Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности
Оценка 5

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
окружающий мир
Детсад
22.11.2017
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности
Аннотация. Методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностьюявляются предметом исследования современных педагогов. Дошкольники всегда проявляют природный интерес к явлениям, событиям окружающего мира и задача взрослых организовать условия для его целостного восприятия, сохранения и развития познавательного интереса, формирования основ информационной культуры. Реализуя тематический подход в содержании образования, воспитатели организуют с детьми проектную деятельность в рамках которой и раскрывают различные аспекты той или иной, интересующей детей темы. В данной работе теоретически обосновываются подходы к организации ознакомления дошкольников с окружающим миром и показаны методические аспекты реализации метода проекта в ходе ознакомления детей с темой «Удивительный Космос».
YuNK_Abakan_KPOIiP_doc.docx
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся “ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА” Направление: педагогика Тема:  «Ознакомление   детейстаршего   дошкольного   возраста   с первоначальными   астрономическими   представлениями   в   ходе   проектной деятельности» Михаль Татьяна Александровна КПОИиП, 4 курс Научный руководитель: Васильева М.И.  г. Обнинск, 2015/2016 учебный год 1 Оглавление  Введение……………………………………………………………………….. Глава   1.   Теоретические   основы   ознакомление   дошкольников   с окружающим миром 1.1. Изучение вопроса ознакомления детей дошкольного возраста  с  окружающим миром в педагогических трудах ученых……………………… 1.2.   Общая характеристика использования проектной деятельности в  образовательном процессе детского сада…………………………………… Глава   2.   Использование   проектной   деятельности   в   формировании первоначальных   астрономических   представлений   у   детей   старшего дошкольного возраста 2.1. Анализ уровня представлений детей старшего дошкольного возраста об  окружающем мире ……………………………………………………………… 2.2. Организация проекта по формированию первоначальных  астрономических знаний у детей старшего дошкольного возраста ……….. 2.3. Анализ полученных результатов …………………………………………. Заключение……………………………………………………………………... Библиографический список………………………………………………….. Приложение……………………………………………………………………. 3 5 5 10 12 12 14 16 17 17 19 Аннотация.  Методические   аспекты   ознакомления   детей   дошкольного   возраста   с окружающей   действительностьюявляются   предметом   исследования   современных педагогов. Дошкольники всегда проявляют природный интерес к явлениям, событиям окружающего   мира   и   задача   взрослых   организовать   условия   для   его     целостного восприятия,   сохранения   и   развития   познавательного   интереса,   формирования   основ информационной культуры. Реализуя тематический подход в содержании образования, воспитатели   организуют   с   детьми   проектную   деятельность   в   рамках   которой   и раскрывают  различные  аспекты  той  или   иной,  интересующей   детей   темы.  В  данной работе   теоретически   обосновываются   подходы   к   организации   ознакомления дошкольников   с   окружающим   миром   и   показаны   методические   аспекты   реализации метода проекта в ходе ознакомления детей с темой «Удивительный Космос».  Введение Одной из важных задач дошкольного образования во все времена является задача ознакомления детей с окружающим миром. Ребенок старшего дошкольного возраста по отношению к окружающему миру занимает открытую позицию исследователя и деятеля, этому   способствует   его   природная   любознательность,   активность,   наблюдательность. 2 Позиция   “исследователя”   характеризуется   освоением   физических   качеств,   свойств, материалов;   позиция   “деятеля”   ­   приобретением   способностей   творческого   общения   с миром, где ребенку в наглядной форме собственной деятельности открываются ценности окружающего   мира   [1].   Анализ   современной   ситуации   развития   детей   показывает,   что представлений   об   окружающем   мире   у   современных   детей,   несмотря   на   свою   широту, бывают, как правило, несистемными, разрозненными, не всегда глубоко осознанными, а иногда и ошибочными. Исключение не составляет и тема космоса,   вселенной. Небесные тела,   их   внешний   вид,   циклы   существования   привлекают   как   детей,   так   и   взрослых. Способствует   появлению   интереса   к   теме   и   всевозможные   издания   книг,   наличие кинофильмов, мультфильмов космической тематики.  Вместе с тем, психологи, педагоги актуализируют ситуацию амплификации, а не акселерации детского развития (А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова и др.), поэтому так важно уже   на   ступени   дошкольного   образования   сформировать   у   детей   прочную   систему научных, верных представлений об окружающем мире. И пусть эта система будет «наукой до   науки»   (В.Ф.   Одоевский),   но   данные   представления   должны   положить   начало формированию   основ   мировоззрения   и   ценностей   ребенка,   которые   доступны   его пониманию и интересны ему.  Ставя   перед   собой   задачи   создания   условий     для   активного   познания   ребенком окружающего мира, педагоги детских садов обращаются к педагогическому потенциалу образовательных   технологий.   