Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"
Оценка 4.6

Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"

Оценка 4.6
Памятки
doc
воспитательная работа
1 кл—6 кл
17.10.2017
Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА  УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"
«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля прав-ды в этом утверждении есть, но какое-то оно непол-ное, чего-то в нем явно не хватает... Взрослых в нем и не хватает — их доли ответственности. Помните знаменитую формулу революционной си-туации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут...» Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики се-годняшнего положения в образовании: «Дети не хо-тят, а взрослые не могут учить их по-старому». И что же делать? Логика подсказывает два возмож-ных пути изменения ситуации. Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить. Путь второй — научить-ся учить по-другому, так, чтобы дети научились хо-теть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хо-теть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в прин-ципе возможно.РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Поддерживать и формировать интерес к ин-формации «Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучка-ми», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков по-старше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрас-тах притягательны тайны, загадки, интриги, которые взрослые целенаправленно могут использовать в сво-ей работе.
памятка.doc
Памятка для родителей и педагогов ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА  УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ (по материалам газеты «Школьный психолог»)   «Современные   дети   не   хотят   учиться».   Эта   фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде   присказки.   Или   глобального   объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего   поколения.   Определенная   доля правды   в   этом   утверждении   есть,   но   какое­то   оно неполное, чего­то в нем явно не хватает... Взрослых в нем   и   не   хватает   —   их   доли   ответственности. Помните   знаменитую   формулу   революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут...»   Пожалуй,   при   небольшой   косметической поправке   она   вполне   годится   для   характеристики сегодняшнего   положения   в   образовании:   «Дети   не хотят,   а   взрослые   не   могут   учить   их   по­старому». И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации.  Путь  первый  —  заставить детей  хотеть,  тогда   и взрослые смогут их учить. Путь второй — научиться учить по­другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться.   Оба   пути   возможны.   «Заставить   хотеть» трудно,   неприятно   обеим   сторонам,   но   в   принципе возможно.   Метод   «кнута   и   пряника»,   социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании   ученика   —   все   это   методы   старые, проверенные,  в том числе в российской  педагогике. На   этом   пути   главное   —   неусыпный   и   постоянный контроль.   Как   только   он   ослабеет,   хотение   вновь исчезнет. Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки:   его   реализация   невозможна   без существенного   изменения   педагогических   средств, используемых  для  создания  и поддержания  учебной мотивации.   Здесь   нужны   таких     педагогические средства,   с   помощью   которых   можно   создавать внутреннюю   мотивацию,   обучать   детей   непростому искусству хотения учиться. В   последние   годы   в   массовом   психолого­ педагогическом   сознании   происходит   постепенное искажение   самого   понятия   «учебная   мотивация».   В портрете   идеального,   «замотивированного»   ученика начинают все отчетливее проступать мрачные черты долженствования:   это   ребенок,   понимающий   смысл учебы   для   себя,   осознающий,   зачем   и   почему   он должен   учиться,   умеющий   сознательно   ставить учебные цели и т.д. Осознанная учебная мотивация — это   замечательно,   но   не   на   всех   этапах   обучения возможная   и   не   для   всех   детей   подходящая.   Для многих   детей   характерна   не   осознанная   учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно. ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ? На   какие   «кнопочки»   можно   нажимать,   к   каким внутренним   источникам   активности   ребенка подключаться,   для   того   чтобы   побуждать   его   к учебному труду? Ниже   представлен   перечень   таких   источников,   не претендующий   на   безусловную   полноту,   но   тем   не менее весьма объемный.    Интерес   к   информации   (познавательная потребность).  Интерес к способу действия.  Интерес   к   людям,   организующим   процесс   или участвующим в нем.  Потребность   в   самовыражении   и   (или) самопрезентации.  Потребность   в   самопознании   и   (или) самовоспитании.  Актуализация творческой позиции.  Осознание   значимости   происходящего   для   себя   и других.  Потребность в социальном признании.  Избегание наказания (физического или морального).  Получение материальных выгод и преимуществ. Внутренних   психологических   источников   учебной мотивации   существует   очень   много,   и   если   все   их грамотно   задействовать,   проблем   может   стать значительно меньше.  РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Поддерживать и формировать интерес к информации «Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая   природа   этого   источника   учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство   детей   приходит   в   школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду.   Конечно,   в   разные   возрастные   периоды содержание   познавательных   интересов   различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то,   что   все   работает,   собирается   и   разбирается. Подростков   постарше   —   как   устроены   они   сами, старшеклассников   —   как   устроен   мир   и   то,   что находится за пределами человеческого понимания. И конечно,   во   всех   возрастах   притягательны   тайны, загадки, интриги, которые взрослые целенаправленно могут использовать в своей работе.  2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия Нормальная и очень ценная человеческая потребность —   понять,   как   что­то   делается,   и   сделать   это   еще лучше.   Дойти   до   эффективного   способа   решения   задачи   самому   —   это   удовольствие.   Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая»  учеников на стопроцентное   мы   лишаем   их   истинно воспроизводство, человеческого   наслаждения.   А   значит,   взрослым необходимо   развивать   самостоятельность   мышление детей. автоматическое их     3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения В любом деле кого­то интересует сам процесс, кого­ то   результат,   а   кого­то   —   возможность   общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного   процесса   для   многих   школьников   — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой   аспект   —   это   общение   с   педагогом.   Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом. 4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации Если   человеку   присуща   такая   черта,   как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь.   Она   рвется   наружу,   и   это   нормально.   Не нормально,   когда   демонстративные   дети   лишены возможности   проявлять   эту   свою   особенность «законным»   путем,   а   вынуждены   устраивать представления,   кривляться,   нарушать   ход   урока,   в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только   демонстративным   детям   нужны   учебные ситуации,   позволяющие   презентировать   себя,   свои таланты   и   возможности.   Они   нужны   всем,   а следовательно — стимулируют к учебе. 5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании Она   актуализируется   у   большинства   учащихся   в подростковый период. Отсюда — огромный интерес к психологическим   тестам,   урокам   психологии:   там ведь   идет   разговор   о   них   самих.   Между   тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих   других   школьных   дисциплин   могут   быть поданы   таким   образом,   чтобы   опираться   на   эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании   —   это   разнообразные   ситуации преодоления,   которые   необходимо   создавать   для школьников в учебном процессе.  6. Актуализировать творческую позицию детей С   этой   целью   необходимо   использовать   ситуации, предполагающие   проявление   нестандартности, творческости,   создания   абсолютно   нового   продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ  повышения  интереса  к  учебе  один  из  самых оптимальных.  7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других Взрослым   необходимо   стимулировать   ту   самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне   это надо». Осознанная  мотивация — удел старшеклассников.   До   нее   нужно   дорасти.   И   очень хорошо,   если   она   подкрепляется   еще   каким­нибудь эмоциональным   интересом.   Иначе   учеба   становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для   ребенка:   постоянно   нужно   объяснять   себе значимость   совершаемых   усилий   на   рациональном уровне.  8. Создавать ситуацию успеха и  социального признания  Эту   естественную   потребность   для   детей,   которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно   использовать.   Этот   источник учебной   активности   мощно   используется   в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями. 9. Использование мотивов избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции   активности.   Более   того,   для   многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически   незаменимый:   если   внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические   стимулы   исчерпаемы   и   для   своей подпитки   требуют   постоянного   увеличения «габаритов»   как   наказания,   так   и   поощрения.   Если они —  единственный  источник активности,  вряд ли мы   можем   ожидать   от   ребенка   хороших   учебных результатов. Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.

Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"

Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА  УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"

Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"

Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА  УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"

Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"

Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА  УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2017