|
Дворникова Т.А. преподаватель кафедры психолого – педагогических дисциплин, ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж» |
«Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОО как инновационной технологии»
«Без игры нет и не может быть полноценного
развития. Игра — это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Постановка проблемы. В условиях модернизации образования Российской Федерации, внедрения и реализации ФГОС ДО, одной из главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Поэтому современное содержание математического образования направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие, формирование культуры и самостоятельности мышления, на воспитание привычки полноценной логической аргументации окружающего
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Такое простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий
Накопление логико-математического опыта (математической осведомленности) необходимо организовать таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
В дошкольной педагогике имеется огромное количество разнообразных дидактических игр и пособий. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно вверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше начинали учиться в школе
ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Джорджу Кюизенеру удалось создать многофункциональный дидактический материал, позволяющий не только учить детей математике, но и оказывающий положительное влияние на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, наглядно-действенного мышления, фантазии, конструкторских и комбинаторных способностей. Основные особенности этого дидактического материала — «абстрактность», универсальность, высокая эффективность. Пособие позволяет «через детские руки», в доступной форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий.
Игры с палочками способствуют тому, что в игровой деятельности ребенок постепенно переходит от внешних практических действий с конкретными предметами к умственным действиям над свойствами предметов или отношениями между ними, таким образом, формируются не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
Цель статьи – раскрыть технологию методики работы с палочками Х.Кюизенера.
Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного воспитания. Любая математическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку. Умственная задача - найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях. Одним из таких средств познания являются палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками. В работе с дошкольниками может использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нем белых палочек 36, а остальных — по 12 каждого цвета. Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная плоскость), или на фланелеграфе (вертикальная плоскость). С палочками и полосками можно «играть» и на полу. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Задачи, решаемые при применении палочек Кюизенера:
-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)
-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);
-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
-Осваивать прямой и обратный счет;
-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);
-Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;
-Практически выполнять действия сложения и вычитания;
-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
-Научить делить целое на части и измерить объекты;
-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)
-Развивать логическое мышление, память, внимание;
-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.
Решающие значение для интенсивности новообразований дошкольного периода имеет математика. Без математической подготовки невозможны те качественные изменения, позволяющие ребёнку перейти к систематическому школьному обучению. В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как к предмету.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам по новому решать вопросы формирования логико-математической компетентности: разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными, математическими понятиями в доступной малышам форме.
Используя цветные числа, реализуется один из принципов дидактики-принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями.
Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
С математической точки зрения палочки- это множество. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число подводят детей к пониманию абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка естественно, как результат его самостоятельной деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения. В ходе занятий дети понимают, что число появляется в результате счёта и измерения.
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на1,2,3,.», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел. Начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.
Кроме того, дети осваивают пространственные отношения («слева-направо» «левее», «вдоль», «выше, чем…» и др., понятия «между», «каждый», «одна из…» и др.
Уже более двадцати лет цветные счётные палочки Кьюизенера используются в России с целью сформировать у детей представления о числе помогать развитию зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления воображения. Практический опыт показывает, что использование игр с цветными палочками Кьюизенера способствует успешности обучения ребёнка в школе по математике. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда воспитателя и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной детям форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию математических предпосылок учебной деятельности способствует нетрадиционные игры с палочками Х. Кюизенера. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.
I Блок. Игры подготовительного этапа
• Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера).
• Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.
• Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет.
• Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее)?
II Блок. «Что какого цвета?»
Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам ( цвету, размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. В результате дети осваивают состав комплекта, цвета соотношения.
III Блок. Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий»
IV Блок. Развитие у детей количественных представлений
V Блок. «Считаем ступеньки» (состав числа)
Игровое задание «Как говорят числа».
Определить, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?
Складывание числа из единиц.
Складывание числа из двух меньших чисел.
Узнай номера домиков.
Найди пропущенную ступеньку.
VI Блок. Измерение с помощью палочек Кюизенера
• Узнай длину ленты, измерь разными мерками.
• Задача на формирование представлений о различных параметрах величины.
• Строим высокие и низкие заборы.
• Какой вагон длиннее и выше? Почему?
• Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты.
• Строим мосты различной длины и ширины
VII Блок. Математические действия с помощью палочек Кюизенера
Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.
VIII Блок. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера
Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой.
Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?
В процессе выполнения заданий используются инструкции, пояснения, разъяснения, вопросы, словесные отчеты, оценка. Необходимым условием организации игр с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать в горизонтальной и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять детей в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека), с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли: положительно влияют на самореализацию, самовыражение, самоконтроль.
Таким образом, использование игр на основе Палочек Кюизенера разнообразило процесс формирования элементарных математических представлений и повысило интерес детей к образовательной деятельности.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. М., 2005.
2. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Эксмо, СКИФ, 2010.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008.
4.
Венгер
Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у детей дошкольного возраста».-М.;
Просвещение,2004.
5. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова- М.: Изд. «Просвещение»,1966
6. Новикова В. П. Математика в детском саду. М., 2006.
7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПб., 2005.
8. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 2003.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.