Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОУД.15 Астрономия
г. Тарко-Сале, 2019г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Организация-разработчик:
ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж»
Разработчик:
Дрыга Владислав Александрович – преподаватель физики
ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж»
Рассмотрена на заседании МО преподавателей дисциплин общеобразовательного цикла
№ от « » 2019г.
Согласована МС протокол № от « » 2019г.
Утверждена заместителем директора по УМР
ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж»
____________Л.В. Пасько
« » 2019 г.
Эксперт:
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание рабочей программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
8 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
9 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.15 Астрономия
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных, рабочих служащих по специальности СПО 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Результаты изучения астрономии должны отражать:
1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) (ч) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) (ч) |
36 |
в том числе: |
|
практические работы (ч) |
24 |
лабораторные работы (ч) |
|
контрольные работы (ч) |
1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) (ч) |
18 |
в том числе: |
|
Подготовить сообщение написание рефератов написание конспекта Подготовить презентацию |
4 4 4 6 |
Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.15 Астрономия
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные, практические и самостоятельные работы обучающихся |
Объем часов |
Уровень усвоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. |
Изучение астрономии |
10 |
|
|
Тема 1.1. Предмет астрономии |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1.1.1. |
Предмет астрономии |
2 |
1 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат: «Календари». |
2 |
|
||
Тема 1.2. Основы практической астрономии |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
1.2.1. |
Основы практической астрономии |
2 |
1 – 2 |
|
1.2.2 |
Практическое занятие № 1 Звездное небо |
2 |
||
1.2.3 |
Практическое занятие № 2 Способы определения географической широты |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение: «Устройство и назначение телескопа» |
2 |
|
||
Тема 1.3. Строение Солнечной системы |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1.3.1. |
Строение Солнечной системы |
1 |
1 – 2 |
|
Практическое занятие № 3. Строение Солнечной системы. |
1 |
3 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Составить конспект: Открытие Нептуна и Плутона |
2 |
|
||
Раздел 2 |
Солнечная система |
18 |
|
|
Тема 2.1. Законы движения небесных тел |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
2.1.1. |
Законы движения небесных тел |
1 |
1 – 2 |
|
Лабораторно – практическое занятие № 4. Законы движения небесных тел |
3 |
3 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат: «Истории развития представлений о строении Солнечной системы». Составить конспект: Биографии Коперника, Галилея, Бруно Джордано. |
4 |
|
||
Тема 2.2. Природа тел Солнечной системы |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
2.2.1. |
Природа тел Солнечной системы |
1 |
1 – 2 |
|
Лабораторно – практическое занятие № 5. Природа тел Солнечной системы |
7 |
3 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить: 1. Презентация на тему: «Планеты земной группы» 2. Презентация на тему: «Планеты – гиганты» 3. Презентация на тему: «Малые тела солнечной системы» |
6 |
|
||
Тема 2.3. Солнце и звезды |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
2.3.1. |
Солнце и звезды |
1 |
1 – 2 |
|
Лабораторно – практическое занятие № 6. Солнце и звезды |
5 |
3 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение: «Единицы измерения расстояний» |
2 |
|
||
Раздел 3 |
Вселенная |
8 |
||
Тема 3.1. Вселенная |
Содержание учебного материала |
7 |
||
3.1.1. |
Наша Галактика — Млечный Путь |
2 |
1 – 2 |
|
3.1.2. |
Строение и эволюция Вселенной |
1 |
1 – 2 |
|
3.1.3. |
Жизнь и разум во Вселенной |
1 |
1 – 2 |
|
Лабораторно – практическое занятие № 7. Вселенная |
3 |
3 |
||
Дифференцированный зачет |
1 |
1 |
||
Аудиторная нагрузка: Лабораторно – практическое занятие: Самостоятельная работа обучающихся: Контрольные работы: |
11 24 18 1 |
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общеобразовательных дисциплин;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплект дисциплины.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор;
- экран.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Астрономия 11 класс. Е.К. Страут., Учебно-методическое пособие. — М. : Дрофа, 2018 г.
2. Астрономия 11класс. Е. П. Левитан//Программы для общеобразовательных учреждений. 2017 г.
Дополнительные источники:
1. Астрономия 11 класс, Е. П. Левитан. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2015 г.
2. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010 г.
Электронные ресурсы:
2. http://archive.1september.ru- Газета “1 сентября
3. http://experiment.edu.ru - коллекция опытов
4. http://www.spin.nw.ru - Тесты и задачи
5. http://www.gomulina.orc.ru - Виртуальный методический кабинет
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; |
Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; |
Практические работы, лабораторные работы, контрольные работы |
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; |
Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; |
Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; |
Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
• Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; |
внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Знания: |
|
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеор, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; |
Практические работы, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
- Смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; |
Практические работы, лабораторные работы, контрольные работы |
• смысл физического закона Хаббла; • основные этапы освоения космического пространства; • гипотезы происхождения Солнечной системы; • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики |
Практические работы, лабораторные работы, контрольные работы |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.