«Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий». К числу внешних относятся и такие, как несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях), отрицательное влияние семьи и т.д. А вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей.
памятка ддя учителя.doc
Памятка для работающих с неуспевающими учениками.
1. Ф.И.О. ученика.
2. Класс.
3. По каким предметам не успевает.
4. Поведение ученика.
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости.
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные
занятия) используют в работе с учеником.
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
8.
9.
8. Сколько времени уже длится эта работа.
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.
Система мер по совершенствованию учебновоспитательного процесса с целью
предупреждения неуспеваемости школьников
1.Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным
группам:
а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков
учебнопознавательной деятельности и работоспособности;
б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов,
объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся;
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах,
устранение и профилактика.
3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами
изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении. 4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению
неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на
достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении,
координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по
месту жительства детей и др.
5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и
проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.
6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение
практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.
7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и
прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов,
связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.
8. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической
и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль над работой с наиболее
«трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.
9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое
обсуждение.
Таблица № 1.
Система работы по формированию положительного отношения к учению у
неуспевающих школьников
Формируемые
отношения
1ый этап
2ой этап
3й этап
4й этап
Отношение к Наиболее легкий Занимательный ма Существенный, содержанию
занимательный
териал, касающийся
важный, но не
учебного
материал
сущности изучаемо
привлекательный
материала
независимо от
го
материал
его важности,
Отношение к
значимости
Действует
Ведущим остается
Ведущим ста
Ученик
процессу
учитель
учитель,
ученик
новится ученик,
действует
учения
ученик только
участвует в отдель
учитель
самостоя
(усвоения зна
воспринимает
ных звеньях процес
участвует
в
тельно
ний)
са
отдельных зве
Отношение к
Поощрение успе
Поощрение успеха к
ньях процесса
Поощрение ус
себе,
своим
хов в учебе, не
работе,
требующих
пеха в работе,
силам
требующей
некоторых усилий
требующий зна
усилий
Отношение к
Подчеркнутая
Доброжелательность,
чительных
усилий
Использование
учителю
объективность,
(коллективу)
нейтралитет
Таблица № 2.
Профилактика неуспеваемости.
внимание,
личное
расположение,
по
мощь, сочувствие
суждения наряду
с доброжелатель
ностью, помощью
и др.
Этапы урока
1
Акценты в обучении
2
1. В процессе кон Специально контролировать усвоение вопросов,
обычно троля за подготовлен
вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно
ностью учащихся
анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые
учениками в устных ответах, письменных работах, выявить
типичные для касса и концентрировать внимание на их устранение.
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие
предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела
обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил,
2.
При изложения
умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания
нового материала.
учащимися основных элементов излагаемого материала.
Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в
усвоении учебного материала. Применять средства поддержания
интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов
обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать
3. В ходе самостоя
материал.
Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее
тельной работы уча
существенным, сложным и трудным разделам учебного материала,
щихся на уроке
стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в
определенной системе, достичь большего эффекта. включать в
содержание самостоятельной работы на упражнение по
устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных
работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.
Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях
в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в
работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям
планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять 4. При организации
контроль.
Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного,
самостоятельной ра
концентрируя внимание на наиболее существенных элементах
боты вне класса
программы,
вызывающих обычно наиболее затруднения.
Систематически давать домашнее задания по работе над
типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о
порядке выполнения домашних работ, проверять степень
понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.
Согласовать объем домашних заданий с другими учителями
класса,
исключая перегрузку,
особенно слабоуспевающих
учеников.
Таблица № 3.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Этапы урока
Виды помощи в учении
В процессе контроля
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе
за подготовленностью
учащихся
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски
Предложения учащимся примерного плана ответа
Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими
излагать суть явления
При изложении ново
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с
го материала
вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного
материала
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложения при проблемном
обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути
В ходе самостоятель
проблемы, высказанной сильным учеником
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях
ной работы на уроке
ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее
Напоминание приема и способа выполнения задания
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения
задач, упражнений
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий,
требованиях к их оформлению
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на
При организации са
ошибки, проверка, исправления
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной
мостоятельной рабо
системы упражнений, а не механическое увеличение их числа
ты
Более подробное объяснение последовательности выполнения
задания
Предупреждение о возможных затруднениях, использование
карточекконсультаций, карточек с направляющим планом
действий
Памятка для работающих с неуспевающими учениками.
Памятка для работающих с неуспевающими учениками.
Памятка для работающих с неуспевающими учениками.
Памятка для работающих с неуспевающими учениками.
Памятка для работающих с неуспевающими учениками.
Памятка для работающих с неуспевающими учениками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.