Ознакомление детей старшей группы с окружающим миром через игры-занятия по кулинарии
Оценка 5

Ознакомление детей старшей группы с окружающим миром через игры-занятия по кулинарии

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
воспитание
05.04.2023
Ознакомление детей старшей группы с окружающим миром через игры-занятия по кулинарии
Ознакомление детей старшей группы с окружающим миром через-игры занятия по кулинарии
Ознакомление детей старшей группы с окружающим миром.docx

Министерство образования и науки Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

 

 

Студентка 4 курса,

специальность 44.02.01

Дошкольное образование,

группа ДО-4Б

КАРПОВА

Алена Сергеевна

 

Ознакомление детей старшей группы с окружающим миром через игры-занятия по кулинарии

 

Дипломная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дзержинск – 2023


ВВЕДЕНИЕ

 

Современному российскому образованию, педагогам дошкольных образовательных организаций постоянно требуется поиск новых методов и средств для развития гармоничной личности дошкольников, воспитания активных, прогрессивно-настроенных членов современного общества.

Одной из центральных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и миром».

Образовательная область «Познавательное развитие» является одной из приоритетных и помимо прочих задач включает в себя задачу «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира» (п.2.6 ФГОС ДО) [1]. Исходя из этого, вопросы ознакомления дошкольников с окружающим миром, формирования представлений об объектах являются актуальными и открытыми сегодня.

Диапазон окружающего мира дошкольника, несомненно, обширен. Это непростая, активная, непрерывно формирующаяся, процветающая система.

При ознакомлении с окружающим миром дошкольники не имеют достаточных представлений о некоторых моментах повседневной жизни, в частности, о процессах приготовления пищи, о её разнообразии. Причина тому - современные электронные устройства и бытовые приборы, которые облегчают жизнь людей, отсутствие помощи родителям, игнорирование педагогами данного вопроса. Ограниченность представлений дошкольников о процессах приготовления пищи, скудное взаимодействие с родителями дома, когда пища занимает одно из центральных мест в жизни человека, говорят о недостаточном уровне ознакомления детей с окружающим миром.

В процессе приготовления пищи происходит значительное расширение кругозора, совершенствуются коммуникативные навыки, развиваются все основные психические процессы: внимание, память, мышление, формируется представление о здоровой пище, здоровом образе жизни, закрепляются культурно – гигиенические навыки, развивается уважительное отношение к деятельности окружающих людей и к самому себе, что способствует ознакомлению с окружающим миром. При работе с детьми педагоги не уделяют данному вопросу должного внимания, не включают в свою работу занятия, связанные с приготовлением пищи.


 Возможности игр-занятий по кулинарии для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром

 

 

В современной педагогике представлено достаточное количество технологий и методов, направленных на развитие познавательной деятельности в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром. Должное внимание следует уделить играм-занятиям по кулинарии. Тема кулинарии в системе дошкольного образовательного процесса достаточно востребована. Она занимает важное место в трудовом, нравственном, эстетическом, познавательном развитии детей дошкольного возраста, а, следовательно, занятия и игровые приемы по теме кулинарии способны достаточно эффективно познакомить дошкольников с  окружающим миром.

Сама кулинария – это искусство приготовления вкусной пищи. Еще с древности люди говорили: «В здоровом теле – здоровый дух!». Это значит, что именно от здорового и правильного питания зависит многое, а именно и здоровье, и способность трудиться, и настроение, и многое другое. Важно проделать трудоемкую работу для того, чтобы привить детям знания о том, что необходимо не только научиться готовить здоровую и вкусную еду, но и научиться красиво подавать блюда, правильно сортировать, что позволит так же развиться эстетическому вкусу. Если уже в дошкольном детстве получиться развить умения и навыки в области кулинарии, то это позволит заложить хорошие привычки и очень важные установки для дальнейшей жизни уже во взрослом мире.

