Для детей с нарушением речи свойственно быстрая утомляемость, нарушения неврологического характера, внимания, памяти, страдает мелкая и общая моторика. Коррекционная работа в специализированных группах в детском саду для детей с нарушением речи направлена не только на развитие речевой, познавательной деятельности, а также на активизацию двигательной сферы ребенка.
Подготовительная логопедическая группа «В»МБДОУ детский сад № 8 «Сказка»Комплекс коррекционной гимнастики после сна
С использованием дыхательных упражнений, развитием мелкой моторики.
Месяц
ь
р
б
я
т
н
е
С
Содержание комплекса
Гимнастика в постели:
Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой,
глаза закрыты. Поочерёдно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то
носком, то пяткой), потом одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник.
Игра «Холоднотепло»(напряжение и расслабление мышц). И.п: лёжа на спине. На
табличку «холодно» дети сворачиваются в клубок, дрожа всем телом, изображая, что им
холодно. На табличку «тепло» дети раскрываются, показывая, что им тепло. Повторить 3
раза.
Самомассаж ладоней. И.п: тоже. Быстро растирать свои ладони до появления тепла,
затем тёплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить 3 р.
Гимнастика на стуле:
«Гусеница» сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд до
выпрямления коленей.
«Барабанные палочки»постукивание пальцев ног.
«Помирились и поссорились»сжимание и разжимание пальцев ног.
«Согреемся»ноги вытянуть вперёд, тянуть то носки, то пятки.
Комплекс ОРУ:
И.п: ноги на ш.ст., руки внизу.12поднять руки через стороны вверх, потянуться на
носках; 34вернуться в и.п.(6 раз).
И.п: ноги вместе, руки на поясе.1руки вперёд,2вверх,3в стороны,4на пояс(6р)
И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 12повороты туловища вправо, 34повороты влево
(повт.5 раз).
И.п: ноги на ш.пл., руки внизу. 1присесть,2постучать ладонями об пол, 3встать,4руки
вверх, прокручивание кистей (повт.6 раз).
Дыхательная гимнастика:
И.п: стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдохи.п.; выдохнаклон в сторону.
Повторить 6 раз.
И.п: стоя, руки внизу, кисти в стороны. Вдохподняться на носки, развести руки в
стороны; выдохповорот туловища в сторону, полуприсед. Повт. 4 раза.
Дифференцированная работа с часто болеющими детьмиь
р
б
я
т
к
О
ь
р
б
я
о
Н
Игра «Подуй на листочек» И.п:стоя, листочки на ладони. По команде дети начинают дуть
на листочки.
Гимнастика в постели:
Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую
(левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой);
потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.
«Отдыхаем». И.п: лёжа на животе с опорой на локти, ладонями поддерживая
подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.
Самомассаж головы. И.п: сидя на кровати. Имитация движений: моем голову, сушим
полотенцем, расчёсываем.
Коррекционная ходьба:
И.п: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы(медведь), с высоким подниманием
колена в чередовании с обычной ходьбой.
Комплекс ОРУ:
И.п: ноги на ш.ст., руки внизу. 12поднять руки через стороны вверх, потянуться на
носках, хлопнуть в ладоши; 34вернуться в и.п.(6 раз).
И.п: ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью. 13плавные рывки согнутыми
руками, 4разведение прямых рук в стороны(5раз).
И.п: ноги на ш.пл., руки вверху. 1наклон туловища вправо,2и.п.; 3наклон влево, 4и.п.
(5раз).
И.п: ноги вместе, руки на поясе.12 приседания (6 раз).
Дыхательная гимнастика
«Погреемся». И.п: стоя, ноги вместе, руки в стороны. Вдох
«Часы». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки на поясе. Вдох
«Погреемся». И.п: стоя, ноги вместе, руки в стороны. Вдох
«Часы». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки на поясе. Вдох
«Погреемся». И.п: стоя, ноги вместе, руки в стороны. Вдох
Гимнастика в постели:
Потягивание. И.п: лёжа на спине, поднять руку вверх, потянуться и убрать за голову,
тоже другой рукой. Поочерёдно тянуть от себя правую и левую ногу (то носком, то
пяткой), потом одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник.Игра «Зима и лето»(напряжение и расслабление мышц). И.п: лёжа на спине. На табличку
«зима» дети сворачиваются в клубок, дрожа всем телом, изображая, что им холодно. На
табличку «лето» дети раскрываются, показывая, что им тепло. Повт. 3 раза.
