Оценочный материал по географии для 6 класса

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала оценочный материал по географии 6 класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный материал

по географии для 6 класса

учителя географии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Нусинская основная общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015-2016 учебный год

Практическая работа №1 «Глазомерная съемка плана местности».

 

Цель работы: формирование умений ориентироваться по компасу и определять азимут.

Оборудование: компас, планшет.

Форма выполнения: выполнение заданий по определению азимута, нанесений на планшет направлений движения.

Последовательность выполнения:

1. Дайте определение понятий «ориентирование», «масштаб», «азимут», «стороны горизонта», «как ориентироваться по местным признакам»..

2. На местности, на которой учитель заранее определил маршрут, учащиеся, определяя расстояния, составляют схему движения.

3. Перед составлением маршрута класс делится на группы.

Направление своего движения и пройденное расстояние учащимися предлагается отмечать на планшете в заранее определённом масштабе.

 

Практическая работ №2   «Определение географических координат »

 

Цель работы: формирование умений определять географические координаты, направление и расстояние по глобусу и карте.

Оборудование: глобус, карта, учебник.

Форма выполнения: определение географических координат по заданию учителя.

Последовательность выполнения:

1. Выполните задания:

а) определите географические координаты следующих пунктов:

Географический объект

Географические координаты

широта долгота

1. г. Сидней

2. вулкан Везувий

3. г. Сантьяго

4. г. Владивосток

5. Свой населённый пункт

б) определить с помощью масштаба направление и расстояние от Москвы до Пекина, Якутска.

Пр.раб.№3 «Изучение свойств горных пород и минералов, полезных ископаемых».

.

Практическая работа № 3.

Изучение свойств горных пород и минералов.

Цель работы: формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.

Оборудование: коллекция минералов и горных пород.

Форма выполнения: составление таблицы «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.

Последовательность выполнения:

1. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах, и опишите их по плану, 2. Результаты оформите в таблицу.

План описания

Горные породы


1. Название

Гранит

Каменный уголь

Известняк

2. Происхождение

 

 

3. Свойства:

а) состояние

в) цвет и блеск

г) твёрдость

Практическая работа №4  «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли».

Цель работы: научить обозначать на контурной карте географические объекты.

Оборудование: физическая карта полушарий, контурная карта полушарий.

Форма выполнения: самостоятельное нанесение на контурную карту названий материков и океанов.

Умения: практические.

Последовательность выполнения:

1. По карте найдите материки и океаны.

2. В карте ценится её оформление. Работа с контурной картой помогает быстрее запоминать географические объекты и лучше ориентироваться по карте.

3. Нанесите на контурную карту материки, части света и океаны и дайте ей название.

Практическая работа  № 5 «Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов».

 

Цель работы: формирование умений вести наблюдение за изменениями погоды; проводить анализ календаря погоды.

Оборудование: приборы, термометр, барометр, флюгер, календарь погоды.

Форма выполнения: проведение наблюдений за погодой; ведение календаря погоды.

Последовательность выполнения:

1.      Наблюдать за погодой, составлять календарь погоды учащиеся учатся в течение всего года. Обязательные для всех учащихся наблюдения проводятся 2 раза, чтобы имелась возможность для сравнения. Как показывает практика, все учащиеся ведут календарь в осенний период и во время изучения темы «Атмосфера». Погода фиксируется также по данным метеослужб.

 

Практическая работа№6. « Наблюдение за погодой, ее описание».

Цель работы: формирование умений проводить анализ и составлять простейший прогноз погоды.

Оборудование: календарь погоды.

Форма выполнения: фиксирование в тетради своих аналитических сведений; обсуждение полученных результатов.

Последовательность выполнения:

1. На основе календаря погоды, репортажей о погоде по радио и телевидению, проанализируйте, какими были в ближайшее время температура воздуха, осадки, атмосферное давление, направление ветра.

2. Затем, на основании проанализированных данных, собственных наблюдений сделайте прогнозы на ближайшие 2 – 3 дня. Прогнозы обосновываются.

3. На следующем уроке материалы анализируются.

Практическая работа №7 «Описание растительного и животного мира на местности и по карте».

Цель работы: формирование умений составления описаний природного объекта; развитие эмоционально-эстетического отношения к животному и растению.

Оборудование: справочники, книги о животном и растительном мире своей местности.

Форма выполнения: составление описания.

Последовательность выполнения:

1. Опишите растение или животное, обитающее в своём крае (по выбору).

2. Используйте план описания. Обязательным является выражение чувств, эмоций к растению или животному. Описание может сопровождать рисунок, стихотворение, подготовленное учеником или подобранное учащимся.

3. План описания:

а) название;

б) особенности внешнего вида;

в) где обитает;

г) чем питается (или какие почвы предпочитает);

д) значение в жизни человека и лично ученика.

Самостоятельная работа

Нанесение на контурную карту районов размещения

землетрясений и вулканов.

