться в равных условиях и при необходимости
получать стимулирующую и направляющую помощь. Учитель вправе отвечать
на вопросы учащихся, оказывать помощь ученикам, испытывающим
затруднения ( задать наводящий вопрос; указать задание, выполненное с
ошибкой; выполненное с ошибкой; помочь обнаружить ошибку или
восстановить ход рассуждений и т.д.)
Время выполнения работы Итоговая комплексная работа проводится в течение трёх уроков. В первый
день ( во вторник) на втором уроке дети получают краткий пятиминутный
инструктаж и затем 25 минут работают над заданиями основной части.
Некоторые учащиеся успевают закончить работу над этими заданиями и
показать их учителю. Отдельные ученики, получив разрешение учителя, уже
на этом уроке приступают к выполнению заданий дополнительной части.
После перемены на третьем уроке учащиеся продолжают выполнение
комплексной работы. Детям, которые выполнили работу раньше остальных,
можно запланировать индивидуальные задания или задания для работы в
группе.
Формы оказания помощи детям.
Основными формами оказания помощи детям служат:
- мягкий ненавязчивый контроль полноты и качества выполнения
рабгты учащимся, своего рода «подстраховка»;
-общая стимулирующая и направляющая помощь детям, их поощрение и
поддержка в ходе выполнения заданий;
Если ребёнок затрудняется при выполнении задания, то он может
обратиться за помощью к учителю. В этом случае при оценке
выполнения комплексной работы учащемуся снижается балл за
самостоятельность.
Проверка и оценка результатов выполнения итоговой комплексной
работы
В таблице приведена краткая обобщённая характеристика заданий
итоговой комплексной работы. Относительно каждого задания
определён учебный предмет, проверяемые умения и учебный материал,
уровень сложности и максимальный бал за выполнение.
Таблица 1. Характеристика заданий итоговой комплексной работы
Часть
работ
ы
Максимал
ьный
балл
Метапредме
тные ууд
Учебный
предмет
Номе
р
зада
ния
Уровен
ь
сложн
ости
Планируе
мые
результат
ы
Предметн
ые
Скорость
чтения
не
сплошног
о
текста
(про себя
или
шёпотом)
Умение
выделять
единицы
Основ
ная
часть
1
2
Чтение,
Навыки
чтения
Русский
язык,
правопис
базов
ый
В баллах
не
оценивае
тся
базов
ый
1
Регулятивны
е
Умение ание
речи.
Умение
правильно
,
без
ошибок,
пропусков
и
искажени
я
букв
списать
предложе
ние.
Чтение,
Осознан
ность
чтения
базов
ый
1
базов
ый
1
Математ
ика,
числа и
величин
ы
Умение
производи
ть
необходи
мые
вычислени
я
3
4
5(1)
Математ
ика,
числа и
величин
ы
5(2)
Мат-ка,
числа и
величин
ы
Умение
пересчита
ть
предметы
и
записать
результат
с
помощью
цифр
Умение
записыват
ь
математи
ческое
выражени
базов
ый
1
базов
ый
1
ориентирова
ться в
структуре
текста;
Умение
проверить
правильност
ь написания
предложени
я и при
необходимос
ти исправить
ошибки
Познаватель
ные
Умение
определять
последовате
льность
событий в
тексте;
Осуществлят
ь смысловое
чтение
Познаватель
ные
Умение
формализова
ть условие,
представлен
ное в
текстовой
форме
Регулятивны
е
Действовать
по
инструкции
Познаватель
ные
Умение
выявить,уста
новить и
продолжить
закономерно
сть в ряду
чисел 6(1)
Русский
язык,
фонетик
а
6(2)
Русский
язык,
фонетик
а
базов
ый
1
е
Умение
выделять
буквы
мягких
согласных
звуков в
простых
случаях
Делить
слова для
переноса
базов
ый
1
Регулятивны
е
Умение
ориентирова
ться в
тексте;
выполнять
задание по
предложенн
ому
алгоритму
6(3) русский язык, умение соот- базовый 1
фонетика нести и опре-
делить коли-
чество звуков
в слове
Всего 6 заданий базового уровня, максимальный балл- 8
Дополнитель
ная
часть
повышенн
ый
7 Окружающ
ий
мир,
природ-
ные
объекты
Определят
ь
природны
е
объекты
2 Познаватедьные
Умение
дифференцироват
ь природные
объекты; умение
классифицировать
объекты природы;
Устанавливать
связь между
объектами
природы
Регулятивные
Определять
алгоримм
действий
2 Познавательные
Умение проводить
сравнение и
анализ по
заданным
критериям
2 Познавательные
Умение перевести
на язык
математики и
выполнить
сравнение
Регулятивные
Определять
алгоритм
выполнения
задания
8 Чтение,
работа
с текстом
9 Мат-ка,
числа
и
величины
повышенн
ый
повышенн
ый
Использов
ать
Понятия
«больше».
«меньше»,
«равно» 1
0
1
1
2 Познавательные
Умение дать ответ
в виде
комментария по
прочитанному
тексту;
Умение записать
ответ в свободной
форме
2 Познавательные
Осуществлять
информационный
поиск
Чтение.
Осознаннос
ть чтения
повышенн
ый
Русский
язык,
лексика
Умение
объяснить
значение
слова
повышенн
ый
Всего 5 заданий повышенного уровня, максимальный балл 10
Вся работа в целом Самостоятельность выполнения итоговой работы
- дополнительные поощрительные баллы 2
Всего 6 заданий базового уровня ( от 0 до 8 баллов) и 5 заданий
повышенного уровня ( от 0 до 10 баллов). Всего 18 баллов.
От 0 до 2 баллов за самостоятельность
Литература:
Оценка достижения метапредметных результатов обучающихся
начальных классов
Баданова Е.Г.
Оценка метапредметных результатов
Ломаева Т.Ф.
Диагностические материалы для оценки достижения метапредметных
результатов.
Альфунина Н.А.
Организация и проведение комплексных работ на межпредметной
основе.
Ершова О.М.Структура комплексной работы на межпредметной основе.
Титаренко Н.Н.
Оценка метапредметных результатов через применение комплексных заданий на межпредметной основе
Оценка метапредметных результатов через применение комплексных заданий на межпредметной основе
Оценка метапредметных результатов через применение комплексных заданий на межпредметной основе
Оценка метапредметных результатов через применение комплексных заданий на межпредметной основе
Оценка метапредметных результатов через применение комплексных заданий на межпредметной основе
Оценка метапредметных результатов через применение комплексных заданий на межпредметной основе
Оценка метапредметных результатов через применение комплексных заданий на межпредметной основе
Оценка метапредметных результатов через применение комплексных заданий на межпредметной основе
Оценка метапредметных результатов через применение комплексных заданий на межпредметной основе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.