Пальчиковая гимнастика. И.п: тоже. Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с
большим в прямом и обратном порядке. Соединить кончики пальцев, пальцами правой
руки с усилием нажать на пальцы левой ( по 6 раз).
Гимнастика на стуле:
«Гусеница» сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд до
выпрямления коленей.
Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола
Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.
Ноги вытянуть вперёд и соединить,«рисовать» левой и правой ногой в воздухе круг,
затем двумя ногами.
Комплекс ОРУ:
И.п: ноги на ш.ст., руки внизу. 12поднять руки через стороны вверх, потянуться на
носках, хлопнуть в ладоши; 34вернуться в и.п.(6 раз).
Дыхательная гимнастика
«Большоймаленький». И.п: стоя, руки внизу. Вдохподняться на носки, тянуть вверх
руки; выдохприсесть, обхватив колени и прижать к коленям голову. Повт. 4 раз.
«Дровосек». И.п: ноги на ш.пл. Вдохруки сложить топориком и поднять вверх. Выдох
резко опустить руки, наклониться, прорезая пространство между ног. Повт.6 раз.
Дифференцированная работа с часто болеющими детьми
Игра «Подуй на снежинк . И.п: стоя, снежинки на ладони. По команде дети начинают
дуть на снежинки.
«Большоймаленький». И.п: стоя, руки внизу. Вдохподняться на носки, тянуть вверх
руки; выдохприсесть, обхватив колени и прижать к коленям голову. Повт. 4 раз.
«Дровосек». И.п: ноги на ш.пл. Вдохруки сложить топориком и поднять вверх. Выдох
резко опустить руки, наклониться, прорезая пространство между ног. Повт.6 раз.
Дифференцированная работа с часто болеющими детьми
Игра «Подуй на снежинк . И.п: стоя, снежинки на ладони. По команде дети начинают
дуть на снежинки.
Комплекс коррекционной гимнастики после сна ДекабрьГимнастика в постели:
Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку,
потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и
ноги, растягивая позвоночник.
«Отдыхаем». И.п: лёжа на животе с опорой на локти, ладонями поддерживая подбородок.
Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.
Самомассаж головы. И.п: сидя на кровати. Имитация движений: моем голову, сушим полотенцем,
расчёсываем.
Корригирующая ходьба:
И.п: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы(медведь), с высоким подниманием колена в
чередовании с обычной ходьбой.
Ходьба по корригирующим дорожкам.
Комплекс ОРУ:
И.п: ноги на ш.ст., руки на пояс. 1отвести плечи назад и вниз, подняться на носкивдох; 2опустить
голову, расслабить плечивыдох (6 раз).
И.п: ноги врозь. 1сгибая руки к плечам, повернуть туловище вправо; 2и.п.; 3поворот влево; 4и.п.
(5раз).
И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1отвести правую вытянутую ногу в сторону; 2и.п.; 3отвести
левую ногу в сторону; 4и.п.(5раз).
И.п: ноги врозь. 1наклон вперёд, отводя вытянутые руки в стороны;2и.п.(6раз)
Дыхательная гимнастика:
«Пароход». И.п: Вдохчерез нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 12 сек.; выдох с
шумом через губы, сложенные трубочкой «ууу»(6 раз).
«Запуск двигателя». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдохи.п.; выдох
вращать согнутые руки перед грудью «ррр» (6 раз).
Коррекционная гимнастика после сна на январь
Гимнастика в постели:
Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку,
потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и
ноги, растягивая позвоночник.
Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый
пальчик, надавливая на него; растирать руку до плеча.
