Палочки Кюизенера - инновационная технология
Оценка 5

Палочки Кюизенера - инновационная технология

Оценка 5
docx
25.04.2020
Палочки Кюизенера - инновационная технология
Палочки Кюизенера - инновационная технология.docx

 

 

Дворникова Т.А. преподаватель кафедры психолого – педагогических дисциплин, ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»

 

«Использование палочек ХКюизенера в образовательном процессе ДОО как инновационной технологии»

 «Без игры нет и не может быть полноценного

развития. Игра это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Постановка проблемы. В условиях модернизации образования Российской Федерации, внедрения и реализации ФГОС ДО, одной из главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Поэтому современное содержание математического образования направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие, формирование культуры  и самостоятельности мышления, на воспитание привычки полноценной логической аргументации окружающего

Математическое развитие дошкольников  по своему содержанию не должно исчерпываться  развитием  представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Такое простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического  мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий

Накопление логико-математического опыта (математической  осведомленности) необходимо организовать  таким образом, чтобы ребенок  играл, развивался и обучался одновременно.  Овладение математическими представлениями  будет эффективным и результативным  только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

В дошкольной педагогике имеется огромное количество разнообразных дидактических игр и пособий. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно вверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше начинали учиться в школе

ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Джорджу Кюизенеру удалось создать многофункциональный дидактический материал, позволяющий не только учить детей математике, но и оказывающий положительное влияние на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, наглядно-действенного мышления, фантазии, конструкторских и комбинаторных способностей. Основные особенности этого дидактического материала — «абстрактность», универсальность, высокая  эффективность. Пособие  позволяет «через детские руки», в доступной форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий.

Игры с палочками  способствуют тому, что в игровой деятельности ребенок постепенно переходит от внешних практических действий с конкретными предметами к умственным действиям над свойствами предметов или отношениями между ними, таким образом, формируются не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода  задач.  

Цель статьи – раскрыть технологию методики работы с палочками Х.Кюизенера.

Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного воспитания. Любая математическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку. Умственная задача - найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях. Одним из таких средств познания являются палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками. В работе с дошкольниками может использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нем белых палочек 36, а остальных — по 12 каждого цвета. Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная плоскость), или на фланелеграфе (вертикальная плоскость). С палочками и полосками можно «играть» и на полу. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Задачи, решаемые при применении палочек Кюизенера:

-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)

-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);

-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

-Осваивать прямой  и обратный счет;

-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);

-Усвоить отношения между числами (больше  - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;

-Практически выполнять действия сложения и вычитания;

-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

-Научить делить целое на части и измерить объекты;

-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)

-Развивать логическое мышление, память, внимание;

-Воспитывать  самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.

Решающие значение для интенсивности новообразований дошкольного периода имеет математика. Без математической подготовки невозможны те качественные изменения, позволяющие ребёнку перейти к систематическому школьному обучению. В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как к предмету.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам по новому решать вопросы формирования логико-математической компетентности: разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными, математическими понятиями в доступной малышам форме.

Используя цветные числа, реализуется один из принципов дидактики-принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями.

Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

С математической точки зрения палочки- это множество. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число подводят детей к пониманию абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка естественно, как результат его самостоятельной деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения. В ходе занятий дети понимают, что число появляется в результате счёта и измерения.

В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше»«столько же», «больше (меньше) на1,2,3,.», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел. Начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.

Кроме того, дети осваивают пространственные отношения («слева-направо» «левее»«вдоль»«выше, чем…» и др., понятия «между»,  «каждый» «одна из…» и др.

Уже более двадцати лет цветные счётные палочки Кьюизенера  используются в России с целью сформировать у детей представления о числе помогать развитию зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления воображения. Практический опыт показывает, что использование игр с цветными палочками Кьюизенера способствует успешности обучения ребёнка в школе по математике. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда воспитателя и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной детям форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию математических предпосылок учебной деятельности способствует нетрадиционные игры с палочками Х. Кюизенера. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.

I Блок.  Игры подготовительного этапа

     Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера).

     Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.

     Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет.

     Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее)?

II Блок.  «Что какого цвета?»

Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам ( цвету, размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. В результате дети осваивают состав комплекта, цвета соотношения.

III Блок. Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий»

IV Блок. Развитие у детей  количественных представлений

V Блок.  «Считаем ступеньки» (состав числа)

Игровое задание «Как говорят числа».

Определить, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?

Складывание  числа из единиц.

Складывание  числа из двух меньших чисел.

Узнай номера домиков.

Найди пропущенную ступеньку.

VI Блок. Измерение с помощью палочек  Кюизенера

        Узнай длину ленты, измерь разными мерками.

        Задача на формирование представлений о различных параметрах величины.

        Строим высокие и низкие заборы.

        Какой вагон длиннее и выше? Почему?

        Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты.

        Строим мосты различной длины и ширины

VII Блок. Математические действия с помощью палочек Кюизенера

Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.

VIII Блок. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой.

Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?

В процессе выполнения заданий используются инструкции, пояснения, разъяснения, вопросы, словесные отчеты, оценка. Необходимым условием организации игр с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

Математические палочки Кюизенера

 

Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать в горизонтальной и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять детей в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека), с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли: положительно влияют на самореализацию, самовыражение, самоконтроль.

 

Таким образом, использование игр на основе Палочек Кюизенера разнообразило процесс формирования элементарных математических представлений и повысило интерес детей к образовательной деятельности.

 

 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. М., 2005.

2. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Эксмо, СКИФ, 2010.

3.    Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008. 

4.    Венгер Л.А., Дьяченко О.М.  «Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у детей дошкольного возраста».-М.;
Просвещение,2004.

5.    Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова-  М.: Изд. «Просвещение»,1966

6. Новикова В. П. Математика в детском саду. М., 2006.

7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика  для дошкольников. СПб., 2005.

8. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени  у детей дошкольного возраста. М., 2003.


 

Скачано с www.znanio.ru

Дворникова Т.А. преподаватель кафедры психолого – педагогических дисциплин,

Дворникова Т.А. преподаватель кафедры психолого – педагогических дисциплин,

В дошкольной педагогике имеется огромное количество разнообразных дидактических игр и пособий

В дошкольной педагогике имеется огромное количество разнообразных дидактических игр и пособий

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного воспитания

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного воспитания

Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как к предмету

Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как к предмету

Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной детям форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей…

Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной детям форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей…

Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты

Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты

Таким образом, использование игр на основе

Таким образом, использование игр на основе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020