Оценочные материалы по музыке в начальной школе
Оценка 4.8

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
музыка
1 кл—4 кл
01.10.2017
Оценочные материалы по музыке в начальной школе
В данном материале раскрыты нормы оценивания по музыке в системе ФГОС в связи с планируемыми результатами изучения предмета "Музыка". Определены универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные. Критерии и нормы оценок знаний учащихся в слушании музыки, хоровом пении, музыкальной терминологии помогут учителю эффективно организовать свою работу.Методическая разработка
Оценочные методические материалы по музыке для 5 класса.docx
ОЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по музыке для 5 классов. Нормы оценивания по музыке в системе ФГОС ООО В связи с введением ФГОС ООО система оценочной деятельности внутри школьного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями стандарта. При   определении   критериев   оценивания   музыкально­творческих   достижений обучающихся основного и общего образования нужна такая система оценивания, которая позволила бы:   формировать   основы   музыкальной   культуры   обучающихся,   как   части   их   общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;  освоить музыкальную культуру во всем многообразии ее видов, жанров и стилей (фольклорное музыкальное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); осознать   значение   искусства   и   творчества   в   личной   и   культурной самоидентификации личности; сформировать   устойчивый   интерес   к   музыкально­творческой   деятельности,   к умению выполнять проектную деятельность.   Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» ­   иметь   представление   о   роли   музыкального   искусства   в   жизни   общества   и   каждого отдельного человека; ­   воспринимать   конкретные   музыкальные   произведения   и   различные   события   в   мире музыки; ­   проявлять   устойчивый   интерес   к   музыке,   художественным   традициям   своего   народа; различным видам музыкально­творческой деятельности; ­   понимать   интонационно­образную   природу   музыкального   искусства   и   средства художественной выразительности; ­ знать основные жанры музыкально­поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; ­   рассуждать     о   специфике   музыки,   особенностях   музыкального   языка,   отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом; ­   применять   специальную   терминологию   для   классификации   различных   явлений музыкальной культуры; ­ постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира; ­   расширять   и   обогащать   опыт   в   разнообразных   видах   музыкально­творческой деятельности, включая информационно­коммуникационные технологии; ­ осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала. ­ находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса,   и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;  ­ определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров; ­ знать имена композиторов – К.Дебюсси и М.Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма; ­   проявлять   навыки   вокально–хоровой   деятельности:   исполнять   одноголосные произведения   с   недублирующим   вокальную   партию   аккомпанементом,   петь   а  capella  в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание. Универсальные учебные действия Личностные УУД                понимание   социальных   функций   музыки   (познавательной,   коммуникативной, эстетической и др.)  в жизни людей, общества, в своей жизни; осмысление   взаимодействия   искусств   как   средства   расширения   представлений   о содержании   музыкальных   образов,   их   влиянии   на   духовно­нравственное становление личности; понимание   жизненного   содержания   народной,   религиозной   классической   и современной   музыки,   выявление   ассоциативных   связей   музыки   с   литературой, изобразительным   искусством,   кино,   театром   в   процессе   освоения   музыкальной культуры   своего   региона,   России,   мира,   разнообразных   форм   музицирования, участия в исследовательских проектах; использование   полученных   на   уроках   музыки   способов   музыкально­ художественного   освоения   мира   во   внеурочной   (внеклассной   и   внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.   Познавательные УУД устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных   жанров,   стилей   народной   и   профессиональной   музыки   в   ее   связях   с другими видами искусства; усвоение   словаря   музыкальных   терминов   и   понятий   в   процессе   восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Регулятивные УУД владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно­исследовательской деятельности; прогнозирование   результатов   художественно­музыкальной   деятельности   при выявлении связей музыки с   литературой, изобразительным искусством, театром, кино; осмысленность   и   обобщенность   учебных   действий,   критическое   отношение   к качеству   восприятия   и   размышлений   о   музыке,   о   других   видах   искусства, музицирования,   коррекция   недостатков   собственной   художественно­музыкальной деятельности; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней,   представленное   в   музыкально­творческой   деятельности   (индивидуальной   и коллективной). Коммуникативные УУД передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование   учебных   действий   