Одной   из   таких   эффективных   и   востребованныхна современном этапе является технология проектной деятельности. Использование данной технологии   позволяет   создать   условия   для   развития   субъектной   позиции   ребенка   в познавательной   деятельности,   развивает   у   него   активность,   самостоятельность,   навыки сотрудничества,   поэтому   обращение   к   потенциалу   данной   технологии   в   рамках ознакомления дошкольников с окружающим миром представляется нам актуальным. Анализ   современной     образовательной   ситуации   позволил   выделить   ряд противоречий:   между   необходимостью   формирования   у   детей   системы   знаний   об окружающем мире и разрозненными, стихийными представлениями детей о нем; опорой на возрастные   возможности   в   освоении   представлений   и   неконтролируемом,   стихийном потоке   информации   об   окружающем;   необходимости   активного   восприятия   мира   и наличием только опосредованных способов его изучения. Данные противоречия должны решаться в образовательном процессе при создании определенных педагогических условий. В своем исследовании мы ставили цель: показать эффективность использования проектной 3 деятельности в формировании первоначальных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования:  ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром как педагогическая проблема. Предмет исследования:  использование проектной деятельности в формировании первоначальных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза   исследования:  проектная   деятельность   будет   являться   эффективным способом   формирования   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   первоначальных астрономических представлений, если:  ­ тематика проектов будет совпадать с познавательными интересами детей о космосе;  ­ включает в себя продуктивную, игровую, исследовательскую деятельность, связанные с космической тематикой;  ­ предполагает обогащение предметной среды группы.  Задачи исследования: 1. Изучить   и   проанализировать   психолого­педагогическую   литературу   по   проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром. 2. Охарактеризовать технологию использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста 3. Выявить уровень первоначальных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста 4. Опытно   –   экспериментальным   путем   доказать эффективностьиспользованияпроектной   деятельности   астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Теоретико­методологическая база исследования:  теоретические положения Н.Н. Поддъякова,   об   особенностях   формирования   системы   знаний   у   детей   дошкольного   формировании в возраста, возможности формирования элементарных категорий; педагогические положения С.А.   Козловой   о   значении   ознакомления   с   окружающим   миром   в   образовании   ребенка дошкольного   возраста;   теоретические   положения   Г.П.   Щедровицкого   о   проекте педагогической деятельности; теоретические положения В.В. Краевского, М.В. Клариной, В.С. Безрукова и др. об использовании метода проекта в образовательном процессе. Методы исследования: Теоретические:анализ психолого­педагогической литературы. Эмпирические: беседа, педагогический эксперимент. 4 Интерпретационные:  количественная   и   качественная   обработка   полученных результатов. Практическая значимость: выделенные иапробированные педагогические условия формирования   первоначальных   астрономических   представлений   у   детей   старшего дошкольного   возраста   в   процессе   проектной   деятельности   могут   быть   рекомендованы воспитателям дошкольных образовательных организаций. Экспериментальная база исследования: МБДОУ "ЦРР детский сад «Василек» г. Абакана, Республика Хакасия. Структура   дипломной   работы:  введение,   две   главы,   заключение, библиографический список, приложение. Глава 1. Теоретические основы ознакомления дошкольников с окружающим миром 1.1. Изучение вопроса ознакомление с окружающим миром в педагогических трудах ученных Окружающий мир является предметом пристального изучения ребенка дошкольного   самостоятельно,   ­   путем   наблюдения   и возраста,   он   приобретает   знаниякак   экспериментирования, так   и   под руководством взрослых   в специально организованной деятельности и в повседневной жизни. Успехи дошкольников в познании окружающего мира   поистине   велики,   хотя   умозаключения   и   выводы,   которые   делает   ребенок самостоятельно не всегда могут носить достоверный научный характер и часто бывают бессистемными   и   случайными.   Руководство   взрослым   ознакомлением   ребенка   с окружающим миром является важнейшей задачей и средством умственного воспитания дошкольника.   А.П.   Усова   ознакомление   с   окружающим   считала   основным   фактором умственного развития дошкольника и ставила на первое место[4]. Объем   знаний   детей   об   окружающем   мире   представлен   в   образовательных программах. Программный материал всегда отбирался, прежде всего, с учётом возрастных возможностей и интересов детей. Во всех возрастных группах детей, как правило, знакомят со   свойствами   и   качествами   предметов,   их   назначением,   изготовлением;   с   явлениями общественной жизни, с трудом взрослых и с природным миром. Знание предметов и их свойств является одним из условий развития продуктивных видов деятельности ребенка, а 5 развитие игры и общения, формирование поведения и отношения ребенка к окружающему связано с усвоением знаний об общественной жизни, труде, деятельности взрослых. Впервые программу по ознакомлению с   окружающим миром создал чешский педагог Я.А.   Коменский   в   научном   труде   «Материнская   школа».   Своими   рекомендациями   в «Материнской   школе»   Я.А.   