«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

  • doc
  • 10.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала пальчиковая гимнастика.doc

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность данной проблемы широко освещается в психолого-педагогической литературе. Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, в данной работе смогут познакомиться с опытом работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики пальцев.

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет «Движение пальцев рук, исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией. Развитие руки и речи шло у детей параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи», поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

Работу с воспитанниками по развитию движений пальцев и всей кисти провожу в свободное время утром и после сна, во время занятий. Упражнения подбираю так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В работе использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношения, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Занятия проводятся в игровой форме, поэтому они вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению. Начинаются  и заканчиваются занятия простейшими приёмами массажа:  разжимание кулачков лёгкое потряхивание кисти. А также развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами: семена, косточки, крупа. Выкладывание и рисование любых узоров -серьёзное занятие. Также применяю игры с бросовым материалом, пластмассовыми пробками, круглыми расческами, зубными щетками, песком, резиновыми шариками т. д. Данные занятия требует от детей усидчивости и терпения, развивают фантазию и самое главное развивают пальцы рук.

Выполняя упражнения вместе с детьми, демонстрирую собственную увлечённость игрой.  Выбрав две или три пальчиковые игры, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся мы оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

Первое, что дети испытывают, встречаясь с пальчиковыми играми, – это восторг, удивление тому, что можно так замечательно играть. Потом к детям приходит осознание того, что они хотят постоянно повторять уже известные им пальчиковые игры, да и к тому же имеют огромное желание узнать всё больше и больше новых пальчиковых игр и играть в них с воспитателем, своим другом, мамой и т. д. Что же делают дети?

Они начинают просто требовать продолжения игры и при этом так входят во вкус, что, слушая новое стихотворение или уже прочитанное когда-то, дети начинают прикидывать: можно или нельзя сделать из этого стихотворного произведения пальчиковую игру. Дальше – больше. Дети не только подбирают стихи к пальчиковым играм, но и сами начинают предлагать движения для пальчиков. И это ещё не все. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки при умывании, при раздевании, при одевании.

Рассказав дома своим родителям те пальчиковые игры, что знают сами, дети просят родителей купить книжку с пальчиковыми играми в магазине. Поэтому возникла идея поделиться с родителями накопленным опытом по развитию речи с помощью пальчиковых игр. Вниманию родителей были предложены консультации, памятки,  мастер – класс.

Степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детьми младшего возраста следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.

Рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика помогает гармонизировать движения тела, мелкой моторики и органов речи. Способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.