Статья «Организация лекториев и индивидуальных консультаций для родителей школьников по проблемам развития, воспитания и обучения»
Оценка 4.6

Статья «Организация лекториев и индивидуальных консультаций для родителей школьников по проблемам развития, воспитания и обучения»

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
воспитание +2
21.06.2021
Статья «Организация лекториев и индивидуальных консультаций для родителей школьников по проблемам развития, воспитания и обучения»
Немаловажную роль в воспитании ребенка на определенных возрастных этапах развития его личности играет процесс взаимодействия семьи и школы, поэтому организация лекториев и индивидуальных консультаций является одной из важных форм методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития, воспитания и обучения школьников.
Лектории_и_индивидуальные_консультации_для_родителей.doc

Организация лекториев и индивидуальных консультаций

для родителей (законных представителей) школьников

по проблемам развития, воспитания и обучения

 

Воспитательный процесс в семье имеет свои особенности: он включен в целостную жизнедеятельность семьи, в домашний труд, обслуживание и самообслуживание. Более того, воспитательные возможности семьи зависят от всего ее психологического, нравственно-духовного климата, от устойчивости и стабильности супружеских взаимоотношений, от родственных взаимоотношений с прародителями (дедушками и бабушками).

При этом воспитательная ситуация в семьях может быть совершенно различна ввиду демографической структуры семей: полная семья с одним ребенком, полная семья с двумя детьми, полная семья с тремя и более детьми, полная семья с бабушками и дедушками или без них, семьи с опекаемыми детьми. Все это – тот самый фон, социальные условия, в которых происходит воспитательный процесс в семье. Немаловажную роль в воспитании ребенка на определенных возрастных этапах развития его личности играет процесс взаимодействия семьи и школы.

Все эти проблемы находят свое отражение в программе родительского лектория как одной из форм родительского всеобуча в средней общеобразовательной школе.

Родительский лекторий в школе организован как единичная (разовая) методическая форма, позволяющая проводить образование родителей (законных представителей) по различным вопросам воспитания.

Формы родительского всеобуча:

·        тематические лекции для родителей (законных представителей) на классных родительских собраниях, на собраниях по параллелям;

·        индивидуальные встречи администраторов, классных руководителей, школьных психологов, социальных педагогов, специалистов-медиков с родителями (законными представителями), посвященные выработке и корректировке совместной программы воспитания ребенка, оказания ему помощи в построении собственной образовательной траектории.

Ступени родительского лектория в школе:

1)     Первая ступень – родители (законные представители) обучающихся 1 – 4-х классов

На данном этапе ставятся следующие задачи:

·        формирование прочных базовых знаний и умений у родителей (законных представителей) младших школьников о своеобразии младшего школьного возраста;

·        создание условий для интенсивного общего развития родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с психологией и физиологией детей 7 – 10 лет;

·        формирование представлений родителей (законных представителей) об адаптации детей к школьной среде, об особенностях формирования навыков учебной деятельности младших школьников.

2)     Вторая ступень – родители (законные представители) обучающихся 5 – 9-х классов

На данном этапе ставятся следующие задачи:

·        формирование знаний родителей (законных представителей) о специфике подросткового возраста (11 – 15 лет), проблем формирования и развития самосознания обучающихся этого возрастного периода;

·        формирование представлений родителей (законных представителей) об особенностях взаимоотношений подростков в коллективе сверстников и взрослых людей;

·        ознакомление родителей (законных представителей) о методах определения склонностей и способностей детей для их дальнейшего образования и специализации.

3)     Третья ступень – родители (законные представители) обучающихся 10 – 11-х классов

На данном этапе ставятся следующие задачи:

·        формирование знаний родителей (законных представителей) о возрастных особенностях старших школьников (15 – 17 лет);

·        ориентация родителей (законных представителей) на будущую профессию своего ребенка, его дальнейшее образование, самореализацию и социализацию, подготовку к браку и семье.

Общие цели и задачи организации родительского лектория на всех ступенях обучения:

1)     Вооружение родителей (законных представителей) современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни.

2)     Предоставление возможности родителям (законным представителям) для овладения педагогическими знаниями, навыками и умениями по организации семейного воспитательного процесса.