Коменский   хотел   помочь   семьям,   в   частности   матерям   и няням, правильно и разумно поставить вопрос о воспитании деятельных, трудолюбивых членов   общества.   На   первый   план   Я.А.   Коменский   выдвигает   те   знания,   которые   мы обозначаем   термином   «естествознание».   Это   физика,   оптика,   астрономия   и   география. Конечно,   они   ограничиваются   чисто   эмпирическими   представлениями   о   предметах   и явлениях природы и должны быть доступны детям. Ян Амoс Коменский говорил: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли,   из   дубов   и   буков,   то   есть   знали   и   изучали   самые   вещи,   а   не   чужие   только наблюдения и свидетельства о вещах» [3].   Для   гуманитарных   знаний   Я.А.   Коменский   выдвигал   такие   науки   как   хронология, история, экономика, политика. Под хронологией понимается ознакомление с единицами для измерения времени: час, день, неделя, месяц, год и т.д., понятия вчера, завтра. Можно не сомневаться, что детям доступны представления о событиях, имевших место год, два назад, таким образом, ученый раскрывает перед детьми содержание истории. Кроме того, Я.А.   Коменский   рекомендует   знакомить   детей   и   с   геометрией,   музыкой.   К   вопросам воспитания   нравственного   достоинства   человека   были   сформулированы   требования   по отношению к другим людям, к самому себе [3]. Таким образом, приобщая детей к знаниям об окружающем мире, закладываются первые основы научного образования. При отборе материала для ознакомления детей с окружающим миром и в процессе ознакомления с ним педагоги предлагают учитывать особенности умственного развития дошкольников. Умственное развитие ребенка характеризуется  формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их во внутреннем плане даже в том случае, если он их не видит. Немалую помощь в этом процессе оказывает речь. Свойственные дошкольникам эгоцентризм и центрация, необратимость мышления мешают детям   удерживать   в   памяти   значительный   объем   информации,   систематизировать   и классифицировать объекты, точно определять возраст, ощущать время и расстояние. Эти особенности   мышления   лежат   в   основе   трансдуктивных   умозаключений   и   анимизма, типичных для детей 3­6 лет. Например, чтобы показать маме радугу, мальчик ведет ее на 6 то место, с которого увидел ее сам, полагая, что мать может увидеть радугу только в том случае, если займет его место. Дети, как правило, не умеют сосредоточиться на изменениях объекта и   на его переходах в другое состояние, поэтому часто делают трансдуктивные суждения   –   умозаключение   построенное   по   принципу   «от   частного   к   частному   без соотнесения   с   общим».   Например,   мальчик   в   зоопарке   рассматривает   слона   и   думает: «Серый, четыре ноги, двигается, длинный хвост. Замечательная собачка». Не способность детей отличать реальные предметы, объекты от вымышленных, стремление приписывать неодушевленным   предметам   или   животным   человеческие   черты   называется   в   науке анимизмом.   Ребенок   уверен,   что   снеговик   может   петь   и   танцевать,   искренне   верит   в страшных   сказочных   персонажей.   В   этом   прослеживается   тесная   взаимосвязь   детского мышления и эмоций, которая к 6­7 годам исчезает [7]. Отбор сведений об окружающем мире   для   образовательной программы развития детей  осуществляется  с  учетом их  воспитательного   характера,  научной  достоверности, конкретности, доступности детям дошкольного возраста. Ученые в области дошкольной педагогики отмечают, что важно, чтобы отбор программного содержания осуществлялся с учетом особенностей быта, национальных традиций, специфики труда в данной местности, природно­климатических условий. Есть знания об окружающем мире, которые дети могут освоить без специального обучения, есть и такие, которые требуют занятий и других форм обучения (Р.Б. Стёркина, Н. Тарловская и др.).  Научность   знаний   заключается   во­первых,   в   том,   что   необходимо   показывать дошкольникам действительность такой, какая она есть, включая в программу достоверные факты, явления; во­вторых, необходимо показывать взаимосвязь этих явлений с научной точки зрения об их природе (П.Г. Саморукова) [5].  Доступность   знаний   заключается   в   учете   познавательных   возможностей   детей,   в усложнении знаний с ростом этих возможностей (А.П. Усова).   Воспитывающий   характер   включает   выделение   ведущих   ценностей   общества, доступных пониманию ребенка. Такие знания вводят ребенка в жизнь общества, трудовые интересы взрослых, их отношения, формируют мировоззрение (С.А. Козлова) [4].  Знания должны носить точныйи  целенаправленный характер, так как создавая условия их   восприятия   необходимо   опираться   на   особенности   конкретности   мышления дошкольника [7].  Общим для всех образовательных программ является попытка поставить в центр этих знаний человека (человек и природа, человек и рукотворный мир, человек и другие люди, 7 человек   и   художественные   образы,   человек   и   его   личность,   индивидуальность).   Любое предметное   содержание   знаний   дошкольник   может   усвоить   по­разному:   в   виде представлений   (образы   конкретных   предметов),   в   виде   понятий   (обобщенные   знания   о целой группе предметов, объединенных на основе общих существенных признаков), в виде знаний­сведений,   которые   он   получает   от   взрослых,   в   виде   объяснения,   рассказа   из литературных произведений, которые ему читают(А.А.