Организация лекториев и индивидуальных консультаций
для родителей (законных представителей) школьников
по проблемам развития, воспитания и обучения
Воспитательный процесс в семье имеет свои особенности: он включен в целостную жизнедеятельность семьи, в домашний труд, обслуживание и самообслуживание. Более того, воспитательные возможности семьи зависят от всего ее психологического, нравственно-духовного климата, от устойчивости и стабильности супружеских взаимоотношений, от родственных взаимоотношений с прародителями (дедушками и бабушками).
При этом воспитательная ситуация в семьях может быть совершенно различна ввиду демографической структуры семей: полная семья с одним ребенком, полная семья с двумя детьми, полная семья с тремя и более детьми, полная семья с бабушками и дедушками или без них, семьи с опекаемыми детьми. Все это – тот самый фон, социальные условия, в которых происходит воспитательный процесс в семье. Немаловажную роль в воспитании ребенка на определенных возрастных этапах развития его личности играет процесс взаимодействия семьи и школы.
Все эти проблемы находят свое отражение в программе родительского лектория как одной из форм родительского всеобуча в средней общеобразовательной школе.
Родительский лекторий в школе организован как единичная (разовая) методическая форма, позволяющая проводить образование родителей (законных представителей) по различным вопросам воспитания.
Формы родительского всеобуча:
· тематические лекции для родителей (законных представителей) на классных родительских собраниях, на собраниях по параллелям;
· индивидуальные встречи администраторов, классных руководителей, школьных психологов, социальных педагогов, специалистов-медиков с родителями (законными представителями), посвященные выработке и корректировке совместной программы воспитания ребенка, оказания ему помощи в построении собственной образовательной траектории.
Ступени родительского лектория в школе:
1) Первая ступень – родители (законные представители) обучающихся 1 – 4-х классов
На данном этапе ставятся следующие задачи:
· формирование прочных базовых знаний и умений у родителей (законных представителей) младших школьников о своеобразии младшего школьного возраста;
· создание условий для интенсивного общего развития родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с психологией и физиологией детей 7 – 10 лет;
· формирование представлений родителей (законных представителей) об адаптации детей к школьной среде, об особенностях формирования навыков учебной деятельности младших школьников.
2) Вторая ступень – родители (законные представители) обучающихся 5 – 9-х классов
На данном этапе ставятся следующие задачи:
· формирование знаний родителей (законных представителей) о специфике подросткового возраста (11 – 15 лет), проблем формирования и развития самосознания обучающихся этого возрастного периода;
· формирование представлений родителей (законных представителей) об особенностях взаимоотношений подростков в коллективе сверстников и взрослых людей;
· ознакомление родителей (законных представителей) о методах определения склонностей и способностей детей для их дальнейшего образования и специализации.
3) Третья ступень – родители (законные представители) обучающихся 10 – 11-х классов
На данном этапе ставятся следующие задачи:
· формирование знаний родителей (законных представителей) о возрастных особенностях старших школьников (15 – 17 лет);
· ориентация родителей (законных представителей) на будущую профессию своего ребенка, его дальнейшее образование, самореализацию и социализацию, подготовку к браку и семье.
Общие цели и задачи организации родительского лектория на всех ступенях обучения:
1) Вооружение родителей (законных представителей) современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни.
2) Предоставление возможности родителям (законным представителям) для овладения педагогическими знаниями, навыками и умениями по организации семейного воспитательного процесса.
3) Оказание помощи родителям (законным представителям) в грамотной оценке проблемных, критических ситуаций во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста.
4) Обучение родителей (законных представителей) анализу типичных ошибок в семейном воспитании детей, в том числе анализу собственного поведения, своих родительских взаимоотношений.
5) Выработка у родителей (законных представителей) навыков, умений и приемов оценки психического состояния детей с целью контроля их психического здоровья.
6) Формирование у родителей (законных представителей) понимания важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.
Тематика родительского лектория ориентирована на усиление психолого-педагогической подготовки родителей (законных представителей) к осуществлению правильного воспитания детей в семье и за ее пределами и может меняться в зависимости от корректировки целей и потребностей родительской общественности и образовательного учреждения.
Таблица 1.
