Конспект занятия
«Овощи и фрукты – важные продукты»
Учитель: Мякина Наталья Владимировна
Класс: 9д
Предмет: Человек и его здоровье
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
-формирование у обучающегося представлений о полезных свойствах овощей и фруктов для организма человека.
Задачи:
- познакомить с основными витаминами «А», «В», «С»;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- развивать познавательный интерес.
Планируемые результаты:
1. Предметные
- научиться различать овощи и фрукты;
-выяснить, чем богаты овощи и фрукты, какие полезные вещества в них содержаться;
-научиться понимать, почему овощи и фрукты так полезны для человека;
- научиться называть основные витамины;
- выяснить, в каких овощах и фруктах эти витамины содержаться.
2. Личностные
-использование знаний о природе для сохранения и укрепления своего здоровья;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Дидактический и наглядный материал:
вспомогательный демонстрационный материал, раздаточный материал к д/играм (карточки с овощами и фруктами), раздаточный материал для выполнения заданий, бумажные солнышки, корзинки, кастрюля, миска, колокольчик.
Предварительная работа:
беседы о временах года, объяснение слов (сад, огород, салат, компот), раскрашивание овощей и фруктов, уточнение пространственных отношений, эмоциональный настрой обучающегося, заучивание стихотворений-физкультминуток наизусть.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Звенит колокольчик, привлекая внимание обучающегося)
С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
II. Основная часть
1. Сообщение темы урока.
Илья, чтобы быть крепким и здоровым, хорошо выглядеть, нужно заниматься физкультурой и правильно питаться. И поэтому сегодня тема нашего урока «Овощи и фрукты – важные продукты»
2. Вводная беседа.
А что значит правильно питаться? Нужно есть полезные продукты, в которых содержатся витамины. К ним относятся сырые овощи и фрукты. Витамины – это сила и здоровье для организма. Без витамин наш организм совсем ослабнет, и мы будем часто болеть. Давай выясним, в каких же овощах и фруктах они есть? Я буду загадывать загадки, в ответах которых и будут ответы на наш вопрос.
Сложно без нее прожить,
Борщ уж точно не сварить.
И не сделать винегрета,
Чтобы красного был цвета. (Cвекла)
Он почти как апельсин
С толстой кожей, сочный.
Недостаток лишь один-
Кислый очень, очень. (Лимон)
Я длинный и зеленый,
Вкусен я соленый
Вкусен и сырой.
Кто я же такой? (Огурец)
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко
Откусишь – сладко. (Яблоко)
Этот фрукт похож на электрическую лампочку. (Груша)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
Физминутка «Капуста»
- Мы капусту рубим, рубим! (рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
- Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим вперед и назад)
- Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
- Мы капусту жмем, жмем! (сжимаем и разжимаем кулачки)
- Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. ( морковь )
За стеклом сидит синьор,
Толстый, красный... (помидор).
Кругла, рассыпчата, бела.
На стол с полей она пришла.
Ты посоли её немножко,
ведь, правда, вкусная… (картошка)
Обезьяна утром рано
В зоопарке ест… ( бананы )
Желтый, круглый, ты откуда?
- Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? ( апельсин )
На сучках висят плоды,
Посинели от жары… ( сливы )
- А как отличить фрукты от овощей?
( Фрукты обычно растут в саду, обычно сладкие, кроме лимона )
- А вспомните, где растут овощи? ( в огороде )
А тепкрь поиграем в игру .
Игра “ Собери овощи и фрукты ”.
- В корзинки нужно собрать овощи и фрукты.
- Проверим, правильно ли выполнил задание Илья или нет.
- Если я показываю овощ – ты приседаешь, если фрукт – хлопаешь в ладоши.
- Илья, любишь ли ты кушать овощи и фрукты?
А почему мы их любим? Для чего мы их едим?
(В них очень много витаминов.)
-Что же такое витамины?
3. Новая тема. Знакомство с витаминами.
Витамины – это вещества, необходимые для поддержания здоровья.
Оказывается, для нормальной жизни человеку нужно около 20 витаминов в сутки.
Витамины расходуются очень быстро, поэтому пополнять витаминные запасы необходимо ежедневно, запастись же ими впрок просто невозможно!
Детям семи-восьми лет надо в день съедать 500 граммов овощей и фруктов.
Это примерно 4-5 яблок или груш или морковок.
Слово «витамин» придумал американский ученый Функ. Он открыл новое вещество (амин) жизненно-необходимое человеку. Соединив слово «вита» - жизнь и слово «амин» получил «витамин».
Витамины называют латинскими буквами A B C и др.
Каждый витамин имеет свою особенность. Если организм долгое время не получает
витамины, то возникает болезнь АВИТАМИНОЗ.
Познакомимся поближе с витаминами А, В, С .
Витамин А – витамин роста. У него много полезных функций
(на доске рост, глаза, зубы)
1. витамин для глаз, так как он предотвращает какие-либо нарушения зрения.
2. способствует росту и укреплению костей и зубов, поэтому полезен особенно в детском и подростковом возрасте.
Витамин А содержится в овощах и фруктах в основном желтого и оранжевого цвета.