Люблинская). Формирование  знаний  должно обеспечивать  развитие  познавательного  отношения ребенка к окружающему миру. У детей должна возникнуть потребность узнать причины, связи,   проникнуть   в   сущность   явлений.   Формирование   познавательной   деятельности связано с определенной системой знаний (П.Г. Саморукова). Система   знаний   –   это   совокупность   знаний   об   определенных   предметах   или явлениях, достигаемая путем установления существенных связей, порядка между частями целого   на   основе   определенных   закономерностей,   принципов,   правил[5].   Результаты психолого­педагогических   исследований   П.Я.   Гальперина,   Н.Н.   Поддьякова   и   других ученых     свидетельствуют   о   том,   что   упорядоченный,   систематизированный   материал усваивается детьми легче, чем материал разрозненный [6]. Познание внутренних свойств явлений играет важную роль в развитии содержания и формы мышления, поэтому переход от познания внешних свойств явлений к познанию внутренних  их связей возможет лишь в процессе   последовательного   усвоения   детьми   соответствующей   системы   знаний,   когда каждое последующее представление вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения как центральное ядро[ 7]. П.Г. Саморукова выделяла два уровня усвоения детьми знаний:  ­ эмпирический – в форме представлений с опорой на восприятие;  ­ теоретический – в форме понятий, категорий. Усвоение системы знаний  может осуществляться по  иерархическому принципу, где в центре исходное понятие и из него вытекают остальные, соподчиненные.   В процессе предметно­чувственной деятельности формируются элементарные понятия, которые могут стать ядром системы знаний. Система   знаний   у   детей   не   остается   неизменной.   Она   постоянно   углубляется   и расширяется в процессе обучения и по мере накопления  жизненного опыта. Воспитатель последовательно работает над ее формированием у ребенка. Например, в младшей группе он   обращает   внимание   детей   на   наиболее   яркие,   единичные   признаки   времен   года,   в средней ­  учит выделять основные, характерные признаки, сравнивать их между собой, в 8 старшей ­  формирует знания о последовательности сезонных изменений, их закономерной повторяемости   и   связях   между   явлениями   живой   и   неживой   природы.   Воспитатель, намечая программное содержание образовательной деятельности с детьми, продумывает, как будет выглядеть та система знаний, которую дети должны усвоить на том или ином занятии, как они будут связаны со знаниями, полученными в других формах обучения. Выявление объективных связей, отношений внутри явления создает предпосылки к тому, что отдельные факты, стороны явления выступают не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости [6]. Процесс   систематизации   знаний   является   универсальным   средством   развития мыслительной   деятельности   детей.   Дети   овладевают   умениями   использовать   прежние знания для более глубокого понимания вновь формируемых понятий, поэтому успешное обучение дошкольников зависит от широты и глубины взаимодействия усвоенных знаний с вновь   формируемыми.     С   помощью   системы   знаний   количественно   и   качественно изменяется   внутренний   план   действий   ребенка,   усложняется   форма   мыслительной деятельности,   общая   стратегия   познавательной   деятельности   развертывается   по логической   схеме:   от   выделения   предмета   –   к   установлению   его   связей   с   другими предметами   –   и   к   анализу   его   свойств   в   общей   системе   функционирования.   В   этом процессе   знания   выступают   средством   организации   и   регулирования   деятельности, обеспечивают   синтез   новых   знаний   в   целостную   систему.   Усвоение   системы   знаний способствует появлению установки на поиск скрытых внутренних связей и отношений, у ребенка перестраивается обследование предметов: от анализа внешних средств и качеств он переходит к познанию внутренних связей[6]. Таким образом, принцип систематизации знаний обеспечивает реализацию принципа научности, так как в основу кладутся элементарные понятия, отражающие основные связи соответствующей   области   действительности.   Последовательное   усложнение   знаний позволяет   реализовать   принцип   доступности   обучения.   Любой   объект   должен рассматриваться не сам по себе, а в связи с другими предметами, в той системе, в которой он   существует   и   функционирует.   В   процессе   усвоения   систематизированных   знаний   у дошкольников   формируется   широкое   понимание   окружающей   действительности, взаимосвязи и взаимодействия предметов и явлений, их изменение и развитие. По   словам   В.  А.  Сухомлинского   "ребенок   по   своей   природе   пытливый исследователь, открыватель мира". Он интересуется всем новым, неизвестным. Открытия у него каждый день, он постоянно познает окружающий мир [3]. 9 Таким образом, освоение детьми разнообразных средств и способов взаимодействия с миром является одним из ключевых условий развития самостоятельности, инициативности, творчества   дошкольников.   С   помощью   освоенных   средств   и   способов   познания действительности ребенок может применять полученные знания и добывать новые.  Выбор конкретного содержания определяется, в частности, тем, что одним из основных источником познания действительности ребенком является его понимание изменяющейся картины мира (С.Л. Рубинштейн, А. Валлон, Н.Е Веракса, Н.Н. Поддьяков и др.).  1.2.   Общая   характеристика   использования   проектной   деятельности   в образовательном процессе детского сада Метод   проектов   –   это   педагогическая   технология,   стержнем   которой   является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в которой ребенок воспринимает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты [8].  