Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"
Оценка 4.6
Памятки
doc
воспитательная работа
1 кл—6 кл
17.10.2017
«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля прав-ды в этом утверждении есть, но какое-то оно непол-ное, чего-то в нем явно не хватает... Взрослых в нем и не хватает — их доли ответственности.
Помните знаменитую формулу революционной си-туации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут...» Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики се-годняшнего положения в образовании: «Дети не хо-тят, а взрослые не могут учить их по-старому».
И что же делать? Логика подсказывает два возмож-ных пути изменения ситуации.
Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить. Путь второй — научить-ся учить по-другому, так, чтобы дети научились хо-теть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хо-теть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в прин-ципе возможно.РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Поддерживать и формировать интерес к ин-формации
«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучка-ми», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков по-старше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрас-тах притягательны тайны, загадки, интриги, которые взрослые целенаправленно могут использовать в сво-ей работе.
памятка.doc
Памятка для родителей и
педагогов
ФОРМИРОВАНИЕ И
ПОДДЕРЖКА
УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ
(по материалам газеты «Школьный
психолог»)
«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза
стала не просто расхожей, она превратилась в нечто
вроде присказки. Или глобального объяснительного
принципа неудач взрослых в трудном деле обучения
подрастающего поколения.
Определенная доля
правды в этом утверждении есть, но какоето оно
неполное, чегото в нем явно не хватает... Взрослых в
нем и не хватает — их доли ответственности.
Помните знаменитую формулу революционной
ситуации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не
могут...» Пожалуй, при небольшой косметической
поправке она вполне годится для характеристики
сегодняшнего положения в образовании: «Дети не
хотят, а взрослые не могут учить их постарому».
И что же делать? Логика подсказывает два возможных
пути изменения ситуации.
Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и
взрослые смогут их учить. Путь второй — научиться
учить подругому, так, чтобы дети научились хотеть
учиться. Оба пути возможны. «Заставить хотеть»
трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе
возможно. Метод «кнута и пряника», социальное
давление, поддержка мощного социального «надо» в
сознании ученика — все это методы старые,
проверенные, в том числе в российской педагогике.
На этом пути главное — неусыпный и постоянный
контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь
исчезнет.
Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает
опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои
недостатки:
его реализация невозможна без
существенного изменения педагогических средств,
используемых для создания и поддержания учебной
мотивации. Здесь нужны таких
педагогические
средства, с помощью которых можно создавать
внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому
искусству хотения учиться.
В последние годы в массовом психолого
педагогическом сознании происходит постепенное
искажение самого понятия «учебная мотивация». В
портрете идеального, «замотивированного» ученика
начинают все отчетливее проступать мрачные черты
долженствования: это ребенок, понимающий смысл
учебы для себя, осознающий, зачем и почему он
должен учиться, умеющий сознательно ставить
учебные цели и т.д. Осознанная учебная мотивация —
это замечательно, но не на всех этапах обучения
возможная и не для всех детей подходящая. Для
многих детей характерна не осознанная учебная
мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и
это не менее ценно.
ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ?
На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким
внутренним источникам активности ребенка
подключаться, для того чтобы побуждать его к
учебному
труду?
Ниже представлен перечень таких источников, не
претендующий на безусловную полноту, но тем не
менее весьма объемный.
Интерес
к информации
(познавательная
потребность).
Интерес к способу действия.
Интерес к людям, организующим процесс или
участвующим в нем.
Потребность в самовыражении и
(или)
самопрезентации.
Потребность
в самопознании и
(или)
самовоспитании.
Актуализация творческой позиции.
Осознание значимости происходящего для себя и
других.
Потребность в социальном признании. Избегание наказания (физического или морального).
Получение материальных выгод и преимуществ.
Внутренних психологических источников учебной
мотивации существует очень много, и если все их
грамотно задействовать,
проблем может стать
значительно меньше.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Поддерживать и формировать интерес к
информации
«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова
психологическая природа этого источника учебной
мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес.
Большинство детей приходит в школу
«почемучками», с огромным желанием узнать, понять,
заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому
взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды
содержание познавательных интересов различно.
Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг
устроено, младших подростков — эта же тема, а еще
то, что все работает, собирается и разбирается.
