Озера и болота
Оценка 5

Озера и болота

Оценка 5
docx
30.05.2021
Озера и болота
11.Озера и болота.docx

Урок географии в 6 классе

Тема: Озера и болота

Цель: сформировать  представления об озерах как объектах гидросферы, их разнообразии и значении. Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер по происхождению; формировать у обучающихся отношения к озерам как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.

Ход урока

Оргмомент.

Создание мотивационной установки.

Учитель.  Ребята!  Сегодня у нас будет необычный урок. Мне хотелось бы совершить с Вами путешествие в удивительный и необыкновенный мир объектов гидросферы, которые изучает наука лимнология. Эти объекты в жизни человека всегда играли огромную роль. На их берегах люди строили свои жилища, в их водах добывали себе пищу. С ними связаны многие исторические события. На их берегах нередко происходили ожесточенные сражения и битвы и, подчас, решалась судьба целых народов. Много легенд, сказаний, былин, преданий сложено об этих объектах. Чтобы угадать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, отгадайте загадку:

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная,
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки,
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?

Учитель. Наука, которая изучает озера, называется лимнология или озероведение.

Этап 2. Формулирование темы и цели урока.

 – Как Вы думаете, на какие  вопросы нам предстоит сегодня дать ответ на уроке? Давайте попробуем сформулировать задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как?

– Что мы будем изучать сегодня на уроке?

– Зачем  нам в жизни нужны знания об озерах?

– Как можно охранять и сохранять воды озер от загрязнения?

Ученики  могут сами сказать о значении озер:

1. Обеспечение населения и отраслей хозяйства пресной водой;

2. Озера – транспортные пути;

3. Эстетическое наслаждение, для отдыха;

4. Рыболовство

Составим план действий.

Актуализация знаний.

 – Какие водоёмы мы изучили?   

 – Какие особенности характерны для изученных водоёмов?  

- Участок земной поверхности, с которого вода собирается в одну реку, называют: а) водоразделом; б) водозабором; в) бассейном реки; г) речной системой.

- Самый высокий водопад в мире: а) Кивач; б) Ниагарский; в) Анхель.

- Ежегодный продолжительный подъем уровня воды в реке называют: а) паводком; б) меженью; в) половодьем.

- Установите соответствие между рекой и материком, на котором она находится.

1) Лена

А) Северная Америка

2) Амазонка

Б) Африка

3) Конго

В) Южная Америка

4) Миссисипи

Г) Евразия

 

- Какие крупные реки протекают по территории России?

 – Что такое озеро?  

Работа в парах:

– Чем отличается озеро от реки?

– Чем озеро отличается от моря?  

Учащиеся делают вывод, формулируют тему и цели урока.

3. Организация и самообразование учащихся при усвоении    нового материала.

1.   Используя фотографию, постарайтесь ответить на вопросы:

1. Что такое озеро?

2. Что такое котловина?

3. Что нужно для образования озера?

 – Такие озёра, как Мёртвое, Аральское, Каспийское, названы морями Почему?

Формулирование самими учащимися вывода.

Зарисовать схему в тетрадь.

Разнообразие озер

По свойствам воды: сточные, бессточные.

По происхождению: тектонические, ледниковые, вулканические, запрудные.

Учитель.  Если внимательно присмотреться к озерам, изображенным на картах, можно легко подметить, что одни пятна окрашены в голубой, а другие – в сиреневый цвет. Почему?  ( Голубые – пресные озера, сиреневые – соленые)

– Как еще называются пресные озера? (сточные)

– А соленые? (бессточные)

Работа с атласами и стенными картами «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России».    Ребята по картам определяют сточные и бессточные озера.

2. –  Работаем с физической картой.

– Приведите примеры и покажите на карте озёра: а) крупные;

б) глубокие; в) пресные; г) солёные; д) сточные; е) бессточные.

– Показ каких озер на карте вызвал затруднение? Почему?

Индивидуальная работа:    

По типовому плану (рубрика «Шаг за шагом») учащиеся описывают озеро Байкал:

1. Находится на северо-востоке Евразии, в России.

2. Расположено между 50 и 60 параллелями (с. ш.) и 100 и 110 меридианами (в. д.).

3. Котловина тектонического происхождения. Самое глубокое озеро в мире.

4. Сточное озеро. Впадает свыше 300 рек, а вытекает одна Ангара.

5. Пресное озеро. В нем сосредоточены крупнейшие в мире запасы пресной воды.

 

Ребята, как вы думаете, что будет с  озером, если оно начнет загрязняться, и если из него не будет поступать вода из рек? (Болото)

Правильно, молодцы! Но что же такое все таки болото?

Болото – избыточно увлажненный участок земной поверхности с болотистой растительностью и торфом. Запишите.

Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.

В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу.

Вред болот        

-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

-опасное место для жизни людей.        

Польза болот

-болото – место обитания птиц;

-на болотах образуется торф;

-на болотах растут ценные ягоды;

-болота дают начало многим рекам;

-на болотах идет очистка воды

Вывод: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.

 Физкультминутка. 

4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

1. Работа в группах.  Выбери правильное суждение. Измени неправильное суждение на правильное.

– Озеро, это водный поток, текущий в выработанном им углублении.

– Самое большое на Земле озеро – Каспийское.

– Углубления, в которых находятся озера, называются озерными руслами.

– Озера, из которых вытекают реки, называются сточными.

– Сточные озера всегда соленые.

– Озеро Баскунчак – это бессточное озеро.

– Самое глубокое  на Земле озеро – Ладожское.

– Котловина озера Байкал образовалась в результате деятельности ледника.

– Вулканические озера занимают кратеры потухших вулканов.

– Самое глубокое озеро на Земле – Байкал.

– Мертвое море находится в Африке.

– Каспийское море – пресное озеро.

– Из озера Байкал не вытекает ни одна река.

– Ладожское озеро – сточное

– Озеро Чад находится в Южной Америке.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Самооценка работы  учащихся на уроке  по методике «Лесенка успеха»:
          Учащимся предлагается лесенка из десяти ступеней – лесенка успеха. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа – необходимый  опыт ребёнка по самооценке, которая впоследствии формируется и совершенствуется на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.

6. Домашнее задание:


 

Урок географии в 6 классе Тема:

Урок географии в 6 классе Тема:

Учитель . Если внимательно присмотреться к озерам, изображенным на картах, можно легко подметить, что одни пятна окрашены в голубой, а другие – в сиреневый цвет

Учитель . Если внимательно присмотреться к озерам, изображенным на картах, можно легко подметить, что одни пятна окрашены в голубой, а другие – в сиреневый цвет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021