3)     Оказание помощи родителям (законным представителям) в грамотной оценке проблемных, критических ситуаций во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста.

4)     Обучение родителей (законных представителей) анализу типичных ошибок в семейном воспитании детей, в том числе анализу собственного поведения, своих родительских взаимоотношений.

5)     Выработка у родителей (законных представителей) навыков, умений и приемов оценки психического состояния детей с целью контроля их психического здоровья.

6)     Формирование у родителей (законных представителей) понимания важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.

Тематика родительского лектория ориентирована на усиление психолого-педагогической подготовки родителей (законных представителей) к осуществлению правильного воспитания детей в семье и за ее пределами и может меняться в зависимости от корректировки целей и потребностей родительской общественности и образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Тематика родительского лектория по ступеням обучения

 

Раздел

Тема

1-я ступень обучения: начальная школа

Физиология и гигиена

1.      Физиологические показатели развития младших школьников.

2.      Положительные и отрицательные привычки младших школьников: как родителям закрепить одни и бороться с другими привычками.

3.      Режим дня и особенности питания младших школьников.

4.      Роль физической культуры и спорта в формировании ответственного отношения к собственному здоровью в младшем школьном возрасте.

Психология

1.      Психологические условия общего развития детей младшего школьного возраста.

2.      Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте: познавательные процессы и умственные способности, мир эмоций, самооценка и самосознание.

3.      Психический симбиоз матери и ребенка в раннем школьном возрасте. Эмоциональные связи и отношения матери и ребенка.

4.      Ребенок в среде сверстников. Особенности взаимоотношений младших школьников в коллективе.

5.      Адаптация к школьной среде: от дошкольного возраста игры – к школьному возрасту учебной деятельности.

Педагогика

1.      Формирование ключевых компетенций младших школьников.

2.      Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка в систему школьного образования.

3.      Семья как первичная воспитательная среда. Воспитательный потенциал современной семьи.

4.      Воспитание детей в процессе игры и общения.

5.      Воспитательные функции матери в семье. Воспитательная роль отца. Воспитательные роли бабушек и дедушек в семье.

6.      Круг детского чтения. Что делать родителям, если ребенок не проявляет интереса к чтению?

Культура и досуг

1.      Семейные традиции и их роль в воспитании детей.

2.      Культура поведения младших школьников.

3.      Роль искусства и средств массовой информации в эстетическом развитии младших школьников.

4.      Семья и средства массовой информации: основные проблемы воспитания и медиаобразования.

5.      Роль родителей в организации досуга младших школьников.

6.      Организация общественно-полезного труда младших школьников.

2-я ступень обучения: основная школа

Физиология и гигиена

1.      Как избежать физической и умственной перегрузки школьников?

2.      Основы формирования культуры здорового образа жизни у подростков. Проблемы укрепления здоровья.

3.      Особенности физиологического развития мальчиков и девочек подросткового возраста. Режим дня и особенности питания.

4.      Роль семьи в профилактике зависимости от психоактивных веществ в подростковом возрасте.

Психология

1.      Психологические особенности развития детей в подростковом возрасте.

2.      Психология взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми. Общество сверстников в школе и вне ее.

3.      Атмосфера жизни в семье как фактор сохранения физического и психического здоровья подростков.

Педагогика

1.      Воспитание в процессе домашнего труда, обслуживания и самообслуживания.

2.      Процесс ограничения естественного эгоизма ребенка. Формирование способности заботиться о близких людях. Воспитание альтруистических чувств по отношению к членам семьи.

3.      Формирование моральных чувств: понятия долга и обязанностей, личной ответственности.

4.      Воспитание самодисциплины и самоконтроля. Проблемы формирования у подростков социально одобряемых норм, правил, стандартов и образцов поведения.

5.      Воспитательный потенциал семьи. Предотвращение отчужденности между родителями и подростками.

Культура и досуг

1.      Что читают подростки? Круг семейных интересов в литературе. Личный пример родителей в чтении и его роль в формировании читательских интересов подростков.

2.      Основные принципы организации досуга подростков в семье и школе как вида воспитательного педагогического процесса: добровольность, свободный выбор рода занятий, ориентация на интересы и склонности.

3.      Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании.

4.      Семья и средства массовой информации: основные проблемы воспитания и медиаобразования.

