Памятка подготовлена по материалам журнала «Управление начальной школы», 2013, № 9, с. 17-19.
Педагогу с самого начала обучения ребенка в школе необходимо:
• приучать ученика планировать действия по решению учебных задач, контролировать и оценивать качество выполняемых действий, характеризовать полученный результат, корректировать допущенные в процессе деятельности ошибки;
• стимулировать стремление детей к деятельности (для того чтобы... (цель), надо... (действие)).
Важно ставить перед ребенком задачу оценивания результатов своей деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать:
• учебные действия и их результаты;
• способы учебного взаимодействия;
• собственные возможности осуществления деятельности.
Следует регулярно обсуждать с учащимися изменения в учебной деятельности на основе сравнения их предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
Памятка для педагогов
«Условия формирования и развития регулятивных УУД у обучающихся»
Памятка подготовлена по материалам журнала «Управление начальной
школы», 2013, № 9, с. 1719.
1. Педагогу с самого начала обучения ребенка в школе необходимо:
приучать ученика планировать действия по решению учебных задач,
контролировать и оценивать качество выполняемых действий, характеризовать полученный
результат, корректировать допущенные в процессе деятельности ошибки;
стимулировать стремление детей к деятельности (для того чтобы... (цель), надо...
(действие)).
2. Важно ставить перед ребенком задачу оценивания результатов своей
деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать:
учебные действия и их результаты;
способы учебного взаимодействия;
собственные возможности осуществления деятельности.
3. Следует регулярно обсуждать с учащимися изменения в учебной деятельности на
основе сравнения их предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и
выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное
выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима для того, чтобы разобраться и понять, что
именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Использование цветных и графических форм представления оценок (цветные
обозначения результатов домашних и контрольных работ в таблицах; «график
продвижения», который позволяет детям отслеживать свои успехи и определять задачи и
направления своей деятельности).
6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия,
направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный.
7. Использование в образовательном процессе таких форм работы, как: организация
взаимной проверки заданий, взаимные задания для групп, учебный конфликт, обсуждение
способов своего действия, заполнение рефлексивного портфолио.
8. Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного
чтения, проблемнодиалогическая технология, технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
9. Для диагностики и формирования регулятивных УУД возможны следующие виды
заданий: «преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, задания
на аналогии (ребенку предлагаются две картинки, нужно найти закономерности и ответить на
вопрос), диспут, взаимоконтроль, контрольный опрос на определенную проблему.