Метод   проектов   можно   вообразить   как   способ   организации   педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника и его родителей, способ взаимодействия   с   окружающей   средой,   поэтапная   практическая   деятельность   по достижению поставленной цели.  Сегодня   особое   место   в   дошкольном   образовании   занимает   планирование.   В современной   педагогике   метод   проектов   используется   наряду   с   систематическим предметного   обучения   как   компонент   системы   продуктивного   образования.   Основной целью   проектного   метода   в   дошкольных   учреждениях   является   развитие   свободной творческой   личности   ребенка,   которое   определяется   задачами   развития   и   задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов возник во второй половинеXIX  века в школах США. По мнению ДжонaДьюи,   оcновоположникa  дaнной   технологии,   опыт   и   знaния,   ребенок   должен приобретaть   путем   «делaнья»,   в   ходе   иccледования   проблемной   обучaющейcреды, изготовления   различных   проектов,  cхем,   производствa  опытов,   нaхождения   ответов   нa спорные вопросы. Поэтому одним из перспективных методов, способствующих решению этой   проблемы,   является   метод   проектной   деятельности.   Оcновывaясь   нa  личностно   ­ ориентировaнном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.  10 Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальна для них, и еще: детская самодеятельность,   конкретное   практическое   творческое   дело,   поэтапное   достижение   к цели, этот метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Суть   метода   проектов   –   заинтересовать   детей   к   определенным   проблемам, предполагающим   владение   некоторой   суммой   знаний,   и   через   проектную   деятельность, предусматривающую   решение   одной   или   целого   ряда   проблем,   показать   практическое применение полученных знаний [9]. Обобщив   исторический   опыт   разработки   метода   проектов,   можно   выделить основные этапы: 1 Целеполагание ­ педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и легкую для него задачу на определенный отрезок времени.  2 Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:   к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);  в   каком   источнике   можно   найти   информацию,   какие   предметы   использовать (принадлежности, оборудование);  с какими предметами научиться работать для достижения цели.  3  Выполнение проекта – практическая часть.  4 Подведение итогов – определение задач для новых проектов [8]. Учитывая   возрастные   психологические   особенности   дошкольников,   координация проектов   должна   быть   гибкой,   т.е.   воспитатель   ненавязчиво   направляет   работу   детей, организуя отдельные этапы проекта.  М.   Крупенина   полагала,   что   метод   проектов   реализует   комплекс   таких педагогические принципов, как инициатива, сотрудничество детей и взрослых, с учетом возраста,   индивидуальных   особенностей   детей,   деятельностный   подход,   актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой. При использование проектного метода в работе с дошкольного возраста повышает самооценку ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значительным в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.  Обязaтельные состaвляющие проектa – детcкая caмоcтоятельноcть (при поддержке взрослого), в  cотворчество детей и взрослых, рaзвитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение приобретенных знаний в разных видах деятельности.  11 При   использовании   метода   проектов   помимо   оценки   результата   деятельности необходимо   отслеживание   психолого­педагогического   эффекта:   степени   формирования личностных качеств, самооценки, умения делать выбор. Современные исследователи и практики в образовании утверждают, что проектный метод   эффективный   и   актуальный   способ   развития   личности.   Он   дает   ребенку возможность экспериментировать, анализировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся   ситуации   будущего   школьного   обучения.   Федеральный   государственный стандарт по дошкольному образованию ориентирует педагогов на использование в работе с детьми   календарно­тематического   планирования,   которое   предполагает   целостное интегрированное изучение явлений окружающего мира. Проектная деятельность содержит в своем алгоритме условия, способствующие формированию у детей целостной картины мира, умений самостоятельно использовать полученные представления о мире природы, вещей, явлений и творчески выражать это в какой­то продуктивной, значимой для ребенка деятельности. Глава   2.   Использование   проектной   деятельности   в   формировании первоначальных   астрономических   представлений   у   детей   старшего   дошкольного возраста 2.1. Анализ уровня представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире На основе анализа теоретических источников по проблеме исследования нами была проведена опытно­экспериментальная работа, состоящая из трёх этапов: констатирующего, формирующего   и   контрольного.   