Подростков постарше — как устроены они сами,
старшеклассников — как устроен мир и то, что
находится за пределами человеческого понимания. И
конечно, во всех возрастах притягательны тайны,
загадки, интриги, которые взрослые целенаправленно
могут использовать в своей работе.
2. Поддерживать и стимулировать интерес к
способу действия
Нормальная и очень ценная человеческая потребность
— понять, как чтото делается, и сделать это еще
лучше. Дойти до эффективного способа решения
задачи самому — это удовольствие. Удовольствие
исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая
готовые способы действия и «натаскивая» учеников
на
стопроцентное
мы лишаем их истинно
воспроизводство,
человеческого наслаждения. А значит, взрослым
необходимо развивать самостоятельность мышление
детей.
автоматическое
их
3. Использовать детский интерес к людям,
организующим процесс обучения
В любом деле когото интересует сам процесс, кого
то результат, а когото — возможность общения,
построения отношений. Возможность общаться в ходе
учебного процесса для многих школьников —
огромный стимул. Естественно, что общение в этом
случае должно быть встроено в учебный процесс, надо
не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать.
Другой аспект — это общение с педагогом. Если
учение построено таким образом, что у ребенка есть
возможность выстраивать ценные для него отношения
с педагогом, для целой группы учеников это может
быть стимулом.
4. Создавать условия для реализации потребности
в самовыражении и самопрезентации
Если человеку присуща такая черта,
как
демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не
зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не
нормально, когда демонстративные дети лишены
возможности проявлять эту свою особенность
«законным» путем,
а вынуждены устраивать
представления, кривляться, нарушать ход урока, в
общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не
только демонстративным детям нужны учебные
ситуации, позволяющие презентировать себя, свои
таланты и возможности. Они нужны всем, а
следовательно — стимулируют к учебе.
5. Помогать детям удовлетворить потребность в
самопознании и самовоспитании
Она актуализируется у большинства учащихся в
подростковый период. Отсюда — огромный интерес к
психологическим тестам, урокам психологии: там
ведь идет разговор о них самих. Между тем
современные курсы литературы, истории, биологии и
многих других школьных дисциплин могут быть
поданы таким образом, чтобы опираться на эту
потребность и тем самым повышать интерес учеников
к предмету. Ресурс для актуализации потребности в
самовоспитании — это разнообразные ситуации
преодоления, которые необходимо создавать для
школьников в учебном процессе.
6. Актуализировать творческую позицию детей
С этой целью необходимо использовать ситуации,
предполагающие проявление нестандартности,
творческости, создания абсолютно нового продукта
(пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный
способ повышения интереса к учебе один из самых
оптимальных.
7. Создавать условия для осознания значимости
происходящего для себя и для других
Взрослым необходимо стимулировать ту самую
«осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому,
что мне это надо». Осознанная мотивация — удел
старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень
хорошо, если она подкрепляется еще какимнибудь
эмоциональным интересом. Иначе учеба становится
продуктивным, но очень энергозатратным процессом
для ребенка: постоянно нужно объяснять себе
значимость совершаемых усилий на рациональном
уровне.
8. Создавать ситуацию успеха и социального
признания
Эту естественную потребность для детей, которые
готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их
любили, уважали значимые взрослые, так же следует
целенаправленно использовать.
Этот источник
учебной активности мощно используется в
сегодняшней педагогической практике и родителями
и учителями. 9. Использование мотивов избегание наказания,
получение материальных выгод и
преимуществ
Весьма распространенный и часто действенный способ
стимуляции активности. Более того, для многих
школьников младшего и среднего школьного возраста
практически незаменимый:
если внутренние
источники познавательной активности слабы, желание
проявить себя и заявить о себе не развито, без них
трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода
гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей
подпитки требуют постоянного увеличения
«габаритов» как наказания, так и поощрения. Если
они — единственный источник активности, вряд ли
мы можем ожидать от ребенка хороших учебных
результатов.
Научиться грамотно сочетать все возможные
способы побуждения ребенка к учебной
активности, вовремя переходить от одного
способа к другому, подбирая к каждому
отдельному человеку его личную,
индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс
поддержания учебной мотивации.
Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"
Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"
Памятка для родителей и педагогов "ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.