Игра «Птичка». И.п: сидя на кровати. Имитация движений крыльев: руки перед грудью скрестно,с
усилием двигать ими то влево, то вправо; затем медленно поднимать и опускать их.Гимнастика на стуле:
«Гусеница» сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.
Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола
Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.
Ноги вытянуть вперёд и соединить,«рисовать» левой и правой ногой в воздухе квадрат, затем двумя
ногами.
Комплекс ОРУ:
И.п: о.с. 1поднять руки вперёдвверх, сцепив их в замок над головой; 2подняться на носки, прогнуть
спину, 3и.п. (6 раз).
И.п: о.с. 1отвести прямые руки в стороны,сводя лопатки(вдох);2и.п.(выдох) 6
И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1наклон к правой ноге,2и.п.;3наклон к левой ноге, 4и.п.(6раз).
И.п: то же. 1поднять правую ногу назадвверх,2и.п. Тоже левой ногой (6раз)
Дыхательная гимнастика:
«Хлопушка». И.п: стоя, руки внизу. Вдохразвести руки в стороны; выдохопустить вниз, хлопнуть в
ладоши (6 раз).
«Барабанщик». И.п: стоя, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдохи.п.; выдох удар кулаком
вниз,произнося «ТА»(6 раз).
Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:
Дети ходят по ковру с мешочком на голове.
Коррекционная гимнастика после сна на февраль
Гимнастика в постели:
Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку,
потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и
ноги, растягивая позвоночник.
«Кошка». И.п: стоя на коленях с опорой на ладони. Поочерёдно прогибать и округлять спину.
Самомассаж лица. И.п: сидя потурецки на кровати. Поглаживать лоб, щёки, крылья носа от центра к
вискам, мягко постукивать по коже. Надавливать пальцами на переносицу, на середину каждой брови,
делая вращательные движения, затем щипками лепить густые брови (от переносицы к вискам).
Надавливать на крылья носа от переносицы к носовым пазухам, подёргать себя за нос.
Корригирующая ходьба:
И.п: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы(медведь), приставным шагом по гимнастической
палке в чередовании с обычной ходьбой.Ходьба по корригирующим дорожкам.
Комплекс ОРУ:
И.п: о.с. 1 поднять левую руку вверх, правую в сторону, подняться на носки, 2и.п. Тоже, меняя
положение рук (6 раз).
И.п: ноги врозь. 1вытянуть руки вперёд, сжимая пальцы в кулак; 2согнуть руки, отводя локти и
плечи назад, разжимая пальцы(6раз)
И.п: ноги врозь, руки вверху, пальцы сцеплены в замок. 1наклон вправо, 2назад;3наклон влево; 4
вперёд. Ноги прямые (6 раз).
И.п: о.с. 1согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, 2хлопок под коленом. Тоже левой ногой (6
раз).
Дыхательная гимнастика:
«Задувание свечи». И.п: о.с. Вдохчерез нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 12 сек.;
выдох с шумом через губы, сложенные трубочкой (6 раз).
«Трубач». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки согнуты перед собой (как бы держа трубу). Вдохи.п.; выдох
делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, произнося «туту» (6 раз).
Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:
упражнения с платочком взять его пальцами ног, сложить «уголок к уголку».
Коррекционная гимнастика после сна на март
Гимнастика в постели:
Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку,
потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и
ноги, растягивая позвоночник.
Перекатывание. И.п: лёжа на спине, руки согнуты и прижаты к груди. Повороты туловища справа
налево.
Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый
пальчик, надавливая на него. Растирать руку до плеча, с силой нажимая на мышцы, «смывать водой
мыло»: одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».
Гимнастика на стуле:
«Гусеница» сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.
Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола
Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.
Поочерёдное подтягивание колена к груди.Комплекс ОРУ:
И.п: о.с. 1наклон головы вправо, 2и.п.;3наклон головы влево, 4и.п. (6 раз).
И.п: о.с. 1поднять вверх правое плечо,2и.п.;3поднять вверх левое плечо,4и.п.( 6 раз).