Мы   ставили   перед   собой   цель:   сформировать   у   детей старшего дошкольного возраста первоначальные   астрономические представления в ходе проектной деятельности. Исследование проводилось на базе на базе МДОУ ЦРР «Детский сад "Василек" г. Абакана с сентября 2015 года по март 2016 года. В работе  принимало участие 17 детей логопедической группы в возрасте 5­6 лет. С целью определения уровня имеющихся у детей астрономических представлений нами была проведена беседа с детьми (см. Приложение А). При составлении вопросов к детям   мы   руководствовались   содержанием   образовательной   программы,   по   которой работает детский сад, в которой отмечается, что воспитателю рекомендуется в старшей 12 группе в доступной форме отвечать на вопросы детей, связанные с космосом, звездами, луной, солнцем и т.д. Расширять знания детей о природе с учётом их интересов. Анализ   ответов   детей   проводился   с   учетом   таких   критериев,   как   правильность, полнота ответа, научность излагаемых представлений у ребенка, конкретность,   желание продолжить   беседу.   За   каждый   правильный   ответ   мы   давали   ребенку   1   балл.   Беседа проводилась с каждым ребенком индивидуально, использовался стимульный материал в виде   картинок   космоса,   а   также   мы   предлагали   детям   дополнить   предложения: «Космонавтом может стать человек, который обладает такими качествами как…»; «Если бы наша планета стояла первой возле солнца, то она………, а если последней она бы…»; «Чтобы полететь в космос человек должен…». Анализ ответов детей на вопросы беседы показал, что в данной группе  преобладает низкий   уровень   первоначальных   представлений   об   астрономии,   вместе   с   тем   следует отметить интерес детей к теме «Космос», дети с желанием отвечали на вопросы и хотя их ответы   в   большей   степени   были   не   правильными   и   неполными,   элементарные представления у 6% детей есть (Приложение Б). Дети правильно отвечали на вопрос «Как называется   планета,   на   которой   мы   живем?»,   но   были   и   ответы,   что   наша   планета называется   Россией,   т.е.   они   путали   планету   со   страной.   В   таких   случаях   детям объяснялось, что есть космос, в космосе находятся множество планет, и в одной из планет мы   в   ней   живем,   а   Россия   –   это   страна,   которая   находится   на   планете.   И   когда   мы объяснили, ребенок задумался и понял, что не знает как называется наша планета. Из   17   человек,   только   3   детей   знают   как   называется   ближайшая   звезда   к   нам, например,   Эмиль   А.   ответил   на   этот   вопрос   так:   «…   ближайшая   к   нам   звезда     ­это падающие звезды». На вопрос «Что такое солнечная система?»  дети, например, отвечали так:   Милана   А.   ответила,   что   солнечная   система   ­     это   когда   солнце   ближе   к   одной планете, а Леон Л. ответил так: «Это солнце, туда летают»; «Солнечная система ­   это когда солнце светит, жарит», таким образом можно сделать вывод о том, что дети имеют представления,   которые   выстроены   лишь   на   личном   восприятии   явлений,   и   часто   они неверны. Сложности вызвали и вопросы о космонавтах, о первом космонавте. На эти вопросы дети чувствовали себя неловко, были и такие дети, которые говорили, что они это не проходили, либо не знают или же, что им родители не рассказывали.  Следует отметить знания детьми планет Солнечной системы. На вопрос: «Какие ты планеты Солнечной системы знаешь?» большинство детей назвали Марс, Сатурн и Землю, 6 13 человек   прибавляли   к   этому   вопросу   еще   Солнце   и   Луну;   Боря   В.   назвал   и     планету Плутон; Расул К. ответил, что есть жаркая планета и холодная планета. Дети затруднялись в ответах на вопрос о Луне как спутнике Земли. Большее количество детей группы хотели бы стать космонавтами из ­ за того, «… что там красиво», как отметил Глеб Х., Миша Ю. «… хочу увидеть и узнать все планеты нашей Солнечной системы, что в космосе существует». Но были и дети, которые в ответах продемонстрировали   тревожность   и   нежелание   стать   космонавтом:   «может   ракета взорваться, метеорит сбить может» Боря В.;«…там нечем дышать и опасно»(Виталина С.). Вместе с тем дети все выделили качества личности, которыми должен обладать космонавт – это спортивным, сильным, умным, осторожным. Таким образом мы видим, что у детей есть элементарные представления о Космосе и нашей планете, о космонавтах, но сведения эти разрозненные, не полные, в большинстве ответов не научные. В   ходе   беседы   с   воспитателями   группы   мы   выяснили,   что   тема   космоса рассматривается с детьми в апреле месяце, что ведущей формой является беседа с детьми и рассматривание иллюстраций. С технологией проектной деятельности педагоги знакомы и активно используют её в работе с детьми. Так как у детей наблюдался интерес к данной теме   мы   решили   средствами   проектной   деятельности   формировать   элементарные астрономические представления. 2.2. Организация проекта по формированию первоначальных астрономических знаний у детей старшего дошкольного возраста Формирующий этап нашей работы предполагал создание условий для социальной ситуации  развития детей в ходе проектной деятельности через расширение представлений о космосе. Знания, представления детей в данном случае являлись средством развития детей,   основной   целью   являлось   развитие   у   детей   в   ходе   ознакомления   с   Космосом любознательности, познавательного интереса, сотрудничества, ориентации на творчество.  Наш проект имел три этапа: первый этап ­  подготовительный. В ходе этого этапа мы провели с детьми беседу, заполнив параллельно таблицу на ватмане с тремя колонками: что мы знаем о Космосе, что ещё хотим узнать и как мы можем получить информацию, кто нам в этом может помочь. В ходе беседы дети были очень активны, после констатирующего этапа они были в теме и видели «поле познания», так, например, возникли такие вопросы: «Почему в космосе темно?»; «Почему луна большая, а звезды маленькие, можно ли их достать?», «Есть ли на Луне лунатики?», «Когда взорвется солнце и что будет?» и т.