Урок географии в 6 классе
Тема: Озера и болота
Цель: сформировать представления об озерах как объектах гидросферы, их разнообразии и значении. Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер по происхождению; формировать у обучающихся отношения к озерам как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.
Ход урока
Оргмомент.
Создание мотивационной установки.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мне хотелось бы совершить с Вами путешествие в удивительный и необыкновенный мир объектов гидросферы, которые изучает наука лимнология. Эти объекты в жизни человека всегда играли огромную роль. На их берегах люди строили свои жилища, в их водах добывали себе пищу. С ними связаны многие исторические события. На их берегах нередко происходили ожесточенные сражения и битвы и, подчас, решалась судьба целых народов. Много легенд, сказаний, былин, преданий сложено об этих объектах. Чтобы угадать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, отгадайте загадку:
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная,
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки,
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?
Учитель. Наука, которая изучает озера, называется лимнология или озероведение.
Этап 2. Формулирование темы и цели урока.
– Как Вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня дать ответ на уроке? Давайте попробуем сформулировать задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как?
– Что мы будем изучать сегодня на уроке?
– Зачем нам в жизни нужны знания об озерах?
– Как можно охранять и сохранять воды озер от загрязнения?
Ученики могут сами сказать о значении озер:
1. Обеспечение населения и отраслей хозяйства пресной водой;
2. Озера – транспортные пути;
3. Эстетическое наслаждение, для отдыха;
4. Рыболовство
Составим план действий.
Актуализация знаний.
– Какие водоёмы мы изучили?
– Какие особенности характерны для изученных водоёмов?
- Участок земной поверхности, с которого вода собирается в одну реку, называют: а) водоразделом; б) водозабором; в) бассейном реки; г) речной системой.
- Самый высокий водопад в мире: а) Кивач; б) Ниагарский; в) Анхель.
- Ежегодный продолжительный подъем уровня воды в реке называют: а) паводком; б) меженью; в) половодьем.
- Установите соответствие между рекой и материком, на котором она находится.
1) Лена |
А) Северная Америка |
2) Амазонка |
Б) Африка |
3) Конго |
В) Южная Америка |
4) Миссисипи |
Г) Евразия |
- Какие крупные реки протекают по территории России?
– Что такое озеро?
Работа в парах:
– Чем отличается озеро от реки?
– Чем озеро отличается от моря?
Учащиеся делают вывод, формулируют тему и цели урока.
3. Организация и самообразование учащихся при усвоении нового материала.
1. Используя фотографию, постарайтесь ответить на вопросы:
1. Что такое озеро?
2. Что такое котловина?
3. Что нужно для образования озера?
– Такие озёра, как Мёртвое, Аральское, Каспийское, названы морями. Почему?
Формулирование самими учащимися вывода.
Зарисовать схему в тетрадь.
Разнообразие озер
По свойствам воды: сточные, бессточные.
По происхождению: тектонические, ледниковые, вулканические, запрудные.
Учитель. Если внимательно присмотреться к озерам, изображенным на картах, можно легко подметить, что одни пятна окрашены в голубой, а другие – в сиреневый цвет. Почему? ( Голубые – пресные озера, сиреневые – соленые)
– Как еще называются пресные озера? (сточные)
– А соленые? (бессточные)
Работа с атласами и стенными картами «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России». Ребята по картам определяют сточные и бессточные озера.
2. – Работаем с физической картой.
– Приведите примеры и покажите на карте озёра: а) крупные;
б) глубокие; в) пресные; г) солёные; д) сточные; е) бессточные.
– Показ каких озер на карте вызвал затруднение? Почему?
Индивидуальная работа:
По типовому плану (рубрика «Шаг за шагом») учащиеся описывают озеро Байкал:
1. Находится на северо-востоке Евразии, в России.
2. Расположено между 50 и 60 параллелями (с. ш.) и 100 и 110 меридианами (в. д.).
3. Котловина тектонического происхождения. Самое глубокое озеро в мире.
4. Сточное озеро. Впадает свыше 300 рек, а вытекает одна Ангара.
5. Пресное озеро. В нем сосредоточены крупнейшие в мире запасы пресной воды.
Ребята, как вы думаете, что будет с озером, если оно начнет загрязняться, и если из него не будет поступать вода из рек? (Болото)
Правильно, молодцы! Но что же такое все таки болото?
Болото – избыточно увлажненный участок земной поверхности с болотистой растительностью и торфом. Запишите.
Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.
В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу.
Вред болот
-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;
-опасное место для жизни людей.
Польза болот
-болото – место обитания птиц;
-на болотах образуется торф;
-на болотах растут ценные ягоды;
-болота дают начало многим рекам;
-на болотах идет очистка воды
Вывод: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.
Физкультминутка.
4. Проверка полученных результатов. Коррекция.
1. Работа в группах. Выбери правильное суждение. Измени неправильное суждение на правильное.
– Озеро, это водный поток, текущий в выработанном им углублении.
– Самое большое на Земле озеро – Каспийское.
– Углубления, в которых находятся озера, называются озерными руслами.
– Озера, из которых вытекают реки, называются сточными.
– Сточные озера всегда соленые.
– Озеро Баскунчак – это бессточное озеро.
– Самое глубокое на Земле озеро – Ладожское.
– Котловина озера Байкал образовалась в результате деятельности ледника.
– Вулканические озера занимают кратеры потухших вулканов.
– Самое глубокое озеро на Земле – Байкал.
– Мертвое море находится в Африке.
– Каспийское море – пресное озеро.
– Из озера Байкал не вытекает ни одна река.
– Ладожское озеро – сточное
– Озеро Чад находится в Южной Америке.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Самооценка
работы учащихся на уроке по методике «Лесенка успеха»:
Учащимся предлагается
лесенка из десяти ступеней – лесенка успеха. Каждый из детей
рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа –
необходимый опыт ребёнка по самооценке, которая впоследствии формируется
и совершенствуется на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние
ступеньки.
6. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.