3-я ступень обучения: старшая школа

Физиология и гигиена

1.      Физиологические показатели развития старших школьников. Особенности физиологического развития юношей и девушек.

2.      Значение двигательной активности и занятий спортом в укреплении здоровья и физическом развитии старших школьников.

Психология

1.      Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов: половое созревание и юношеская сексуальность, ухаживание и любовь, подготовка к браку и половое просвещение.

2.      Психологические проблемы старших школьников в эмоционально-нравственной сфере.

Педагогика

1.      Взаимодействие семьи и школы по проблемам воспитания: нравственное, эстетическое и физическое воспитание старших школьников.

2.      Экономическое и экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения старших школьников.

3.      Гражданское воспитание в семье и школе.

4.      Роль родителей в профессиональном самоопределении старших школьников.

Культура и досуг

1.      Ресурсы глобальной системы Интернет в культурологическом воспитании и образовании старших школьников.

2.      Влияние средств массовой информации на формирование мировоззрения, становление гражданской позиции и самоопределение старших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Тематика индивидуальных консультаций для родителей по ступеням обучения

 

Раздел

Тема

1-я ступень обучения: начальная школа

Учебная деятельность и психологические особенности

1.      Способности, склонности и интересы ребенка. Как поддержать и развить в ребенке природные задатки?

2.      Учет психологических особенностей младших школьников для совместного (родителей и ребенка) планирования траектории развития.

3.      Как научить ребенка правильно планировать и организовывать свое время.

4.      Как создать и поддерживать «ситуацию успеха»?

5.      Какие деловые качества нужно воспитывать в школьнике с раннего возраста.

Общение

1.      Отношения в коллективе сверстников. Конфликты и способы их разрешения.

2.      Воспитание культуры общения у младших школьников.

2-я ступень обучения: основная школа

Учебная деятельность и психологические особенности

1.      Преодоление психологических сложностей перехода от ступени начального образования к основному общему образованию.

2.      Помощь ребенку в планировании своего учебного времени.

3.      Как повысить учебную мотивацию подростков?

4.      Как и когда приобщать школьника к знакомству с миром профессий?

5.      Методы определения способностей, склонностей и интересов ребенка.

6.      Роль родителей в профессиональном самоопределении школьников.

7.      Как обучить школьника правилам определения и ранжирования целей?

8.      Самые востребованные и престижные профессии нашего времени.

9.      Интернет как средство образования и общения. Опасности глобальной сети. Как сделать компьютер своим другом?

Общение

1.      Отношения в коллективе сверстников. Потребность подростков в общении. Мотивы поведения подростков.

2.      Проблема подростковой агрессивности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Причины возникновения, способы проявления и коррекция.

3.      Проблемы в отношениях с педагогами. Эффективные модели поведения. 

3-я ступень обучения: старшая школа

Учебная деятельность и психологические особенности

1.      Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников.

2.      Востребованность профессий на современном рынке труда.

3.      Профильное образование и профессиональная подготовка старших школьников.

4.      Психологическое сопровождение старших школьников при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Общение

1.      Отношения в коллективе сверстников. Выбор эффективной стратегии взаимодействия. Конформизм и нонконформизм.

2.      Межличностное общение и толерантность.

3.      Культура общения. Выбор стратегии эффективного общения.

 


Организация лекториев и индивидуальных консультаций для родителей (законных представителей) школьников по проблемам развития, воспитания и обучения

Организация лекториев и индивидуальных консультаций для родителей (законных представителей) школьников по проблемам развития, воспитания и обучения

Третья ступень – родители (законные представители) обучающихся 10 – 11-х классов

Третья ступень – родители (законные представители) обучающихся 10 – 11-х классов

Таблица 1. Тематика родительского лектория по ступеням обучения

Таблица 1. Тематика родительского лектория по ступеням обучения

Организация общественно-полезного труда младших школьников

Организация общественно-полезного труда младших школьников

Физиология и гигиена 1

Физиология и гигиена 1

Таблица 2. Тематика индивидуальных консультаций для родителей по ступеням обучения

Таблица 2. Тематика индивидуальных консультаций для родителей по ступеням обучения

Учебная деятельность и психологические особенности 1

Учебная деятельность и психологические особенности 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2021