п. 14 Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов: подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе   наблюдений   реальных   явлений   и   собственных   логических   рассуждений; удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от прямых методов обучения и учете специфики  мыслительных  процессов детей дошкольного возраста;  достоверные источники   информации   для   детей   –   это   знания   взрослых,   наблюдения   со   взрослыми, научная и детская познавательная литература.  Второй этап предполагал реализацию проекта. Работа осуществлялась в различных направлениях   в   соответствии   с   перспективным   планом,   с   учетом   принципа   интеграции образовательных   областей   и   детских   видов   деятельности:   познавательной   ­     «Этот удивительный   Космос   в   телескопе   и   микроскопе»;   «Наш   3Dпланетарий»;   игровой   – «Космические приключения»; «Тайна третей планеты»; «Путешествие к созвездию Орион» и т.п.; чтение и рассматривание научной и познавательной литературы «Центр подготовки космоученых»;   художественно­творческой   деятельности   «Мастерская   космических новинок»;  физкультурно­оздоровительной  – «Зал  тренировок  будущих  космонавтов».  В ходе   данного   этапа   совместно   с   родителями   была   обогащена   развивающая   предметно­ пространственная   среда,   создан   «Центр   изучения   Космоса»,   в   котором   были сосредоточены   карта­схема   Солнечной   системы,   глобус,   карты   звёздного   неба, иллюстрации,   фотографии   и  т.д.  В  процессе   деятельности   дети  учились  моделировать, рассуждать,   анализировать.   Работа   проходила   последовательно   и   в   системе.   Ведущими методами взаимодействия с детьми были проблемные вопросы, ситуации и их решение; элементарные опыты и экспериментирование; моделирование; творческие игры. Ведущим принципом   выступал   принцип   интеграции   содержания   образования   по   всем   областям знания.  Для   познавательного   развития   с   детьми   мы   проводили   еженедельные   беседы   на темы   «Зачем   нужно   изучать   космос?»,   «Юрий   Гагарин   –   первый   космонавт   планеты», «Планеты и звезды», «Какие бывают космические корабли», «Звезды и созвездия», «Земля ­  наш  дом   во  Вселенной»,   «Солнце  ­  источник   жизни  на  Земле».  Целью   данных   бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.  Занимаясь   художественной   деятельностью,   ребята   лепили   веселых   марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы, делали аппликации из цветной бумаги, ткани и фольги на тему: «Звезды и кометы», изображали свои представления о полете в 15 космос;   создавали   макеты   «Ракета   на   старте»,   панно   «Космический   коллаж».   Все   эти поделки выставлялись на выставке «Далёкий и близкий Космос». Первоначальные   представления   о   Вселенной,   о   первом   полете   на   Луну,   запуске спутника   и   ученых­изобретателях   в   доступной   и   увлекательной   форме   дошкольники получали,   отправляясь   в   космические   путешествия   в   процессе   познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр. В основу были положены такие виды игр как игры­ путешествия (С.Николаева). В некоторые из путешествий с детьми отправлялись герои мультфильмов     ­   Алиса   или   Лунтик,   помогающие   детям     расширить   сюжет   игры   и приобрести новые знания о Космосе. Для закрепления знаний мы использовали такие  дидактические игры, как  «Собери созвездие»,   «Наша   планета,   «Подбери   одежду   для   космонавта»,   «Подготовь   ракету   ко старту».   Творчество   по   теме   «Удивительный   космос»   предполагает   полет   фантазии, свободе   самовыражения   и   конечно,   знания   и   представления   о   Вселенной,   Солнечной системе, космических исследованиях и путешествиях. При подготовке детей к лепке и рисованию мы читали сначала художественную литературу: Антуана де Сент­Экзюпери «Маленький   принц»,   «Незнайку   на   Луне»   Н.Носова,   рассказы   и   стихи   о   космосе   и космонавтах   разных   авторов,   рассматривали   иллюстрированные   издания   для   детей   по астрономии. Лепка по темам «Звездное небо», «Наши космические гости», «Покорители космоса»   завершилась   большой   коллективной   работой   «Космическая   панорама».   Мы собрали все поделки на космическую тему, на стене прикрепили картину «Звездное небо», рядом с ней поставили панораму «Космодром». Эти работы не просто стали выставкой, но и   возможностью   «оживить»   созданный   самими   детьми   «Космос».   У   детей   появилось желание обыграть, «оживить» созданную композицию. Дети широко использовали макеты для своих режиссерских игр. Космические корабли запускались в открытый космос, там же совершают   свои   полеты   спутники.   Космонавты   готовятся   к   полету,   летят,   выходят   в открытый   космос   или   высаживаются   на   Луне.   Прилетают   инопланетяне   на   летающих тарелках. Развивается игра, к которой дети возвращаются снова и снова, придумывают все новые и новые сюжеты. В своей работе мы руководствовались положением о том. Что использование   творческих   игр   является   значимым   и   эффективным   средством   для закрепления полученных знаний и активизации желания получить новые.  Наиболее   эффективной   является   совместная   деятельность   детей,   педагогов   и родителей   по   изучению   темы   космоса.   