Тематика родительского лектория по ступеням обучения
Раздел |
Тема |
1-я ступень обучения: начальная школа |
|
Физиология и гигиена |
1. Физиологические показатели развития младших школьников. 2. Положительные и отрицательные привычки младших школьников: как родителям закрепить одни и бороться с другими привычками. 3. Режим дня и особенности питания младших школьников. 4. Роль физической культуры и спорта в формировании ответственного отношения к собственному здоровью в младшем школьном возрасте. |
Психология |
1. Психологические условия общего развития детей младшего школьного возраста. 2. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте: познавательные процессы и умственные способности, мир эмоций, самооценка и самосознание. 3. Психический симбиоз матери и ребенка в раннем школьном возрасте. Эмоциональные связи и отношения матери и ребенка. 4. Ребенок в среде сверстников. Особенности взаимоотношений младших школьников в коллективе. 5. Адаптация к школьной среде: от дошкольного возраста игры – к школьному возрасту учебной деятельности. |
Педагогика |
1. Формирование ключевых компетенций младших школьников. 2. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка в систему школьного образования. 3. Семья как первичная воспитательная среда. Воспитательный потенциал современной семьи. 4. Воспитание детей в процессе игры и общения. 5. Воспитательные функции матери в семье. Воспитательная роль отца. Воспитательные роли бабушек и дедушек в семье. 6. Круг детского чтения. Что делать родителям, если ребенок не проявляет интереса к чтению? |
Культура и досуг |
1. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. 2. Культура поведения младших школьников. 3. Роль искусства и средств массовой информации в эстетическом развитии младших школьников. 4. Семья и средства массовой информации: основные проблемы воспитания и медиаобразования. 5. Роль родителей в организации досуга младших школьников. 6. Организация общественно-полезного труда младших школьников. |
2-я ступень обучения: основная школа |
|
Физиология и гигиена |
1. Как избежать физической и умственной перегрузки школьников? 2. Основы формирования культуры здорового образа жизни у подростков. Проблемы укрепления здоровья. 3. Особенности физиологического развития мальчиков и девочек подросткового возраста. Режим дня и особенности питания. 4. Роль семьи в профилактике зависимости от психоактивных веществ в подростковом возрасте. |
Психология |
1. Психологические особенности развития детей в подростковом возрасте. 2. Психология взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми. Общество сверстников в школе и вне ее. 3. Атмосфера жизни в семье как фактор сохранения физического и психического здоровья подростков. |
Педагогика |
1. Воспитание в процессе домашнего труда, обслуживания и самообслуживания. 2. Процесс ограничения естественного эгоизма ребенка. Формирование способности заботиться о близких людях. Воспитание альтруистических чувств по отношению к членам семьи. 3. Формирование моральных чувств: понятия долга и обязанностей, личной ответственности. 4. Воспитание самодисциплины и самоконтроля. Проблемы формирования у подростков социально одобряемых норм, правил, стандартов и образцов поведения. 5. Воспитательный потенциал семьи. Предотвращение отчужденности между родителями и подростками. |
Культура и досуг |
1. Что читают подростки? Круг семейных интересов в литературе. Личный пример родителей в чтении и его роль в формировании читательских интересов подростков. 2. Основные принципы организации досуга подростков в семье и школе как вида воспитательного педагогического процесса: добровольность, свободный выбор рода занятий, ориентация на интересы и склонности. 3. Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании. 4. Семья и средства массовой информации: основные проблемы воспитания и медиаобразования. |
3-я ступень обучения: старшая школа |
|
Физиология и гигиена |
1. Физиологические показатели развития старших школьников. Особенности физиологического развития юношей и девушек. 2. Значение двигательной активности и занятий спортом в укреплении здоровья и физическом развитии старших школьников. |
Психология |
1. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов: половое созревание и юношеская сексуальность, ухаживание и любовь, подготовка к браку и половое просвещение. 2. Психологические проблемы старших школьников в эмоционально-нравственной сфере. |
Педагогика |
1. Взаимодействие семьи и школы по проблемам воспитания: нравственное, эстетическое и физическое воспитание старших школьников. 2. Экономическое и экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения старших школьников. 3. Гражданское воспитание в семье и школе. 4. Роль родителей в профессиональном самоопределении старших школьников. |
Культура и досуг |
1. Ресурсы глобальной системы Интернет в культурологическом воспитании и образовании старших школьников. 2. Влияние средств массовой информации на формирование мировоззрения, становление гражданской позиции и самоопределение старших школьников. |
Таблица 2.
Тематика индивидуальных консультаций для родителей по ступеням обучения
Раздел |
Тема |
1-я ступень обучения: начальная школа |
|
Учебная деятельность и психологические особенности |
1. Способности, склонности и интересы ребенка. Как поддержать и развить в ребенке природные задатки? 2. Учет психологических особенностей младших школьников для совместного (родителей и ребенка) планирования траектории развития. 3. Как научить ребенка правильно планировать и организовывать свое время. 4. Как создать и поддерживать «ситуацию успеха»? 5. Какие деловые качества нужно воспитывать в школьнике с раннего возраста. |
Общение |
1. Отношения в коллективе сверстников. Конфликты и способы их разрешения. 2. Воспитание культуры общения у младших школьников. |
2-я ступень обучения: основная школа |
|
Учебная деятельность и психологические особенности |
1. Преодоление психологических сложностей перехода от ступени начального образования к основному общему образованию. 2. Помощь ребенку в планировании своего учебного времени. 3. Как повысить учебную мотивацию подростков? 4. Как и когда приобщать школьника к знакомству с миром профессий? 5. Методы определения способностей, склонностей и интересов ребенка. 6. Роль родителей в профессиональном самоопределении школьников. 7. Как обучить школьника правилам определения и ранжирования целей? 8. Самые востребованные и престижные профессии нашего времени. 9. Интернет как средство образования и общения. Опасности глобальной сети. Как сделать компьютер своим другом? |
Общение |
1. Отношения в коллективе сверстников. Потребность подростков в общении. Мотивы поведения подростков. 2. Проблема подростковой агрессивности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Причины возникновения, способы проявления и коррекция. 3. Проблемы в отношениях с педагогами. Эффективные модели поведения. |
3-я ступень обучения: старшая школа |
|
Учебная деятельность и психологические особенности |
1. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников. 2. Востребованность профессий на современном рынке труда. 3. Профильное образование и профессиональная подготовка старших школьников. 4. Психологическое сопровождение старших школьников при подготовке к государственной итоговой аттестации. |
Общение |
1. Отношения в коллективе сверстников. Выбор эффективной стратегии взаимодействия. Конформизм и нонконформизм. 2. Межличностное общение и толерантность. 3. Культура общения. Выбор стратегии эффективного общения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.