Популярные продукты с содержанием витамина А.
ФРУКТЫ – АБРИКОС, ДЫНЯ, ПЕРСИК.
ОВОЩИ –МОРКОВЬ, ТОМАТЫ, ТЫКВА.
ЗЕЛЕНЬ –ЛУК ЗЕЛЁНЫЙ.
И ещё один витамин, с которым я хочу тебя познакомить. Витамин В.
(на доске сила, аппетит, настроение)
Он полезен для отличной работы нашего мозга, чтобы память была хорошей, и мы могли запомнить больше новых песен и стихов. Витамин В полезен для пищеварения для наших животиков. Витамины группы В укрепляют нервную и кровеносную системы человека, помогают пище превратиться в энергию, отвечают за здоровье кожи, волос и ногтей, предохраняют организм от усталости. Но самое главное – витамины группы В помогают детям расти большими и здоровыми и влияют на наше настроение.
Витамин В содержится в капусте, кукурузе, горохе, моркови, картофеле, репе, луке, яблоках.
А теперь поговорим о пользы витамина С
(на доске здоровье, бодрость, выздоровление)
Для того чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями нужен витамин С. Он живет во всем кислом. Как ты думаешь, в каких продуктах питания мы можем найти витамин С?
Илья: Это лимон, апельсин, мандарин, смородина,
А еще витамин С есть в капусте, редисе, луке, цитрусовых, моркови, капусте, зеленых овощах, дыне, персике, абрикосе.
Витамин С укрепляет кости и зубы, он необходим для кожи. Нужен и после выздоровления от болезней.
III. Закрепление материала.
-А теперь давай поиграем. Запомнил ли ты в чем польза витаминов, и в каких фруктах и овощах они содержатся.
-Возьми карточки. На каждой карточке нарисован овощ или фрукт. Рядом стоят коробки с надписью витаминов.
-Я буду говорить особенности каждого витамина, а ты Илья, будешь раскладывать овощи и фрукты в коробку с правильно выбранным витамином.
Загадка 1
-Этот витамин нужен тем, кто хочет быть сильным, иметь хороший аппетит и не хочет огорчаться по пустякам. (Витамин В)
Какой это витамин? Правильно, витамин В
При недостатке витамина «В» человек чувствует усталость, слабость, теряет аппетит.
-Положи овощи и фрукты в коробку с надписью: «Витамин В»
Загадка 2
Этот витамин нужен тем, кто хочет хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы. (витамин А)
Какой это витамин? Правильно, витамин А
При недостатке витамина «А» выпадают волосы, ухудшается зрение, кожа становится сухой.
-Положи овощи и фрукты в коробку с надписью: «Витамин А»
Загадка 3
-Этот витамин нужен тем, кто хочет реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни. (Витамин С)
Какой это витамин? Правильно, витамин С
При недостатке витамина «С» кровоточат дёсны, выпадают зубы, отекает тело.
-Положи овощи и фрукты в коробку с надписью: «Витамин С»
Молодец. Ты справился с заданием.
Большинство витаминов поступает в организм человека только вместе с пищей. Вот почему овощи и фрукты можно употреблять регулярно. Каждый овощ и фрукт содержит витамины, у каждого своя роль.
Ешьте овощи и фрукты –
Это лучшие продукты.
Нас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
Фрукты и овощи являются источниками многих витаминов и минеральных веществ. Летом они растут на грядках и на деревьях. Зимой их консервируют в банки, делают соления и компоты. Зимой употребляют кроме свежих фруктов, ещё и сушеные. Они тоже очень богаты витаминами. Сухофрукты можно использовать для приготовления компотов, а также их добавляют в каши и запеканки.
А теперь мы с тобой приготовим обед.
Дидактическая игра: «Готовим обед».
На столе лежат карточки с изображениями овощей и фруктов, кастрюля (для приготовления «Компота»), миска (для приготовления «Салата»).
Илья, мы купили овощи и фрукты.
Что можно приготовить из овощей?
Салат.
А из фруктов?
Компот.
Задание: разложить овощи и фрукты в миску и кастрюлю соответственно.
Учитель контролирует выполнение задания, при необходимости корректирует.
Посмотри какой вкусный и витаминный получился обед. И в салате и в компоте содержится много полезных витаминов.
Для того чтобы быть здоровым нужно делать гимнастику, много гулять и не забывать есть овощи и фрукты. Ведь они имеют превосходный вкус и аромат, и никакая еда не приносит большего удовольствия и пользы. Это настоящий подарок природы!
IV. Рефлексия (подведение итогов)
- Илья, интересно тебе было на уроке? Если не интересно, то сложи руки перед собой. Если интересно, то подними руки и похлопай в ладоши.
- Скажи, а какой витамин самый полезный?
- Ты хорошо работал на уроке.
- Я желаю тебе быть всегда здоровым и вырасти сильным, высоким, смелым и ловким.
Закончить наш урок мне хотелось бы словами:
Если хочешь быть здоров,
Позабыть про докторов,
Кушай овощи и фрукты.
Это лучшие продукты!
Урок окончен. Спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.