Цель работы: закрепить знания о районах размещения землетрясений и вулканов; сформировать умение работы с контурной картой.

Оборудование: физическая карта полушарий; физическая карта России; Форма выполнения: оформление контурной карты.

Последовательность выполнения:

1. Работа выполняется на контурной карте.

2. Обозначьте на контурной карте вулканы, указанные на стр.52

Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам атласа.

3. На контурную карту нанесите штриховкой районы размещения землетрясений.

Самостоятельная работа
Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Цель работы: формирование умений описания рельефа своей местности.

Оборудование: физическая карта своей области, края;

Форма выполнения: составление описания по атласу.

Последовательность действий:

Вариант 1.

план

описание

1. Какими формами образован рельеф?

 

2. Какова средняя высота местности?

 

3. Максимальная абсолютная высота?

 

4. Какие породы слагают местность?

 

5. Какие полезные ископаемые добывают в вашей местности?

 



Вариант 2

План

Описание

1. Основная форма рельефа вашей местности?

 

2. Характер поверхности рельефа вашей местности?

 

3. Какова средняя высота местности?

 

4. Максимальная абсолютная высота?

 

5. Какие горные породы по происхождению слагают вашу местность?

 

6. Какие полезные ископаемые добывают в вашей местности?

Самостоятельная работа

Поверхностные и подземные воды суши.Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.

Цель работы: формирование умений давать описание рек, озёр по плану.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, Форма выполнения: составление описания реки и озера по плану.

Порядок выполнения:

 

Описание реки Волга по плану

План

Описание

1. На каком материке, и в какой стране находится?

2. В каком направлении протекает река?

3. Где начинается и куда впадает река?

4. К какой речной системе относится?

5. Бассейн реки

 

Описание озера Байкал

План

Описание

1. На каком материке, и в какой его части находится?

 

2. Географические координаты крайней северной точки озера?

3. Происхождение озёрной котловины?

4. Какова глубина озера (максимальная)?

5. Сточное или бессточное озеро?

6. Особые черты озера?

 

Самостоятельная работа.

Построение и анализ розы ветров.

Цель работы: формирование умений составления розы ветров.

Оборудование: календарь погоды.

Форма выполнения: составление схемы розы ветров на основе анализа календаря погоды.

Последовательность выполнения:

1. . На основе данных календаря погоды и алгоритма выполнения практической работы, составьте и проанализируйте розу ветров, если имеется возможность, сравните с другими годами.

Самостоятельная работа.

Составление схемы взаимодействия оболочки Земли.

Цель работы: формирование умений устанавливать связи между оболочками Земли.

Оборудование: учебник.

Форма выполнения: составление схемы.

Последовательность выполнения:

1. Вспомните, что такое биосфера? Какие оболочки входят в состав биосферы?

2. Установите, как оболочки Земли взаимодействуют между собой в составе биосферы. Нарисуйте схему.

3. На примере взаимосвязи с одной – двумя оболочками приведите примеры такого взаимодействия.

Подготовка сообщения на тему « Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».

Цель работы: формирование умений составлять сообщения на заданную тему.

Оборудование: книги, статьи из журналов из кабинета географии, школьной библиотеки и библиотек школьников по проблеме, Интернет.

Форма выполнения: составление сообщения, компьютерной презентации.

Последовательность выполнения:

1. Самостоятельно выберете одну из природных зон и подберите 2 – 3 источника по проблеме.

2. Сообщение готовится по плану, предложенному учителем и составленному самим школьником.

3. План сообщения: 1) особенность природных условий в природных зонах; 2) приспособления а) жилища б) быта (уклада жизни); в) одежды; г) в особенностях питания; другие особенности.

4. Используйте для придания эмоциональности, конкретности, выразительности описания из дневников путешественников, фрагменты из книг, стихотворений, составьте коллаж своего сообщения.

5. Учитель устраивает презентацию и обсуждение сообщений учащихся. Данная работа может проводиться по группам, устраиваться выставки коллажей.

Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

Цель работы: формирование умений работать с политической картой мира, определять географическое положение государств,; развитие умений определять географические координаты.

Оборудование: политическая карта полушарий (стр. учебника 186).

Форма выполнения: работа с картой, заполнение таблицы.

Последовательность выполнения:

1. Дайте характеристику политической карты (название, масштаб, условные знаки, способ изображения территорий государств, что можно по ней узнать), а затем найдите самые крупные государства на Земле по площади, столицы.

2. Используя политическую карту мира, определите географическое положение и дайте краткое описание следующих стран по выбору: Россия, Канада, Китай, Бразилия, Египет, США.

