7. Хорошие результаты в преодолении детских страхов дает применение средств арт-терапии. Попросите ребенка нарисовать или слепить свой страх. Когда работа будет завершена, пусть малыш сделает с произведением то, что ему хочется. Так, рисунок можно сжечь, а пепел развеять по ветру. Пластилиновую фигурку можно смять и слепить что-то радостное. Эти действия символически помогают ребенку уничтожить свой страх или хотя бы ослабить его действие, почувствовав свою власть над ним.
8. Еще одним средством борьбы с детскими страхами может быть разыгрывание по ролям пугающих ситуаций. Предложите малышу создать небольшое представление, в котором он будет играть роль своего страха, а вы – самого ребенка. Потом можно поменяться ролями. Важно, чтобы мини-спектакль завершался победой над страхом и его изгнанием. Иногда ребенку полезно просто детально представить, «прожить» то событие, которого он боится. Это может быть использовано и взрослыми, например, при подготовке к сложному разговору, выступлению и т.п.
9. Вашему ребенку будет интересно и полезно поиграть в игру «Большой — маленький». Пофантазируйте с ребенком, что будет происходить, если сначала объект детского страха сильно-сильно увеличить, а затем уменьшить. Детям нравится представлять, как, например, злой пес сначала превращается в огромного гиганта, который не может двинуться с места, а потом в маленькую букашку — настолько маленькую, что даже воробей легко с ней справится.
10. Последний совет – самый важный! Постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок ощущал вашу защиту, поддержку и любовь. В этом случае детские страхи, если они и возникнут, будут незначительными и легко преодолимыми.
|
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Десять способов преодоления
детских страхов
Педагог-психолог
Девришалиева Мальвина Сийиджамаловна
Психологические исследования показали, что дети от 3 до 16 лет чаще всего боятся:
§ оставаться наедине в комнате, квартире;
§ воров;
§ болезни и смерти;
§ чужих людей;
§ мамы и папы;
§ наказания;
§ «злых» сказочных персонажей,
§ скелетов, призраков;
§ опоздать в школу;
§ перед тем как заснуть: темноты и страшных снов;
§ животных; транспорта;
§ урагана, наводнения,землетрясения; высоты и глубины;
§ воды, огня, пожара, войны;
§ крови, уколов, боли;
§ неожиданных звуков, когда что-то упадет или стукнет.
1. Никогда не стыдите ребенка за его страхи и не относитесь к ним с иронией. Высказываниями типа «Мальчики никогда не бояться» или «Такая большая девочка, а боится!» вы только усугубите ситуацию.
2. Нельзя пытаться силой преодолеть детские страхи. Некоторые родители считают, например, что страх темноты можно побороть, заперев ребенка в темной комнате. Но это, то же самое, что учить ребенка плавать, столкнув его с лодки на глубине. Плавать он, может быть, и научится, но психическая травма и новые страхи, вероятнее всего, останутся на долгие годы.
3.Применяйте метод постепенного освобождения от страха. Так, если ребенок боится темноты, то можно сначала зажигать в его комнате на ночь верхний свет. Потом включать только ночник, затем оставлять приоткрытой дверь, и так далее.
4. Старайтесь избегать чтения страшных историй или просмотра страшных фильмов с ребенком, особенно на ночь. Естественно, вы сами не должны пугать малыша разными «бабаями», которые при случае заберут ребенка. Это воспитательное средство, возможно, и оказывает желаемое воздействие на ребенка, но при этом оно провоцирует усиление уже имеющихся детских страхов и приобретение новых.
5. Используйте юмор в борьбе с детскими страхами. Причем высмеиваться должен не ребенок и его страх, а именно объект страха. Так, например, можно вместе с ребенком придумать смешную историю или нарисовать юмористическую картину, где то, чего боится ребенок, будет выглядеть скорее смешным, чем страшным.
6. Попросите ребенка придумать историю, в которой одним из главных героев будет то, чего он боится, или само чувство страха. Вы можете сочинять историю вместе, передавая друг другу роль рассказчика. В этом случае вы будете направлять развитие сюжета в нужное вам русло.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.