Памятка для педагогов по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Сексуальное насилие — любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Действия специалистов образовательных организаций
1. Педагоги образовательных организаций должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
• психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
• неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
• изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
• проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
• отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
• повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
• враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
• сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
• судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
• чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
• демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
• обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
• повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);
• прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;
• случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;
• ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы.
• Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
• в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
• запрет родителей на осмотр ребенка в образовательной организации;
• необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;
• противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;
• объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
• родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;
Признаки сексуального насилия у детей и подростков:
Физические признаки:
Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот — переедание (булимия).
Изменения в поведении:
Изменения в выражении сексуальности ребенка:
• чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
• поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
• соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
• сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
• необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.
Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
• замкнутость, изоляция, уход в себя;
• депрессивность, грустное настроение;
• отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
• частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
• истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
• трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
• отчуждение от братьев и сестер;
• терроризирование младших и детей своего возраста;
• жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
• амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).
Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
• неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
• резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
• прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
• принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
• отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Изменения самосознания ребенка:
• падение самооценки;
• мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Появление невротических и психосоматических симптомов:
• боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
• боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.