самостоятельной   работы   с   музыкальной   и иной   художественной   информацией,   инициирование   взаимодействия   в   группе, коллективе; знакомство   с   различными социальными   ролями   в   процессе   работы   и   защиты исследовательских проектов;   самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия,   исполнения   музыки,   театрализаций,   драматизаций   музыкальных образов. Информационные УУД осмысление жизнедеятельности человека;   роли   информационно­коммуникационных   технологий   в  формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения,     обработки и преобразования музыкальной и художественной информации; расширение   источников   информации,   необходимой   для   закрепления   знаний   о взаимодействии музыки с другими видами искусства, полученных на уроках; использование   электронных   энциклопедий,   мультимедийных   приложений   к учебникам,   сети   Интернет   с   целью   расширения   представлений   о  роли   музыки   в жизни человека;  обращение  к  электронным   образовательным   ресурсам   с  целью   самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки; расширения   с   помощью   сети   Интернет   представлений   о   концертно­музыкальных традициях   страны,   использования   информации   в   проектно­   региона, исследовательской деятельности. Оценка достижения планируемых результатов освоения программы По   предмету   «Музыка»   учебные   достижения   учащихся   проводятся   по   итогам учебных четвертей  и учебного года, что отражает качественный уровень освоения рабочей учебной программы.   В   качестве   форм   контроля   могут   использоваться   устные   ответы   учащихся, творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, кроссворды, терминологические диктанты, защита проектов, рефератов, презентаций.  При   оценивании   успеваемости   ориентирами   для   учителя   являются   конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности:   хорового   пения,   слушания   музыкальных   произведений,   импровизации, коллективного музицирования. Критерии и нормы оценок знаний учащихся по предмету «Музыка»  Слушание музыки На   уроках   проверяется   и   оценивается   умение   учащихся   слушать   музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается:    степень   раскрытия   эмоционального   содержания   музыкального   произведения   через средства музыкальной выразительности; самостоятельность в разборе музыкального произведения; умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Критерии оценки: Отметка «5» Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный; Отметка «4» Ответ   правильный,   но   неполный:   дана   характеристика   содержания   музыкального произведения,   средств   музыкальной   выразительности   с   наводящими   (1­2)   вопросами учителя; Отметка «3»  Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно,  допустимы несколько наводящих вопросов учителя; Отметка «2» Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Для   оценивания   качества   выполнения   учениками   певческих   заданий   необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Хоровое пение. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны ­ учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее   благоприятные   условия   опроса.   Так,   например,   предлагая   ученику   исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.                                 Критерии оценки: Отметка «5» Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение; Отметка «4» Знание   мелодической   линии   и   текста   песни,   в   основном   чистое   интонирование,   ритмически правильное, пение недостаточно выразительное; Отметка «3» Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не   вполне   точное,   иногда   фальшивое   исполнение,   есть   ритмические   неточности,   пение невыразительное; Отметка «2» Исполнение неуверенное, фальшивое. Критерии оценки: Отметка «5» Музыкальная терминология Твердое знание терминов и понятий, умение применять их на практике. Отметка «4» Неточность   в   формулировках   терминов   и   понятий,   умение   частично   применять   их   на практике. Отметка «3» Слабое   (фрагментарное)   знание   терминов   и   понятий,   неумение   использовать   их   на практике. Отметка «2» Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике. Критерии оценивания устного ответа: Отметка «5» ­ Учащийся правильно излагает изученный материал; ­ анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры; ­   выделяет   особенности   образного   языка   конструктивных   видов   искусства,   единства функционального художественно­образных начал и их социальную роль; ­ знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.          Отметка «4» ­  Учащийся   полностью овладел  программным  материалом,   но  при изложении  его  допускает неточности второстепенного характера.          Отметка «3» ­ Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом; ­ допускает неточности в изложении изученного материала.          Отметка «2» ­ Учащийся допускает грубые ошибки в ответе; ­ не справляется с поставленной целью урока. Музыкальная викторина Критерии оценки: Отметка «5» Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно; Отметка «4» Два музыкальных произведения отгаданы не верно;  Отметка «3» Четыре музыкальных номера не отгаданы; Отметка «2» Пять и более музыкальных номеров не отгаданы учащимся. Оценка тестовой работы. Отметка «5» При выполнении 100­90% объёма работы  Отметка «4» При выполнении 89 ­ 76% объёма работы  Отметка «3» При выполнении 75 ­ 50% объёма работы  Отметка «2» При выполнении  49 ­ 0 % объёма работы  Отметка «5» Оценка реферата. 1. Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие 2. Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию. 3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую выводы по  теме. оценку. 4. Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора. 5. Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно. Отметка «4» 1. Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно. 2. Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности. 3. Показано   умение   систематизировать   и   обобщать   информацию, ей критическую оценку.   давать 4. Работа   оформлена   в   соответствии   с   планом,   но   не   соблюдены   все требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии). Отметка «3» 1. Тема реферата раскрыта поверхностно. 2. Изложение материала непоследовательно. 3. Слабая аргументация выдвинутых тезисов. 4. Не   соблюдены   требования   к   оформлению   реферата   (отсутствуют   сноски,   допущены ошибки, библиография представлена слабо). Отметка «2» 1. Тема реферата не раскрыта. 2. Работа оформлена с грубыми нарушениями требований к реферату. Отметка «5» Оценка проектной работы. 1. 2. 3. 4. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.  Соблюдена технология исполнения проекта.   Проявлены творчество, инициатива.  Предъявленный продукт деятельности отличается высоким  качеством исполнения, соответствует заявленной теме. Отметка «4» 1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта. 2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки,  неточности в оформлении. 3. Проявлено творчество. 4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,  соответствует заявленной теме. Отметка «3» 1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта. 2. Допущены нарушения в  технологии исполнения проекта, его оформлении. 3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта. Отметка «2» 1. Проект не выполнен или не завершен. Требования к ведению тетради В тетрадь записываются: 1. Темы уроков. 2. Имена  композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях. 3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании. 4. Названия и авторы разучиваемых песен. 5. Сложно запоминающиеся тексты песен. 6. Музыкальные впечатления. 7. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.) 8. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год. Тетрадь   должна   вестись   аккуратно,   может   быть   оформлена   иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами). Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини­учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в четверть. Оценка выставляется за: 1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность. 2. Ведение словаря 3. Выполненное домашнее задание. 4. Самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц­опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».                    Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен обучающимися и соответствующим образом оценен учителем. 1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря) 2.Кроссворды. 3.Рефераты   и   творческие   работы   по   специально   заданным   темам   или   по   выбору обучающегося. 4.Блиц­ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы. Методические  и оценочные материалы    Музыка 5 класс. Диагностика выявления музыкальных способностей школьника   Практические диагностические тесты 1. Диагностика чувства темпа и метроритма Тест­игра  «Играем знакомую мелодию». Цель: определение уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции на фоне меняющегося темпа (тест позволяет определить реактивно­метрические способности. Все задания формируются в размере 4/4 в умеренном темпе (4 такта)). Игра   вовлекает школьника в ситуацию исполнения на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон) простой мелодии. Если ребёнок не умеет играть на инструменте или отказывается, ему предлагается простучать метро­ритм по столу или прохлопать в ладоши. Алгоритм: 1. Выбор знакомой для ребёнка простой песни. 2.   Ребёнку   предлагается   сыграть   или   простучать   метро­ритмический   рисунок   двумя руками, если на инструменте, то в двух октавах (например, соль 3 октавы и соль 4 октавы). 3. Проба ребёнком исполнения своей партии. 4. Эксперт играет песню по нотам до конца, несмотря на то закончил ребёнок свою партию или остановился. 5. Положительная оценка исполнения. 6. В случае верного исполнения, темп меняется на быстрый (90 ударов в минуту), а затем на медленный (60 ударов в минуту). 7.   В   случае   успешного   исполнения   по   ходу   произведения   используются   замедления   и ускорения. Критерии   оценки:  верное   исполнение   в   трёх   темпах,   с   ускорением   и   замедлением фиксируется как высокий уровень темпо­метра;  верное исполнение всех восьми тактов только   в   двух   темпах   (например,   умеренном   и   быстром   или   умеренном   и   медленном) соответствует   среднему   уровню   развития   темпо­метра;  сбивчивое,   но   законченное исполнение песенки в умеренном темпе (ошибки в 2­4 тактах) показывают слабый уровень темпо­метра; сбивчивое и незаконченное исполнение – низкий уровень темпо­метра. 