Так   нашими   общими   стараниями   были   созданы фотоальбом   «Российская   космонавтика:   вчера   и   сегодня».   С   помощью   родителей   был 16 создан макет «Планеты Солнечной системы», который заслуженно пользуется вниманием детей и педагогов при работе по теме «Космос». Также родители вместе с детьми создали «Звездную   книгу»,   в   которой   собраны   рассказы,   рисунки   и   фотографии   созвездий   под которым родился их ребенок.  Итогом   нашей   работы   пор   проекту   стал   познавательно­тематический   праздник «Загадочный космос». Он прошел весело и ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем   нелегких   «космических»   эстафетах,   конкурсах,   викторине,   показать   все   свои необычные работы и представить их всем зрителям.  Таким образом, в процессе реализации проекта «Удивительный космос» у наших ребят   наряду   с   развитием   познавательных   способностей   обогатился   словарный   запас, расширились   естественнонаучные   представления   о   космосе,   широко   проявились инициативность и творчество.  2.3. Анализ полученных результатов Контрольный этап был проведен в марте 2016 года и предполагал определение уровня представлений   детей   о   Космосе,   Солнечной   системе,   космонавтов   в   соответствии   с проводимой   работой.   Беседа   с   детьми   по   вопросам   констатирующего   этапа   показала значимые изменения в преставлениях детей. Если на констатирующем этапе представления детей   носили   отрывочный,   часто   ненаучный,   эмпирический   характер,   то   на   этапе   после реализованного   проекта,   дети   демонстрировали заинтересованность темой, приводили интересные примеры и факты из жизни звезд и планет,   они   отличались   полнотой, осмысленно   рассказывали   о   требованиях   к   личности   космонавтов,   проявляли   желание продемонстрировать свои знания. Количественные показатели уровня представлений дети представлены в таблице №1 Приложения В. 17 Заключение Ознакомление   с   окружающим   миром   является   одной   из   самых   важных   задач умственного воспитания детей дошкольного возраста. Вместе с тем  ­ это и эффективное средство   развития   детей.   Знакомясь   с   миром,     у   ребенка   развивается   природная любознательность,   наблюдательность,   активность.   Ребенок   становится   активным субъектом своего познания. Задача взрослых, находящихся рядом с ребенком – создать условия для его активности, научить целенаправленно и грамотно организовывать своё познание,   развивать   умения   переводить   полученную   информацию   в   активное   знание. Поэтому   современные   педагоги   обращаются   к   потенциалу   педагогических   технологий, позволяющих   решить   данные   задачи.   Одной   из   эффективных   технологий   является проектная   деятельность.   Как   показал   опыт   организации   проекта   с   детьми,  проектная деятельность   будет   являться   эффективной   формой   формирования   у   детей   старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире, если тематика проектов будет совпадать с познавательными интересами детей;  включает в себя продуктивную, игровую, исследовательскую   деятельность,   связанные   с   изучаемой   тематикой;   обогащение предметной среды группы.    предполагает 18 Библиографический список  1. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью / Н.В. Алёшина – М.: ЭлизеТрейдинг ЦГЛ, 2005. – 246 с. 2. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М: Айрис_Пресс, 2008. – 190 с. 3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXвека / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. – 512 с. 4. Козлова,   С.А.,   Куликова,   Т.А.   Дошкольная   педагогика   /   С.А.   Козлова,   Т.А. Куликова – М., 2015. – 432 с. 5. Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В. Дошкольная педагогика: теория воспитания / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Академия,2013. – 208 с. 6. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. – М., 1999. –  7. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 2005. 8. Проектный   метод   в   деятельности   дошкольного   учреждения:   пособие   //   Л.С. Кисилёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода и др. – М.: АРКТИ, 2003, 16 с. 9. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду/ Л.Л. Тимофеева. – СПб.: ООО «Издательство – пресс», 2011. – 80 с. 19 Приложение А. Вопросы беседы с детьми: 1 Как называется планета, на которой мы живем? 2 Как называется ближайшая звезда к нам? 3 Что такое Солнечная система? 4 Какие планеты Солнечной системы ты знаешь? 5 Как называется спутник Земли? Что ты о нем знаешь? 6 Какие созвездия ты знаешь? 7 Что такое метеориты? 8 Кто был первым космонавтом? 9 Ты бы хотел стать космонавтом? Почему? Дополни предложение: 1 Космонавтом может стать человек, который обладает такими качествами как……… 2 Если бы наша планета стояла первой возле Солнца, то она………, а если последней она бы…………. 3 Чтобы полететь в космос человек должен……………… 20 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Приложение Б. Высокий Средний Низкий 21 Рис. 1. Уровень первоначальных астрономических представлений детей старшего дошкольного возраста на начало опытно­экспериментальной работы. Приложение В. Таблица 1. –Сравнительный анализ уровня представлений детей старшего дошкольного  возраста о Космосе на начало и конец опытно­экспериментальной работы высокий средний низкий Констатирующий  этап Контрольный этап ­ 29% ­ 5 6% 47% 1  8 94% 24% 16 4 22

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями в ходе проектной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017