Памятка для учителей или правила работы с гиперактивными детьми
Гиперактивные дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.
Как определить гиперактивного ребенка по поведению? Если присутствуют 5 и более характеристик, то перед вами гиперактивный ребенок.
· Большую часть дня не сидит на месте, предпочитает подвижные игры (кричалки – догонялки), но если его заинтересовать – может и пазл собрать.
· Быстро и много говорит, задает много вопросов.
· Большую часть дня не сидит на месте и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет или истерит.
· Ребенок абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. В любых ситуациях – дома, на улице, в гостях, школе – ведет себя одинаково активно.
· Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, ругается, кусается, толкается, пускает в ход подручные средства.
· Ему нравится работа, которую можно делать быстро
· Требует к себе внимания, не хочет ждать.
· В играх не подчиняется общим правилам.
· Горячится во время разговора, часто повышает голос.
· Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
· Любит организовывать и предводительствовать.
Правила работы с гиперактивными детьми
1. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
· Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
· Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
· Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
· Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
· Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
· Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
· Предоставлять ребенку возможность выбора.
· Смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;
· Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);
· Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);
· Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
· Избегание категорических запретов.
· Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Желательно, чтобы учителя во время учебного процесса, принимали во внимание специфику нарушений у детей с гиперактивным поведением и дефицитом внимания. Такой ребенок непреднамеренно мешает вести урок, он с трудом может регулировать свое поведение, его постоянно что-то отвлекает, он всегда более возбужден, чем другие дети.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.