2. Изучение чувства ритма Тест­игра  «Аплодисменты» Цель: определение уровня развития метроритмической способности. Эксперт   предлагает   школьнику   спеть   знакомую   простую   песню   и   одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса. Критерии   оценки:  точное   воспроизведение   метрического   рисунка   ладошами   на протяжении   всех   8   тактов   –   высокий   уровень;  воспроизведение   метра   с   одним­двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса  – средний уровень; верное метрическое исполнение с пением 4­5 тактов – слабый уровень; метрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса – низкий уровень.                 3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха). Тест­игра  «Тайна гармонии» Цель:  определить   уровень   развития   гармонического   слуха,   т.е.   способности   слышать количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в созвучиях. Эксперт   исполняет   интервал   или   аккорд   и   затем   просит   ребёнка   определить количество   звуков   и   лад   созвучия:   светлое   или   затемнённое   звучание.   Для   работы достаточно 10 созвучий. Критерии оценки:  слабый уровень –   верно 1­3 созвучия;  средний уровень – верно   4­7 созвучий; высокий уровень  – верно 8­10 созвучий. 4. Диагностика уровня развития слухо­моторных представлений. Тест­игра  «Повторяем мелодию» Цель: выявить уровень сформированности слухо­моторных представлений: при вокальном исполнении   (управление   голосовым   аппаратом   в   соответствии   с   услышанным интонационным   рядом),   при   инструментальном   исполнении   (подбор   по   слуху   на инструменте избранного мелодического рисунка). Алгоритм: 1. 2. 3. Эксперт предлагает вспомнить любую простую песенку и спеть её. Повтор голосом мелодии, сыгранной экспертом на инструменте. Подбор по слуху на инструменте предложенной мелодии. Критерии оценки: слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по   направлению   к   тоническому   звуку   (диапазон   терции);  средний   уровень   –   опевание тоники   и   исполнение   тетрахорда   (вверх   ­   вниз   по   направлению   к   тонике)   в   удобном диапазоне;  высокий   уровень   –   опевание,   последовательное   и   скачкообразное   (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более. 5. Диагностика чувства тембра Тест ­ игра «Чьи голоса звучат?» Цель:  определение уровня сформированности тембрового слуха по показателю верных ответов   в   определении   инструментального   или   вокального   звучания   одной   и   той   же мелодии. Стимулирующий   материал   состоит   из   аудиозаписей   фрагментов   музыкальных произведений в исполнении:  голосов разных тембров (детского, женского, мужского), разного  вида  хоров,  народных   инструментов,   симфонических  инструментов,  одиночных сольных инструментов (фортепиано, гитара, орган и пр.), разных видов оркестра. Алгоритм: 1. Многократное   прослушивание   аудиозаписи   фрагмента   музыкального произведения в различных исполнениях. 2. Определение тембра голосового и инструментального звучания. Критерии оценки:  низкий уровень развития тембрового чувства – верное определение только однородных тембров; средний уровень –  верное определение однородных тембров и   смешанных   тембров;  высокий   уровень   –     верное   определение   различных   тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента. 6. Диагностика динамического чувства Тест ­ игра «Играем громко­тихо» Цель: выявление способностей адекватной аудиально­моторной реакции на динамические модификации   (силу   выражения)   инструментального   и   вокально­инструментального стимула.   Стимулирующим   материалом   можно   использовать   маршевые   музыкальные произведения, а также ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен). Алгоритм: 1. Эксперт играет на фортепиано маршевое произведение , меняя динамику с f на p и обратно. бубне также, как играет эксперт. 2. 3. 4. динамики. Школьник получает предложение поиграть в «громко­тихо» на барабане или Верное исполнение контрастной динамики ­ 1 балл. Затем эксперт исполняет музыкальный фрагмент с усилением и ослаблением 5. Школьник должен повторить динамический пассаж на ударном инструменте. Верное   динамическое   исполнение   усиления   звука   (крещендо)   и   угасание   звука (диминуэндо) – 2 балла; всего – 4 балла. Критерии оценки:слабый уровень  –1 б; средний уровень – 2­3 б; высокий уровень – 4­5б 7. Диагностика чувства музыкальной формы Тест­игра «Закончи мелодию» Цель: определить уровень сформированности чувства целостности музыкальной мысли. Алгоритм: 1. 2. Эксперт предлагает школьнику прослушивание различных мелодий. Задача школьника определить, какая из мелодий прозвучала полностью, а какая оборвалась раньше времени. Стимулирующий   материал   подбирается   экспертом   самостоятельно   и   строится   в следующем порядке: 1­й фрагмент – не доигрывается последний такт; 2­й фрагмент  – звучит до конца; 3­й фрагмент – прекращается последняя фраза мелодии; 4­й фрагмент – прекращается на середине второй фразы (из четырёх); 5й фрагмент – звучит до конца. Критерии оценки:  слабый уровень   – верно определены 1­2 пункты; средний уровень – верно определены 3­4 пункты; высокий уровень – верно определены все 5 пунктов. 8. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку Тест­игра «Музыкальный калейдоскоп» Цель:  изучение  способности  к  эмоциональной  отзывчивости   на  музыку,   способности  к эмпатийному   восприятию   образа,   созданного   композитором.  