3. Результаты описания занесите в таблицу:

План

Описание

1. На каком материке находятся

 

2. С какими странами граничит

 

3. Какими морями и океанами омывается

 

4. Столицы государства, её координаты

 

5. Определить протяжённость страны с севера на юг и с запада на восток

 

Административная  контрольная работа 6 класс

 

1. Моделью Земли является:  А)Глобус; Б )Карта;  В)План; Г)Атлас

2. Географическая широта – это расстояние от:

а)      Экватора

б)      Северного полюса

в)      Начального меридиана

г)      Москвы

3. День 21 марта в северном полушарии называют днём:

Летнего солнцестояния

а)      Весеннего равноденствия

б)      Осеннего равноденствия

в)      Зимнего солнцестояния

4. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:

а)      1:2 500

б)      1:25 000

в)      1:250 000

г)      1:25 000 000

5. Внутреннее строение Земли:

а)      Мантия, ядро, земная кора

б)      Ядро, мантия, земная кора

в)      Земная кора, ядро, мантия

г)      Мантия, земная кора, ядро

6. Горные породы образованные в результате накопления веществ выпавших в осадок на дне водоёмов называются:

а)      Метаморфическими

б)      Осадочными

в)      Магматическими

г)      Органическими

7. Горы на карте обозначаются цветом:

а)      Голубым

б)      Жёлтым

в)      Зелёным

г)      Коричневым

д)       

2 вариант

Угол наклона земной оси составляет:

а)     

б)      33,5°

в)      66,5°

г)      90°

2. Географическая долгота – это расстояние от:

а)      Гринвича

б)      Нулевого меридиана

в)      Начального меридиана

г)      Верны все варианты ответов

3. День 22 июня в северном полушарии называют днём:

а)      Летнего солнцестояния

б)      Весеннего равноденствия

в)      Осеннего равноденствия

г)      Зимнего солнцестояния

4. На плане местности указан масштаб «в одном сантиметре – 6 м.». Ему соответствует численный масштаб:

1:6

а)      1:60

б)      1:600

в)      1:6000

5. Толщина материковой коры составляет:

а)      30-40 км.

б)      50-80 км.

в)      10-20 км.

г)      3-7 км.

6.  Горные породы образованные в результате остывания мантийного вещества называются:

а)      Метаморфическими

б)      Осадочными

в)      Магматическими

г)      Органическими

7. Равнины на карте обозначаются цветом:

Голубым

а)      Жёлтым

б)      Зелёным

в)      Коричневым

а)      Вершине горы

 

 

Итоговая контрольная работа по географии для 6 класса

 

а).Вращается вокруг Солнца; б).Вращается вокруг своей оси с запада на восток;

в).имеет шарообразную форму.

2.Как определить направление на север на глобусе?

а).по меридиану; б).по условным обозначениям; в).по параллели; г). по масштабу.

3.К бассейну какого океана относится Средиземное море?

а).Индийского; б).Тихого; в).Атлантического; г).Северного ледовитого.

4.Цунами – это:

а).Волны, вызываемые морскими приливами; б).Волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясениях; в).Ветер в крымских степях; г).Причудливые формы рельефа.

5.Какой из перечисленных приборов помогает предсказать погоду?

а).Нивелир; б).Барометр; в).Компас; г).Осадкомер.

6.Какой стороне горизонта соответствует азимут 225о?

а).Юго-западу; б).Юго-востоку; в).Северо-востоку; г).Северо-западу.

7. В каком направлении дует муссон летом?

а).С океана на сушу; б).С суши на океан; в).Днем – с океана на сушу; г).Ночью – с суши на океан.

8. Вода, находящаяся в земной коре, называется:

а).Грунтовой

б).Подземной

9.Какие две даты являются днями солнцестояния?

а).22 июня; б).22 декабря; в).23 сентября; в).21 марта

10. Самые высокие горы на Земле:

a)      Урал

b)      Анды

c)      Гималаи

11. Глубина Марианского желоба:_______________

12.Больше всего солнечного тепла получают:

а)полярные пояса Земли;  б)умеренные пояса Земли;  в)тропический пояс;

13.Какой масштаб крупнее:

а)1:50000;  б)1:500000;  в)1:5000000

14.Христофор Колумб, на самом деле, направлялся в:

а). Северную Америку; б).Африку; в).Индию; г).Россию

15.Речная система – это:

а)начало реки;  б)граница между соседними речными системами; 

в)главная река, со всеми притоками;  г)место впадения реки;

16.Если из озера не вытекает ни одна река, то оно называется:

а)старица;  б)сточное;  в)бессточное; 

17.Твёрдая оболочка земли – это

 а)атмосфера;  б)гидросфера;  в)биосфера;  г)литосфера;

18.К осадочным горным породам относятся:

а). Глина, песок, нефть.   б).Гранит, мрамор, базальт.   в).Мрамор, глина, каменная соль.

19.В глубине вулкана находится:

а).Кратер;   б).Жерло;   в).Очаг магмы.

20.Горы, имеющие высоту  1000-2000 м. являются:

а).Высокими ;    б).Средними;    в).Низкими.

21.Какие материки омывается тремя океанами?

а).Африка; б).Южная Америка; в).Северная Америка; г).Австралия; д).Антарктида; е).Евразия.

22.Что такое климат?______________________________________________________________________________

23*.Что обозначает этот топографический знак