Памятка для классного
руководителя будущего 5 класса.
Психологические
особенности пятиклассников
В пятом
классе условия обучения коренным образом меняются:
- дети переходят
от одного основного учителя к системе «классный руководитель -
учителя-предметники»,
- уроки, как
правило, проходят в разных кабинетах,
- расписание
уроков постоянно меняется, становится «плавающим»,
- возрастают
нагрузки на психику ученика,
- школьник
впервые оказывается в ситуации множественности требований со стороны
разных учителей,
- на каждом уроке
необходимо приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям
речи, стилю преподавания каждого учителя. В адаптационной период дети
могут стать более тревожными,
робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них
может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми,
неорганизованными. иногда нарушается сон,
аппетит...
Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны
примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения
носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после
начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается
на 2–3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания
детей.
Подобные заболевания носят психосоматический характер. Трудности,
возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны
также с определенной деиндивидуализацией,
обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых
пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в
школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной
свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже
задирают ребят из старших классов. У некоторых детей зависимость от
взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы,
интерес к книгам и играм для маленьких детей..
|
С чего начать работу с будущими пятиклассниками?
- Следует
заранее, ещё в 4 классе познакомиться с детьми (посмотреть их работу на
уроках, поведение на переменах, их участие во внеклассных мероприятиях и
т.д.), пообщаться с классным руководителем по поводу успехов и трудностей,
возникающих при работе с учащимися.
- Необходимо в конце
4 класса посетить родительское собрание с целью знакомства с будущими
родителями, на котором целесообразно будет рассказать не только о
себе, но и познакомить родителей с тем, что их ожидает в следующем году:
-
какие учителя будут работать,
-
какой кабинет будет классным, что необходимо сделать заранее для успешного
начала работы в следующем году,
-
какой будет школьная форма у учащихся класса,
-
какие школьные принадлежности понадобятся в следующем году (следует заранее
обойти учителей и узнать, какие тетради, карты, учебники и пособия
понадобятся).
-
как спланировать День Знаний (оформление кабинета, поздравление детей, поездка
куда-либо 1 сентября и т.д.)
3. Уместным будет провести на этом собрании анкетирование родителей
(см. Приложение №1).
4. Чтобы работа в 5 классе началась успешно, лучше в летний период
посетить квартиры учащихся, о чём заранее предупредить родителей на собрании.
Работа классного руководителя пятиклассников 1 сентября.
- Чтобы сэкономить
время на классном часе, лучше заранее напечатать список
учителей класса, примерное расписание уроков на
неделю и
вклеить их в дневник.
- Обязательно
познакомить детей с расположением кабинетов в школе, Вашим рабочим
кабинетом.
- Не забудьте
показать учащимся стенд с расписанием уроков, покажите особенности работы
с ним, вместе с детьми запишите расписание уроков в дневник на следующий
день.
- Покажите
детям место, где они будут раздеваться, расскажите правила поведения
в раздевалках.
- Узнайте заранее
стоимость обедов в школьной столовой, объясните особенности питания
детей в 5 классе (на какой перемене, за каким столом и т.д.)
- Напомните
детям о школьной форме, сменной обуви.
- Лучше с 1
сентября составить список посадочных мест детей (это поможет
частично запомнить детей уже на классном часе).
Работа классного руководителя в первые дни нового учебного года
- В первые дни
нового учебного года необходимо как можно больше находиться с детьми
(на переменах, после уроков)
- Держать на
постоянном контроле записи расписания уроков в дневник (постоянно
спрашивать, проверять правильность написания).
- Ежедневно следить
за тем, как организовано питание, контролировать поведение
детей в столовой.
- Желательно в самом
начале сентября провести организационное собрание для родителей, где
познакомить их с работой в новом учебном году