Стимулирующий   материал выбирает эксперт (рекомендовано как разнообразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского) Алгоритм: 1. Эксперт   предлагает   прослушать   школьнику   музыкальные   пьесы   и определить,   какое   настроение   у   него   вызывает   каждая   из   них,   какие   образы представляются во время звучания музыки. формулирования его переживания музыки. 2­й (невербально­художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые ему представляются во время прослушивания музыки. 2. 3. 4. 1­й   (вербальный)   вариант   задания:   подобрать   слова,   подходящие   для 3­й     (невербально­двигательный)   вариант   задания:     предлагается соответственно двигаться под музыку так, как ему это представляется. Критерии   оценки:  низкий   уровень   эмоционально­образного   осмысления   –   отказ школьника определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений,   настроений   в   невербально­художественной,   двигательной   или   вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие  звучанию музыки   формы самовыражения   ребёнка;  средний   (нормативный)   уровень   развития   эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося   опыта   переживаний,   состояний,   вызванных   воздействием   музыкального фрагмента;   соответствующей   изобразительной   и   вербальной   характеристикой   ребёнком своих   переживаний   и   образов   основного   содержания   музыки;  высокий   уровень эмоциональной   отзывчивости   характеризуется   соответствующей   характеристикой осмысления эмоционально­образного содержания музыки.  Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность,   новизна)   отображения   мыслеобраза,   идеи;   детализация   (разработанность) своей идеи или образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал (по Торренсу). 9.   Диагностика   познавательного,   операционального   и   мотивационного  определить   уровень   познавательного   компонента   музыкально­эстетических компонентов музыкально­эстетических пристрастий детей. Цель: ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы­анкеты. Примерные вопросы анкеты. Любишь ли ты музыку?; Нравится ли тебе петь?; Где тебе нравится петь больше ­ в школе или дома?  Поют ли твои родители?; Какие песни тебе нравится   слушать?;  Где   ты   чаще   слушаешь   музыку   ­   в   концертном   зале   или   дома?; Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком­либо инструменте? Каком?; Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи?; Какие исполнители тебе особенно нравятся и почему? Критерии   оценки:   низкий  уровень   развития   познавательного   компонента   музыкальных предпочтений   характеризуется   отсутствием   или   слабо   выраженным   интересом   к музыкальным   видам   деятельности;  средний   уровень   выражается   в   наличии   интереса   к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне   ориентации   на   высокохудожественные   эталоны   музыки;  высокий   уровень   –   ярко проявленный   демонстрируемый   интерес   к   музыкальным   видам   деятельности разножанровой направленности. Тест­игра «Музыкальный магазин» Цель:  исследование   практико­ориентированного   выбора   музыкальных   ориентаций, характеризующих музыкальные пристрастия личности. Стимулирующий   материал:   аудиозаписи   фрагментов   музыкальных   произведений различных жанров и направлений: народная вокальная, хоровая, инструментальная музыка, классическая   вокальная,   вокально­ инструментальная   музыка,   современная   музыка   авангардного   направления,   современная развлекательная музыка, духовная музыка.   инструментально­симфоническая,   хоровая,   Школьник   должен   отдать   предпочтение   в   музыкальном   магазине   понравившейся музыке. Выбирать можно любое количество музыкальных записей. Критерии   оценки:  низкий   уровень   музыкально­эстетических   вкусов   характеризуется выбором   одних   развлекательных   образцов   музыкального   искусства;  средний   уровень   – выбор   двух   образцов   разных   линий   музыкального   творчества;  высокий   уровень     – проявление   интереса   к   трём   различным   музыкальным   направлениям   с   предпочтением классических произведений. 10. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка Тест­игра «Пусть музыка звучит». Алгоритм: 1. Эксперт играет на инструменте фрагменты разнохарактерных музыкальных произведений и намеренно прерывает их. 2. Эксперт узнаёт у детей, хочется ли им, чтобы музыка звучала дальше? Критерии   оценки:   проявленная   потребность   в   завершении   музыкального   фрагмента оценивается   как   высокая   мотивация   школьника   к   развитию   своих   музыкальных способностей;   равнодушное   или   отрицательное   отношение   трактуется   как несформированная мотивация музыкальной деятельности. 11. Диагностика склонности к сочинительству музыки. Тест­игра «Сочини мелодию» Цель: выявление креативных музыкальных способностей ребёнка. Алгоритм: 1. Эксперт предлагает придумать простой мотив из двух­трёх­четырёх звуков, представленных слогами удобопроизносимых ребёнком слов (отображать в графике). 2. Эксперт предлагает прослушать короткие песенные мотивы, усваивать их и последовательно находить звуки этих мотивов на клавиатуре (спев их вслух или про себя), осознанно представляя графику смены звуков, предварительно зафиксировав её в тетради.  