И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1поворот туловища вправо, отвести правую руку в сторону; 2
и.п.;3поворот туловища влево, отвести левую руку в сторону; 4и.п.(6раз).
И.п: о.с. 1присесть с широким разведением колен, руки вперёд; 2и.п. (6раз).
Дыхательная гимнастика:
«Птицы летят». И.п: стоя, руки внизу. Вдохподнять руки через стороны вверх; выдохопустить вниз
(6 раз).
«В лесу». И.п: о.с.. Вдохи.п.; выдох ладони к лицу, прокричать «Ау!» с поворотом вправо и влево(6
раз).
Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:
Дети ходят по ковру с мешочком на голове.
Коррекционная гимнастика после сна на апрель
Гимнастика в постели:
Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку,
потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и
ноги, растягивая позвоночник.
«Яйцо». И.п: сидя на кровати. Подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в
колени. Раскачиваться из стороны в стороны.
Самомассаж лица. И.п: сидя на кровати потурецки. Массаж ушных раковин: поглаживать по краям,
затем внутри, за ушами; ласково оттягивать вверх, вниз, в стороны; нажимать на мочки ушей.
Корригирующая ходьба:
И.п: на носках, на пятках, с приседанием по сигналу, спиной вперёд, перешагивать через кубики,
приставным шагом по скамейке в чередовании с обычной ходьбой.
Ходьба по корригирующим дорожкам.
Комплекс ОРУ:
И.п: ноги на ш.пл. 1 поднять руки вперёд, 2хлопнуть в ладоши; 3 развести руки в стороны,4и.п.(6
раз).
И.п: ноги на ш.пл.,руки на поясе. 1поворот вправо, руки развести в стороны; 2и.п. Тоже влево (6раз)
И.п: руки за головой. 1согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, 2и.п. Тоже левой ногой (6 раз).И.п: о.с. 1согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, стараться задеть локтём левой руки; 2и.п.
То же левой ногой (6 раз).
Дыхательная гимнастика:
«Насос». И.п: стоя, одна ладонь на другой внизу. Вдохчерез нос с шумом набрать воздух, ладони
вверх, задержать дыхание на 12 сек.; выдох с шумом, через рот, ладони с силой вниз (6 раз).
«Язык трубочкой». И.п: о.с. Вдохчерез нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 12 сек.;
выдох медленно через язык, сложенный трубочкой (6 раз).
Коррекционная гимнастика после сна на май
Гимнастика в постели:
Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку,
потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и
ноги, растягивая позвоночник.
«Зародыш». И.п: лёжа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать её руками к животу. Позу
удерживать 34 сек. и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами.
Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего
опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться.
Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый
пальчик, надавливая на него. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по
стиральной доске. Растирать руку до плеча, с силой нажимая на мышцы, «смывать водой мыло»:
одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».
Гимнастика на стуле:
«Гусеница» сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.
Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола.
Вращательные движения стопой.
Покачивание стопы: прижимать к груди, укачивать, похлопать ладошкой по стопе, поднять выше
головы
Комплекс ОРУ:
И.п: о.с. 123круговые движения шеи в правую сторону,4и.п.Тоже влево(6 р)
И.п: ноги на ш.пл.,руки к плечам. 1234круговые движения плечами вперёд. Тоже назад( 6 раз).
И.п: ноги на ш.пл., руки в замок внизу. 1руки поднять, 2наклон вперёд с одновременным опусканием
рук; 34и.п.(6раз).
И.п: о.с. 1присесть с широким разведением колен, руки вперёд; 2и.п. (6раз).Дыхательная гимнастика:
«Большоймаленький». И.п: стоя, руки внизу. Вдохподняться на носки, тянуть вверх руки; выдох
присесть, обхватив колени и прижать к коленям голову. Повт. 4 раз.
«Дровосек». И.п: ноги на ш.пл. Вдохруки сложить топориком и поднять вверх. Выдохрезко опустить
руки, наклониться, прорезая пространство между ног. Повт.6 раз.
Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:
Дети ходят по ковру с мешочком на голове.