ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Оценка 4.8
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
08.01.2019
Статья посвящена вопросам организации культурологического развития дошкольников в Республике Башкортостан. Культурное развитие ребенка строится на исторических фактах, но главным в пласте содержания программы обучения и развития является показ роли человека, его возможностей в творчестве, в преобразовании мира, так как культурный человек должен уметь ориентироваться и самоопределяться не только в социокультурном пространстве, но и в пространстве истории. Знакомя ребенка с различными культурами, необходимо ориентировать его так, чтобы он увидел общее и различное в истории и культуре разных народов.
Ключевые слова: современная социокультурная ситуация, поликультурное воспитание дошкольников, национальный фольклор, народная культура, ценности культуры, эстетическая деятельность, национальное самосознание.
семинар.docx
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ И
КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Статья посвящена вопросам организации культурологического развития дошкольников
в Республике Башкортостан. Культурное развитие ребенка строится на исторических фактах,
но главным в пласте содержания программы обучения и развития является показ роли
человека, его возможностей в творчестве, в преобразовании мира, так как культурный человек
должен уметь ориентироваться и самоопределяться не только в социокультурном
пространстве, но и в пространстве истории. Знакомя ребенка с различными культурами,
необходимо ориентировать его так, чтобы он увидел общее и различное в истории и культуре
разных народов.
Ключевые слова: современная социокультурная ситуация, поликультурное воспитание
дошкольников, национальный фольклор, народная культура, ценности культуры, эстетическая
деятельность, национальное самосознание.
Башкирия является многонациональной республикой, её населяют народы
с самобытной культурой. Поэтому человек в современной социокультурной
ситуации находится в мультикультурной среде, образуемой сосуществованием
различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него
толерантного отношения. В его основе лежит уважение к культуре людей других
национальностей при сохранении своей культурной эдентичности. Именно
поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с раннего возраста
традиционной культуры и истории как своего, так и других народов,
выступающего условием формирования национального самосознания,
социализации ребенка в современном многонациональном обществе.
Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности ребенка.
В этот период происходит формирование духовнонравственной основы
ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в
обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный
отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально
психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень
ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю
жизнь Материальной основой национального самосознания в период
дошкольного детства является прежде всего отношение ребенка к родному
краю, к семье, ближайшему окружению. А далее от восприятия культуры
ребенка к своего народа можно переходить к культуре соседних народов. При
этом путь развития ребенка следует от проявления интереса, чувства симпатии
к людям других национальностей в том возрасте, когда детям ещё неизвестно о
существовании разных народов и культур, к усвоению первоначальных знаний о
них, пробуждению дружеского отношения и уважения к ним, на основе
знакомства с их традициями и обычаями.
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно
прикладному и фольклорному искусству стало предметом пристального
внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для
использования в практике поликультурного воспитания дошкольников.
Одной из первых разновидностей культуры, с которой знакомится ребенок
еще в младенчестве, является народная культура. Она воспринимается ребенком
через малые фольклорные формы (сказки, песни, плясовые, поговорки,
народные игры, и т. п.). Они близки и понятны детям как для восприятия, так и
для воплощения.
В работе по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста
очень важна продуманная организация образовательной деятельности. Это
поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы
и методы работы и будет способствовать реализации новых форм общения с
детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям
взаимодействия с семьей и т. д., а в конечном итоге, целостности
педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая
продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными
индивидуальными чертами и особенностями, склонностями, интересами и
способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать и учитывать, необходимо постоянно изучать детей, их духовный
мир, запросы, а также своевременно замечать происходящие изменения в их
развитии
Обязательное условие успешного влияния на детей — это искренняя
любовь к ним. Любовь — творец всего доброго, сильного, теплого и светлого.
Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период
начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут
связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют
последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа,
который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми
он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и
обычаев людей, среди которых он живет.
Богатство и разнообразие природы, труд и быт народа обусловили
оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного
творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно
тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время, и чем он жил в
прошлом.
Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его
образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких
связей, многое в творчестве какоголибо другого народа оказывается
недоступным не только для ребенка, но и для взрослого.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются
присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку,
овладение языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста
получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая,
можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот
период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в
изобилии несут в себе народное творчество. В народных детских играх и игрушках блестяще соединились
художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей
чарующей прелести его проявлений. Сказки, загадки, поговорки, пословицы —
устное народное творчество — представляют настоящую сокровищницу
народной мудрости, исключительные образы языка народа. Песня, музыка,
пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых
выражены черты характера народа, широта его натуры. Лепка, резьба,
вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство
формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство
изготовления художественных предметов.
Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать
предпочтение в его влиянии на ребенка. Всем известна необычайная сила
влияния и запечатляемости сказочных образов. Воспринятые маленькими детьми
сказочные образы сохраняются в последующие годы жизни, и не только
сохраняются, но и легко всплывают в сознании.
В результате ребенок не только участвует в межкультурном диалоге, но и
лучше понимает собственную культуру в тесной взаимосвязи с другими
культурами Башкирии, России и мира, усваивает систему норм и правил
межнационального общения, что создает основу для формирования у ребенка
позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия
своей собственной
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующие виды работы:
знакомство
детей с бытом и традициями России и Республики
Башкортостан.
изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек,
пословиц, поговорок и т. п.);
знакомство с праздниками и традициями русского и башкирского народов:
гостеприимство, почитание родителей.
знакомство с историей возникновения народных игрушек; знакомство с народными играми;
знакомство с народным искусством;
создание минимузеев;
использование в работе накопленного опыта работы по краеведению
Перспективный план ознакомления дошкольников с традициями и
культурой народов Республики Башкортостан.
№п/п Вторая младшая
Средняя группа
Старшая группа
группа
Играразвлечение
«Осенины»
Играпутешествие
«Карга буткахы»
Играразвлечение
«Осенины»
«Праздник
урожая»
Беседа 11 октября День нашей
республики
Развлечение
«Осенины»
Беседа
«Матрешки»
(семеновская и
бурзяночка)
республики
Подготовительная
группа
Развлечение
«Осенины»
Утренник «Хлеб
— великое
сокровище»
Утренник.11 октября День нашей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Играразвлечение
«Вот так конь»
Беседы о „Каз
омахе" помочь,
когда режут гусей
Беседы о „Каз
омахе" помочь,
когда режут гусей
Беседы о „Каз
омахе" помочь,
когда режут гусей
Играразвлечение
«Кот Васька»
Развлечение МОЙ КРАЙ — БАШКОРТОСТАН
Праздник
«Рождество
Христово»
Беседа – игра «У
нас в гостях
Марьюшка и
Иванушка»
Играпутешествие
«Масленица».
Играпутешествие
«Масленица».
Развлечение
«Масленичная
неделя»
Праздник
«Рамазан»
Играпосиделки
«Ладушки в гостях
у бабушки»
Играпутешествие
«Выставка
дымковских
игрушек»
Играразвлечение
«В гости к Танечке
пойдем»
Играпутешествие
«Выставка
дымковских
игрушек»
Список литературы
Рождественские
посиделки
«Рождество
Христово»
Развлечение
«Масленичная
неделя»
Праздник
«Рамазан»
Тематическое развлечение «Сабантуй»
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2003.
Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование. —
2005. — № 6. — С. 59. Гасанова Р.Х. Синтез искусств (музыка, художественное слово, живопись):
Комплексные занятия для детей старшего дошкольного возраста. Уфа: БИРО,
2005.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2006–2010 годы». — М., 2006. — 65 с
Гончарова О. В., Шапарь М. Г. Организация процесса поликультурного
воспитания дошкольников в до школьном образовательном учреждении // Кон
цепт. – 2013. – Спецвыпуск № 08. – ART 13571. – 0,7 п. л. – URL: http://e
koncept.ru/2013/13571.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 7749965. – ISSN 2304120X.
Гончарова О. В., Карташова М. Г., Красева А. Р. и др. Театральная палитра:
программа художественноэстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2010. –
128 с.
Фазлыева Ф.Н.. Мой край Башкортостан. Программа по ознакомлению детей
дошкольного возраста с родным краем. Уфа: БИРО, 2005.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.