Критерии   оценки:  низкий   уровень   склонности   к   сочинительству   определяется индифферентным   или   отрицательным   отношением   к     данной   деятельности;  средний уровень – готовность воспроизвести мелодию, похожую на ранее услышанную;  высокий уровень – оригинальность сочинённого произведения; разработанность идеи или образа; беглость порождения идей; гибкость, т.е. различность типов идей и мыслеобразов на один музыкальный материал  Для   занесения   итоговых   показателей   структурных   составляющих   музыкальных способностей   разработана   индивидуальная   карта,   с   помощью   которой   педагог   может наглядно представить реальную картину сформированности музыкальности школьника. Оценочные материалы  КАРТОЧКА­ЗАДАНИЕ                    1. Симфоническое вступление к одному  из актов оперы 1.Знаете   ли   Вы   строение   оперы?   Соедините   данные   термины   с   соответствующими объяснениями. 1. Увертюра  2.Симфонический антракт         2. Небольшая ария 3.Либретто 4.Каватина 5.Речитатив Ответы: 1­4; 2­1; 3­5; 4­2; 5­3.         3. Раздел, предшествующий арии         4. Симфоническое вступление к опере         5. Словесный текст оперы ВИКТОРИНА   (I полугодие) Назовите авторов и жанр следующих музыкальных произведений: Композитор   Жанр №            1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Название произведения  «С чего начинается Родина?» «Жаворонок» «Поет зима, аукает» «Садко» «Руслан и Людмила» «Доктор Айболит» «Чиполлино» «Квартет» «Юпитер» «Звуки музыки» Ответы:   1.С.Баснер. Песня;   2.М.Глинка. Романс;   3.Г.Свиридов. Кантата; 4.Н.Римский­ Корсаков.   Опера;   5.М.Глинка.   Опера;   6.И.Морозов.Балет;   7.К.Хачатурян.   Балет; 8.А.Бородин. Квартет;  9.В.Моцарт. Симфония; 10. Р.Роджерс. Мюзикл. ВИКТОРИНА   (II полугодие) Назовите авторов и жанр следующих музыкальных произведений: № п/п  Название произведения Композитор Жанр «Песня о тачанке» «Богатырская» «Война и мир» «Борис Годунов» «Картинки с выставки» «Александр Невский» «Орфей и Эвридика» «Петрушка» «Богородице Дево, радуйся» «Щелкунчик» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответы:   1.К.Листов.   Песня;   2.А.Бородин.   Симфония;   3.   С.Прокофьев.   Опера;   4. М.Мусоргский. Опера; 5.М.Мусоргский. Цикл; 6.С.Прокофьев. Кантата; 7.К.Глюк. Опера; 8.И.Стравинский. Балет; 9.П.Чайковский. Литургия. 10.П.Чайковский. Балет. Впишите в таблицу фамилия композиторов, название  и жанр музыкальных произведений. ТЕСТ  № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Ф.И. композитора музыкального Название   произведения   Жаворонок Грустная песенка Н Римский ­Корсаков Колыбельная……………… Крылатые качели Щелкунчик Жанр романс кантата 8 9 10   Чайковский   «Во поле береза стояла….» Вокализ опера Тест по теме 1 полугодия   «Музыка и литература» (1 вар.) 1. Как известно, жанры песни и романса занимают важное место в творчестве русских композиторов. Укажите, для какого жанра – песни или романса – подходят следующие характеристики: Отличается простотой ________________________________ Развитый, утонченный жанр ____________________________ Связь с народным творчеством не очевидна _________________ Связь с народным творчеством выступает явно __________________ Характер мелодии обобщенный ___________________________ Характер мелодии индивидуальный, чутко следует  за текстом _____________________ Используется куплетная форма ________________________ Часто встречается 3х частная форма _______________________ Может   исполняться   хором   или   ансамблем,   одноголосно   (без   инструментального сопровождения) _______________________________ 2.Выберите женские голоса (подчеркнуть):  альт, тенор, бас, сопрано. б) оратория г) кантата 3.Произведение в нескольких частях, в исполнении которого участвуют хор, солисты и симфонический оркестр. а) соната;   4.   Знаете   ли   Вы   строение   оперы?   Соедините   данные   термины   с   соответствующими объяснениями. Увертюра  Симфонический антракт Либретто Каватина Речитатив   Раздел, предшествующий арии близкий к  декламации   Симфоническое вступление к опере   Словесный текст оперы              Симфоническое вступление к одному из актов     оперы              Небольшая ария в) симфония; 5. Напиши названия трех опер Н.А Римского­Корсакого,     начинающиеся с буквы  С.    6.   Кто является автором музыки первых балетов в России: а) Глинка; б) Чайковский; в) Стравинский. б) исторический; 7. В основу первых балетов в России положен сюжет:  а) сказочный;   8. Авторы, жанры и названия произведений: Балет                         «Жаворонок»                                    Свиридов                              Романс                      «Садко»   Опера                        «Чиполлино»                                    Римский­Корсаков              Кантата                    «Лебединое озеро»                Хачатурян                            Пьеса                       «Поэма памяти Сергея Есенина»     Глинка                                  Песня                       «Грустная песенка»                           Чайковский                             Балакирев                             в) героический. 9. Курский композитор: а)  П.Чайковский б) М.Глинка в) Г.Свиридов 10. Определите название и автора произведения. Сделайте анализ музыкального фрагмента. (Для   прослушивания   предлагается   произведение   Г.Свиридов   «Поет   зима,   аукает»   из кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина»).           Ответы на тестовые задания. 