1. Как вид общения, всякое занятие с детьми — это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам самим.
2. В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: "Крик — это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений" (В.А.Сухомлинский).
3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актёры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому (Наше настроение заразительно, оно передаётся детям, влияет на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога). Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
4. Если воспитатель хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он
не должен ни, одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность
или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в
отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка,
чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько
особенно.
5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные
особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под
одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства того или
иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка — это
прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера,
воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском
коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем
более ярко выраженной индивидуальностью.
6. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность
и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые,
обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: "Погоди,
некогда, потом!" При этом мы забываем, что у каждого человека возникает
ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень
хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.
Подготовила: специалист по реабилитационной работе в социальной сфере,
отделения приема, диагностики и перевозки несовершеннолетних
КУ "СРЦН "Гармония" Пономарева Оксана Юрьевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.