Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Секреты воды» (средняя группа)
Программные задачи: Способствовать пониманию детьми значения воды в жизни живой природы. Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её. Способствовать развитию умения проводить исследования, обиваться результатов, обобщать результаты опытов. Развивать наблюдательность, внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: нарисованный персонаж «Капелька»; глобус; иллюстрации о воде; запись с шумом моря, журчанием реки, звоном капели; кружечки с водой (по 2), баночки (по 5), ложки (по 3), кисти (по 2), тарелочки (по3), сахарный песок, соль, манная крупа, камушки, гуашь (по 1 красного цвета и по 1 разного цвета), трубочки (по 1), жидкое мыло, листы бумаги, фломастеры, салфетки.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Капитошка», «Путешествие Капельки»
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей рассаживаться поудобней. Показывает рисунок Капельки
– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости (ответы детей). Хотите узнать о ней?
– Жила-была Капелька. Она была веселой , толстой и смешной. После дождя она весело прыгала с листьев на цветы, с веток на траву. Ее фигурка блестящая и прозрачная. В солнечный денёк лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в нее, как в зеркало. И сегодня Капелька у нас в гостях.
– Ребята, как вы думаете, где она живет? – Да! В воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
– А где же вода живёт?
(Перед детьми ставят глобус, дети рассматривают иллюстрации рек, озёр, водопадов и т.п.)
Да, вода живёт в реке, В озере, и в роднике, В море, в океане. И на кухне в кране. – Посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают вода? (Синим)
На нашей планете 4 океана, 30 морей, и тысячи рек и озёр. Как вы думаете, это много или мало? (Много)
– А знаете ли вы, какая вода в море? (Солёная)
– Её можно пить? (Нет)
– А мы какую воду пьём?
– Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах.
– Ребята, как вы думаете, можно ли пить воду прямо из реки? (Нет) А из крана? (Нет). Почему? Какую воду можно пить? (кипяченую)
Опыт 1:
– Ребята, кто из вас был на море? Случалось ли, что соленая морская вода попадала вам в рот? Хотите попробовать? Посмотрите, ребята, что я вам принесла. (Вынести поднос с кружками) – Что в этих кружках? (Вода). Да. А вода здесь и морская-соленая, и речная-пресная (значит не соленая, безвкусная), но как мы можем ее отличить? (Попробовать на вкус). Хотите ее попробовать, я подготовила для вас безопасную воду? (Дети пробуют и различают воду)
– Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? – Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
– А нам, в детском саду, нужна вода? (Да) А для чего? (Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.)
– Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.
– А сейчас Капелька предлагает вам послушать песенку и догадаться, что звучит в этой мелодии? (Включить записи). (Вода, звенит капель, журчит ручей, шумит море).
Физкультминутка
Рыбки плавают, ныряют, В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке
– Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? Тогда подходите к столу.
Опыт 2:
– Ребята, хотите узнать, что растворяется в воде? Что мы попробуем растворить в воде? (Вынести сахар, соль, манная крупа).
– Я положу ложку сахара в воду, помешаю. Что произошло? У меня сахар растворился в воде, а у вас?
– В другой стаканчик я положу ложку соли, перемешаю. Что произошло? Соль растворилась в воде. А у вас что произошло?
– А теперь я попробую добавить в воду манную крупу, помешаю, еще помешаю. Что происходит с крупой? Крупа осталась в воде. А что получилось у вас, ребята? Это значит, что крупа не растворяется в воде.
– Посмотрите на стаканы с водой – есть вещества, которые растворяются в воде (сахар, соль), и есть вещества которые не растворяются в воде (крупа).
Опыт 3:
– Ребята, как вы думаете, если я опущу камушек в воду, его будет видно? Поиграем в прятки? – Берем камушек и опускаем его в стакан с водой. Что вы видите? (камушек) – Вода прозрачная, и камни в ней хорошо видны.
– Ребята, здесь поможет только фокус! В эту баночку я добавлю краску, перемешаю аккуратно. Посмотрите - камушек стало не видно. Почему? Фокус удался? А у вас что получилось?
Опыт 4 художественная деятельность:
– Ребята, хотите, я научу вас волшебству? Превращаемся все в волшебников. «Повернись, улыбнись, в волшебника превратись!» – Теперь мы все волшебники. Возьмите волшебные ложечки, мы попробуем добавить в волшебную воду немного волшебной краски, аккуратно перемешаем. А теперь добавим каплю волшебного мыла. (Добавить хорошо пенящееся средство и краску). – Возьмите волшебные трубочки и попробуйте подуть в воду. Что у вас получилось? Получается пена, яркая, цветная, пышная.
– Попробуйте приложить лист бумаги к получившейся пене. (остается красивый след)
– У вас получились друзья Капельки. Когда пена высохнет, можно будет дорисовать вашего персонажа.
– Ребята, вам понравилось экспериментировать?
– А что больше всего вам запомнилось?
– Что нового о воде узнали?
– Дружите с водой и берегите ее!
– Пока пена на рисунках подсыхаем, поиграем в игру «Море волнуется…»
(После игры дети фломастерами дорисовывают своих персонажей).
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Она и в озере, она и в лужице
Она снежинкою над нами кружится
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.