1. Отличается простотой          песня Развитый, утонченный жанр  романс Связь с народным творчеством не очевидна  романс Связь с народным творчеством выступает явно    песня Характер мелодии обобщенный   песня___ Характер мелодии индивидуальный, чутко следует  за текстом    романс Используется куплетная форма    песня Часто встречается 3х частная форма романс Может   исполняться   хором   или   ансамблем,   одноголосно   (без   инструментального сопровождения)  песня 2. альт, сопрано 3. г) кантата 4. Увертюра                                   Симфоническое вступление к опере     Симфонический антракт           Симфоническое вступление к одному из актов  оперы     Каватина     Либретто     Речитатив 5. «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». 6. б) Чайковский; 7. а) сказочный; 8. М.Глинка романс  «Жаворонок»; Г.Свиридов  кантата  «Поэма памяти Сергея Есенина»; Н.Римский­Корсаков   опера   «Садко»;   М.   Балакирев     пьеса   «Жаворонок»;   К.Хачатурян балет «Чиполлино»;   П.Чайковский балет «Лебединое озеро»,  пьеса «Грустная песенка» 9. в) Г.Свиридов                       Небольшая ария                      Словесный текст оперы           Раздел, предшествующий арии, близкий к  декламации   Тест по теме 1 полугодия   «Музыка и литература» (2 вар.)  1.   Литературные   жанры   (подчеркнуть):   стихотворение,   рассказ,   сказка,   песня,   роман, романс, былина, опера, басня. 2.   Определите     сказки,   в   которых   музыка   является   главным   действующем   лицом (подчеркнуть):   «Репка»,   «Волк   и   семеро   козлят,   «Колобок»,   «Музыкант­чародей», «Бременские музыканты», «Снегурочка». 2. Квартет – это ансамбль, который состоит из музыкантов в количестве: а) три б) четыре, в)  пять 3. В состав струнного квартета не входит: а) альт; 4.Музыка является главным «действующим лицом» в рассказах  ( подчеркнуть названия, вписать фамилия авторов рассказов):     а) «Старый повар» ________________________________     б) «Судьба барабанщика»__________________________     в) «Корзина с еловыми шишками»___________________     г) «Тимур и его команда»__________________________ 6. Авторы и жанры произведений: «Жаворонок»                              Бородин                                  романс «Юпитер»                     «Горные вершины»                Роджерс                                  симфония   Рубинштейн                             мюзикл б) виолончель; в) контрабас. « Звуки музыки»  Квартет №2                               Моцарт                                     песня 7.Назовите композиторов:             Глинка                                      квартет                                                             1__________________  2___________________  3_________________ 4________________ 8. Высшее учебное музыкальное заведение:     а) музыкальная школа     б) музыкальный колледж     в) консерватория 9. Определите кинофильмы, в которых музыка является главным «действующим лицом»: а) «Учитель пения» б) «Звуки музыки» в) «4:0 в пользу Танечки» г) «Большой вальс» д) «Королевство кривых зеркал» 10.Определите название и автора произведения. Сделайте анализ музыкального фрагмента.  (Для прослушивания предлагается произведение  В.Моцарт симфония «Юпитер», II часть, фрагмент).                 Ответы на тестовые задания. 1. стихотворение, рассказ, сказка, роман,  былина, басня. 2. «Волк и семеро козлят, «Колобок», «Музыкант­чародей», «Бременские музыканты».  3. в) контрабас. 4. «Старый повар» К.Паустовский     б) «Судьба барабанщика» А.Гайдар     в) «Корзина с еловыми шишками»  К.Паустовский. 6.  М.Глинка романс «Жаворонок»                                     В.Моцарт симфония «Юпитер»                         А.Рубинштейн романс «Горные вершины»       Р. Роджерс мюзикл « Звуки музыки»     А.Бородин  Квартет №2                                  7.  1.Бородин, 2.Свиридов, 3. Моцарт, 4.Григ. 8.    в) консерватория 9.  а) «Учитель пения»      б) «Звуки музыки»      г) «Большой вальс»         Тест по теме 2 полугодия   «Музыка и изобразительное искусство» (1 вар.) 1.   Соотнесите   средства   выразительности     в   музыкальном   и   изобразительном   видах искусства (соедините стрелкой): Музыка Звук Мелодия    Гармония Нюанс Тональность Тембр Форма Живопись Конструкция  Оттенок  Рисунок Сочетание  Краска Колорит  Изображение в 1812 году     «Князь Игорь»     «Хованщина»                                                       «Война и мир» 2. Картина, изображающая природу: а) пейзаж б) портрет  в) натюрморт 3.  Выделите (подчеркните) в этом перечне фамилии композиторов – членов творческого содружества «Могучая кучка»:  Глинка,   Мусоргский,   Даргомыжский,   Кюи,   Бородин,   Балакирев,   Чайковский,   Римский­ Корсаков. 4. Соотнесите названия картин и фамилия художников: «Богатыри»                                              И.Репин «Протодьякон»                                        М.Греков «Тачанка»                                                Ф.Рубо «Бородинская битва»                             В.Гартман  «Избушка на курьих ножках»              В.Васнецов  «Царевна­Лебедь» 5.   В   каких   русских   операх   отражены   следующие   исторические   ситуации?   Соедините стрелкой. Польская интервенция в Россию в 17 веке  Война России с Наполеоном Раздробленность феодальной Руси,    набеги кочевых племен Начало царствования Петра I                                            «Иван Сусанин» 6.