В старшем дошкольном возрасте используют такие формы занятий, в процессе которых дошкольники могут научиться искусству приготовления простых блюд, например бутербродов, салатов, закусок, холодных блюд, десертов и изделий и теста. Практика показывает, что дети дошкольного возраста очень любят готовить, им интересно пользоваться посудой и приборами, а так же под присмотром взрослых, пользоваться бытовыми приборами. Все формы педагогической работы по кулинарии с детьми дошкольного возраста должны строиться таким образом, чтобы кроме получения практических навыков, они освоили интересный информационный материал, который будет способствовать расширению кругозора, и облегчит процессы социализации и знакомства с окружающим миром.

О. В. Дыбина, Л. М., Никерина  и Г.А. Ильюшенко, исследуя тему кулинарии в дошкольном периоде развития, и придумывая различные игровые приемы и ситуации для детей от 3 до 7 лет, обратили внимание на то, что в основном, все дети, получая готовую пищу, не имеют представления о том, откуда она берется, из каких продуктов готовится, то есть у них не только отсутствует практический опыт, но и элементарные знания и умения  [10, стр. 18].

Практика показывает, что только небольшое количество родителей заостряют внимание детей на теме кулинарии, а это очень важный аспект познавательного развития и ознакомления с окружающим миром. Если при воспитании детей не уделять должное внимание теме кулинарии в частности и приготовления пищи в глобальном смысле, то есть опасность упустить сенситивный период развития ребенка. Родители часто ссылаются на свою большую занятость и отсутствие педагогического опыта, что обычно является правдой, поэтому именно педагоги дошкольных организаций должны включать тему кулинарии в образовательные процессы в детских садах, это поможет повысить эффективность познавательного развития дошкольников и ознакомления их с окружающим миром.

У детей дошкольного возраста ведущая деятельность - игровая. Д.Б. Эльконин в своих исследованиях рассматривает участие дошкольников в  играх,  как активного «участника жизни взрослых», то есть вместе с тем, что ребенок развивает творческое воображение, он оперирует различными предметами и игрушками, как частями окружающей его жизни, учится брать на себя определенную роль, примеряет на себя определенную социальную ситуацию. Следовательно, игры-занятия по кулинарии будут являться подходящим вариантом для  успешного ознакомления с окружающим миром [21, стр. 211].

В своих исследованиях С.В. Конченко обращает внимание на важность игровой деятельности в жизни дошкольника, апеллируя тем, что игры служат конкретными поводами для получения новых знаний, расширяя кругозор детей. В процессе таких игр развивается интересы к общественной жизни. Это также подтверждает идею успешного ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром через игры-занятия по кулинарии  [13,стр. 334].

В ходе организованного руководства играми дошкольников укрепляются психические процессы, волевые усилия. Ребенок глубоко усваивает нормы нравственности, получает общественный и социальный опыт.

Игры-занятия по кулинарии в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром имеют огромные возможности, так как обычно характеризуются гибкими сценариями, то есть они могут изменяться в процессе их реализации. Изменения зависят от того, что происходит именно здесь и сейчас. Игры-занятия по кулинарии так же основаны на жизненных потребностях и интересах самих детей (дети очень любят сладкое и десерты), опираются на личный опыт, позволяют проявить самостоятельность и инициативу, а так же реализуют потребности в творчестве (создание проблемных ситуаций), позволяют подводить итоги деятельности. Приготовление пищи, это всегда творческий процесс, а также один из способов самовыражения и сохранения традиции семьи, знакомство с традициями национальной кухни [20, стр. 2]. 

Любой кулинарный рецепт является замечательным научным тренажером для ребенка, на котором он будет изучать свойства продуктов, закреплять математические знания (больше, меньше, счет, решение простых арифметических задач), учиться пользоваться схемами, бытовыми приборами, соблюдать технику безопасности при работе на кухне. Поэтому если ребенок пытается помочь на кухне, нужно поддержать его инициативу, увлечь его простыми заданиями.

Применение игр по кулинарии в образовательном процессе имеет свои трудности и сложности. Прежде всего, питание должно быть организовано в соответствии с нормативными документами, используемые продукты должны быть безопасны, иметь сертификат качества. Педагоги дошкольных организаций, перед тем как проводить игры-занятия по кулинарии, могут предложить родителям помочь в организации игр по кулинарии, объяснить их значение для развития детей, выяснить, есть ли пищевые аллергии у дошкольников на те, или иные продукты питания. Сделать это можно при помощи проведения родительского собрания, анкетирования или организации неформальной встречи, например, круглого стола.

Для проведения игр-занятий по кулинарии целесообразно использование технологических карт при приготовлении блюд. Технологическая карта позволяет детям планировать и организовывать свою работу, развивает самостоятельность.

Диапазон усваиваемых знаний и навыков старшими дошкольниками при проведении игр-занятий по кулинарии, несомненно, обширен. Например, дети могут закрепить знания  о разных сортах муки – ржаной и пшеничной, изготовить под присмотром педагогов хлеб из них, наблюдать, как он выпекается в хлебопечке. Так же дошкольники могут научиться делать дрожжевое тесто, чтобы приготовить из него сладкие плюшки [10, стр. 32].

При этом дети продолжают знакомиться со свойствами овощей и фруктов, нарезают салаты, придумывают самостоятельные рецепты, выкладывают из фруктов съедобные картины.  Косточки, которые дети могут находить во фруктах, можно посадить в землю, для проведения наблюдений за ними.

Конечно, эффективным средством при проведении игр-занятий по кулинарии является прием использования так любимого всеми детьми шоколада.  Дети старшего дошкольного возраста могут не только познакомиться со свойствами любимого шоколада, но и освоить практические навыки: научиться растапливать его на водяной бане и в специальном приспособлении, делать шоколадное фондю с яблоками, пробовать рисовать шоколадом узоры.

Таким образом, игры-занятия по кулинарии в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром имеют огромные возможности, так как применение их в образовательном процессе позволяет воспитанникам не только расширить свои представления о свойствах различных продуктов и о самом процессе приготовления пищи, но и научиться самостоятельности, научиться экспериментировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности, развивать творческое воображение.


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

ВВЕДЕНИЕ Современному российскому образованию, педагогам дошкольных образовательных организаций постоянно требуется поиск новых методов и средств для развития гармоничной личности дошкольников, воспитания активных, прогрессивно-настроенных членов современного…

ВВЕДЕНИЕ Современному российскому образованию, педагогам дошкольных образовательных организаций постоянно требуется поиск новых методов и средств для развития гармоничной личности дошкольников, воспитания активных, прогрессивно-настроенных членов современного…

В процессе приготовления пищи происходит значительное расширение кругозора, совершенствуются коммуникативные навыки, развиваются все основные психические процессы: внимание, память, мышление, формируется представление о здоровой пище, здоровом…

В процессе приготовления пищи происходит значительное расширение кругозора, совершенствуются коммуникативные навыки, развиваются все основные психические процессы: внимание, память, мышление, формируется представление о здоровой пище, здоровом…

Возможности игр-занятий по кулинарии для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром

Возможности игр-занятий по кулинарии для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром

Все формы педагогической работы по кулинарии с детьми дошкольного возраста должны строиться таким образом, чтобы кроме получения практических навыков, они освоили интересный информационный материал, который…

Все формы педагогической работы по кулинарии с детьми дошкольного возраста должны строиться таким образом, чтобы кроме получения практических навыков, они освоили интересный информационный материал, который…

Следовательно, игры-занятия по кулинарии будут являться подходящим вариантом для успешного ознакомления с окружающим миром [21, стр

Следовательно, игры-занятия по кулинарии будут являться подходящим вариантом для успешного ознакомления с окружающим миром [21, стр

Поэтому если ребенок пытается помочь на кухне, нужно поддержать его инициативу, увлечь его простыми заданиями

Поэтому если ребенок пытается помочь на кухне, нужно поддержать его инициативу, увлечь его простыми заданиями

Конечно, эффективным средством при проведении игр-занятий по кулинарии является прием использования так любимого всеми детьми шоколада

Конечно, эффективным средством при проведении игр-занятий по кулинарии является прием использования так любимого всеми детьми шоколада
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2023