Ряд пьес, связанных общим содержанием    а)  сюита    б)  цикл    в)  кантата 7. Авторы и жанры произведений (соедините стрелкой): «Война и мир»                          Бородин                                романс «Борис Годунов»                     «Богатырская»   « Спящая княжна»  «Хованщина»                           Прокофьев                           песня «Сказка о царе Салтане»          Мусоргский                         кантата 8. Выделите (подчеркните) названия опер, написанных на сюжеты А.С.Пушкина:  «Война и мир», «Руслан и Людмила», «Хованщина», «Каменный гость», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане». 9. Какие оперные персонажи являются историческими лицами: а) Князь Игорь; б) Царь Берендей; в) Царь Борис Годунов; г) Царь Салтан; д) Михаил Кутузов 10. Определите название и автора произведения. Сделайте анализ музыкального фрагмента. (Для   прослушивания   предлагается   произведение     Песня   Варлаама   из   оперы   «Борис Годунов» М.Мусоргского)            Рубинштейн                         опера  Римский­Корсаков              балет  Глинка                                  симфония Ответы на тестовые задания. 1. Музыка Живопись Изображение  Рисунок Сочетание Оттенок Колорит Краска Конструкция Звук Мелодия Гармония Нюанс Тональность Тембр Форма   2. а) пейзаж 3  Мусоргский,  Кюи, Бородин, Балакирев,  Римский­Корсаков. 4. «Богатыри», «Царевна­Лебедь» В.Васнецов;  «Протодьякон» И.Репин;     «Тачанка» М.Греков;    «Бородинская битва» Ф.Рубо;     «Избушка на курьих ножках» В.Гартман. 5. Польская интервенция в Россию в 17 веке  «Иван Сусанин»; Война России с Наполеоном  в 1812 году «Война и мир»; Раздробленность феодальной Руси, набеги кочевых племен «Князь Игорь» Начало царствования Петра I    «Хованщина»                                          6. а)  сюита,  б)  цикл 7. С.Прокофьев опера «Война и мир»                              А.Бородин  романс « Спящая княжна»; «Богатырская» симфония        М.Мусоргский опера «Борис Годунов», «Хованщина»      Н.А. Римский­Корсаков  опера «Сказка о царе Салтане»             8.  «Руслан и Людмила»,  «Каменный гость»,  «Борис Годунов»,      «Сказка о царе Салтане». 9. Князь Игорь, Борис Годунов, Михаил Кутузов     Тест по теме 2 полугодия   «Музыка и изобразительное искусство» (2 вар.)   б) скрипка    в) валторна    г) балалайка в)  барокко. б)  импрессионизм; 1. Музыкальный инструмент, который не входит в состав духового оркестра:   а)  труба 2. Название какого  направления в искусстве XIXв. переводится как «впечатление»: а)  рококо; 3. Соотнесите названия картин и фамилия художников: «Трубачи Первой Конной армии»       М.Караваджо «Бульвар капуцинок в Париже»           М.Греков «Сикстинская мадонна»                        И.Левитан «Лютнист»                                              К.Писсаро  «Вечерний звон»                                   Б.Кустодиев «Масленица»                                          Рафаэль 4. Старинный французский танец XVIII в.:   а)   гавот 5. Автор фортепианного цикла «Картинки с выставки»:   а) Н.Римский­Корсаков  6. Соотнесите произведения и фамилия композиторов:     «Аве, Мария»                            К.Дебюсси     «Празднества»                          Д.Готье     «Гавот»                                     С.Рахманинов     «Вечерний звон»                      И.Стравинский       «Петрушка»                              Ф.Шуберт       «Этюд­картина»                       русская народная песня   б) М.Мусоргский   в)  полонез   б)  полька   в) И.Стравинский 7. Композиторы импрессионисты (подчеркнуть):    А.Бородин, К.Дебюсси,  Ф.Шуберт, М.Равель, И.Стравинский. б)  домра     в)  лютня         в)  Р.Лоретти        б)  С.Лемешев 8. Художники импрессионисты (подчеркнуть):    К.Моне, И.Репин, И.Левитан, Э.Дега, О.Ренуар, К.Писсаро, Рафаэль. 9. Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент:     а)  скрипка 10. Итальянский тенор:        а)  И.Козловский 11. Определите название и автора произведения. Сделайте анализ музыкального фрагмента. (Для прослушивания предлагается произведение   «Аве Мария» Ф.Шуберт)             Ответы на тестовые задания. 1. б) скрипка    г) балалайка 2. б) импрессионизм 3.«Трубачи Первой Конной армии» М.Греков;   «Бульвар капуцинок в Париже»  К.Писсаро;     «Сикстинская мадонна»  Рафаэль;  «Лютнист» М.Караваджо;  «Вечерний звон»  И.Левитан;      «Масленица» Б.Кустодиев 4.  а) гавот 5.  б) М.Мусоргский 6.  «Аве, Мария»   Ф.Шуберт,   «Празднества»  К.Дебюсси,        Д.Готье   «Гавот»,  «Этюд­картина» С.Рахманинов,        «Вечерний звон»  русская народная песня,        балет «Петрушка»  И.Стравинский.   7. К.Дебюсси, М.Равель 8. К.Моне,  Э.Дега, О.Ренуар, К.Писсаро. 9.   в) лютня 10. в) Р.Лоретти При   анализе   результатов   тестирования   можно   использовать   следующую   шкалу оценок: К Отметка 0,9­1 5 0,8­0,7 4 0,6­0,5 3 Отметка «5» исчерпывающий ответ, показывающий полное понимание музыкального материала, 90­100%  выполненных заданий теста. Отметка   «4»   ­   полный   ответ,   но   присутствуют   неточности   или   незначительные ошибки, 70­80%  выполненных заданий теста. Отметка «3» ­ музыкальный материал в основном усвоен, но сделаны существенные  ошибки, однако уровень знаний позволяет усваивать дальнейший музыкальный материал,  50­60% выполненных заданий теста.

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе

Оценочные материалы по музыке в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2017